Педагогическое сопровождение ребенка с особенностями в развитии
План:
1.Актуальность проблемы.
2. Сущность психолого-педагогического сопровождения.
3. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения.
4. Этапы психолого-педагогического сопровождения.
5. Список используемой литературы.
1. Актуальность проблемы
В настоящее время по некоторым данным 30% детей, поступающих в школу, имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной зрелости. От 43 до 65% первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей. По данным аттестации примерно около 10 % школьников не усваивают материал начальной школы, а 28 % переходят в среднее звено с существенным дефицитом знаний. Ежегодно на 10% увеличивается число подростков с нервно-психическими расстройствами.
43 — 65% первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей.
Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, а также тех, кто испытывает выраженные трудности в обучении, диктует необходимость обеспечить в системе образования службы сопровождения обучающихся и воспитанников, как средства гуманизации образовательного процесса. Исходя из этого, психолого-педагогическое сопровождение видится как в преодолении трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребенка.
1. Сущность психолого-педагогического сопровождения.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ — комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Субъекты сопровождения:
— дети;
— родители;
— педагоги.
Сопровождение в детских садах осуществляется следующими специалистами: музыкальный руководители, руководители по физической культуре, логопеды, психологи и педагоги.
Специалисты, осуществляющие сопровождение:
— музыкальный руководитель;
— руководитель по физической культуре;
— логопед;
— психолог;
— педагоги.
Психолого-педагогическое сопровождение характеризуется следующими принципами: системность, комплексность, интегративность, приоритет особых потребностей ребенка, непрерывность.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
— системность;
— комплексность;
— интегративность;
— приоритет особых потребностей ребенка;
— непрерывность.
Системность реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям. Помощь оказывается одновременно, усилия значимых взрослых координируются и согласуются с потребностями ребенка.
Комплексный характер психолого-педагогического сопровождения проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности.
В сопровождении реализуется принцип интегративности, поскольку предусматривается интеграция различных методов, методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов.
Сопровождение охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную.Учитывается семейный микросоциум, детские предпочтения, взаимоотношения со сверстниками.
Принцип непрерывности отражает необходимость ранней, с первых дней жизни ребенка, диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всей жизни. В этом усматривается защита прав лица с ОВЗ.
3. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.
Цель психолого-педагогического сопровождения — создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
- создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
- своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
- повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
- изучение индивидуальных особенностей детей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
— оказание помощи;
— создание благоприятного климата;
— диагностика и коррекция нарушений в развитии;
— повышение психологической и педагогической компетентности;
— изучение индивидуальных особенностей детей.
Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.
4. Этапы психолого-педагогического сопровождения.
Этапы психолого-педагогического сопровождения:
— диагностический;
— поисковый;
— консультативно-проективный;
— деятельностный;
— рефлексивный.
1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.
При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.
2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.
3. Консультативно — проективный этап. Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.
4. Деятельностный этап. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
5. Рефлексивный этап. Основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ.
Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:
— индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;
— возраст ребенка;
— наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;
— позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;
-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.
При построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:
— индивидуальные особенности ребенка;
— возраст ребенка;
— наиболее сформированные навыки;
— позиция семьи по отношению к ребенку;
— возможности образовательного учреждения.
Заслуживает быть отмеченным, что значимым аспектом в системе сопровождения являются отношения ребенка со сверстниками. Специалистам сопровождения необходимо решать проблемные ситуации ребенка, связанные с непринятием его обществом, из-за различных стереотипов, которые можно условно назвать «барьерами», препятствующими полноценному общению детей. Решение подобных ситуаций призывает проводить работу, как с детьми по преодолению у них негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои собственные силы. Это является важным так как детский коллектив для ребенка является мощным ресурсом. Ведь, от того как будут относится к нему его же сверстники, во многом, будет зависеть его душевное состояния и мотивация к учебе.
Именно комплексная деятельность специалистов может принести положительные результаты в решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации наших воспитанников.
Список используемой литературы:
1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012.
2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексногопсихолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010.
3. Борякова Н. Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии», https://lib.rus.ec/b/347737/read
4. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция). Л.П.Григорьева, Л. И. Фильчикова, С. С. Алиева и др.; Под ред. Л.П. Григорьевой. — М.: Академкнига, 2002.
5. Колесникова А., «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ», Статья z-vadami-rozumovogo-rozvitku.html
6. Морозова Н.Т. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст] /Н. Т. Морозова. — М.: Просвещение. — 1969.
7. Обучение детей и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] /Б. П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин [и др.] — М.: Академия, 2003.
