Педагогическое изучение ребенка с отклонениями в развитии

Педагогическое изучение предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформирован-ность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.). Если ребенок готовится к поступлению в I класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную). Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей.

Интересующие педагога сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем; анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.), специально организованное педагогическое обследование и педагогическое наблюдение.

Как показывает практика, основой любого рода диагностики, позволяющей получить о ребенке максимальный объем сведений, является целенаправленное наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть заранее спланированным, точно ориентированным и систематическим. Наиболее важно наблюдение за ведущей деятельностью, поскольку именно в рамках ведущей деятельности появляются психологические новообразования того или иного возраста, формируются предпосылки для перехода к новой ведущей деятельности, на новый этап психического развития.

Педагогическое наблюдение позволяет достаточно хорошо изучить мотивационный аспект деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы. Изучение мотивации показывает уровень личностной зрелости ребенка.

В детском возрасте большинство мотивов неосознанны, еще не сформировалась их иерархия, не выделился ведущий мотив. Наблюдение за эмоциональными реакциями ребенка поможет разобраться в его мотивации. Например, ребенок выполняет учебные обязанности, чтобы избежать порицания, чтобы его похвалили учитель или родители. У ребенка с выраженной познавательной мотивацией радость будет вызывать сам процесс получения знаний по какому-то предмету и т.п. Понятно, что наиболее продуктивным из вышеперечисленных будет мотив познания нового; другие мотивы будут меньше способствовать осуществлению учебной деятельности.

Выявляя вид мотивации, педагог получает возможность адекватного педагогического воздействия, развивает положительные тенденции.

Диагностическое значение имеет и выявление характера интересов ребенка. Например, показательным может быть то, к каким предметам он больше тяготеет — к чтению, математике, естествознанию, физкультуре и пр. Как правило, дети с первично сохранным интеллектом больше любят те предметы, где имеющиеся нарушения меньше влияют на успешность деятельности (например, дети с тяжелыми нарушениями речи больше любят математику, чем письмо и чтение).

Наблюдение позволяет также оценить степень сформирован-ности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности. Для получения представления о сформированности деятельности ребенка педагогу следует обратить внимание на следующее:

— понимание инструкции и цели задания;

— способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;

— умение определить последовательность действий, операций;

— умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели;

— способность осуществлять самоконтроль в процессе работы;

— умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;

— способность адекватно оценить результат собственной деятельности;

— переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому.

Полезно охарактеризовать и отдельные виды деятельности ребенка.

Педагогическое наблюдение позволяет также выявить особенности отношения ребенка к окружающим и к самому себе. Чтобы выявить эти особенности, педагог целенаправленно оценивает, насколько ребенок стремится к общению, к лидерству, как он ведет себя с младшими и старшими, насколько он инициативен, как к нему относятся окружающие и т. п. Большое значение имеет анализ отношения ребенка к имеющимся у него нарушениям — это характеризует уровень его интеллектуального и личностного развития. Нередко дети с сохранным интеллектом тяжело переживают имеющиеся у них нарушения, подчас дают неадекватные реакции в виде выраженного негативизма, агрессии по отношению к окружающим. Вместе с тем даже при тяжелых нарушениях таких неадекватных личностных реакций может и не быть, и дети гармонично вписываются в коллектив сверстников с менее выраженными расстройствами.

Читайте также:  Как протестировать ребенка на развитие 6 лет

Результаты наблюдения за детьми с теми или иными проблемами заносятся в индивидуальный дневник «сопровождения». Периодичность записей зависит от состояния каждого конкретного ребенка. Факты должны грамотно и своевременно фиксироваться и обрабатываться. Желательно, чтобы в заполнении дневника участвовал не один учитель, а разные учителя-предметники, воспитатели, психолог, врач и другие специалисты. Это даст возможность более разносторонне охарактеризовать ребенка и проследить динамику его развития.

Данные, полученные с помощью наблюдения, используются при составлении психолого-педагогической характеристики ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика — документ, отражающий поведение и успеваемость учащихся (воспитанников), их интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.

В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности. В характеристике отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием обучения и воспитания. В коррекционно-образовательном учреждении психолого-педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель) на основе изучения каждого ребенка. В приложении 4 представлены образцы характеристик детей разного возраста с различными нарушениями развития. При составлении этих характеристик учитывались не только вышеизложенные рекомендации, но и рекомендации, изложенные в главах 3—5.

При динамическом наблюдении ребенка дошкольного возраста, посещающего коррекционно-образовательное учреждение, целесообразно использовать карту развития ребенка, представленную в приложении 4. В помощь педагогам для сбора материала и составления характеристики может быть предложена программа педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, разработанная С.Д.Забрамной (см. табл. 1).

