Педагогический процесс в условиях центра развития ребенка

Елена Чеснокова
Особенности организации педагогического процесса в ДОУ

Высокие темпы общего развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в разных возрастных группах. При этом своеобразие обучения проявляется в основных компонентах учебного процесса: его содержании, структуре, методах и формах организации.

Непосредственная образовательная деятельность в первой младшей группе детского сада, организуется с подгруппами (в течение дня проводятся два занятия) и имеет игровой характер. Деление детей на две подгруппы связано с необходимостью непосредственного общения воспитателя на занятии с каждым ребенком.

Структура занятий предусматривает чередование показа способов действий с исполнением их детьми, сочетание слушания речи воспитателя с активной речевой деятельностью детей. Такое чередование на протяжении занятия, как правило, повторяется многократно.

Содержание каждого занятия, объём осваиваемых представлений и действий невелики. При ознакомлении детей с предметами или действиями включаются два – три признака, два – три этапа действия (например, обмакнуть кисточку в краску, провести волнистую линию). Для полного освоения знаний, умений и навыков они повторяются на ряде занятий и включаются в содержание деятельности детей вне занятия.

Основными методами, которыми пользуется взрослый, являются наблюдение (рассматривание предметов и явлений, демонстрация картин, игрушек. Воспитатель использует и короткий рассказ, поясняет детям те или иные явления. Широко применяется игровой метод в форме дидактических игр. В повседневном обучении вне занятия используются те же методы и приемы, но чаще – дидактические игры и разнообразные игровые упражнения. Воспитатель организует их с двумя — тремя детьми или с одним ребенком.

Перечисленные методы обучения опираются на наглядно — действенное и наглядно — образное мышление детей. Наглядные и практические методы в единстве со словом дают возможность формировать представления, обеспечивают освоение простых практических действий,а так же первоначальных учебных умений: умения принять задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по его образцу, а затем и по словесному указанию.

К концу третьего года жизни у ребенка формируется умение соотносить указание, вопрос воспитателя, адресованный всей группе, к себе. Формирование этого умения достигается путем дополнения общих указаний индивидуальными («Все дети будут рисовать, Коля тоже будет рисовать»).

Это умение, сформированное у большинства детей, дает возможность во второй младшей группе и средней перейти к проведению занятий одновременно со своей группой, а возросшая устойчивость внимания детей – увеличить продолжительность занятий с 10-15 мин до 15-20 мин. Во второй младшей и средней группах проводятся два занятия в день.

Увеличивается объем содержания занятий. Так, при наблюдении у детей 4летнего возраста формируются достаточно отчетливые и конкретные представления о предметах и явлениях, включающие основные физические характеристики, изменения движения или развития, взаимодействия с другими объектами. При этом занятия начинают играть ведущую роль в освоении содержания.

В ходе обучения при постановке учебных заданий воспитатель раскрывает детям их практическое значение, возможность использования результатов в разнообразной деятельности. Сохраняет свое значение и эмоциональная сторона содержания занятий. Постепенно появляется желание научиться чему — либо для того, чтобы получить одобрение воспитателя, родителя сверстников.

Задачи обучения детей младшего и среднего дошкольного возраста заключается в дальнейшем формировании навыков и умений учебно-познавательной деятельности: закрепляется умение принимать задание и достигать результата, овладевать умением действовать по указанию воспитателя, слушать и слышать не только воспитателя, но и товарищей, формируются первоначальные умения оценки и самооценки результатов деятельности.

Методы и приемы обучения направлены как на формирование знаний умений и навыков, так и на развитие основных компонентов учебной деятельности.

В обучении детей второй младшей и средней групп используются наглядные и практические методы : наблюдение, рассматривание картин и демонстрация диафильмов, игровой метод, разнообразные упражнения, так же в качестве одного из методов учебной деятельности в группах среднего возраста используются опыты. Впервые начинают проводиться беседы.

Во второй младшей группе начинается проведение небольших целевых прогулок в природу и экскурсии внутри помещения детского сада (для ознакомления с трудом персонала). В средней группе экскурсии как один из видов занятий используется педагогом систематически.

У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает произвольность познавательных процессов (памяти внимания, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.). Все это позволяет значительно совершенствовать процесс обучения, расширить его задачи. По-прежнему одной из основных задач обучения остается дальнейшая ориентировка детей в окружающем мире, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни (природе, труде людей, общественных явлениях). Решается задача дальнейшего совершенствования познавательных процессов: целенаправленность анализа, сравнение, более широкое обобщение. Важнейшей задачей обучения детей старшего дошкольного возраста является воспитание познавательного интереса как мотива учебной деятельности.

Обучение на занятиях в старших группах детского сада становится основным средством образовательной работы. Продолжительность занятий увеличивается до 25-30 мин. Широко используются целевые прогулки в природу. Систематически проводятся экскурсии для ознакомления с общественными явлениями, с природой.

Содержание детей в старших группах усложняется. Знания о предметах и явлениях окружающей жизни формируются как элементарные системы разного объёма и разной степени обобщенности.

Усложняется содержание математических представлений детей. В единстве с процессом формирования знаний идет обучение речи. Развивается связная речь, осваиваются фонематические восприятия как предпосылка для овладения грамотой, дети осваивают выразительные средства родного языка.

Разносторонность содержания обучения требует использования системы методов: наглядных, практических и словесных. Наблюдение как основной наглядный метод сохраняет свое ведущее значение.

Освоение связей требует использование моделирования и элементарных опытов. Эти методы наиболее полно представлены в обучении именно старших детей.

