Педагогические технологии развития личности ребенка
Характеристика педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Технология – это совокупность принципов применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогические технологии — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; они есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Технология воспитания — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в конкретный результат.
Основные требования (критерии) педагогических технологий —
-концептуальность
-системность
-управляемость
-эффективность
-воспроизводимость.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, педагоги, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.
1
1. Определение четкой конкретной цели. Оценку качества производят по соотнесению полученного результата и цели.
2. Разработка «пакета» теоретических оснований. Технологии воспитания всегда реализуют определенные теоретические представления о процессе воспитания и его закономерностях, то есть определенные педагогические концепции.
В данном случае необходимо видеть в процессе воспитания механизмы личностного взаимодействия с детьми.
3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности. В качестве этапов выступают воспитательные ситуации: подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая.
4. Анализ результатов (мониторинг).
Самыми главными экспертами результата применения технологии воспитания должны стать сами воспитанники. Любое общее дело стоит завершать обсуждениями: что получилось хорошо; что не очень и почему; что каждый лично понял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает делать дальше.
Настоящее воспитание происходи тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту (Н.Ф.Голованова).
Воспитатель должен быть всегда психологически готов к тому, что не увидит результат своих педагогических усилий, поскольку в полной мере воспитанность человека проявляется в зрелые годы его жизни.
В своей практической деятельности воспитателю приходится сталкиваться с такими вопросами: как выбрать способы действия (свои, проверенные, известные или новые и пр.), как построить взаимодействие с ребенком или группой детей?
Действительно, эти вопросы требуют своего решения повседневно, в конкретных ситуациях, с конкретными детьми.
2
И поэтому систему технологий можно представить на трех условных уровнях организации воспитания как педагогического процесса.
1. Повседневные технологии воспитания (технология включения в игру, технология решения конфликтов, технология планирования воспитательной работы, технология педагогической диагностики и пр.).
2. Ситуативные технологии воспитания. Они разрабатываются и применяются в связи с определенными обстоятельствами (ссоры между детьми). В этом случае воспитатель должен выстроить технологию «анализа ссоры».
Такая технология помогает детям создать свой опыт оценки поведения и поступкам своих товарищей, мотивов их поведения, выявить зачинщика ссоры и вызвать желание больше не ссориться. Такие ситуации в работе воспитателя часто встречаются.
3. Перспективные технологии воспитания. Такие технологии могут выстраиваться на основе специфики работы воспитателя: технологии мероприятия, технологии коллективного дела (когда готовиться праздник или спортивное мероприятие).
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-здоровьесберегающие технологии,
-технологии проектной деятельности,
— технологии исследовательской деятельности,
-информационно–коммуникативные технологии,
-личностно-ориентированные технологии,
— технология портфолио дошкольника и воспитателя,
-игровая технология,
-технология ТРИЗ и др.
3
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, безкомфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный, он является целью всей образовательной системы.
Воспитательное взаимодействие с ребенком на индивидуальном уровне предполагает создание возможностей для становления и проявления растущей личности.
Истоки развития личностно-ориентированной технологии содержатся в положениях концепции «диалога культур» Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном-понимание.
Фундаментальная идея личностно-ориентированной технологии состоит в переходе от объяснений к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
Основная установка педагога на общение с детьми, взаимопонимание, на их освобождение для творчества.
Ребенку нужны понимание и принятие педагогом его личности, его индивидуальности, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.
Остановимся на педагогике сотрудничества, основные принципы которого, отражены в персонально-личностном подходе (ПЛП).
ПЛП — предполагает глубокое понимание особенностей развития личности, её характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонении в поведении (по мнению А.С.Белкина, В.И. Яковлева).
4
Компоненты личностного подхода.
1. Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу их развития.
2. Признание за ребенком всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.
3. Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком».
4. Признавать за ребенком право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми.
