Педагогическое сопровождение музыкального развития ребенка
люция гаптулхаева
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе музыкального воспитания дошкольников
К началу дошкольного возраста ребенок приходит в детский сад уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они проявляются в его мимике, словах и движениях. Значительное, но не всегда доступно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка педагогом его поступков. У большинства детей положительные оценки педагога повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. Для понимания детских эмоций педагогу необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. Исходя из всего выше сказанного, я поставила себе задачу ознакомить педагогов дошкольного учреждения с теоретическими основами артпедагогики.
Музыкальные занятия, слушание сказок, знакомство с природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Если у преддошкольников мы можем наблюдать лишь зачатки моральных переживаний, то в дошкольном возрасте при надлежащих условиях воспитания они достигают высокой степени развития. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении каких-либо своих обязанностей и огорчения, если что-то не получается. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.
Музыка может стать одним из наиболее ярких языков общения ребенка в раннем и дошкольном детстве. Она имеет свой, особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний и отношений. В результате общения с музыкой, ребенку передаются ее чувства: радость, грусть, сожаление, тревога, нежность и т. д. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря этому развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка, по мнению Батчаевой Н. А., может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухомоторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга – основы для нормального развития речи.
В последнее время многие авторы говорят об актуальности использования в учебно-воспитательном процессе элементов арттерапии. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библиотерапия; танец, движения – кинезатерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды.
Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является психоккорекционным направлением (в медицине и психологии, имеющие в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтические (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Положительный эффект в коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта: коррекция психоэмоционального состояния и лечебно-оздоровительная направленность пения. Коррекция эмоционального состояния ребенка средствами вокалотерапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение, так и групповой (хор) формах. Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме танцетерапии, коррекционной ритмике, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления – кинезитерапии. Формы движений, применяющихся в коррекции, могут быть разными. Танец – это особая форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Через пластику тела передаются определенные чувства и переживания. В качестве главного средства выражения различных состояний человека в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.
Коррекционная ритмика – это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Музыка регулирует движение и дает четкие представления между временем, пространством и движением. Именно эта широта проявлений ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Особенностью коррекционно-ритмической терапии является наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением, как лечебный фактор. Её действие будет более эффективным, если ритм, как организующий элемент музыки, положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика помогает развивать у ребенка внимание и память. Именно поэтому коррекционная ритмика очень широко используется в специальных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
Одной из современных методик, относящихся к кинезитиропии, является психогимнастика (Чистякова М. И.). Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии: этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка. Психогимнастика по задачам и содержанию близка к программе рационально-эмоционального воспитания. Основная ее цель – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и в процессе занятий психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, учатся ими управлять.
Таким образом, психогимнастика примыкает к психоккорекционным методикам, задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М., 2003. – 87 с.
2. Башаева Т. В. Развитие чувств у детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
3. Чистякова М. С. Психогимнастика / Под ред. Буянова М. И. – 2-е изд. – М. :Просвящение: Владос. – 1995. – 160 с.
4. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – Изд. 2-е перераб., доп. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Вместе с детьми).
Источник
Хошафян Вартитер
Проект «Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Актуальность проблемы:
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения. В рамках этой работы в течение учебного года реализуются различные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети с дошкольного возраста, что в свою очередь, будет способствовать раскрытию и развитию личностного потенциала способных и одаренных детей.
Цель проекта – создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.
Задачи:
1. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
2. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
3. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
4. Развивать эмоциональную сферу ребенка.
5. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, потребность в восприятии музыки.
6. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
7. Развитие познавательных и творческих способностей.
Реализация проектаосуществляется в следующих направлениях:
1. «Музыкальные шедевры» — приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.
2. «Веселые нотки» — обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, развитие исполнительского мастерства в ансамбле и в оркестре, обучение выразительному исполнению музыки, способности к инструментальной импровизации.
3. «Соловушка» — развитие вокальных данных у детей, обучение пению.
Методические принципы:
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре, а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:
• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
• Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
• Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)
3. Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Формы:
• Музыкальное занятие
• Развлечения
• Вечера досуга
• Самостоятельная игровая деятельность
Особенности взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так я знаю, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знаю и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбираю задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.
Музыкально одаренные дети, нуждаются в особом внимании со стороны родителей, педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям.
Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной.
Для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали кружковую работу.Она ведется в двух направлениях:
– участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровне;
– подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.
Большой мотивационной силой является новизна — музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не сводится к простому разучиванию и репетициям.
Работая с одаренными детьми я всегда оставляю место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала.
Материально-технические условия организации педагогического сопровождения музыкально-одаренных детей не многим отличаются от условий организации музыкального воспитания всех воспитанников детского сада. К ним относится, прежде всего, предметно-развивающая среда в которой протекает воспитательный процесс.
