Педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка

Педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка thumbnail

Библиографическое описание:


Шилова С. А., Чичканова Т. А. Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 210-212. — URL https://moluch.ru/archive/149/41767/ (дата обращения: 05.04.2020).



В условиях внимания к субъект-субъектному характеру отношений на дошкольной и начальной ступенях образования актуальным становится обращение к вопросам педагогического сопровождения ребенка в ходе образовательного процесса. Этот вопрос представляет научный интерес многих современных педагогов, которые, однако, до сих пор не определились с окончательным вариантом его понимания (Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Н. В. Куренкова, Е. Б. Манузина, Т. Н. Сапожникова, Т. В. Солодовникова, А. Р. Уразова и др.). В словаре В. Даля слово «сопровождать» понимается как «провожать, сопутствовать, идти вместе, следовать»; в словаре С. И. Ожегова речь идет о следовании «вместе с кем-чем-нибудь», т. е. основу понятия составляют совместные действия субъектов по отношению к друг к другу.

Исследователи разных предметных областей конкретизируют понятие. Так, например, психологи считают, что сопровождение — это «совместная деятельность специалистов образования, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, социализации и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде» [5, с. 375]. М. Р. Битянова пишет, что сопровождение выполняет функцию координации результатов воздействия на воспитанника, качественных и количественных изменений в процессе его развития среди других людей; оно способствует успешной адаптации ребенка к условиям его жизнедеятельности и предполагает: «следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза», опору на личностные достижения; создание условий для «самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой», для личностно значимого жизненного выбора; создание в рамках «объективно данной ребенку социально-педагогической среды» условий для его «максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» [3, с. 21]. Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова считают задачей сопровождения не ограждение ребенка от трудностей, а помощь в осознанном выборе и понимании ответственности за него [2].

В педагогике проблема сопровождения нашла отражение в исследованиях Е. И. Казаковой, Е. Б. Манузиной, Л. И. Пономаревой, Г. В. Самусевой, Т. Н. Сапожниковой, Т. В. Солодовниковой, Е. В. Стародубцевой, А. Р. Уразовой, Н. О. Яковлевой и др.). Ученые отмечают, что понятие основывается на идеях о связи обучения с жизнью и опытом ребенка, на педагогическую антропологию К. Д. Ушинского, принципы гуманистической педагогики В. А. Сухомлинского, на идее воспитания любовью Ш. А. Амонашвили, на гуманистической психологии К. Роджерса, на идеях свободного воспитания. Период появления термина — 1990-е гг., время нового этапа в развитии идеи личностно ориентированного образования [9, с. 37]. Т. В. Солодовникова отмечает, что в 1997 г. Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына трактовали термин как помощь субъекту в ситуации жизненного выбора [14, с. 39]. В 2003 г. психолого-педагогическое сопровождение в официальных документах было определено как «особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации» [7, с. 57]. Н. О. Яковлева считает, что педагогическое сопровождение «выкристаллизовалось» из комплексного, стало самостоятельным феноменом и на сегодняшний день является: 1) органической частью учебно-воспитательного процесса; 2) одним из важнейших принципов организации учебно-воспитательного процесса; 3) видом педагогической деятельности [18, с. 46]. Объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. В. И. Волынкин под «сопровождением» понимает систему профессиональной деятельности, задача которой — «создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе» [4, с. 4]. На уровне отдельного человека педагогическое сопровождение, по мнению Е. Б. Манузиной, Г. В. Самусевой, Е. В. Стародубцевой, предполагает «целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении» [6, с. 109; 12; 13]. Роль педагога в Е. А. Александрова видит в создании для обучающегося «чувства локтя», т. е. уверенности в том, что рядом всегда есть человек, на которого можно положиться в случае необходимости [1, с. 74–78]. Педагогическое сопровождение, убеждена А. Р. Уразова, есть «умение педагога быть рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в обучении, воспитании, следовательно, и развитии» [16, с. 457]. Г. В. Пичугина уверена, что педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей [8, с. 3–6]. Л. И. Пономарева уверена, что это — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном участии педагога [10, с. 171–174]. Согласно определению Т. В. Солодовниковой, педагогическое сопровождение — это «целенаправленное педагогическое взаимодействие, при котором учитель создает для обучающегося условия для осмысления своей роли в жизни, развития внутренних сил и творческого потенциала, раскрытия способностей, саморазвития и самореализации, для принятия решения в ситуации выбора, учитывая его возрастные, психологические, индивидуальные особенности и способности, и формирует личность в соответствии с социокультурными требованиями общества» [14, с. 39–40]. Задачи педагога: принимать воспитанника таким, какой он есть, помочь ему лучше понимать себя и развиваться, выявлять и активизировать движущие силы обучающегося, формировать у него положительную мотивацию [17].