В некоторых случаях бывает необходимо отразить результаты наблюдения не только за отдельным ребенком, но и за целым классом (группой). Это целесообразно сделать по следующей схеме, предложенной И.М.Бгажноковой.

Рекомендации к составлению характеристики класса.

1. Сведения о составе класса:

— количество учащихся; возраст, состав;

— характеристика групп учащихся по уровню познавательных (речевых, двигательных) возможностей;

— количество учащихся, занимающихся по сниженной или индивидуальной программе (фамилии, предметы);

— краткая характеристика актива класса, содержание выполняемых поручений.

2. Коллективистские отношения внутри класса:

— характер отношений детей (заинтересованность в общих делах, равнодушие, разобщенность);

— наличие лидеров; чем определяется лидерство, как оно влияет на детский коллектив;

— общественные дела класса, их выполнение учащимися (самостоятельное, под контролем, с помощью учителя или воспитателя);

Таблица 1 КАК в Забрамной

Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 3570; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11360 — | 7610 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Для психологического изучения детей с нарушениями разви­тия используют различные методы исследования.

К числу традиционных и широко применяемых в психолого-едагогических исследованиях относится метод наблюдения психоло­га за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода яв-ся возможность изучения поведения и деятельности детей «в твенных условиях». Наблюдение за ребенком (активное или вное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуа циях. С помощыо метода наблюдения можно оценить такие состав-ляющие деятельности ребенка, как уровень ее самоорганизации, наличие интеллектуальных действий планирования и программиров; ния деятельности, эмоционально-личностные проявления (например наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций) др. Наблюдение позволяет выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой психологический фон настроение является преобладающим, каковы особенности развития двигатель ной сферы. Такая информация может стать основой для после дующего углубленного психолого-педагогического изучения ре бенка.

По результатам наблюдения педагог-дефектолог или психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает пред положения о характере и степени выраженности имеющихся пару решений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психоло го-педагогическое изучение ребенка.

Читайте также:  Первые месяцы развития ребенка в утробе матери

Наблюдение является надежным методом, не требует специаль ного оборудования, исключает дополнительную «психоэмоцио нальную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводя щего обследование. Вместе с тем использование этого метод предполагает наличие у коррекционного педагога или психолога вы сокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания пси­холого-педагогических особенностей детей с различными наруше ниями развития.

При проведении психолого-педагогического обследования ос новной целью наблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопостав­ление результатов наблюдения с известными признаками имею щихся у детей нарушений развития. Процедура обследования с ис­пользованием метода наблюдения может быть различной в зависимо­сти от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, характера изучаемых явлений и т.д. Специалист, прово­дящий обследование, может войти в состав наблюдаемой группы де­тей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оста­ваться в позиции постороннего человека, наблюдающего со сторо­ны (пассивное наблюдение).

Как указывают многие специалисты в области практической пси­хологии (М.М. Семаго, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко и др.) к недостат­кам метода наблюдения относятся его относительная длительность И известная «субъективность», которая проявляется в зависимости ре­зультатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящею обследование, невозможности полноцеп-

— татистической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать наблюдение «формализо-анным», включив его в стандартизированную методику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вво­дится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обсле­дуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых при­знаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными количественными показателями. В этом случае по­является возможность более четкого и полного сопоставления ре­зультатов различных наблюдений. Существенно снижается субъек­тивность оценки данных наблюдения, появляется возможность сба-лансированного качественного и количественного анализа полу­ченных данных.

Экспериментальное исследование(обучающий эксперимент).

Специфической особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является использова­ние обучающего эксперимента. Как известно, с помощью одних только констатирующих ме­тодов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским (1932, 1934) положе­ние, что обучение ведет за собой развитие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего экспе­римента, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обу­чения включены в сам процесс психолого-педагогического исследо­вания. В других вариантах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест — обучение -тест) эффективность обучения получает определенное количествен­ное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше ин­формации получает педагог или психолог о проблемах и потенци­альных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответст­венно более содержательными будут его практические рекоменда­ции и прогностическая оценка.

Содержание психолого-педагогической характеристики ребенка с задержкой психического раз­вития

В содержание педагогической характеристики включаются следующие разделы: 1) общие сведения о ребенке; 2) состояние учебных знаний и навыков; 3) общее развитие ребенка; 4)особенности речи и мышления; 5) особенности учебной (познавательной) деятельности; 6) особенности поведения; 7) характеристика личности; 8) заключение.

