Педагогический маршрут ребенка с нарушением в развитии
Марина Елистратова
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии.
Для воспитанника Ашихмина Кирилла
Возраст ребенка 4 года
Проблема Слабо развит фонематический слух, неумение выговаривать звуки, слова, слоги. Слова заменяет жестами, испытывает трудности в общении с детьми.
Цель индивидуального маршрута Помощь в адаптации к коллективу детей, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребёнка, вовлечение родителей в педагогический процесс.
Задача Овладение ребёнком коммуникативными навыками, становление фонематического слуха; помочь овладеть правильным произношением гласных и согласных звуков.
Периодичность занятий 1 раз в неделю, в течение 3 месяцев.
План на октябрь, ноябрь, декабрь года.
Используемые на занятиях игры и упражнения
Сентябрь
Цель: учить правильно произносить гласные и согласные звуки. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.
1. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».
Предложив ребёнку поиграть, воспитатель знакомит его с правилами:
-Когда услышишь звук «А», стукни мячом об пол. Поймав мяч, повтори этот звук. А-У-О-У-А-А-О-У…
2. «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
— Я буду называть гласные звуки. Подбрось мяч, когда услышишь звук «У».
А-У-И-О-У-А-О-У-И-А-О-У…
3. «Слова».
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: Будем с тобой слова подбирать. Тебе начинать, а мне продолжать.
Ребенок Воспитатель
и-и-и — скра
и-и-и — гла
и-и-и — зба
и-и-и — зюм
и-и-и — ндеец
и-и-и — ней
и-и-и — гра
и-и-и — ндюк
и-и-и — менинник
и-и-и — риска
и-и-и — нструмент и т. д.
4. «Пильщики».
Воспитатель с ребёнком встают друг против друга, подают друг другу правую руку и начинают «пилить» взад и вперёд, произнося при этом слова:
Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела,
Ж-ж-ж-ж…
Треснула и стала,
Начинай сначала!
Октябрь
Цель: учить правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные (р, л) звуки.
1. «Угадай, что свистит».
Воспитатель показывает картинку, на которой изображен насос, и просит ребенка сказать, как свистит воздух, когда выходит из насоса. (С-с)
— Правильно, выходящий из насоса воздух свистит «сердито»: с-с…Как он свистит? («Сердито»: с-с).
— А теперь послушай, как свистит тоненькая струйка воды, когда льётся из крана (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко: сьсь… Давай посвистим вместе, как тоненькая струйка воды. Затем с ребёнком закрепляется произношения, опираясь на картинки.
2. «Выдели слово».
Воспитатель произносит слова и предлагает ребёнку хлопать в ладоши тогда, когда он слышит слова, в которых есть звук З («песенка комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др.
3. «Что в мешочке?».
Воспитатель показывает ребёнку мешочек, в котором лежит много интересных вещей. Ребёнок вытаскивает из мешочка одну игрушку и называет её. Затем педагог сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук Ц («песенка синички»). Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук Ц (цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица) и предлагает ребёнку перечислить их.
4. «Угадай чего не стало».
Воспитатель кладёт на стол 3-4 предмета (картинки, например, кошка, мишка, мышка, лошадка. Ребенок запоминает эти предметы, потом ему предлагают отвернуться или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, что убрано. Воспитатель следит за тем, чтобы ребёнок правильно произносил звук Ш в словах.
Ноябрь
1. «У кого кто?».
Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит ребенка сказать, кто это. Затем спрашивает, как называют детёныша медведя, ежа и т. д. Воспитатель следит, чтобы ребенок четко произносил звук Ж в словах, выделяя его голосом: медвеж-ж-жата, ж-ж-же-ребята. Аналогично проводится упражнение на закрепление правильного произношения ребёнком звука Ч: волк-волчата, зайка-зайчата, кролик-крольчата, белка-бельчата, галка-галчата и т. д. Нужно, чтобы ребёнок называл детёнышей животных не только во множественном числе, но и в единственном числе: медвежонок, жеребёнок, зайчонок, волчонок и т. д.
2. «Отгадай, что взял Петрушка».
Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названии которых есть звук Щ, просит ребёнка назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с ребёнком. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы ребёнок видел, что он возьмёт. Ребёнок закрывает глаза, а воспитатель убирает один из предметов. Ребенок открывает глаза и называет предмет, который взял Петрушка. Воспитатель спрашивает ребёнка зачем Петрушке нужна щётка? (Петрушке нужна щётка, чтобы чистить одежду; зубы, если щётка зубная). Постепенно воспитатель убирает все предметы, а ребёнок угадывает и говорит, зачем они нужны.
3. «Найди игрушку».
Воспитатель предлагает ребёнку посмотреть вокруг и назвать игрушки и предметы со звуком Л (Ль). Слушая ответы ребёнка, воспитатель просит его выделять в словах голосом звук Л (Ль) так, чтобы все его хорошо услышали, например, л-л-лампа, стол-л-л.
4. «Доскажи слово».
Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Ребёнок должен закончить это слово.
Ра-ра-ра – начинатся иг… (ра).
