Педагогическое оценивание о развитии ребенка
Кристина Маркелова
Педагогическая оценка, как средство воспитания
Одно из важных средств педагогического влияния на детей является оценка.
Педагогическая оценка, как главное средство, направляющее поведение и деятельность ребёнка, представляет собой органическую составную часть процесса обучения, которая наряду с другими педагогическими средствами призвана служить решению его основных задач.
Одной их основных задач воспитания, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребёнком. Для того, чтобы установить такой контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в нем как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроениях.
Ребёнок нуждается в общении, ему важно, чтобы его слушали, понимали, обращали на него внимания. Ребёнок нуждается в одобрении взрослого, для него это важно. «Например, когда все дети пошли одеваться на прогулку, девочка Ксюша села на скамейку и начала рассказывать, как она с папой ходила в зоопарк. Ей взрослый говорит, сначала оденься, потом расскажешь. Посмотри, все одеваются, и некто не разговаривает». Это не правильно. Нужно ребёнку сказать «Давай договоримся, ты будешь одеваться, и рассказывать, кого вы с папой видели в зоопарке».
Для педагогической оценки является активное слушание, которое предполагает ваше стремление понять, что же хочет сказать ребёнок на самом деле, умение его слушать.
В дошкольном возрасте ребёнок нуждается постоянном одобрении, его поступков (то есть, нет плохих и хороших детей, ребёнок совершает разные поступки, а взрослый объясняет, как надо поступать в данной ситуации.)
Педагогическая оценка оказывает огромное влияние на ребёнка, его сознание. Поэтому важно, если у ребенка что-то не получается,подбодрить его словами: «Ничего страшного, давай попробуешь ещё раз, не получится, я тебе помогу, подскажу. Или давай попробуем сделать вместе». Наблюдая за поведением ребёнка, за его реакцией на успехи или неудачу в разных видах деятельности можно составить общее представление о том, насколько ребёнок уверен в себе.
Педагогическая оценка направлена на помощь ребенку в обучении и развитии. Она не направлена на то, чтобы делить детей, способен или не способен освоить или понять что-либо. Всегда помните, что ваша цель – оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать что-то новое, сориентировать, разобраться в себе. Педагогическая оценка ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску и не должна сравнивать («Вот посмотри, как хорошо ведёт себя Катя, а ты как всегда только балуешься. Плохое поведение». Результаты оценки сравниваются только с собственными достижениями ребенка. Недопустимо сравнивать их с результатами оценки других детей «Посмотрите дети, как плохо слепил гнёздышко для птички Максим, не так как я показывала, разве это гнездо… В твоё гнездо птичка не прилетит….» «Вот посмотри, как Юра умеет одеваться, а ты даже сандали не можешь застегнуть». Любое достижение ребенка сопоставляется лишь с его собственными достижениями.
Таким образом педагогическая оценка является основой педагогического процесса. Она помогает воспитателю выстраивать процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и группы в целом. Она дает воспитателю возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребенка, обеспечивая ему эмоциональный комфорт. Если у ребёнка что-то не получается нужно улыбнуться ребёнку сказать «У Насти получилось и у тебя обязательно получится (я тебе в этом помогу…» … «Вот видишь какой ты молодец, получилось же.» Ребёнка нужно подбадривать и тогда у ребёнка повысится эмоциональный настрой.
Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;
Педагог должен не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка. Ребенок испытывает чувство обиды, если незаслуженно получает отрицательную оценку. Например в выше приводящем примере (в лепке гнезда). Положительная предвосхищающая оценка, данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том, что все дети могут отнести к себе эту оценку. Таким образом, не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.
Косвенная оценка трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!»)
Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке.
Педагогическая оценка даёт ребёнку коррекцию в его поведении и действиях.
Источник
Библиографическое описание:
Семенчук Л. В. Педагогическая оценка как стимул для учащегося. Эффективность педагогической оценки // Школьная педагогика. 2017. №3. С. 6-8. URL https://moluch.ru/th/2/archive/71/2694/ (дата обращения: 22.03.2020).
Актуальность данной темы заключается в том, что оценивание результатов обучения в системе образования представляет собой один из сложных и ответственных видов педагогической деятельности.
Одним из важных компонентов обучения является оценивание. В результате его осуществления учитель может иметь полную картину достижения ключевых целей. Оценивание помогает осуществить обратную связь необходимую родителям, руководящему звену и общественному мнению. Также оценивание должно помочь ученику в формировании адекватной самооценки самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности.
Сегодня перед учителем стоит задача — не передать ребенку определенную сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ему успешно учиться в дальнейшем, развивать самостоятельность учебных действий.
Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его.
Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:
‒ Частое оценивание, желательно на каждом уроке
‒ Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов
‒ Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку
Основная наша задача в оценочной деятельности- все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора.
Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему удается в обучении и что не удается, по-своему воспринимает оценку своего учебного труда.
Так что же такое оценка? Оценка- это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемое человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще, любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.
Оценка — одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка и критическое отношение к своим успехам.
Роль оценки важна не только как диагностирующей функции, но и как стимулирующей, для создания ситуации успеха.