В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных о ребенке (дата рождения, дата поступления в ДОУ / школу и т.д.), должно быть указано, посещал ли он ранее дошкольное учрежде­ние, откуда поступил, в какой класс, какую возрастную группу (для детей с ЗПР) принят. Следует кратко охарактеризовать се­мью ребенка и отметить, имеются ли обстоятельства, травми­рующие его в психологическом плане.

В разделе «Состояние учебных знаний и навыков» необходи­мо указать, какой учебный предмет (или предметы) затрудняет ребенка, что им не усвоено, какая помощь оказывалась ему педа­гогом (в том числе на индивидуальных коррекционных занятиях), эффективность ее. Здесь же следует описать индивидуальные особенности усвоения знаний: темп мыслительной деятельности, особенности запоминания (быстрота, осмысленность), работо­способность, степень самостоятельности, реакция на помощь со стороны педагога и др.

Читайте также:  Таблица развития ребенка школьного возраста

При описании общего развития (III раздел) характеризуется уровень знаний и представлений ребенка об окружающем: о сво­ей семье, ближайшем окружении, простых явлениях природы. Указывается, какова степень точности и полноты знаний, на­сколько адекватными являются эти знания и представления (же­лательно привести соответствующие примеры); насколько разви­та у ребенка познавательная активность.

При характеристике речевого развития требуется дать крат­кое описание-оценку имеющегося словарного запаса (объем, пра-вильность употребления слов по их значению); показать возмож­ности пользования грамматическими формами слов; указать, отмечается ли аграмматизм, трудности языкового оформления высказываний, отмечается ли обедненность речи (лексическими и грамматическими категориями и формами слов) и др.

Необходимо отметить особенности самостоятельной речи Иного ребенка, способность пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составить рассказ-описание предмета, рассказ по сюжетной картинке (серии картинок).

Описывая особенности мыслительной деятельности, следует указать на наличие способности к обобщению, осмыслению материила, па возможность понимания логических связей и отно- шений (в окружающей действительности), на умение выделять существенные признаки предметов, возможность переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Необходимо показать возможности использования ребенком помощи педагога при решении мыслительных задач.

Характеризуя особенности учебной деятельности, необхо­димо отразить следующие моменты: как быстро ребенок включа­ется в работу, насколько устойчиво ее выполняет, как переклю­чается, каков темп его работа, показатели работоспособности’ импульсивен ли ребенок при выполнении заданий; усидчив или нет; владеет ли приемами самоконтроля; может ли работать са­мостоятельно или нуждается в постоянной помощи взрослого;обладает ли устойчивым вниманием или легко отвлекается.

При описании поведения ребенка необходимо указать, на­сколько он дисциплинирован на занятиях, вне занятий (на про­гулке, при приеме пищи и т.д.’; отметить, есть ли у него двига­тельная расторможенность или заторможенность; какими навы­ками культурного поведения владеет, как они формируются.

В разделе «Характеристика личности» освещаются сле­дующие вопросы: личностная устремленность — интересы (учеб­ные и внеучебные); способности, относящиеся к учебной дея­тельности; отношение к общественным поручениям; к товарищам и взрослым (к родителям, педагогам, воспитателям); чем ребенок занимается в свободное время; обидчив ли, часто ли обращается ко взрослым с жалобами; каков преобладающий фон его на­строения; переоценивает или недооценивает свои возможности; как относится к неудачам в учебе, к похвале и к порицанию.

Последним разделом характеристики является краткое за­ключение. Здесь следует отметить существенные черты характера и особенности личности, в том числе те, которые оцениваются педагогом положительно; указать, какие особенности ребенк3 мешают ему успешно овладевав знаниями и навыками практи­ческой деятельности, предполагаемые причины этого; каков готовность ребенка к обучению то программе массовой обшео- разовательной или специальной школы, коррекционного детского сада); наметить основные направления дальнейшей педагог ческой работы. Параметры сформированности произвольной деятельности учебного типа.*

• .мотивационный компонент деятельности:

— интерес ребенка к заданию;

— особенности эмоционального отношения к процессу и резуль­тату деятельности;

эмоциональное отношение к вероятному продолжению дея­тельности.

· регуляционный компонент:

— степень полноты принятия учебного задания;

— степень сохранения его до конца деятельности;

— качество самоконтроля по ходу выполнения задания;

— уровень самоконтроля при оценке результата деятельности -способен ли ребенок критически оценить результаты своего тру­да и обосновать эту оценку.

— ориентировочно-операционный компонент:

— особенности планирования ребенком предстоящей деятельно­сти;

— особенности вербализации выполняемого задания (свидетель­ствуют об осознании ребенком общей цели, средств и способов выполнения задания);

— уровень выполнения и осознанности выполняемых действий.

Дата добавления: 2015-06-26; просмотров: 3546; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11134 — | 8280 — или читать все…

Читайте также:

Источник