Заключение
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
В результате реализации данного проекта ожидаем результаты:
1. Воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальности реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, (праздничные программы, конкурсы, фестивали и т. д.) организованных в детском саду, на муниципальном уровне.
2. Педагоги детского сада и родители знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала.
Яркие мероприятия проекта и наиболее значимые достижения воспитанников будут представлены в местной газете «Заря», областной газете «Большой Ростов», передаче Дон-ТР
Для оценки эффективности реализации проекта необходимо на протяжении межаттестационного периода вести мониторинг участия воспитанников в детских фестивальных и конкурсных движениях на муниципальном уровне, мониторинг развития музыкальных способностей воспитанников, готовые результаты реализации проекта, педагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон.
2. Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, бубны, духовые, шумовые.
3. Коллекция детских музыкальных инструментов по системе Карла Орфа.
4.Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД — диски, грампластинки.
5.Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, DVD – проигрыватель.
Методическое сопровождение проекта.
1. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
2. Консультативный материал для родителей.
3. Картотека игр.
4. Подборка музыкальных загадок.
5. Подборка стихов о музыке.
6. Рисунки.
Источник
Анна Белокурова
Статья Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
А. А. Белокурова,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 3
«Хрустальный башмачок», г. Тамбов
В настоящее время проблема развития одаренных детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы дошкольного образования.
В отечественной психологии к проблеме музыкальных способностей и одаренности одним из первых обратился Б. М. Теплов. Именно он определил музыкальную одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [1, с. 82]. Наиважнейшим компонентом и главным показателем музыкальной одаренности, выделенным Б. М. Тепловым, является способность эмоциональной отзывчивости на музыку. В дошкольном возрасте именно этот показатель становится ориентиром для раннего выявления музыкальной одаренности у ребенка. Насколько быстро и непосредственно малыш реагирует на музыку, насколько яркими и нестандартными бывают проявления его музыкальных переживаний, настолько более одаренным, исключительным является сам ребенок.
Базируясь на исследованиях Б. М. Теплова, в структуре музыкальной одаренности детей дошкольного возраста можно вычленить общие и частные музыкальные способности. В состав общих музыкальных способностей входят сенсорные музыкальные способности (музыкально-интонационный слух – мелодический, тембровый, динамический, гармонический, чувство ритма, интеллектуальные музыкальные способности (музыкальное мышление, музыкальное воображение, музыкальная память. К частным музыкальным способностям отнесены абсолютный слух и исполнительские способности.
Исследователи отмечают, что выдающиеся музыкальные способности у
детей обнаруживаются, как правило, до семи лет. Музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров, в два-три года хорошо различают мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют.
Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, очень быстро и прочно запоминают музыку. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать на музыкальных инструментах. В пять-шесть лет дети стремятся к достижению результата в музыкальной деятельности, прилагая максимум усилий для того, чтобы деятельность была успешной. В возрасте шести-семи лет у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, возможны первые шаги в мир профессионального искусства.
Педагогическое сопровождение детей с музыкальной одаренностью в дошкольном учреждении должно быть направлено на их гармонизацию и развитие.При этом необходимо решить следующие задачи:
• Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
• Формирование эстетического вкуса.
• Стимулирование развития творческой деятельности.
Работу с одаренными детьми можно условноразбить на несколько этапов: диагностический, информационный, развивающий.
Функция музыкального руководителя при организации работы с одаренными детьми на диагностическом этапе заключается в выделении группы детей со специальными способностями и углубленной диагностике с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап предполагает просвещение и сотрудничество с родителями, воспитателями и специалистами детского сада по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности, направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы, Дома творчества.
Развивающий этап включает разработку и внедрение программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей с учетом развития их индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода, активное участие педагога в преобразовании развивающей среды.
Организуя образовательную деятельность со всеми детьми группы, необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с одаренными детьми, чтобы с одной стороны, дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. Музыкальный руководитель также организует индивидуальную работу с одаренными детьми, давая им специальные задания в соответствии с их задатками.
Творческий потенциал и развитые способности музыкально одаренных детей незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Такие дети принимают участие в различных конкурсах, смотрах, фестивалях, мероприятиях городского и областного уровня.
Работа с одаренными детьми требует от педагога личностного роста, современных знаний в области психологии музыкальной одаренности, педагогической гибкости, а также тесного сотрудничества с специалистами, воспитателями и родителями.
Музыкально одаренные дети – это наше будущее национальное достояние, духовный, творческий потенциал России. Музыкальная одаренность в дошкольном возрасте, при поддержке и развитии, может стать определяющим фактором в выборе жизненного пути, явиться пусковым механизмом становления будущих грандиозных музыкальных талантов.
Список использованной литературы:
1. Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст]: В 2-х т. Т. 1 / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
Источник