Педагогическое обеспечение развития ребенка в доу
Педагогическая поддержка детей дошкольного возраста
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.
Цель педагогической поддержки – помочь каждому дошкольнику научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к личностной проблеме и на этой основе самостоятельно строить целостную деятельность по ее разрешению. Другими словами, чтобы он учился не просто спонтанно действовать в ситуации такой проблемы, а размышлял над тем: как и почему возникла эта проблема; что он хочет, чтобы появилось в результате его действий; насколько это реально; что он может сделать в осуществлении желаемого; что ему мешает, как справиться с этой помехой; как отразится то, что он задумал на других людях, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию и т.п.
Каждый дошкольник — маленький исследователь. Задача педагогов помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка, это происходит при развитии логико-математических представлений у детей.
Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку. (т.е. решение его проблем)
Для ребенка разрешение проблемы — это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, — это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе, как субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю и активность.
Выделяются следующие этапы педагогической поддержки:
1. Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание ее с учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребенка.
2. Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.
3. Договорный – проектирование действий педагога и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
4. Деятельностный: а) действует сам учащийся: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; б) действует сам педагог: координация действий специалистов, прямая безотлагательная помощь учащемуся.
5. Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения.
Таким образом, под педагогической поддержкой мы рассматриваем фундаментальное понятие, выражающее существенные свойства (нормы) педагогической деятельности нового типа, ориентированного на саморазвитие каждого ребенка.
Педагогическая поддержка – оказание помощи детям в решении индивидуальных проблем. Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку.
Источник
Психолого-педагогические условия в ДОУ — это требования, которые ставит ФГОС ДО, и которые должны обеспечить дошкольникам успешное освоение образовательной программы и комфортное пребывание в детском саду. Всего их восемь.
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
Только в XIX веке люди стали задумываться, можно ли считать маленького ребёнка человеком, и только в XX веке открыли детство, и уже после этого постепенно стали понимать, что дошкольник — это не чистый лист, из которого можно вырастить кого угодно, а личность, к которой педагог должен относиться уважительно. Нужно для этого придерживаться следующих принципов:
- общение на равных;
- авторитет вместо доминирования;
- поиск компромиссов вместо прямолинейных запретов;
- разумность требований и ожиданий;
- объяснение, а не критика;
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)
В государственных детских садах и в большинстве частных детей дошкольного возраста принято делить на пять групп по возрасту:
- Кратковременное пребывание (от 1 до 3 лет). Основная цель занятий в этой группе — помочь ребёнку войти в общий социум и адаптироваться к нему. Происходить это должно в непринуждённой и игровой форме.
- Младшая (от 3 до 4 лет). При работе с этой группой нужно учитывать, что в этом возрасте активно формируется личность, черты характера и привычки.
- Средняя (от 4 до 5 лет). Тут продолжает формироваться личность и характер, но дети уже уделяют больше внимания оценке окружающих и самих себя, стараются подражать взрослым.
- Старшая (от 5 до 6 лет). Дошкольникам этого возраста нужно содействовать в развитии интеллектуальных и речевых способностей, умения запоминать и анализировать.
- Подготовительная (от 6 до 7 лет). Это больше похоже на демоверсию первого класса, работа с детьми этого возраста должна быть направлена на то, как подготовить их к школе в физическом эмоциональном, интеллектуальном плане. А о том, как разработать программу для этой группы можно прочитать в книге Оксаны Скоролуповой «Рабочая программа подготовительной к школе группы».
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
Для соблюдения психолого-педагогического условия взаимодействия взрослого и ребенка педагоги ДОУ должны понимать нужды каждого дошкольника, его интересы, наклонности, особенности эмоционального и интеллектуального развития. Лучше всего для этого подходит комплекс мер, который состоит из:
- наблюдения за ребёнком с первых дней пребывания в детском саду;
- общения с родителями, анкетирования;
- развивающих игр.
Для более тщательного изучения возможностей и интересов ребёнка нужно вести учёт информации, которую вы о нём узнали, для последующей передачи её педагогу-психологу.
4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности
Потребность ребёнка в общении со сверстниками начинает складываться на третьем году жизни, а к 6-7 годам она становится приоритетнее потребности в общении со взрослым. Очень важно, чтобы педагог выступал организатором совместной деятельности, потому что именно она оказывает влияние на формирование положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу. Без участия взрослого регуляция взаимодействия дошкольников в естественных жизненных условиях происходит не всегда.
Для выполнения этого психолого-педагогического условия педагоги должны развивать у дошкольника умение сочувствовать и переживать, бороться с их стремлением обособить себя от ровесников, придумать или использовать такие виды совместной деятельности детей, которые будут привлекательны и интересны.
Для того чтобы сформировать доброжелательные взаимоотношения, нужно:
- На этапе знакомства помочь преодолеть отчуждённость и страх быть отвергнутым, помочь ребёнку выразить своё настроение, эмоции, ощущения. Для этого можно, например, организовать экскурсию для новичка, которую проведут его сверстники, или любые игры, которые посодействуют знакомству.
