Педагогические стереотипы и их влияние на развитие ребенка
Куракина Яна Ивановна
педагог дополнительного образования
Гыпылова Елена Анатольевна
воспитатель
ГБДОУ детского сада № 64 Приморского района, г. Санкт-Петербург
Стереотипы и развитие креативности
в дошкольной педагогической деятельности
«Самый сложный шаг — это шаг, отделяющий нас от привычного». Пападжи, индийский мыслитель
Речь пойдет о стереотипах, об их влиянии на жизнь и работу человека, о методах и способах борьбы со стереотипами. Также расскажем Вам о влиянии стереотипов мышления педагогического работника на его совместную творческую деятельность с детьми-дошкольниками.
Понятие «стереотип» в западный дискурс вошло с легкой руки Уолтера Липпмана, американского писателя, журналиста, политического обозревателя, который применил его в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в далеком 1922 году. Первоначально термин «стереотип» служил для обозначения металлической пластины, использующейся в полиграфии для изготовления копий. Сегодня под стереотипом большинством ученых понимается относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, группы, человека, события, явления, складывающийся в условиях дефицита информации.
В своем исследовании мы предложили педагогам нарисовать дом. Большинство людей нарисовало стандартный одноэтажный дом с треугольной крышей, с трубой на ней, с окошком в центре здания. В данном случаем «сработал» стереотип. Именно такой дом учили рисовать педагогов, когда они ходили в детский сад и в школу. Точно так же было предложено аудитории назвать любого русского поэта, фрукт, инструмент. За короткий промежуток времени (10 секунд) мы получили следующие ответы: А.С. Пушкин, яблоко, молоток. Таким образом, люди привыкли мыслить в определенных рамках, в соответствии со своим миропониманием, которое, в свою очередь, состоит из обширной системы стереотипов. Наш мозг создает стереотипы, чтобы облегчить себе жизнь.
Приведем еще пример стереотипного мышления педагогов. В детских садах у детей формируется целостная картина мира посредством определенных лексических тем: одна из таких «Мебель». Согласно своей обширной системе стереотипов, воспитатели дают общее понятие мебели и в пример приводят стандартные предметы: стол, стул, кровать, шкаф. Однако педагогам необходимо переключить свое сознание на новую, креативную, нетривиальную педагогическую деятельность. Детям можно рассказать о мебели для турпоходов, о мягкой мебели, о раскладной, профессиональной и пр. Стереотипы советской дошкольной педагогической деятельности необходимо оставить в прошлом.
Представляем вам еще пример стереотипного мышления педагога: воспитатель дает задание детям самостоятельно вылепить уточку, демонстрируя им свой образец. Дети будут лепить с образца, и результат их творчества будет аналогичен продукту воспитателя. И педагогу не нужно будет тратить время, силы на индивидуальную работу с каждым ребенком. Ему проще дать готовую модель, чем индивидуально прорабатывать с отдельным воспитанником результат его деятельности. Необходимо давать возможность детям самостоятельно рисовать, лепить, делать аппликацию, предоставляя им выбор. В чем же может проявляться этот выбор: в количестве красок, например. Какие краски обычно выставляет для детей воспитатель для рисования лисы? Обычно две краски: черную (для глаз, усов, пасти и пр.) и оранжевую (цвет шерсти животного). Таким образом, педагог заведомо ограничивает творческое мышление дошкольников и не предлагает, точнее, не желает предложить других вариантов передачи нетривиального восприятия действительности. Ведь ребенок может нарисовать лису черной или белой, какими они бывают в природе в разных климатических условиях. Предложите детям нарисовать любую лису из выше предложенных (черную, белую или рыжую), и в таком случае дошкольник объяснит Вам, почему он изобразил именно песца (северное полушарие, маскировка и прочее) или лису.
