Педагогическое пространство социокультурного развития ребенка

Ольга Москвичева
Доклад «Социокультурное пространство ДОУ»

Москвичева О. В.

Социокультурное пространство ДОУ

В настоящее время в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особенно актуальным становится создание предметно-пространственной развивающей среды. Одной из основных задач ФГОС ДО является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей (пункт 1.6).

На психическое, физическое, личностное развитие ребенка дошкольного возраста, по данным последних исследований,оказывают влияние такие аспекты как: поведение педагога; тип образовательной программы; количественное соотношение детей и взрослых; характер организации развивающей предметно – пространственной среды.

Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, ДОО должна обеспечить социокультурную среду сопровождения личности ребенка дошкольного возраста.

Сегодня, говоря об образованном человеке, мы представляем себе человека, обладающего не только специальными предметными знаниями, но и о человеке, разностороннем развитом. Такое разностороннее образование детей возможно лишь в специально организованных условиях, то есть существует необходимость создать развивающую предметно-пространственную и социокультурную среду.

Социокультурнаясреда образовательного учреждения понимается как целостное единство:

1) происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей. В МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка» проходят мероприятия,посвященные значимым событиям: «Осенины», «День города», «День матери», «Новый год», «Международный женский день», «День защитников Отечества», «День Победы», «День знаний», «День смеха», «Масленица». При организации праздников стараемся учитывать интересы детей, привлекаем к участию родителей.Большую роль играет театрализованная деятельность: дети получают огромный заряд теплых и добрых эмоций после постановки, просмотра кукольных театров, сказок.

2) существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения, отношения.Это отношение воспитывается через: сказки, песни, инсценировки, стихи и потешки. В нашем МДОУ проводятся дни добрых дел, акция «День психологического здоровья», акция «Подари росток»,

3) предметно-пространственной среды образовательного учреждения. В нашем МДОУ развивающая предметно-пространственная среда организована в виде хорошо разграниченных зон (уголков, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. В группах МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»организованы следующие центры развития:

— уголок для сюжетно-ролевых игр;

— уголок ряжения;

— книжный уголок;

— зона для настольно-печатных игр;

— зона выставки (детского рисунка и творчества);

— уголок наблюдений за природой;

— спортивный уголок;

— игровой уголок;

— уголок экспериментирования и исследования;

— патриотический уголок.

— уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной.

Кроме того, в нашем МДОУ развивающая предметно-пространственная среда организуется как культурное пространство,которое оказывает воспитывающее влияние на детей:

— музей народно-прикладного искусства «Здесь Родины моей начало»;

— мини-музей народных промыслов;

— тематический мини-музей (часы 10 гр.)

— репродукции картин (12 гр.).

Синонимом социокультурной среды можно назвать детско- взрослую общность. Эта среда не замкнута в дошкольном «мире», а выводит детей в реальные социальные, а сотрудников в партнерские отношения, и производит общественное благо.

В условиях модернизации современной образовательной системы в Российской Федерации значительно повышается роль дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Детский сад сегодня это не только учреждение, основная функция которого присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, но и организация, оказывающая образовательные услуги. Дошкольная образовательная организация – это открытая социальная система, активно взаимодействующая с разнообразными социальными партнерами: родителями воспитанников, школами, музеями, библиотеками, спортивными учреждениями и другими.

Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает на протяжении нескольких лет с различными организациями: МОУ СОШ №4, ЦДТ «Светлячок», МУК «Городской культурный центр», ФОК «Юность», Детская библиотека им. А. С. Пушкина, школа искусств им. Толкуновой, театральная студия г. Саратова «10-е королевство». Кроме того организуются экскурсии в соответствии с годовым планом работы (в ателье, магазин, почту, музей).

Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе «детский сад – школа». Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования «Программы» по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с «программами» для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.

Дает возможность познакомить детей подготовительной группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе.

Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами) значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.

Живая классическая музыка оставляет яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, знакомит с его эталонами, создает мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.

Проведение концертов – встреч позволяет приобщать дошкольников к лучшим образцам музыкального и исполнительского искусства, предоставляет детям возможность познавательного творческого общения со сверстниками, старшими детьми и со взрослыми.