С помощью указанных методов, наряду с накоплением представлений и освоением связей, осуществляется систематизация знаний.

Своеобразие содержания обучения детей старших групп детского сада требует использования системы занятий, где каждое занятие занимает определенное место в формировании знаний и умений.

Итак, обучение в детском саду, обеспечивая освоение детьми знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и способностей, оказывает влияние на развитие всех видов деятельности ребенка, на становление личности в целом. Обучение является решающим фактором подготовки ребенка к школе.

Источник

Ирина Андреева
Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения

Сегодня мы поговорим об особенностях воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

Возрастные особенности детей, с одной стороны, открывают широкие возможности и резервы раннего возраста, которые могут быть реализованы только при участии взрослого. Однако, с другой, — особенности детей раннего возрастасущественно осложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к нему. Очевидно, что работа педагога предполагает, прежде всего, ориентацию на возрастные особенности детей и на понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели.

Остановимся на основных особенностях и проблемах работы с маленькими детьми.

Особенность первая.

Необходимость включения в детскую деятельность.

Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.

Особенность вторая.

Необходимость личной обращенности к ребенку

Еще одной особенностью работы педагога с детьми раннего возраста является необходимость личной обращенности к ребенку. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

Особенность третья.

Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания

Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста — неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста

живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.

Особенность четвертая.

Необходимо принимать ребенка

Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.

Особенность пятая.

Необходима эмпатия

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.

Все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако применительно к раннему возрасту они приобретают особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план. Именно в этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей.

Давайте рассмотрим основные задачи развития детей раннего возраста

Первой задачей является — развитие предметной деятельности, поскольку данная деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре,в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр.

Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до трех. Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно, новых форм общения.

Ёще одной задачей является общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль в развитии личности ребенка и межличностных отношений.

В воспитании детей раннего возраста в детском учреждении существуют множество трудностей. Прежде всего – это адаптация ребенка к детскому учреждению.

Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста — это проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению.

Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрастеадаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Понятно, что хотя бы один такой ребенок может «парализовать» работу всей группы. Здесь требуется терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка. И, конечно же,индивидуальный подход: одним детям нужны ласка и физическая близость, другие, напротив, избегают прямого контакта и предпочитают побыть в одиночестве, третьих можно заинтересовать новой игрушкой.

Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребенка, и от взрослого больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, и от того, как организуютпериод его адаптации воспитатели и родители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

Можно выделить конкретные проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели в период адаптации детей к детскому саду:

• они боятся входить в группу и выходить из нее;

•ничего не умеют делать: ни одеваться, ни есть (не принимают определенную пищу, ни мыть руки, ни садиться на горшок;

• не умеют общаться с посторонними, с детьми;

• у них плохая, невнятная речь.

Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению?

Прежде всего, необходимо предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями. И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение. Знание об индивидуальных особенностях детей, их темпераменте, о предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режимных моментов поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с ребенком с первых дней его пребывания в детском учреждении.

Перед поступлением ребенка в детское учреждение воспитателю следует обсудить с родителями следующие проблемы.

• Каков распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся режимные процедуры?

• Какой тип общения предпочитает малыш?

• Стремится ли ребенок к самостоятельности в игре?

• Как ребенок относится к посторонним взрослым?

• Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников?

Если ребенок испытывает значительные трудности во всех сферах, родителям лучше повременить с поступлением ребенка в детское учреждение и в течение нескольких месяцев уделить специальное внимание его развитию.

В соответствии с ФГОС основу образовательного процесса в детском учреждении составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребёнка.

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.

восприятие смысла музыки, сказок, стихотворений, рассматривание картинок;

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

— двигательная активность.

Ведущий. Давайте подробно остановимся на каждом виде детской деятельности и назовем формы работы с детьми.

Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

Познавательно-исследовательская деятельность- форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

Коммуникативная деятельность— форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Изобразительная деятельность— форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.

Самообслуживание и элементы бытового труда— это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать.

Конструирование из различных материалов— форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Восприятие художественной литературы и фольклора — форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Двигательная деятельность- форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.

Еще один из важных компонентов работы с детьми раннего возраста является организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Роль предметной среды в жизни и развитии детей раннего возраста – велика, ведь жизнь малыша происходит, в основном, в определенном замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов и вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей.

В работе с родителями

главная цель — обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Общение с родителями в детском саду должно строиться на основе диалога, главный принцип этого общения — партнерство, равенство психологических позиций. Главными особенностями общения педагога с родителями является понимание, умение быть самим собой, умение видеть проблему глазами собеседника, признать его точку зрения, эмоционально отзываться на нее, отказ от судейской позиции. Общение строится на основе отказа от критики собеседника, на умении не сводить общение к оцениванию «правильно-неправильно». Педагоги должны помнить, что родители — не ученики, а партнеры по общению. Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть им интересно и полезно.

Задача педагогов — заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

традиционные формы, такие как – индивидуальные и групповые беседы, консультации, родительские собрания, посещения на дому;

нетрадиционные формы — встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.

Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие мероприятия, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Дорогие коллеги, сегодня мы осветили одну из главных особенностей работы с детьми раннего возраста. Подводя итог вышесказанному,можно сделать вывод:

Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольного учреждения, к взаимодействию с родителями воспитанников, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.

Закончить наш свою консультацию хотелось словами великого педагога — Антона Семеновича Макаренко: «Наши дети – это наша радость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Источник