Ры-ры-ры – у мальчика ша… (ры).
Ро-ро-ро – у нас новое вед… (ро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы иг… (ру).
Ре-ре-ре – стоит до на го… (ре).
Ри-ри-ри – на ветках снеги… (ри).
Вар-вар-вар – кипит наш само… (вар).
Дор-дор-дор – созрел красный поми… (дор).
Дир-дир-дир – мой папа коман… (дир).
Нарь-нарь-нарь – на стене висит фо… (нарь).
Ра-ра-ра – у мышки есть но… (ра).
Ре-ре-ре – носив воду в вед… (ре) и т. д.
Результаты индивидуальной работы Ребёнок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми, взрослыми и детьми. Понимает обращённую к нему речь. Отвечает на вопросы. Улучшается фонематический слух. С удовольствием участвует в словесных дидактических играх.
Рекомендации родителям Рекомендуется проговаривать чистоговорки, проводить беседы, выполнять упражнения для развития артикуляционного аппарата, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Поддерживать устойчивый интерес к словесным играм. Рекомендовано, чтобы ребенок регулярно посещал ДОУ, слушать сказки на аудионосителях.
Источник
Дарья Сулаберидзе
Индивидуальный маршрут сопровождения детей с отставанием в речевом развитии
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – Максима С. и Миши Б. на 2017-2018 учебный год
Проблемы: трудности в формировании коммуникативных навыков, отставание в речевом развитии, слабо развитая мелкая моторика
Задачи:
• обеспечение позитивных сдвигов во взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми,
• создание условий для развития речи и развития сенсорного восприятия окружающего мира;
• оказание методической помощи родителям.
Месяц: сентябрь
Направление работы: диагностика, анкетирование родителей, нервно-психического развития
Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед
Месяц: октябрь
Направление работы: формирование культурно-гигиенических навыков
Основное содержание: чтение произведения С. Капутикян «Маша обедает»,
Н. Пикулевой «Умывалочка», «Приглашение к завтраку», «Вот и ложку держим сами», «Приглашение к обед и Гайда Лагздынь «Умываемся», «Грязный носик», «Ладушки», чтение потешек и прибауток. Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры и игры-занятия «Угостим кукол чаем», «Оденем Аленку на прогулку», «Умоем куклу Таню», «Чудесный мешочек».
Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель
Ожидаемый результат:
• развитие навыков самообслуживания;
• умение есть аккуратно, кусать хлеб над тарелкой,
• правильно держать ложку,
• пользоваться салфеткой,
• благодарить.
Полученный результат:
• сформированы умения правильно мыть руки после прогулки и перед едой,
• во время приёма пищи правильно держать ложку,
• пользоваться салфеткой,
• умение складывать разбросанные игрушки по местам
Месяц: ноябрь
Направление работы: Формирование коммуникативно-социальных навыков
Основное содержание: игры и упражнения, направленные на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми: дидактические игры «Иди ко мне», «Кто пришел к нам в гости?», упражнение «Давай познакомимся».
Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель
Ожидаемый результат:
• установление доброжелательных отношений со сверстниками;
• возникновение потребности в совместных играх
Полученный результат:
• сформирована потребность в совместных играх с другими детьми,
• в ходе игр подражает игровым действиям другого ребёнка.
Месяц: январь
Направление работы: развитие речи
Основное содержание: игры на развитие фонематического слуха: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Повторяй за мной». Пальчиковые игры: «Вышли пальчики гулять», «Встали пальчики»,игры — потешки, игры с сюжетными игрушками и др.
Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед
Ожидаемый результат:
• развитие речевого общения;
• обогащение, закрепление и активизация словаря.
Полученный результат:
• понимает обращенную к нему речь; реагирует на обращение, используя доступные речевые средства, отвечает на вопросы взрослого;
• вступает в контакт со сверстниками для достижения взаимопонимания;
• задаёт вопросы, сообщает об эмоционально значимых фактах, просит разрешения.
Месяц: февраль
Направление работы: формирование игровой и продуктивной деятельности
Основное содержание: сюжетно — отобразительные и обучающие игры: «Поможем кукле Кате одеться после сна (на прогулку и т. п., «Зайка заболел», «Белочка обедает » и т. п. ; дидактические игры на развитие интереса к продуктивной деятельности: игры с пластилином, крупным конструктором, мозаикой, шнуровкой.
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Ожидаемый результат:
• развитие речевого общения;
• развитие пространственно-образного мышления;
• улучшение координации глаз-рука
Полученный результат:
• проявляется интерес к изобразительной деятельности;
• совершенствуется мелкая моторика руки.
Месяц: март
Направление работы: развитие мелкой и общей моторики
Основное содержание: игры на развитие мелкой моторики и навыков классификации:
» Волшебная шкатулка» (сложить различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложить вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам);
«Волшебные шнурки» (показать, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов);
«Угости кукол» (сложить в коробку бусинки трех цветов, предложить разложить их по трем тарелочкам; учить перекладывать по одной бусинке; показать, как брать бусины тремя пальцами) и др., а также игры с бумагой, пластилином, песком, водой.