Итак, педагогическая оценка — это своего рода стимул. Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально- психологического развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной. Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех.
Такая оценка должна обеспечивать максимум мотивированности ребенка именно в данных видах деятельности с учетом следующих 4 обстоятельств:
‒ Знания необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребенка к успехам в учении и воспитании;
‒ Знания подлинных мотивов участия детей разного возраста в данных видах деятельности;
‒ Знания индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания;
‒ Знания ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств в личности у детей.
Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей у ребенка, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, ситуации и ряда других факторов, соотношение и характер педагогических оценок, используемых в качестве поощрений и наказаний, должны меняться. Типы и способы оценивания успехов и неудач ребенка в учении и воспитании следует систематически варьировать для того, чтобы не возникало явления привыкания и угасания реакции на действие данных стимулов.
Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы; предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные. Предметные оценки касаются того, что делает или, что уже сделал ребенок, но не его личности.
В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умение, прилежание и т. д. В случае предметных оценок, ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных — через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.
Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них — это внимание, одобрение, выражение признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.
Говоря о педагогической оценке, не можем не коснуться эффективности педагогической оценки. Что понимать под эффективностью? Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально- полезных форм культурного поведения.
Представления об эффективности педагогической оценки имеют индивидуальный и социально-специфический характер. Индивидуальный характер представлений и действия педагогической оценки проявляется в том, что ее эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его актуальных потребностей. Действенной будет та педагогическая оценка, которая соотносится с тем, что более всего интересует ребенка. Для того чтобы на практике определить индивидуальный характер оценки, необходимо хорошо знать систему интересов и потребностей ребенка, их ситуативную иерархию, динамику изменения со временем. Необходимо как можно точнее приспосабливать систему стимулов к интересам и потребностям ребенка.
Когда говорят о социально-специфическом характере педагогической оценки, имеют два обстоятельства:
‒ во-первых, то, что в условиях различных культур в системе обучения и воспитания отдается предпочтение разным видам педагогических оценок. В одном случае, например в современных обществах североамериканского и западноевропейского типа, наиболее действенными являются материальные стимулы; в условиях азиатских культур исламского направления -морально-религиозные стимулы, в некоторых других странах, например в Японии, социально-психологические стимулы. Это же относится и к развиваемым у детей мотивам учения и воспитания;
‒ во-вторых, социально-специфический характер педагогической оценки проявляется в том, что такая оценка может быть различной по своей эффективности в зависимости от социальной ситуации, в которой она дается. Различные педагогические оценки, предлагаемые в разных ситуациях, могут обладать неодинаковой значимостью для ребенка и с разной степенью вероятности вести к удовлетворению актуальных для него потребностей. Та педагогическая оценка, которая обладает в данной ситуации наибольшей ценностью, и обеспечивает наивысшую вероятность достижения успеха.
Следует помнить, что персональная значимость педагогической оценки со временем может меняться. Это происходит, по крайней мере, по двум причинам. Прежде всего, потому, что от ситуации к ситуации изменяется иерархия человеческих потребностей по мере их удовлетворения. Кроме того, с возрастом происходят существенные личностные изменения детей, и те оценки, которые раньше были значимыми для них. теряют свою стимулирующую роль, а вместо них на первое место выходят другие, которые более соответствуют возрастным интересам ребенка. Наконец, существуют индивидуальные различия между детьми, в силу которых то, что является стимулом для одного ребенка, может не быть им для другого.
Особое внимание необходимо уделять повышению роли социально-психологических стимулов, так как в определенные периоды детства они могут иметь решающее значение в мотивации учебной и воспитательной деятельности.
Итак, педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.
Педагогическая оценка является стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимися работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять обучающимся, какая, почему и за что выставляется оценка.
Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание — это не порок, а стимул к познанию. Новая система оценивания снижает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования прежде всего фиксируют достижения ученика.
Литература:
- Демидова М. Ю. Система измерительных материалов для оценки метапредметных результатов. — М.: Издательство «Перо»,2013.
- Богданов И. В. Психология и педагогика: Электронный ресурс.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010
- Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство / Сост. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина — Б.: «Билим», 2012
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая оценка, оценка, ребенок, стимул, социально-специфический характер, воспитательная деятельность, индивидуальная особенность ребенка, вид деятельности, потребность ребенка, система образования.
Источник
Ребенок еще с дошкольных лет периодически подвергается оцениванию — в основном с точки зрения интеллектуального и физического развития, в абсолютном значении и в сравнении с соответствующими возрастными нормами. Причем функции оценки, даваемой учителем и воспитателем, достаточно широки, и важно, чтобы она оказалась максимально объективной, поскольку способна повлиять на многое в жизни юного члена общества.
Важно подчеркнуть, что педагогическая оценка — понятие значительно более широкое, нежели обычные школьные отметки (в градации от «отлично» до «плохо»). Последние даются уже в школе, причем отнюдь не с первых дней попадания туда ребенка, а вышеприведенный термин затрагивает не только их, но и оценивание юного человека его воспитателям либо учителями, родителями и прочими людьми, в чьем ведении находятся вопросы воспитания малыша. Как заявляют многие специалисты, подобная оценка, являясь неким отраженным впечатлением о конкретном ребенке, его достижениях и способностях, может послужить мощнейшим педагогическим орудием, способствующим формированию его личности.
