Педагогическое мастерство в развитии ребенка

Педагогическое мастерство в развитии ребенка thumbnail

Понятие педагогического мастерства

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет гармонизировать структуру педагогической деятельности.

Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется понятие «педагогическое общение». Это профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри коллектива.

А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть».

Три типа педагогов

Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения – владение психикой и приемами общения, то есть педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И наконец, третья составляющая успеха – это накопленный опыт, то, что в обыденной практике и называется «сначала умение, а потом мастерство».

В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа педагогов.

Проактивный педагог инициативен в организации общения в группе, причем общения как группового, так и парного (учитель – ученик). Он четко индивидуализирует свои контакты с учащимися. Но его установки меняются в соответствии с опытом.

Реактивный педагог тоже гибок в своих установках, но он подчинен «стихии общения». Различие в его установках на отдельных студентов – не различие в его стратегии, а различие в поведении самих студентов.

Сверхреактивный педагог, замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз, и считает, что эта модель и есть действительность. Если студент чуть активнее других – в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь. Такой педагог имеет дело не с реальными, а с выдуманными им студентами и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных студентов. Студенты при этом – его личные враги, а его поведение – род защитного психологического механизма.

Из всего многообразия подходов можно выделить три основополагающих установки:

• человек находится в активнодеятельном отношении к миру и самому себе;

• активность субъекта выступает в своем высшем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя;

• рассмотренная позиция подводит к идее деятельного становления призвания человека.

Профессиональные умения педагога

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых выделяют:

• педагогическую направленность как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

• эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

• педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;

• педагогическую зоркость, предполагающую умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

• педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

• культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;

• педагогическую рефлексию как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств в педагогической литературе называются такие качества, как трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, стремление к систематическому и планомерному повышению своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность и т. д.

Личностные качества педагога

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. Среди них выделяют научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическую технику, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

С помощью гностических умений педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей.

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Социально-нравственная направленность личности педагога

В личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т. п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).

В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.

Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагога. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает.

Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. Среди них преобладают экзистенциальные ценности – любовь, свобода, совесть, вера, ответственность. Они органически связаны с нравственными ценностями, такими как добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие. Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентаций могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.

На разных стадиях профессионального становления компоненты направленности имеют различное содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности.

Профессиональная позиция педагога

Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты в первую очередь называют именно справедливость.

Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.

Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное – хорошо знать ту науку, которую преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам.

Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.

Профессиональная компетентность педагога

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

• социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

• персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

• специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

• аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций;

• экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

• дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения;

• организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения;

• прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса;

• организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса;

• общепрофессиональные умения – составление чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства и пр.

Источник

Юлия Канищева
Статья «Педагогическое мастерство педагога»

Педагогическое мастерство.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых. Воспитатель – это призвание. Нужно хотеть и уметь постоянно проживать детство с каждым ребенком на работе, смотреть на мир глазами детей, удивляться, познавать новое, помогать в трудную минуту, поддерживать – вот главная задача педагога. Для этого следует быть творческим, креативным, коммуникабельным человеком, способным прогнозировать, оценивать результаты своей работы, создавать условия для развития детей.

Воспитанность — уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.

Многие люди думают: как хорошо работать в детском саду, я бы тоже так хотела.Работа в 2 смены: пришел-поиграл с детьми, покушал, днем прилег отдохнуть, вечером снова поиграл, поужинал и пошел домой. Не работа, а сказка.

Однако, быть педагогом дошкольной организации очень непросто.

Воспитателем может быть только человек с большой буквы, так как «воспитание»— это искусство. А искусство воспитания возможно только на примере, на практике.

Можно получить не один красный диплом с отличием, быть талантливым теоретиком, но не быть хорошим практиком и педагогом.

В современном обществе на плечи воспитателя ложится большая ответственность по воспитанию подрастающего поколения. Требования педагогу с введением ФГОС ДО очень высокие. Не смотря эти требования, педагог должен быть терпеливым, доброжелательным, справедливым, толерантным, эрудированным, чутким, так как в коллективе приходится работать не только с детьми и коллегами, но и с родителями, которых приходится уважать, консультировать, поддерживать, выслушивать.

Родители в современном мире очень начитанные и грамотные люди. В век информатизации и компьютеризации, наши родители, прочитав в сети интернет разнообразные консультации, переписываясь в чатах, считают, что знают о развитии и воспитании детей ВСЁ.

Невозможно приготовить вкусный обед, связать красивый шарф, научиться кататься на велосипеде без теории. Так и родители, не зная условия физического и психического развития ребенка, не владеющий методами и приемами обучения и воспитания, не могут воспитать истинного человека.

Постоянное развитие и обновление системы дошкольного воспитания, предъявляют высокие требования к профессиональной подготовленности воспитателя, заставляют педагога постоянно повышать свое педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство педагога проявляется в постоянном поиске творческих подходах к детям, выборе средств воздействия на детей и родителей. Помимо этого, воспитатель должен быть мудрым, всезнающим, артистичным, владеющим профессиональными знаниями, умениями при обучении и развитии дошкольников.