Для развития общей моторики разучивание физкультминуток «Налетел ветерок, закачался колосок», «В зоопарке мы гуляем и животным подражаем».
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Ожидаемый результат:
развитие всех двигательных качеств.
Полученный результат:
• наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук;
• исчезла скованность движений.
Месяц: апрель
Направление работы: формирование представлений об окружающем мире
Основное содержание: рассматривание подборки картин: «Дикие звери», «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой»;
чтение рассказов Е. Чарушина «Курочка»,«Кошка», «Собака», «Корова», «Петушок с семьёй» и т. д. ;
чтение загадок, потешек, песенок «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – Рябушечка», «Кисонька – мурысенька»;
дидактические игры «Парные картинки», «Дикие животные», «Найди маму», «Кто живёт в лесу?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие.
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Ожидаемый результат:
• формирование представлений о диких и домашних животных,
• об их строении,
• среде обитания.
Полученный результат:
• узнаёт и называет игрушку, изображающую домашнее, дикое животное;
• называет и показывает части туловища животного игрушки,
• подражает взрослому, который произносит и выполняет действия и звуки животного; называет место проживания (живёт в лесу, дома, чем питается (кошка любит молоко, корова ест траву, белка живет в лесу).
• проявляет интерес к игрушкам, играет с ними самостоятельно.
Месяц: май
Направление работы:
• формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета,
• формы, величины
Основное содержание: игры по формированию представлений о цвете предметов:
«Сделаем куклам бусы» «Подбери чашку к блюдцам» «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.
Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру»
Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Источник
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его
I. Общие сведения
II. Специальные условия организации педагогического процесса _____________________ группа, _____ год обучения
Направления деятельности
Потребности ребенка
Построение образовательного процесса
— построение работы зрительного анализатора с чередованием работы других анализаторов
— соблюдение режима зрительных нагрузок
— дозировка работы со зрительной нагрузкой
— выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)
— проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла
Спец. организация рабочего поля и рабочего места ребенка
— посадка ребенка:
— рабочая поверхность:
— размер мебели в соответствии с ростом
Спец. организация рабочей позы ребенка
— рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища
— постоянный контроль за осанкой
Индивидуальные ритм и темп
деятельности
— щадящая зрительная нагрузка
— максимальная зрительная нагрузка
— зрительная гимнастика:
* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),
* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),
* метка на стекле,
Специальные дозировки различных видов нагрузки
Зрительной
— зрительная нагрузка №
— характеристика учебно-наглядных пособий:
* цвет –
* размер –
* форма –
— время –
Физической
Формы работы с родителями
Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)
Формы работы с ребенком
Групповые, подгрупповые, индивидуальные
Методы и прием
работы с ребенком
Основные методы — игровой и метод практических действий.
Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.
III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план ______________________ группа, ______ год обучения
IV. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения
Образовательные области
Проблемы
Основные задачи
Социально-коммуникативное развитие
— не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;
— не сформированы моральные и нравственные ценности;
— имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;
— не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;
— не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;
— отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;
— не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;
— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;
— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;
— отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;
— не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;
— формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;
— формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
— отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;
— не сформированы познавательные действия;
— не развито воображение, творческая активность;
— отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);
— не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);
— не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;
— не знает (путает) цвета;
— не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;
— отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;
— испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;
— не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.
— формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;
— формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
— развитие познавательных интересов;
— формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;
— развитие любознательности, познавательной мотивации;
— формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);
— учить считать до 5 (10);
— учить составлять и решать задачи;
— развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;
— развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;
— развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;
-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;
— знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;
— формирование гражданской принадлежности;
— формирование представление о планете как общем доме людей;
— ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;
— учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;
— воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.
Речевое развитие
— не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;
— словарный запас ребенка не соответствует возрасту;
— нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;
— не употребляет в речи синонимы, антонимы;
— не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;
— не сформированы диалогическая и монологическая формы речи;
— не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;
— отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;
— не может прочесть стихотворение наизусть;
— не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.
— развивать понимание речи, инструкций;
— совершенствовать речь как средство общения;
— расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;
— помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;
— развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;
— приучать ребенка слушать литературные произведения;
— уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;
— развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;
— обучить умению вести диалог;
— развивать (совершенствовать) связную речь;
— воспитывать умение слушать литературные произведения;
— учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;
— учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;
— формировать интерес к книгам;
— формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;
— учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии с возрастом.
Художественно-эстетическое развитие
— отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;
— не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;
— не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;
— не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;
— отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;
— отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;
— не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;
— отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;
— не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;
— не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;
— не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.
— развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;
— формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;
— учить аккуратно закрашивать рисунки;
— формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;
— знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;
— развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;
— учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;
— учить составлять композиции;
— учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;
— учить создавать игрушки из природного материала;
— формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;
— учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;
— обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.
Физическое развитие
— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;
— не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;
— отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;
— не знаком(а) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»
— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;
— присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.
— формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;
— учить называть, различать органы чувств и части тела;
— развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;
— познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;
— формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;
— развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.
V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ
Источник