Отличительной чертой ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью — развитие ЛИЧНОСТИ. Каков должен быть выпускник ДОО согласно требованиям ФГОС? Он должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, РАЗВИТОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, любознательность. То есть, главной целью современного дошкольного образования является не подготовка к школе, а развитие самодостаточной, успешной, креативной личности. Таким образом, современная педагогика уходит далеко вперед от советской школы воспитания.
Как известно, у ребенка от 4-х до 6-ти лет основной период дошкольного детства называется периодом «инициативы». В это время происходит самоутверждение личности, малыши в данном периоде крайне деятельны. Игра становится важной школой взрослой жизни, созданием личного мира со своими правилами и законами. Правильно рассчитанные нагрузки (кружки, дополнительные занятия) предоставляют возможность ребенку получать удовольствие от своей деятельности и не участвовать в каждодневной гонке за выживание. Следует помнить, что мозг строит нейронные связи во время процесса обучения. И обучение должно быть в удовольствие.
Стереотипы мышления – это не хорошо и не плохо. Они существуют, и они выполняют важные функции. Некоторые стереотипы приносят пользу. Например, фраза «Не влезать – убьет!» оберегает нас от неприятных последствий или фраза «С моста не прыгать – разобьешься!» дает гарантию на жизнь. Другие стереотипы причиняют вред: ограничивают мышление человека или не дают развиваться личности полноценно. Например, фраза из рекламы «Пьем соки – это полезно» не дает нам гарантии жить со здоровым желудком, или стереотип «После шести есть вредно» является вредоносным для здоровья человека.
В современном мире педагогическому работнику просто необходимо бороться со своими стереотипами, так как он вкладывает свой жизненный и профессиональный опыт в развитие детей как личностей, индивидуальностей, у которых обязательное огромное творческое воображение, не имеющее границ.
В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. В детском восприятии действительности поменялась сенсорная модальность: дети уже не читают, а смотрят. Чтение предполагает процесс воображения, мышления, а при просмотре формируется клиповое восприятие мира, сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, и воображение уходит на второй план. Современные дети уже принадлежат новой коммуникативной культуре.
Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций: устную, письменную и аудиовизуальную. Например, человек Средневековья максимально отличался от представителя Нового времени: у них разная картина мира и другие ценности. Так, в Средневековье люди использовали в качестве общения речь и слух. И в этом обществе не было детства как социальной категории. Лет с пяти, как только ребенок вставал на ноги, научился разговаривать, он становился полноценным членом общества. Его кормили, одевали, относились к нему как к взрослому. Сознание человека зависит от устройства социума, а социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Появление нового способа коммуникаций всегда ведет к серьезным изменениям личности, в культуре и обществе.
Современный человек постепенно отказывается от воображения и переходит на зрительный регистр. Зрительному восприятию не нужно обучаться, исчезают общепринятые стандарты: что такое «хороший ребенок» и чему его надо учить. Объем знаний настолько увеличился, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту. Видимо, поэтому родители дошкольников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): дети мало способны сосредоточиться на чем-то конкретном, не могут усваивать информацию в большом объеме. Но это не совсем так.
ДОО и школы не готовы принять современного ребенка с его восприятием картины мира. По традиции ребенку дают огромный поток информации, но не обучают компетенциям, трекам, по которым он сможет самостоятельно добывать знания. Продвинутые учебные заведения не заставляют учить, они стимулируют детей к дискуссиям, используя игры, презентации, онлайн-лекции. Дети самостоятельно готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания – это следствие того, что современный ребенок попал в «щель» между старым и новым поколением, восприятием их действительности. Тем не менее родители требуют успеваемости от детей и педагогических работников, а дети в результате теряют всякий интерес к учебе.
И если родители согласно своему стереотипному восприятию жизни будут предъявлять завышенные требования к ребенку, а педагоги – в садах и школах, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети – это «губка», которая впитывает в себя все особенности мироустройства и у них складывается особое понимание действительности. Сегодня именно они идут по острию прогресса, и мир должен подстроиться под них.