Сотрудничество детского сада с ФОК «Юность» позволяет знакомить дошкольников с различными видами спорта, со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона. Создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. Педагоги детского сада приобщают сотрудников и семьи воспитанников, в которых родители или старшие дети профессионально занимаются спортом к работе по взаимосотрудничеству.

Таким образом, данная форма работы способствует более тесному контакту всех участников взаимодействия, а также сплочению детско-взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников развиваются эмоционально-нравственные качества, формируется морально-этические нормы поведения, позитивные нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими.

Анализ проделанной работы свидетельствует о том, что интеграция в воспитательном пространстве многочисленных групповых и индивидуальных субъектов (семья, школа, спортивные учреждения, культурные учреждения и другие социальные институты, объединенных решением общих задач воспитания, значительно увеличивает их воспитательный потенциал, создает условия для его развития.

Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры, что является основой гармонично развитой личности.

Источник

Расширение социокультурного пространства ДОУ

Повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально-экономических условий. Основной функцией воспитания сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки дошкольного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане. Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве.

     «Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда каждого — это, особое – личностное – пространство познания и развития». 

      Культурная среда конкретного образовательного учреждения – это пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее те же основные параметры среды. Культурная среда образовательного учреждения во многом зависит от сложившейся культурной среды региона.

Исходя из этого, проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении мы  осуществляли, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросоообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.

      Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в ДОУ стало взаимодействие с различными городскими  учреждениями образования,  культуры и спорта: МОУ гимназия № 26 имени Андре Мальро, музыкальная школа имени  П.И. Чайковского, центр детского творчества «Радуга», Дворец водных видов спорта, Ледовый дворец, плавательный бассейн ТЭЦ-1.

Целью данного взаимодействия является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, проявляющей себя субъектом социального бытия, свободно реализующейся в динамичном мире.

Совместное решение социокультурными институтами задач воспитания основывается, прежде всего, на их взаимодействии по достижению общих целей и результатов, по решению значимой для них проблемы или задачи.  

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Разработать концепцию взаимодействия социокультурных институтов.

— Концепция взаимодействия социокультурных институтов включает в себя: анализ и характеристику социокультурного института,   обусловленного их спецификой, выполняемыми ими задачами и функциями,  которые они в себе несут;

2. Разработать основные модели взаимодействия социокультурных институтов.

— Описание моделей взаимодействия социокультурных институтов, их основные характеристики, условия их реализации; обоснование и представление механизмов взаимодействия. Основа для организации взаимодействия определяется тем, что его участники дополняют друг друга в своем позитивном влиянии на ребенка.

3.  Определить условия реализации основных моделей взаимодействия социокультурных институтов.

Условиями реализации моделей, приводящими к развитию социокультурных взаимосвязей выступают: гибкость, открытость взаимодействия; ориентация на потребности динамично меняющегося социума и взаимодействие со средой (семьей, учреждениями культуры и т.д.); проектный характер совместной деятельности; интеграция учебной и внеучебной воспитательной деятельности;

Для осуществления поставленных задач

       Нами были разработаны модели взаимодействия социокультурных институтов, стимулирующие развитие воспитательного пространства, условия их реализации, важнейшие характеристики;

Реализация моделей взаимодействия социокультурных институтов осуществлялась в несколько этапов:

1этап – выбор  социокультурных институтов, определение характера взаимодействия.

На первом этапе мы выбрали те социокультурные институты, которые хотели бы взаимодействовать с нашим ДОУ – это МОУ гимназия № 26 имени Андре Мальро, музыкальная школа имени  П.И. Чайковского, выставочный центр «Радуга», Дворец водных видов спорта, Ледовый дворец, плавательный бассейн ТЭЦ-1.

  1.  этап  — определение: целей и задач взаимодействия социокультурных институтов в решении воспитательных задач; возможностей, степени и меры их участия в решении общих задач; зон ответственности; проектирование совместной деятельности.
  1.  этап — реализации моделей взаимодействия, их развития.
  2.  этап — анализ результатов деятельности.