МБДОУ детский сад №7 «Радуга», ул.Целинная — 77
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями в развитии
Составитель:
Педагог-психолог Гросс Е.В.
с. Кулунда
2018
Источник
Всовременной педагогике все большее значение приобретает понятие «сопровождение», рассматриваемое в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений. В словаре русского языка С.И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом – «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» (С.И. Ожегов, 1990).
«Сопровождать – провожать, сопутствовать, идти», – отмечает В.И. Даль.
Таким образом, исследование этимологии понятия «сопровождение» позволяет сделать вывод:
- оно рассматривается как совместные действия (система, процесс, виды деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении;
- предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъектно-объектных, так и в субъектно-субъектных отношениях;
- более того, сопровождение включает условно три компонента, не только субъектов-путников и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе;
- это, прежде всего, совместимость, на это указывает приставка «со» и смысл слова.
Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода сопровождаемого от помощи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе сопровождения педагог создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Л.Г. Субботина включает в педагогическое сопровождение поддержку и помощь воспитаннику.
М.И. Губанова рассматривает сопровождение как помощь, обеспечение, защиту, где одной из основной из составляющих выступает педагогическая поддержка. Поддержка и сопровождение могут рассматриваться как взаимопереходящие парадигмы педагогической деятельности, необходимые человеку на разных этапах его жизни.
Поддержка, с одной стороны, предваряет педагогическое сопровождение, а другой – следует за ним по запросу ребенка.
В отечественной педагогике способы и методы педагогической поддержки плодотворно разрабатывались педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.И. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов), которые в рамках педагогики сотрудничества обосновывали необходимость гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса. В их исследованиях гуманистическими установками, лежащими в основе педагогической поддержки, выступают:
- принятие личности ребенка, прямое обращение педагога к воспитаннику, диалог с ним, понимание его действительных потребностей и проблем, действенная помощь ребенку на основе принятия его таким, каков он есть на самом деле;
- эмпатийное понимание ребенка, что дает педагогу возможность полноценного и неиссякаемого межличностного общения с ним, оказание ему помощи именно тогда, когда она больше всего необходима;
- открытое, доверительное общение, которое требует, чтобы педагог не
играл свою роль, а всегда оставался самим собой; это дает возможность воспитанникам понять, принять и полюбить педагога таким, какой он есть.
О.С. Газман, Н.Б. Крылова выделяют следующие нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя:
- Любовь к ребенку и, как следствие, – безусловное принятие его как
личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать. - Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение с
ними говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. - Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.
- Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие
и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов. - Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»).
- Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.
- Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть
на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. - Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способностьизменить позицию и оценку/самооценку.
Исходя из сущности педагогической поддержки, Т.В. Анохина выделяет следующие этапы совместной деятельности педагога с ребенком:
- Диагностический: предполагает обнаружение проблем ребенка, осознание им их значимости и желания их разрешить.
- Поисковый: совместный с ребенком поиск причин и способов решения.
- Проектировочный: построение договорных отношений между педагогом и ребенком с целью продвижения к решению проблемы.
- Деятельностный: взаимодополняющая деятельность педагога и ребенка, где в основном действует сам ребенок, что не может ребенок, восполняется педагогом, психологом, врачом, социальным педагогом.
- Рефлексивный: анализ совместной деятельности по решению проблемы, обсуждение полученных результатов, способов решения проблемы.
Анализ психолого-педагогических исследований проблемы педагогического сопровождения позволил нам определить педагогическое сопровождение как целостный процесс поддержки и помощи в становлении и развитии личности воспитанника сиротского учреждения посредством системы действий воспитателя.
Таким образом, сущность педагогического сопровождения рассматривается и понимается в следующих значениях: как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как целенаправленный процесс; как педагогическая технология.
Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение» сопряжено с широким кругом социально-психологических, социально-педагогических и психолого-педагогических явлений (педагогическая помощь, психолого-педагогическая поддержка, социальная фасилитизация и др.) В научной литературе указанное понятие рассматривается как:
- помощь ребенку в его личностном росте, установки на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение (И.О. Карелина, Н.Л. Коновалова, Н.Г. Осухова, Ф.М. Фрумин, В.И. Слободчиков и др.);
- система деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (В.А. Айрапетова, А.В. Мудрик, Т.Г. Яничева и др.);
- сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и др.);
- поддержка и развитие субъектности личности (Е.В. Бондаревская, А.А. Золотарев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
- направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи (Ю.В. Слюсарев, И.И. Хасанова и др.).
А.А. Архипова выделяет два взаимосвязанных компонента в психолого-педагогическом сопровождении детей-сирот.
