Педагогические условия развития образа ребенка
Библиографическое описание:
Пенто, Е. В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Е. В. Пенто. — Текст : непосредственный, электронный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12296/ (дата обращения: 30.04.2020).
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: развитие, педагогические условия, здоровый образ жизни, дети дошкольного возраста, ДОУ
Постановка проблемы. Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесс формирования ценностей здорового образа жизни. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей
Учитывая, что условия представляют собой существенный компонент комплекса объектов, из наличия которых с необходимостью следует существование данного явления, и что данная категория отражает отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может, под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства процесса обучения и воспитания.
Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]:
- Организация взаимодействия ДОО и семьи.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Рассмотрим более подробно каждое педагогическое условие. Первое педагогическое условие — организация взаимодействия ДОО и семьи. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка- дошкольника.
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Проблемой работы с родителями в системе ДОО занимались Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, В. М. Иванова, Т. А. Куликова, О. Н. Урбанская, Я. И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, изучали Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, Т. А. Маркова, А. В. Петровский, А. Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье — В. М. Иванова. Данными учеными исследовалось взаимодействие ДОО и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось [2, с.19].
Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей.
Недаром педагоги прошлого — К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой — говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги детского сада, несмотря на то, что информация по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах [1, с. 34].
В настоящее время педагоги используют нетрадиционные формы работы с родителями, но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта. Можно выделить следующие формы работы с родителями: индивидуальные консультации — это диалог воспитателя и родителя; педагогический совет с участием родителей.
Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей; родительская конференция — одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.
На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д.; «круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания; вечера вопросов и ответов, форма, позволяющая родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей; уголок для родителей.
Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей; еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых видах деятельности и другую информацию; личные блокноты, которые могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду.
Повышается ответственность родителей за воспитание детей, расширяется взаимодействие между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. В это время исследуются проблемы взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками (В. И. Безлюдная), специфика педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва), детско-родительские отношения в семье с нарушенным кровным родством (Е. П. Арнаутова), работа детского сада с молодой семьей (О. Л. Зверева) [2, с. 20]. Основой педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равноответственность родителей и педагогов ДОО. Значение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи очень велико. Данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения семьи, основываясь на педагогических запросах родителей. Совместная работа ДОО и семьи по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга на современном этапе развития общества.
Второе педагогическое условие — создание развивающей предметно- пространственной среды по формированию ценностей здорового образа жизни у детей. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. Формированию представлений, а впоследствии и навыка детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание развивающей предметно-пространственной среды в группах.
Центры здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме ЗОЖ, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты НОД и бесед, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др. Вопрос создания развивающей предметно — пространственной среды для дошкольной образовательной организации является не менее важным и актуальным.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет к развивающей предметно — пространственной среде определённые требования [1]:
‒ насыщенность;
‒ трансформируемость;
‒ полифункциональность;
‒ вариативность;
‒ доступность;
‒ безопасность.
Рассмотрим основные требование к развивающей предметно- пространственной среде в контексте формирования ценностей ЗОЖ. Насыщенность: соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов по формирование здорового образа жизни, спортивного оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство для физического развития должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, активной игровой деятельности с разными материалами способствующие формированию ЗОЖ.
Доступность развивающей предметно-пространственной среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к спортивному оборудованию, играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим формирование ЗОЖ; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод что, развивающая предметно — пространственная среда играет огромную роль в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Создавая среду педагог должен учитывать индивидуальны особенности каждого ребенка. Необходимо наполнить ее различным дидактическим, спортивным и игровым материалом, который будет способствовать формированию ценностей ЗОЖ.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2014. — 280 с.
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. — М., 2002. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое условие, развивающая предметно-пространственная среда, Иваново.
Похожие статьи
Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство…
здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое условие, развивающая предметно—пространственная среда, Иваново.
Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка
здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое условие, развивающая предметно—пространственная среда, Иваново.
Значение предметно—пространственной развивающей среды…
Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.
Организационно-педагогические условия создания…
детский сад, развивающая предметно—пространственная среда, ребенок, игровое пространство, окружающий мир, дошкольный возраст, предметно-игровая среда, дошкольное образование, развивающая…
Обновление развивающей предметно—пространственной…
Ключевые слова: развивающая предметно—пространственная среда, РППС, ФГОС ДО, дошкольный возраст. На сегодняшний день с повсеместной реализацией ФГОС в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий…
Развивающая предметно—пространственная среда как средство…
Определила тему «Предметно пространственная среда, как средство познавательно-речевого развития».
Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей. При построении РППС группы использовала следующие принципы
Организация развивающей предметно—пространственной…
Развивающая предметно—пространственная среда как средство… Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей. При построении РППС группы использовала следующие.
Особенности организации развивающей…
Особенности организации развивающей предметно—пространственной здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: РППС, развивающая предметно—пространственная среда, ФГОС ДО, Федеральный…
Создание предметно—развивающей среды для детей…
«Развивающая предметно—пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным
Организационно-педагогические условия создания… предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст…
Источник
Ранний возраст – это особый этап в жизни каждого ребенка. Именно в раннем возрасте ребенок получает задатки знаний и умений, которые в дальнейшем повлияют на весь процесс развития ребенка как личности и полноценного члена общества. На этом этапе важен целенаправленный процесс развития, организованный взрослым.
