Педагогические технологии для развития ребенка в доу

Педагогические технологии для развития ребенка в доу thumbnail

Любовь Ивановна Белаш
Современные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Современным образовательным организациям необходимо разрабатывать и внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии, позволяющие достигать более высоких результатов в работе с детьми. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Современные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста

При составлении конспектов занятий по программе «Шаг в будущее» педагоги нашей группы опираются на современные педагогические технологии. В ходе занятий стараются с помощью основных педагогических технологий реализовать цели и задачи занятий.

В своей деятельности с детьми я активно использую интерактивные технологии, которые, во-первых, способствуют становлению коммуникативной компетентности, помогают установлению эмоциональных контактов между сверстниками. Во-вторых, обеспечивают детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность. В-третьих, развивают общие познавательные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, приучают работать в группе, прислушиваться к чужому мнению, считаться с интересами других.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, общения.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет и др.)

Здоровьесберегающие технологии активно реализуются во время проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения после дневного сна, в пальчиковых и подвижных играх, во время проведения спортивных развлечений и других видах деятельности.

Использование технологии сотрудничества в работе с детьми группы я убедилась в том, что они влияют на развитие личности:

возрастает объём усваиваемого материала;

меньше времени тратится на формирование знаний и умений;

растёт познавательная и творческая активность детей;

меняется характер взаимоотношений между детьми;

дети приобретают важнейшие социальные навыки (такт, ответственность, умение уважать чужую точку зрения, умение достигать согласия в конфликтной ситуации и др.).

Работая в парах, мини-группах, дети учатся слушать и понимать друг друга, отстаивать свою точку зрения, принимать совместные решения, радоваться совместным результатам.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого ребёнок ставится в условия поиска, тем самым пробуждается интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила. В коллективных играх формируются нравственные качества личности. Поэтому, одной из важнейших является игровая технология.

Педагогические технологии для развития ребенка в доу

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

1. игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Я провожу такие игры, как «Назови, какого цвета», «На что похоже», «Найди одинаковые предметы», и др.

2. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Это игры: «Предметы мебели», «Посуда», «Одежда» и др.

3. группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; «Если бы я был волшебником», «Волшебная палочка» и др.

4. группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку;

«Море волнуется», «Телефон», «Да и нет не говорить», «Краски» и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

В своей работе используем развивающие игры «Сложи узор», «Фонарики», использую счётные палочки различными игровыми заданиями «Выкладываем по образцу», «Улица разноцветных палочек», «Найди и разложи по форме», «Геометрические фигуры».

Технология проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так, мы проводим эксперименты с водой в различных её состояниях, сухим и мокрым песком.

Художественно-продуктивные технологии

1. Нетрадиционная техника рисования: рисование пальчиком, ладошкой, томпонирование, печатание, рисование ватными палочками, монотипия.

2. Нетрадиционная лепка из солёного теста, мятой бумаги.

3. Нетрадиционная аппликация: объёмная аппликация из мятой бумаги, обрывная аппликация, мозаичная аппликация.

Жизнь детей в социально — реабилитационном центре должна быть радостной, поэтому во время работы я стараюсь создать хорошее настроение себе и своим детям – кому советом, кому шуткой. Атмосфера любви и взаимопонимания способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.

Педагогические технологии для развития ребенка в доу

Чтобы быть интересным собеседником для детей, необходимо постоянно пополнять свои знания, соответствовать времени, в котором живёшь, и месту, которое занимаешь.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»,- говорил Д. Дидро.

А педагог перестаёт быть педагогом, если не постигает ничего нового.

Источник

Дмитриева Елизавета Алексеевна
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на

реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка

в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а

вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,

искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов

обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический

инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

· Концептуальность

· Системность

· Управляемость

· Эффективность

· Воспроизводимость

Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую

философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование

достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

— логикой процесса,

— взаимосвязью его частей,

— целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования,

проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и

методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в

конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по

затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения)

образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как

педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого

педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных

особенностей.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя

· игровая технология

· технология «ТРИЗ» и др.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности

сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по

здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия

педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом,

биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы

формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий

зависит:

· от типа дошкольного учреждения,

· от продолжительности пребывания в нем детей,

· от программы, по которой работают педагоги,

· конкретных условий ДОУ,

· профессиональной компетентности педагога,

· показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих

технологий:

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья

детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским

требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии

организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи-

лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и

укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания,

дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие

психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение

эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в

процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии

психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе

ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие

культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на

развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья

(технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз,

дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-

ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных

занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-

игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия,

технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести

и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой

понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных

инструментальных и методологических средств, используемых для достижения

педагогических целей.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей

требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с

детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную

активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить

о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-

ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для

самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается

мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями

выделяются:

· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью

психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с

ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются

комнаты психологической разгрузки — это мягкая мебель, много растений, украшающих

помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для

индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания

(после болезни, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной

деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует

всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет

принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны,

уступчивы, не конфликтны.

· Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного

образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе

взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей

среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют

разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических

отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений,

индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической

направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные

программы «Радуга», «Из детства — в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно- образовательного процесса конструируется на

основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество)

образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки

должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а

также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его

уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы

воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных

целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с

ориентацией на достижение результата;

· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в

соответствии с учебными целями и задачами;

· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на

достижение целей;

· заключительная оценка результата — уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному,

обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии –

атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель-

ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные

моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в

соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка,

указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю.»

(«Мне нравится.», «Обожаю, когда.», в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-

графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем

малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю.». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на

предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о.», «Я бы хотел быть.», «Я жду, когда.»,

«Я вижу себя.», «Я хочу видеть себя.», «Мои любимые дела.»; ответы на вопросы:

«Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки,

рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных

организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне.». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем

и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к

специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь

будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и

можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором

предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится

информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фиксируется дата начала

и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала

ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной»содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда

последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его

рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения

ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ

родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о

знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак

зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о

росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на

сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать

до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о

членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю-

бимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен

за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы

ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские

работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений,

которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся»,

включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди-

тели.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за

ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со-

циальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование

различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе»содержит информацию, полученную от самого

ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях,

награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах

ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о

ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»;

ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги

теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину

пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту,

щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание

ребенка;

блок «Какой ребенок умелый»содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает,

и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке;

рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и

секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных

интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу,

самостоятельность;

блок «Какой ребенок успешный»содержит информацию о творческих способностях

ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче-

ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить

индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как

подарок самому ребенку и его семье

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

· творчески думающим,

· владеющим современными технологиями образования,

· приемами психолого-педагогической диагностики,

· способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях

конкретной практической деятельности,

· умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное,

интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может

стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных

видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной,

коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и

результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

· Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития

педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

· образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по

диплому);

· трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном

учреждении;

· повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц,

проблематика курсов);

· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и

степеней;

· наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные

письма;

· дипломы различных конкурсов;

· другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов

деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

· материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

· материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей,

уровень развития личностных качеств;

· сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов

педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах

и олимпиадах;

· анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о

профессионализме педагога. Это могут быть:

· материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в

деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

· материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой

группе;

· материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагоги-

ческих конкурсах;

· в неделях педмастерства;

· в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

· авторские программы, методические разработки;

· творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и

кабинетах:

· планы по организации предметно-развивающей среды;

· эскизы, фотографии и т. д.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Источник