Особенную роль оценивание играет еще в дошкольные и ранние школьные годы, когда у крохи появляются первые зачатки перфекционизма и юношеского максимализма (по сути, это начинается ближе к кризису семилеток и в полной мере раскрывается в подростковом кризисе). Тогда у ребенка, прежде не особо волновавшегося, насколько правильно и хорошо было выполнено им какое-либо дело (ведь успехом считался уже сам факт его завершения), появляется стремление сделать что-либо лучше, чем ранее получалось. Он начинает видеть некоторые из собственных недостатков, прежде всего — при выполнении каких-либо творческих или учебных заданий, и очень нуждается в помощи более опытных людей, которые были бы способны ему подсказать, что именно требует исправления.
Благодаря вмешательству — в данном случае со стороны педагогов, родителей и прочих значимых взрослых, — юный член общества пытается формировать адекватное восприятие себя, собственного места в мире и успешности относительно других и некоей абсолютной величины, идеала. Собственно, как раз педагоги — если называть так всех, кто задействован в воспитании конкретного ребенка — посредством своих оценок поспособствуют созданию у него завышенной, заниженной или условно адекватной оценки им себя самого. Взрослые уже в дошкольный и ранний школьный период детства человека помогают в закладке фундамента его как личности, прежде всего — в аспекте дальнейшей успешности/неудачливости.
По сути, педагогическое оценивание сводится к двум важнейшим и взаимодополняющим воспитательным методам — поощрению за положительные достижения и своего рода наказанию за недостаточную подготовку к учебе или не соответствующее принятым в обществе нормам поведение. В этом плане даже обычные школьные отметки, как часть педагогической оценки, становятся для учащегося в той или иной степени «кнутом» либо «пряником», причем многое зависит от личности ребенка и уровня его прежних успехов. Например, «четверка» («хорошо») для успешного в учебе школьника будет неким шагом назад — если в его арсенале уже имелось немало пятерок, и в таком аспекте она станет для него показателем определенной неуспешности, отставания от прежних результатов. Для троечника же наоборот — такая отметка служит поводом для воодушевления, ведь это значит, что в сравнении с ранее достигнутыми успехами (а точнее — их невысоким уровнем) он продвинулся вперед. В обоих случаях, если данный юноша или девушка — личность достаточно сильная и «боевая», все, что отличается от отметки «отлично», будет способно подстегнуть его учиться усерднее, трудиться эффективнее — ведь еще будет куда стремиться.
С теоретической точки зрения, основными функциями педагогических оценок считаются три, и одна из них регулирующая — т. е. оценивание воспринимается как метод воздействия на ребенка со стороны значимого взрослого (а в дошкольные годы старшие — непререкаемый авторитет). Двумя другими функциями считаются ориентирующая (юный член общества осознает глубину собственных знаний и достижений) и стимулирующая — побуждение к определенным действиям вследствие переживания успехов/неудач.
Помимо вышесказанного, нельзя не отметить роль педагогической оценки как средства создания не только определенного восприятия старшим дошкольником или учащимся своих достижений, уровня знания и т.п. Этот метод педагогического воздействия хорош и с позиции формирования у ребят чувства долга, трудолюбия и даже воспитания доброжелательности в отношении окружающих. После оценивания ребенок сможет прийти к определенным выводам — в первую очередь, касательно того. чего именно ему недостает для достижения высших успехов, над какими чертами характера еще предстоит основательно поработать, какие пробелы в знаниях заполнить.
К тому же, выставление каких-либо оценок способствует наглядному проявлению некоторых личностных особенностей того или иного юного человека, прежде всего — эмоциональной составляющей его характера. То, насколько бурно или спокойно он реагирует на школьные отметки и другие подобные средства оценивания его способностей и успехов, демонстрирует педагогам и ему самому его темперамент, уровень самооценки, позволяя прийти к определенным выводам. Педагоги в итоге смогут лучше найти подход к такому учащемуся, а он — заняться самовоспитанием, умеряя чересчур уж бурные и неприятные окружающим проявления своего характера (а скрывать их придется — ведь они делают его уязвимым для обид).
Однако на практике воспитатели и учителя порой излишне беспечно подходят к оцениванию достижений своих подопечных, зачастую даже не представляя, к каким последствиям способны привести определенные оценки. Если оценка выставляется на эмоциях и субъективно, а уж тем более — из совершенно непедагогичного желания урезонить и даже унизить «зарвавшегося» ученика, это может отбить у него охоту к дальнейшему обучению, превратить в безынициативного человека с заниженной самооценкой.
Таким образом, педагогическая оценка служит мощнейшим средством личностного формирования школьников и старших дошкольников, стимулируя их дальнейшее интеллектуальное развитие, но для этого она должна быть адекватной способностям и достижениям таких детей.
Источник