Первый из них – систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе обучения и воспитания. Предполагается, что с первых минут психолого-педагогическая служба начинает бережно и конфиденциально собирать и накапливать информацию о различных сторонах психической жизни и динамике развития ребенка, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого воспитанника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом педагоги и психологи имеют четкое представление о том, что именно они должны знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство необходимо и каким минимальными средствами оно может быть осуществлено.
Второй – связан с созданием специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям-сиротам. В качестве основных характеристик сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека, особые отношения между участниками этого процесса.
О.К. Бережная, А.А. Архипова подчеркивают, что психолого-педагогическое сопровождение воспитанников должно быть ориентировано на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношении с миром и с самим собой, а также для совершенствования каждым ребенком личностно значимых выборов. Рассматривая данную проблему применительно к детям-сиротам в условиях школы-интерната следует отметить, что существуют различные виды сопровождения данной категории детей. В зависимости от концептуальных предпосылок и возможности привлечения специалистов, оно определяется как «психолого-педагогическое» или «социально-педагогическое», рассматривается в контексте социализации детей-сирот.
Так, О.В. Бережная характеризует психолого-педагогическое сопровождение как средство социализации. По ее мнению модель данного процесса в условиях школы-интерната включает в себя:
Экспертно-прогностический компонент | Характеристика воспитанника школы-интерната описываемая через ключевые (ведущие) социальные и социально-психологические компетенции, определяющие систему оценки уровня адаптации детей-сирот |
Диагностический компонент | Система комплексного диагностического (психолого- медико-педагогического) обследования воспитанников с акцентом на оценку уровня социальной компетенции |
Содержательно-технологический компонент | Система взаимодействия традиционных и специально организованных служб школы-интерната и их деятельности по реабилитации и сопровождению детей-сирот в учреждении |
Организационно-управленческий компонент | Система внешних коммуникаций школы-интерната, обеспечивающих оптимальные условия социальной адаптации детей-сирот |
Кадровый компонент | Функционал и профессиональная компетентность специалистов,осуществляющих работу с детьми-сиротами в школе-интернате, в том числе программа их профессиональной подготовки и повышения квалификации |
Использование термина «психолого-педагогическое сопровождение» применительно к процессу формирования социального опыта воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната продиктовано необходимостью интеграции процессов поддержки, защиты, помощи в процессе взаимодействия с окружающей средой. Использование данного термина свидетельствует, что сопровождение осуществляется воспитателями в педагогической деятельности педагогическими методами и средствами. Использование психологических средств является дополнительным.
Методологичекими принципами психолого-педагогического сопровождения в условиях специальной (коррекционной) школы являются:
- Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Осуществляется группой специалистов: врач, педагог дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог.
- Системный подход предполагает анализ результатов психической деятельности воспитанника на каждом этапе развития. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционно-развивающих мероприятий.
- Динамический подход предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития воспитанника, а также учет его возрастных особенностей. (ведение мониторинга).
- Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка – этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества воспитанника со взрослым при усвоении им новых способов действий.
- Принцип единства диагностической и коррекционной помощи необходим при составлении индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения воспитанника.
- Принцип наблюдаемости. Применительно к детям-сиротам ученые вводят дополнительно наблюдаемый этап. В его рамках именно в условиях сиротского учреждения воспитанник по завершению основных сопроводительных мероприятий остается в фокусе внимания педагога.
- Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната отражает базовые принципы, этапы, технологии и методы совместной деятельности педагога, воспитателя, психолога и других специалистов.
- Психолого-педагогическое сопровождение-это непрерывный процесс поддержки силами всех специалистов.
- Психолого-педагогического сопровождения воспитанников -это комплекс мероприятий: диагностика, определения прогноза психического развития и оценка потенциальных возможностей ребенка.
Только при реализации вышеназванных положений можно говорить о психолого-педагогическом сопровождении как об одном из эффективных технологий успешной социальной адаптации детей-сирот с особенностями развития.
Список литературы:
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под редакцией В.В. Воронковой -М.: Школа-Пресс, 2004.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии. Авт.-сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. -М.: издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
- В.Р. Шмидт Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников, Т.Ц. «Сфера», 2005.
- Т.В. Потапова Беседы о профессиях с детьми -М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Умственная отсталость у детей: Метод. пособие для студ. Сост. О.П. Рожков -М.: издательство НПО «МОДЭК», 2007.
- Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной — 5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Подобие для учителей и студентов дефектологич. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой -М.: Школа-Пресс, 1994.
- Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин Коррекционная педагогика: -2-е изд., «Феникс, МарТ», 2010.
Источник