- Научить детей относиться друг другу как к субъекту, а не объекту. Чем младше дошкольник, тем меньше его интересуют другие ребята. Большинство взаимодействий заканчивается из-за нежелания реагировать, поэтому педагог должен развивать в группе сплочённость, единство, учить прислушиваться и действовать сообща.
- В каждом коллективе будут непопулярные и обособленные дети, отдельные усилия нужны для того, чтобы заинтересовать в совместной деятельности и их.
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Педагоги ДОУ должны организовать самостоятельную деятельность детей так, чтобы у них постоянно были возможности для развития наблюдательности, памяти, умения сравнивать, действовать и добиваться цели, которую они ставят самостоятельно. Главный принцип — то, что интересно, запоминается лучше.
Чтобы стимулировать непосредственно самостоятельность, нужно включать детей в процесс обсуждения предстоящей совместной работы, например, при оформлении помещения перед праздником. Очень хорошо помогает также пример взрослых, а именно экскурсии или прогулки, во время которых можно наблюдать, как люди работают.
Для поддержки инициативы у дошкольника нужно поощрять высказывание оригинальных идей, предоставлять возможность задавать вопросы, побуждать к самостоятельному применению полученных знаний в игре и самостоятельному решению игровых задач.
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
К психолого-педагогическим условиям реализации программы относят и одно из основных требований ФГОС ДО к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободы выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности.
При создании такой среды нужно следовать следующим принципам:
- Принцип постоянного изменения окружения.
- Принцип общения «глаза в глаза».
- Принцип разнообразия пространства.
- Гендерный принцип.
- Эстетический принцип.
Подробнее эти принципы и создание предметно-развивающей среды в детском саду описаны в статье «Развивающая среда в ДОУ по ФГОС».
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия
Часто это бывает очень сложно, потому что многие дети, которые подверглись физическому или психологическому насилию в семье, на улице или в другом месте, отказываются делиться переживаниями и боятся показать синяки или рассказать об этом. Задача педагога — по совокупности признаков узнать о наличии проблемы, решить её и предотвратить повторение.
Внимание нужно обратить на:
- физическое состояние — есть ли проблемы с весом, ростом или внешним видом;
- эмоциональное состояние — свойственны ли ребёнку тревожность, перепады настроения, подавленность;
- интеллектуальное состояние — есть ли трудности в развитии речи, памяти, снижена ли успеваемость;
- поведение в целом и отношение к сверстникам в частности — свойственны ли ребёнку замкнутость, гиперактивность, пассивность, жестокость, нежелание играть со сверстниками.
Виновником психологического насилия может оказаться и воспитатель, если, например, будет слишком усердствовать при наказании и критике ребёнка, либо если будет игнорировать его. Этим психологическое насилие и опасно — оно несёт такой же вред, как и физическое, но его может не заметить за собой даже педагог.
8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
Чтобы выполнить это требование ФГОС ДО, педагогу нужно действовать примерно так же как с ребёнком — родителей нужно заинтересовать. Для этого можно использовать не только привычные формы общения как родительское собрание, но и такие, которые будут интересны всем участникам и помогут сформировать атмосферу сотрудничества и доверия. Это могут быть всевозможные тренинги с психологами, круглые столы, дискуссии, КВН, мастер-классы и многое другое.
Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.
Источник
Наталья Мокрецова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Под психолого-педагогическими условиямимы понимаем следующие:
• применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;
• создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;
• формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;
• разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;
• внесение в развивающую предметно-пространственную среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.
Эффективность такого взаимодействия обеспечит:
— для детей: приобретение социального опыта, создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
— для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами; оказать помощь детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности;
— для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при воспитании ребёнка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в ДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Для успешной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении созданы условия для реализации психолого-педагогической деятельности. К условиям реализации психолого-педагогическойдеятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя: кабинет педагога-психолога, комнату психологической разгрузки.
Комната психологической разгрузки представляет собой отдельно стоящее помещение, площадью 22,9 квадратных метра.
В комнате подобраны модули расслабляющего и активизирующего характера, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Это «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и нежные звуки успокаивающей музыки.
Главная задача педагога-психологасовместно с воспитателем и другими специалистами вести работу в трех направлениях:
1. Адаптация детей к детскому саду (ребенок попадает в среду, где не испытывает на себя никакого давления из вне. Быстрее идет на контакт со взрослым. Получает положительные эмоции);
2. Индивидуальные психологические отклонения,например: агрессивный ребенок;
3. Развитие психических процессов (коррекционно-развивающие занятия в микрогруппах).
В комнате выделяется две зоны (два сектора): активный и спокойный.
Активная зона (сектор):
Назначение Виды и формы работы
Светильник «Пламя» Развитие:
— визуального восприятия;
— тактильного восприятия.
Активизация внимания.
Релаксация: представление Сказкотерапия;
Комплекс упражнений на воображение;
Игра «Праздник у костра».
«Сухой бассейн» Снижение уровня психо-эмоционального напряжения;
Снижение двигательного тонуса;
Регуляция мышечного напряжения;
Развитие:
— кинестетической и тактильной чувственности;
— образа тела;
— пространственных восприятий и представлений.