Н. О. Яковлева считает педагогическое сопровождение самостоятельным педагогическим феноменом, оно: 1) продолжительно во времени и непрерывно, в отличие от помощи и поддержки как разовых акций; 2) ориентировано на конкретный процесс, является ему дополнением и сопровождает его (помощь и поддержка — временные воздействия, краткосрочные); 3) основано на непосредственном контакте, взаимодействии субъектов — воспитанника и педагога (в отличие от помощи и поддержки, которые вполне могут оказаны без личного контакт, «на расстоянии»); 4) предполагает конкретные действия педагога (помощь и поддержка могут — это, скорее, «рекомендательно-абстрактные» явления и рассчитаны на самостоятельное выполнение воспитанником рекомендуемых действий); 5) для проектирования действий опирается на результаты диагностик (помощь и поддержка оказываются оперативно, с учетом интуиции и опыта); 6) это масштабное педагогическое действие, которое может предполагать также в своем составе помощь и поддержку [18, с. 47–48].

Е. А. Рыбакова уточняет понятие педагогического сопровождения в области поддержки творческой деятельности ребенка, называя его процессом «целенаправленного взаимообмена и взаимообогащения смыслом творческой деятельности, опытом между значимым взрослым и ребенком дошкольного возраста, включающий в себя защиту, поддержку педагогом воспитанника, содействие ему и взаимодействие с ним в творческой деятельности, главным результатом которого становится порождение у ребенка нового образа себя и своих возможностей» [11, с. 8].

Т. Н. Сапожникова называет функции педагогического сопровождения: социально-ориентирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, стимулирующую, организационно-деятельностную, рефлексивно-оценочную [13, с. 6]. Они отражают содержание сопровождения, которое осуществляется на основе дидактических принципов: индивидуальный подход, возрастной, личностный подход, дифференцированный подход и на основе активной позиции обучающегося. Следует отметить отсутствие прямых критериев оценки эффективности педагогического сопровождения: результативность сопровождаемого процесса может отчасти являться показателем достижений, но, согласно позиции Н. О. Яковлевой, которая выглядит убедительной, во-первых, это показатель косвенный и, во-вторых, он не может быть единственным [18, с. 47–48].

Таким образом, педагогическое сопровождение требует дополнительного изучения и коррекции его содержания и структуры согласно динамике современной образовательного пространства.

Литература:

  1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Ученые записки. Т. 1. Серия: Психология. Педагогика. — 2008. — № 1–2. — С. 74–78.
  2. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2002. — 208 c.
  3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  4. Волынкин В. И. Педагогическое сопровождение в социокультурной деятельности: монография. — Астрахань: Астраханский ун-т, 2011. — 229 с.
  5. Звонарева О. В. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития детей дошкольного возраста с предпосылками интеллектуальной одаренности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 54. — С. 373–378.
  6. Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 1. — С. 109–113.
  7. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28–51–513/16 и Приложение к письму: Синягина Н. Ю., Косаренко С. Г. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процесс в условиях модернизации образования // Вестник образования России. – 2003. – № 17. С. 53–65.
  8. Пичугина Г. В. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании // Школа и производство. — 2009. — № 8. — С. 3–6.
  9. Полторацкая Н. Л. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания личности в научном наследии П. Д. Юркевича: дисс. канд. пед. наук. / Смоленский государственный университет. — Смоленск, 2006. — 205 с.
  10. Пономарева Л. И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 10. — С. 171–174.
  11. Рыбакова Е. А. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук. / Челябинский институт переподготовки и повыш. квалиф. работников образования. — Челябинск, 2015. — 26 с.
  12. Самусева Г. В. Проблема становления личностного опыта младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Перспективы науки и образования. — 2013. — № 2. — С. 40–48.
  13. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: дис. д-ра пед. наук. / Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. — Ярославль, 2010. — 431 с.
  14. Солодовникова Т. В. Генезис понятия «педагогическое сопровождение» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 4 (89). — С. 38–43.
  15. Стародубцева Е. В. Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 121–123.
  16. Уразова А. Р. Модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2. — С. 457.
  17. Чичканова Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве [Текст] / Т. А. Чичканова, Н. С. Искрин // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 163–166.
  18. Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2012. — № 4 (263). — С. 46–49.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Источник

Татьяна Жилина
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно–образовательного процесса в ДОУ

Душа – то, чем люди пишут

стихи и чем их понимают.

/Марина Цветаева/

В настоящее время определены Федеральные государственные требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, неврозами и неврозоподобными состояниями.

Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Исходя из этого основной целью психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой:

1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т. е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. ;

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.

Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:

психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе;

— коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;

психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;

психологическоепросвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.

Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.

Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.

Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).

(Слайд 9)Для обследования применяются следующие методики:

• Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;

• Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);

Психосоциальная зрелость (С. А. Банков) (начало года);

«Графический диктант» (Д. Б. Эльконин);

• Мотивационная готовность (Л. А. Венгер) (конец года).

Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С. Д.

Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».

Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся консультации в информационные папки в каждой группе.

Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программы В. М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников» с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождениеребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: работа с агрессивными детьми (сказкотерапия, с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А. Л., программа Арцишевской И. Л., тревожными, застенчивыми детьми (Г. Б. Монина, Е. К. Лютова, работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М. М.).

Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.

Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.

Психологическое просвещение, т. е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.

Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей,можно отметить:

• Поставленные цели и задачи реализуются

• Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем

• Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых

• Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы

• Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

И прав был В. А. Сухомлинский,когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Источник