Что же должен уметь делать педагог? Можно назвать множество глаголов – действий, относящиеся к педагогу: петь, танцевать, рисовать, учить, узнавать, рассказывать, объяснять, сравнивать, анализировать и другие действия.

Важно отметить, что педагог должен обладать огромным чувством терпения, так как оно является важным профессиональным качеством.

Педагогическое мастерство проявляется волевыми качествами педагога, его инициативностью, настойчивостью, целеустремленностью, решительность и самостоятельностью.

Мастерство педагога связано с умением видеть реакцию детей, родителей, коллег, изменять при необходимости педагогическую ситуацию, уметь сотрудничать, адекватно реагировать на требования и взаимоотношения.

Источник

Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность с мудростью.

В. Сухомлинский

Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность.

В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценности. Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу (воспитателю), но требующее постоянного совершенствования. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования — повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребенка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров.

К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Воспитатель — не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой — формирование личности маленького человека.

Ведь именно воспитатель детского сада изо дня в день раскрывает дошкольникам секреты окружающего мира, учит любить и беречь свою семью, близких людей, Родину, вместе с воспитанниками переживает их неудачи и радуется новым открытиям. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

Так что же такое мастерство? Мастерство — это способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности. Становление мастерства — это процесс, в основе которого лежит самовоспитание, самообразование. Залогом успеха любого действия является постановка цели, выявления путей и средств достижения цели, в нашем случае, знание закономерностей воспитательного процесса. Однако и этого будет недостаточно, потому что мастерство воспитания — это не только знания, но и творческое воплощение на практике всех средств, методов, приемов, вытекающих из законов воспитания, законов организации жизнедеятельности детского коллектива.

А. С. Макаренко утверждал: «Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере… Как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом». Об этом говорил и основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушинский: «В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое».

Таким образом, воплощая задачи современных программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, педагог должен не только обладать определенным багажом знаний, но и на практике умело планировать, организовывать процесс, плюс личностные качества педагога, которые тоже имеют большое значение. Здесь в первую очередь, мы отметим любовь и интерес к своей деятельности, активность и самостоятельность в решении профессиональных задач, изобретательность, коммуникабельность, психологическая стабильность и доброжелательность, непредвзятость в суждениях и мнениях, самооценка, стремление к саморазвитию.

Говоря о педагогическом мастерстве, как о целостной системе, мы не можем не выделить её взаимосвязанные составляющие:

—          психолого-педагогическая — знание психологических особенностей детей дошкольного возраста и на основании этого создание комфортной атмосферы, владение умением педагогического общения;

—          методическая — умение отбирать и систематизировать знания, использовать личностно-ориентированные методы воспитания и обучения, умело отбирать формы, методы и приемы работы с детьми;

—          коммуникативная — развитие способности к профессиональному и межличностному взаимодействию;

—          социальная — участие в общественной работе, способность быстро ориентироваться в стремительно развивающемся мире, умение устанавливать и развивать контакты и связи;

—          этический — способность поддерживать принятую в данной социоструктуре манеру поведения, характер делового общения и взаимоотношений;

—          самообразовательная — личностная и профессиональная потребность к самосовершенствованию, стремления к освоению новых знаний, умение работать с профессионально значимой информацией.

Педагогическое мастерство можно рассматривать как дар, как состояние, в котором отражено стремление создавать новую педагогическую реальность. В таком виде педагогическое мастерство предоставляет педагогам широкий спектр выбора способов бытия в профессии. Настоящий педагог, Мастер отличается от посредственного педагога тем, что всегда чувствует ответ на своё воздействие. Этот ответ подсказывает, что и как делать дальше. Ребёнок — это постоянно меняющийся мир. Сколько детей (в группе) — столько миров. Воспитатель должен быть чутким, должен чувствовать влияние этих миров друг на друга, поэтому, высокий уровень мастерства это одухотворение своего дела, т. е. гармонизация своей работы. Выход на уровень Мастера осуществляется личностной зрелостью и профессионализмом.

Поэтому настоящий педагог должен быть в постоянном творческом порыве оптимизации как профессионального, так и личностного потенциала. Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования в образовании, овладевает высшим педагогическим мастерством — артистизмом, достигая высот в своей педагогической деятельности.

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, знаниями информационных технологий и личностной культурой. Именно такой специалист может обеспечить внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Литература:

1.                  Булатова О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие / О. С. Булатова. — М.: Издательский центр «Академия». 2001. — 240 с.

2.                  Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.

3.                  Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие / В. И. Загвязинский. — М.: ИЦ «Академия», 2001. — 192 с.

4.                  Занина Л. В. Основы педагогического мастерства / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.

5.                  Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие / И. Ф. Исаев. — М.: Академия, 2004. — 208 с.

6.                  Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. — М.: Гардарики, 2004. — 528 с.

7.                  Котова Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.

8.                  Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2001. — 523 с.

9.                  Неудахина Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Н. А. Неудахина. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. — 209 с.

10.              Педагогика: Учеб. пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В. Г. Рындак. — М.: Высшая школа, 2006. — 495 с.

11.              Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С. Д. Якушева. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, педагог, умение, искусство, повышение качества, педагогическая деятельность, особое внимание, дошкольное образование.

Источник