Изучение опыта организации взаимодействия социокультурных институтов позволило нам выделить общие характеристики моделей:

— наличие у них воспитательного потенциала, обусловленного функциями институтов, их задачами,  которые они в себе несут, и позволяющего использовать их в решении общих задач воспитания;

— ориентация на взаимодействие, основанная на принципах дополнительности и партнерства и способствующая интеграции их воспитательного потенциала;

— единая схема построения моделей, включающая в себя структуру, содержание и субъектов взаимодействия;

— изменения, происходящие в содержании, структуре взаимодействия и в позициях его участников по мере развития самого взаимодействия.

Модели взаимодействия

Цель взаимодействия

Задачи взаимодействия

Содержание работы

«ДОУ — Школа»

Формирование эффективной системы обучения и воспитания, направленной на полноценное личностное развитие детей.

  1. Создание  оптимальных условий для интегрированного образования выпускников детского сада в школе.
  2. Использование новых образовательных технологий, в том числе информационных, отвечающих современным требованиям ФГТ.
  3. Внедрение в практику работы школы  и  детского сада здоровьесберегающих педагогических технологий.
  4. Развитие общих традиций в работе детского сада и МОУ школы  через совместные мероприятия.
  • Педагогические советы,  
  •  Круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности.
  • Экскурсии детей-дошкольников в школу. 
  • Участие в торжественных линейках
  • Встречи родителей с будущими учителями.
  • Выступления с концертами.
  • Совместные спартакиады.

«ДОУ – выставочный центр «Радуга»

Формирование основ художественного мышления,  мировидения, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности.

1. Развитие потребности в художественном творчестве;2. Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;3. Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей уважение, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу;

  • Посещение выставок
  • Мастер-классы для дошкольников
  • Занятия

«ДОУ – дворец водных видов спорта, плавательный бассейн ТЭЦ-1, Ледовый дворец.

Цель: создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России.

1. Ознакомление детей с разными видами спорта;

2. Развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;

3. Расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных под руководством специалиста высокого класса;

4. Воспитание чувства патриотизма и интернационализма;

  • Посещение тренировок по хоккею, фигурному катанию, синхронному плаванию.
  • Мастер-классы
  • Занятия по плаванию
  • Организация групп семейного плавания.
  • Аквафитнес для родителей

«ДОУ – музыкальная школа Чайковского»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.

  1. Концерт учащихся музыкальной школы в ДОУ
  2. Экскурсии в музыкальную школу

В результате реализации моделей были отмечены, детально охарактеризованы и проанализированы следующие изменения во взаимодействии социокультурных институтов:

— в содержании взаимодействия: появление новых социально направленных проектов и программ; они приобретают целостность, взаимосвязанность;

— в структуре взаимодействия: возникновение новых сообществ детей и взрослых, новых групп взаимодействия (творческие группы детей, родителей, педагогов, участвующие в совместной деятельности).  

— в позиции детей; для  дошкольников расширяются возможности участия в разных видах деятельности, связях и взаимоотношениях участников взаимодействия, в основе которых лежит сотворчество детей друг с другом и со взрослыми; создание дополнительных возможностей для стимулирования активной позиции детей и взрослых.

— в позиции педагогов: отмечено, что приобретаемый ими в ходе взаимодействия опыт ориентирует их на инновационный характер деятельности, создает условия и открывает широкие возможности не только для использования среды, но и для ее преобразования, значительно повышает воспитательный потенциал обучения за счет расширения рамок различных видов деятельности.

     Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе «детский сад – школа». Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования «Программы» по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с «программами» для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.

Дает возможность познакомить детей подготовительной группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе.

Для первоклассников сотрудниками детского сада были организованы детско — родительские выставки «Пасхальное яйцо», «Ёлочка — красавица».

Ученики начальной школы подготовили концерт: «Народные мотивы» где показали детям  народную сказку: «Трусливый заяц», продемонстрировали марийский и русский танцы и исполнили народные песни.

Старшеклассники подготовили для дошкольников музыкально-творческую программу «Мы дети России», где затронули аспекты патриотического воспитания.