Особенности развития детей раннего возраста
Замечание 1
Ранний возраст – это возраст от 1 года до 3-х лет.
Возрастные особенности каждого года раннего детства:
- Возраст от 1 года до 2-х лет. В этом возрастном промежутке у ребенка формируется важные функции мозга, особенности поведения, складывается характер, развивается речь, приобретаются физические навыки (самый главный – самостоятельное хождение). Ребенок проявляет все больший интерес к окружающим его предметам, ему интересны свойства предметов и их назначение. Он пробует использовать предметы не по назначению, то есть проявляются задатки исследовательской деятельности.
- От 2-х до 3-х лет. Активное развитие нервной системы, интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, ребенок учится контролировать свое поведение и жизненные потребности. Происходит быстрое развитие и совершенствование речи. Ребенок понимает, что с помощью речи он может донести до взрослого свои мысли, получить помощь и т.д. Осваивает падежи, числа, начинает ориентироваться во времени.
- Третий год жизни. Важным в этот возрастной период является процесс социализации ребенка. Все больше проявляется желание общения со сверстниками. Становятся интересны сюжетные игры. В этот период, благодаря сюжетным играм, можно определить интересы ребенка и направить развитие согласно его интересам и потребностям. Возраст трех лет является оптимальным для начала посещения детского учреждения. Ребенку требуется намного больше общения, чем ему может дать мать. Возникает потребность не просто в общении, а и в обмене жизненным опытом со сверстниками.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Таким образом, можно сделать вывод, что первые три года жизни ребенка являются наиболее важными в его физическом и психическом развитии. Очень важно в этот период создать для ребенка необходимые педагогические условия, направленные на его полноценное развитие.
Уровни педагогических условий развития детей раннего возраста
Педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста планируется посредством циклограмм по видам деятельности — познавательной, игровой, трудовой, продуктивно-творческой, речевой, оздоровительной и календарного плана воспитательно-образовательной деятельности.
На сегодняшний день принято выделять следующие уровни педагогических условий развития детей раннего возраста:
- уровень. Характеристика ребенка согласно его возрасту, выделение индивидуальных особенностей.
- уровень. Обстоятельства воспитания (отношения ребенка с другими детьми и взрослыми, содержание и организация деятельности ребенка и т.д.).
- уровень. Собственные знания и умения ребенка.
- уровень. Педагогическая деятельность, направленная на управление жизнедеятельностью детского коллектива (работа педагогического коллектива).
- уровень. Ресурсное обеспечение (педагогические кадры, оборудование и материалы детского учреждения и т.п.).
Таким образом, можно сказать, что педагогические условия, направленные на развитие детей раннего возраста имеют комплексное содержание из пяти составляющих. Только наличие всех пяти уровней может гарантировать эффективный процесс воспитания.
Педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста, должен быть не только спланирован, но и обеспечиваться обратной связью. Это необходимо для того, чтобы следить за его актуальностью и эффективностью, путем отслеживания динамики развития каждого ребенка.
Принципы и условия развития детей раннего возраста
Принципы развития детей раннего возраста:
- использование современных и актуальных подходов к организации педагогического процесса;
- соблюдение требований к содержанию педагогического процесса;
- направленность на сохранение здоровья ребенка;
- формирование условий для социализации ребенка.
Педагогические условия развития детей раннего возраста заключаются в следующем:
- Создание разумного двигательного режима (подвижные игры, танцы, физкультурные минутки и т.п.).
- Поддержание и развитие стремления ребенка к самостоятельности (формирование навыков самообслуживания за столом, в процессе подготовки на прогулку).
- Оказание ребенку помощи при освоении новых действий.
- Поощрение познавательной деятельности ребенка (совместные исследования предметной и окружающей среды).
- Обогащение опыта общения со сверстниками и взрослыми.
- Поддержка стремления совершения положительных поступков, формирование положительной самооценки.
- Направленность работы с детьми, с учетом ведущей деятельности (в раннем возрасте ведущей деятельностью является игровая).
- Формирование трудовых навыков (формирование трудолюбия и уважения к труду других).
- Общение с ребенком (индивидуальное, групповое, подгрупповое).
- Организация игрового построения образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.
Таким образом, педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста представляет собой комплекс свободной (самостоятельной) деятельности ребенка и совместной со взрослым деятельности. Построенный таким образом педагогический процесс обеспечивает развитие ребенка во всех видах деятельности (движение, активное исследование окружающего мира, овладение различного рода навыками и умениями).
Замечание 2
Педагогический процесс обеспечивает интеграцию эмоциональной, волевой и познавательной сторон развития ребенка. Ребенок в педагогическом процессе воспринимается как полноценная личность, имеющая права на сохранение своей индивидуальности, развитие особенностей.
Таким образом, педагогические условия развития детей раннего возраста, заключаются в ориентации на возрастные особенности ребенка, учет индивидуальности каждого. Процесс развития ребенка раннего возраста должен быть направлен на развитие его физических и умственных способностей, получения необходимых навыков и умения, социализацию в обществе, формирование первичного социального опыта на основе личного.
Источник