Коррекция уровня тревожности, агрессивности. Игра «Море шариков»;
Имитация плавания;
Игра на снятие агрессивности;
Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности;
Упражнения на релаксацию;
Психологическая разгрузка;
Игры на воображение;
Игра «Дыши и думай».
Мягкое напольное покрытие Релаксация;
Снятие негативных эмоций и состояний;
Развитие:
— образа тела;
— общей моторики;
— пространственных представлений.
Саморегуляция психологического состояния. Упражнения на релаксацию;
Упражнение на воображение;
Игры на снятие агрессивности.
Напольные сенсорные дорожки Развитие:
— проприцептивной чувствительности;
— рецепторов стопы;
— координации движений;
— кинестетической чувствительности;
— мыслительной деятельности;
— речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;
— произвольного внимания.
Профилактика плоскостопия. Игры-путешествия;
Игры на воображение;
Игры на коррекцию уровня тревожности;
Игра «Кто за кем?»;
Игра «Быстро — медленно».
Центр, развивающий активность Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности;
Развитие:
-коммуникативных навыков;
— мыслительной деятельности;
— внимания;
— мелкой моторики;
— зрительной, слуховой и осязательной активности;
— координации движений. Игры со звучащими предметами;
Объемные фигуры.
Проектор направленного света. Зеркальный шар Развитие:
— зрительного восприятия;
— ориентировки в пространстве.
Создание психологического комфорта;
Снижение уровня тревожности;
Коррекция страхов;
Релаксация: воздействие зрительных образов;
Обогащение восприимчивости и воображения. Сказкотерапия;
Комплекс упражнений по релаксации;
Упражнение «Солнечные зайчики»
Игра-путешествие к звезде;
Упражнение «Дискотека».
Спокойная зона (сектор):
Назначение Виды и формы работы
Мягкий остров Релаксация;
Снятие негативных эмоций и состояний;
Саморегуляция психического состояния Упражнение «Улыбка»;
Комплекс упражнений на релаксацию;
Комплекс упражнений на воображение.
Куб «Твизлер» Развитие:
— мышления;
— концентрации внимания;
— координации «глаз — рука»;
— коммуникативных навыков.
Снятие стресса, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции. Игра «Кто быстрее?»
Игра «С закрытыми глазами».
Центр тактильности Активизация развитияпознавательных процессов: мышления, внимания, памяти.
Координация зрительных и тактильных анализаторов.
Развитие:
— мелкой моторики;
— восприятия и воображения;
— речи. Игра-занятие «найди и покажи»;
Игра-занятие «Найди на ощупь»;
Упражнение «Опиши предмет».
Аквалампа Развитие:
— визуального восприятия;
— тактильного восприятия;
— цветовоспроизведения.
Активация внимания.
Релаксация: представление образов. Сказкотерапия;
Цветотерапия;
Игра «Праздник на морском дне»;
Настенное небьющееся зеркало с фибероптическими нитями, фибероптические нити Способствуют эмоциональному расслаблению;
Создают психологический комфорт и мотивируют на дальнейшую работу;
Развивают воображение, познавательные процессы;
Способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Игра «Эмоции»;
Комплекс упражнений по релаксации;
Комплекс упражнений на воображение.
Настенный ковер «Звездное небо» Снятие эмоционального напряжения;
Релаксация;
Развитие творческого воображения, образного мышления;
Создание новых тактильных ощущений. Сказкотерапия;
Комплекс упражнений на релаксацию;
Комплекс упражнений на воображение.
Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов Развитие:
— познавательных процессов;
— мелкой моторики.
Активизация мышления и внимания;
Стимуляция тактильных анализаторов;
Стимулирующее и расслабляющее воздействие.Комплекс заданий на определение:
— разнообразия поверхностей;
— твердости и мягкости;
— видов материалов;
— веса;
— скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности.
Мягкие подушечки (разной формы) Развитие фантазии и воображения;
Снижение уровня тревожности;
Снятие уровня агрессивности;
Формирование навыков саморегуляции. Игра «Уходи, злость, уходи!»
Игра «Выбиваем пыль»;
Игра «Упрямая подушка».
Музыкальный центр и записи музыки Обогащение восприимчивости и воображения;
Создание психологического комфорта;
Релаксация: воздействие слуховых образов;
Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения;
Активизация двигательной активности;
Формирование навыков саморегуляции. Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации.
Комната психологической разгрузки представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды. Специально подобранное оборудование позволяет создать оригинальное пространство для повышения качества и объёма образовательных услуг.
Комната психологической разгрузки оснащена матами, пуфами, подушками, сенсорными мешочками с разными наполнителями (крупа, песок и др.). В комнате есть центр развития тактильных ощущений, светящиеся светодиодные нити, пузырьковая колонна, сухой бассейн, проектор света, зеркальный шар, настенное панно «Звездное небо».
Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, то есть в течение одного сеанса пребывания в сенсорной комнате (15-20 минут) у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми.
Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.
В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи является актуальной, особенно в период пребывания в дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Источник