Воспитателю недостаточно только признавать, что все дети разные, но и надо помнить: сколько людей — столько и индивидуальностей. Психологи давно признали, что существуют врожденные черты личности, которые почти не изменяются с возрастом.
При организации совместной деятельности детей в группах педагог должен учитывать эти различия (темперамент), иначе многое из того, что он затевает, не состоится. Дети робкие и застенчивые, с заниженной самооценкой больше нуждаются в специально организованных «ситуациях успеха», маленьких победах, признании друзей.
Непременным условием технологии личностно-ориентированного воспитания является умение выдвигать реальные цели деятельности детей, умение строить разнообразные формы деятельности, чтобы она была успешной для каждого ребенка.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии — атмосферу любви, заботы сотрудничества, создают условия для творчества личности.
В.А.Сухомлинский сказал, что более глубокое понимание ребенка – это и есть воспитание его.
5
Источник
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ЛОГОПЕДИИ
Технологии личностного развития
Практическое задание
Выполнила:
Студент(ка) 3 года обучения
направления — педагогическое образование
профиль подготовки – школьное образование
Пономарева Ирина Александровна.
2017 г.
«Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком».А. А. Пирогов
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса.
Б. Т. Лихачёв
Начальная школа — это целый мир! Для ребенка, пришедшего в школу, начинается новая жизнь, полная чудес, открытий, трудностей и проблем.
Как помочь ребенку освоиться в новом для него мире — начальная школа? Как учителю удержать интерес к учебе? Как сделать так, чтобы школьные годы остались в памяти светлым периодом жизни? Ответ на эти вопросы очевиден — нужно сделать этот дом- начальная школа радостным, уютным и добрым для жителей разных категорий. Как и в любом доме жители начальной школы требуют особого внимания, понимания и заботы и каждый учитель начальной школы, являясь непременно заботливым хозяином учится адресно помогать каждому жителю.
категории с которыми приходится работать учителю начальной школы: Одаренные дети;
Дети из социально- неблагополучных семей;
Дети, попавшие в ТЖС;
Дети из семей мигрантов;
Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
Дети с ограниченными возможностями;
Дети из многодетных семей;
Дети с девиантным поведением.
Мои педагогические идеи в работе с различными категориями детей, следующие:
Создание модели начальной школы адаптивного, смешанного типа (этому служит типовое разнообразие классов и программ, определенное на принципе разумной достаточности и взаимосвязи).
Обновление содержания образования, введение в массовую общеобразовательную школу элементом гимназического образования (осуществление уровневой и профильной дифференциации, освоение новых педагогических технологий, формирование личности с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры).
Формирование и развитие школьной воспитательной системы гуманистического типа, основанной на общечеловеческих и отечественных ценностях.
Создание и реализация программы педагогического просвещения, развития и профориентации с начальной школы.
В начальной школе создана гуманистическая, демократическая воспитательная система, обеспечивающая целостность всего педагогического процесса. Наличие не только педагогического, но и психологического образования существенно помогает в работе в качестве не только учителя предметника, но в работе классного руководителя. На начальном этапе проводится изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и социальной микросреды, условий их жизни. В процессе такого изучения выявляются интересы и потребности детей, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет. Диагностический инструментарий включает в себя как социологические, так и психологические методики. Следует отметить, что несмотря на разделение техник и методов работы с различными категориями обучающихся, каждый метод при необходимости применим к любому ребенку. Перед учителями начальных классов стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности — это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный; Формы работы: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры. Очень важно участие детей вочных идистанционных олимпиадах различного уровня: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. При работе с одаренными детьми необходимо уметь: обогащать учебные программы, т. е. обновлять и расширять содержание образования; стимулировать познавательные способности учащихся; работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; принимать взвешенные психолого-педагогические решения; анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Следующая, на мой взгляд очень важная категория обучающихся, это дети — инвалиды. Как же строить учителю- универсалу, а учитель начальных классов таковым и является работу с детьми этой категории. Если мы заглянем в конвенцию ООН, то прочтем, что «Ребёнок — инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию». И наша главная задача в работе с детьми из этой категории научить маленького человека самостоятельности социальной интеграции. Социальная адаптация больных детей в условиях массовой школы осуществляется индивидуально. Первостепенной является психолого- педагогическая помощь детям Используя технологию сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности педагог нацеливается на преодоление у таких детей трудностей в общении. К формам работы можно отнести: Знакомство с ребенком; Диагностика; Реабилитационная работа; Оказание реальной помощи и поддержки; Правовая поддержка. Методы работы: беседа с классным руководителем; с медицинским работником; индивидуальная беседа с ребёнком; анкетирование, тестирование, социометрия; вовлечение в кружки, секции; оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований); групповая работа в микросоциуме; вовлечение детей в общественную жизнь школы, класса, населенного пункта; (олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции,…). ходатайства в различные организации; организация каникулярного отдыха, медицинского обследования, санаторно-курортного лечения; соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование.
При работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, а сюда входят дети- сироты, дети, находящиеся под опекой и дети, проживающие в приемных семьях. Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. Итогом деятельности учителя начальной школы является социально-педагогического сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данное сопровождение включает в себя: создание и своевременная корректировка Банка данных учащихся оставшихся без попечения родителей; патронаж и консультирование родителей по оптимизации воспитательной среды семьи; беседы с несовершеннолетними и их родителями по повышению уровня правовой грамотности, пропаганде здорового образа жизни, особенностях подросткового возраста; вовлечение несовершеннолетних и их родителей в социально — значимую деятельность; содействие включению родителей в учебно — воспитательный процесс и др. Классным руководителем ведутся карты индивидуального профилактического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей. Классный руководитель регулярно социального педагога о результатах работы с учащимися, о достижениях учащихся данной категории. Как я уже говорила, учитель начальных классов сегодня — это учитель-универсал, воплощающий в свей работе функции и педагога-психолога, и социального педагога, и педагога организатора. Сегодня при миграции из зоны вооруженных конфликтов на территорию российских городов переезжает большое количество семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети которых нуждаются в психологической помощи и поддержке. Состояние детей определяется внутренней неуверенностью, растерянностью, депрессией, апатией. Осуществляя работу с детьми из семей мигрантов и вынужденных переселенцев учитель начальных классов задает себе вопрос: «Как организовать учебный процесс?» «Как помочь детям быстро адаптироваться в Российской школе?». Ответ на эти вопросы можно найти в основополагающем принципе гуманистической педагогики, признающей главной ценностью и целью образования личность ребенка, его психологическое благополучие, переживание им чувства защищенности, теплого принятия одноклассниками и безусловного позитивного отношения учителя, независимо от его успеваемости и личностных качеств. Поэтому, принимая ребенка в класс учителю начальных классов, необходимо создать соответствующие условия. В ходе урочной и внеурочной деятельности необходимо строить взаимоотношения с прибывшими детьми на основе диалога и сотрудничества, одобрения даже незначительных успехов в новой для них среде. Педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры: создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.); создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками; организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями; создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т. д.); организацию детского досуга. информационно-просветительскую работу. Работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации — приспособления к нему. Следовательно, реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.
Основная задача педагога – выбрать метод и форму организации работы с детьми, интенсивно внедрять в работу инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.I Технология проектной деятельности
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.
Проект позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
II Информационно-коммуникативные технологии
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
III Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
IV Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности — сформировать у школьников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
V Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога (творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
VI Личностно — ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы школьного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и школьном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
VII Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Заключение
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют их успешное обучение в школе.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
повышению качества образования;
повышение квалификации воспитателей;
применение педагогического опыта и его систематизация;
использование компьютерных технологий воспитанниками;
сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
повышение качества обучения и воспитания.
В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его основных функции — руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.
Учитель — организатор учебного процесса в школе. Он — источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.
Источник