Танцевальный коллектив детского сада «Озорные бусинки» выступал на «Выпускном вечере» и на празднике «День знаний» в школе.

В неделю  педагогического  мастерства «Зимние  игры  и  забавы», мы  организовали для детей старшего  дошкольного возраста и учеников начальной  школы, весёлое  спортивное  мероприятие  на  улице, которое  включило  в себя различные эстафеты  и  игры: катание на  санках, хоккей, перетягивание каната  и  конечно же  весёлые  считалочки и кричалочки.

Сотрудничество детского сада с музыкальной  школой позволяет организовать  и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета) значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.

Живая классическая музыка оставляет  яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, знакомит с его эталонами, создает мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.

Дети знакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами; артистами балета, танцующими под классическую музыку, и др.

   Реализация этой модели взаимодействия  поможет преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса, к замене музыки в «живом» исполнении – грамзаписью.

Проведение концертов – встреч позволяет приобщать дошкольников к лучшим образцам музыкального и исполнительского искусства, предоставляет детям возможность познавательного творческого общения со сверстниками, старшими детьми и со взрослыми.

Сотрудничество детского сада со спортивными  школами позволяет знакомить дошкольников с различными видами спорта,  со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона.

Создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом.  В рамках взаимосотрудничества спортсмены высокой квалификации – мастера спорта, мастера спорта международного класса, рекордсмены и чемпионы,  проводят мастер-классы, рассказывают детям о своей любви к спорту, о пути, который привел их к высоким спортивным достижениям. Такие встречи создают праздничную атмосферу, вызывают положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.

Привлечение родителей к встречам со спортсменами повысит их компетентность в области физического воспитания детей и вызовет интерес к совместным физкультурным досугам. По рекомендации педагогов дошкольных образовательных учреждений и самостоятельно родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки в своем микрорайоне, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях, традиционно проводимых в Йошкар-Оле.

Педагоги детского сада  приобщают сотрудников и семьи воспитанников, в которых родители или старшие дети профессионально занимаются спортом к работе по взаимосотрудничеству.

Организация и проведение мастер – классов по разным видам спорта расширяет кругозор детей в вопросах физической культуры и спорта, формирует интерес к определенному виду спорта и расширяет двигательный опыт детей за счет освоения новых доступных движений под руководством профессиональных спортсменов.

      В конце учебного года проводятся встречи педагогов детского сада и сотрудников социальных институтов с целью обсуждения результатов нашей совместной деятельности, наглядным показателем которых становятся фото-видео презентации мероприятий и выставок детского творчества.

     Однако не только в этом выражаются результаты данного взаимодействия. Как отмечают педагоги, у детей появляется  интерес к совместному взаимодействию, потребность в данных мероприятиях, снижаются напряженность и скованность в общении с окружающими, повышаются самостоятельность и инициативность.

   В результате проделанной работы повысился интерес родителей к данной форме развития дошкольников: многие не только записали своего ребенка в различные спортивные секции и кружки, но стали проявлять активность в проводимых мероприятиях.  

    Таким образом, данная форма работы способствует более тесному контакту всех участников взаимодействия, а также сплочению детско-взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников развиваются эмоционально-нравственные качества, формируется морально-этические нормы поведения, позитивные нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими.

   Анализ проделанной работы  свидетельствует о том, что интеграция в воспитательном пространстве многочисленных групповых и индивидуальных субъектов (семья, школа,  спортивные учреждения, культурные учреждения и другие социальные институты), объединенных решением общих задач воспитания, значительно увеличивает их воспитательный потенциал, создает условия для его развития.

   Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на  постижение основных ценностей отечественной культуры, что  является основой гармонично развитой личности.

Литература

1. Якушкина, М.С. Создание условий для развития дошкольников в воспитательном пространстве района мегаполиса // Сибирский педагогический журнал (научно–теоретическое издание). – Новосибирск: ООО «Немо Пресс». – 2007. – №8. – С. 324–334 (0,4 п.л.).

2. Якушкина, М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования. – М.: УРАО. – 2007. – №2. – С. 27–29 (0,3 п.л.).

Источник