Следует помнить, что стереотип – это не истина в последней инстанции, это просто привычка, мнение, которое вы выбрали или приняли для себя. Как бороться со стереотипами? Это трудоемкий процесс. Не каждый человек готов работать над собой, своими привычками и способом мышления, восприятия мира. Варианты просты, а вот процесс борьбы со стереотипами комбинационный.
Начните с себя, уважаемые педагоги.
- Начните свое утро по-другому (выпейте вместо чая – кофе, или наоборот).
- Пойдите на работу другой дорогой (смените маршрут).
- Попробуйте заняться делом, каким Вы никогда не занимались (писать, вязать, сочинять стихи, вышивать и т.д.).
- Окружите себя достойными людьми, которые будут способствовать вашей реализации.
- Верьте в себя. Всегда.
- Найдите лучших учителей в каждой сфере жизни и учитесь у них.
- Стремитесь к росту, не бойтесь препятствий.
- Много читайте.
- Следите за новостями, политикой, за экономикой, развивайтесь сферически.
- Посещайте курсы, получайте дополнительное образование.
- Старайтесь мыслить по-другому, не как раньше.
- Работайте над собой каждый день.
- Любите себя.
- Будьте креативными.
Как развивать в себе креативность? От английского create – «создавать», creative – «созидательный», «творческий». Жизнь творческой личности — это постоянное общение, поиск новых ощущений и получение опыта. Творческая личность учится на своих ошибках, неудачи не способны ее остановить. Отрицательный опыт — тоже опыт, любое фиаско — лишь повод задуматься над своими промахами и извлечь из них уроки. Стивен Котлер, сотрудник журнала «Forbes» пишет: «Творчество — занятие не для робких». Развивая креативность, мы боремся со стереотипами.
Как развивать креативность у детей? Можно использовать разнообразные формы и методы в художественно-эстетическом развитии. В рисовании, например, можно дать детям готовую модель и предложить им дорисовать образ. Основной задачей станет не только дорисовать заданный взрослым объект, а придумать, изобразить, разыграть целую увертюру. Можно предложить рисование животных и человека с разных ракурсов, «дорисовывание» определенных геометрических фигур до каких-либо предметов, обрисовку теней и пр. В аппликации также есть разнообразные приемы, которыми можно развивать креативность у детей. Отрезать лишнее, например, — каждый ребенок может стать стилистом-парикмахером: наклеить нужное, но необычной формы. В лепке можно использовать разнообразие цветовой гаммы, разную плотность пластилина. Например, педагог раздает каждому ребенку уже сформированный шарик разных размеров, а ребёнок, в свою очередь, «долепливает». Или из плоских изображений ребёнок может лепить объемные.
На занятиях физкультурой педагог может проводить различные флешмобы с детьми, которые дают понять каждому ребенку важность его исполнения движений под музыку для коллективных манипуляционных действий, поднимают настроение, заряжают их позитивной энергией.
В завершении хочется отметить, что современный педагог сам должен принять для себя решение: развивать в себе креативные качества и бороться со своим традиционным восприятием мира, или существовать во власти стереотипов и жить – плыть по течению жизни, не меняя в ней ничего. Мы же предлагаем Вам мыслить позитивно, жить и работать соответственно духу времени, но глобально и шире. Развивайте собственный опыт, а не живите и работайте опытом других людей.
Список литературы:
1.Агеев В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов/ Вопросы психологии, № 1, — 1986
2.Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. — М., Просвещение, 1968
3. Бескова И. А. Специфика мышления креативных личностей. Научное творчество как многомерный процесс, — М., 1987
4. Блумер Г., Коллективное поведение / сб. «Психология масс» (перепечатано: Американская социологическая мысль, М., 1994), — Самара, 1998
5. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности — Л., 1970
6. Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятельности. — М., 1971
7. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. — М., Знание, 1983
8. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. – М., 2003
9. Выготский Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967
10. Выготский Л.C. Педагогическая психология. — М., Педагогика, 1991
11. Галаган А.И. Финансирование образования в развитых зарубежных странах. – М., 2003
12. Гачев Г. К., Европейские образы Пространства и Времени. Культура, человек и картина мира — М., 198.
13. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – Санкт-Петербург, Иматон, 1994
14. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 199.
15. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс — М., 1980
16. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность — М., 1975
17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики — М., 1959
18. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность — 2006, №4, C. 125 – 141
19. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. – М., 2001
20. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 124 с.
21. Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности — М.: ПЕР СЭ, 2002
22. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.
.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Мастерство педагога, как высший уровень развития его профессионализма, является результатом педагогического опыта и творческого саморазвития. Сегодня в современном обществе нет учителя, который бы не испытывал потребности в ясном представлении модели своего поведения и своих действий, формируемой за счет овладения эффективными педагогическими технологиями. При этом профессия педагога, с одной стороны, невозможна без постоянного стремления к самореализации, а, с другой – наблюдается ограничение деятельности учителя определенными рамками и профессиональными стереотипами.
При этом стереотипы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Положительный момент обусловливается тем, что они обеспечивают определенность, точность, однозначность реагирования в сложных ситуациях и относительную успешность деятельности педагога в стандартных условиях. В то же время, педагогические стереотипы оказывают отрицательное влияние на результативность педагогической деятельности, так как закрепляется излишняя алгоритмизация в подходах, упрощенность во взглядах и реакциях. Мы видим, что педагогические стереотипы могут выступать как в роли стабилизирующих, так и в роли тормозящих профессиональное развитие учителя.
Факторами, влияющими на развитие стереотипов в области профессиональной педагогической деятельности являются:
— переход от единых программ и методик преподавания к самостоятельно разрабатываемым рабочим программам и технологиям на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;
— формирование системы образования на основе гуманистического персонифицированного подхода, предполагающего переориентацию с авторитарной модели взаимодействия «учитель-ученик» на личностную;
— внедрение инновационных технологий, требующих принципиально новых подходов к подготовке педагогических кадров.
Как свидетельствует опыт, педагогические стереотипы порождают слишком условное и упрощенное представление об учениках, образовательном процессе, формируют жесткие ожидания и установки в отношении других, содействуют поверхностному восприятию и лишают выгод, связанных с познанием отдельной личности, а значит, они являются серьезным тормозом в поступательном развитии системы образования сегодня.
Известно, что стереотипы передаются от социального окружения в результате некритичного к ним отношения. Это относится и к педагогическим стереотипам, сформировавшимся в сфере обучения и воспитания, как устойчивым, схематизированным и эмоционально — окрашенным представлениям о педагогической деятельности, личности ребенка, родителей и самого педагога. Педагогические стереотипы начинают формироваться в детстве под влиянием родителей и педагогов. В студенческие годы стереотипы продолжают накапливаться и закрепляться. С возрастом, как отмечают многие исследователи, склонность к стереотипизации увеличивается.
Упрощенные установки и стереотипы формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности, препятствующий усвоению новых подходов и методов, новых знаний, использованию новых технологий. Формирующаяся алгоритмизация в решении сложных педагогических задач ведет к снижению профессионального уровня, так как стереотипность действий педагога находится в противоречии с творческим подходом, необходимым для ее успешного протекания. Поэтому изучение типов, структуры, механизмов функционирования, влияния на результативность деятельности различных стереотипов является одной из актуальных проблем современной психолого-педагогической науки.
Таким образом, делая вывод о роли стереотипов в педагогической деятельности, отметим, что негативные и устаревшие стереотипы препятствуют развитию личности, творческого мышления, восприятию целостного окружающего мира; позитивные стереотипы приспособляют к среде, обеспечивают определенность, точность, однозначность реагирования на действия других людей и формируют поведение в сложных ситуациях.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что:
1. Педагогические стереотипы – это схематические, стандартизированные, устойчивые представления о педагогической деятельности, учащихся, родителях, администрации, коллегах. Они начинают формироваться с детства в результате усвоения стандартов поведения родителей и педагогов, закрепляются в процессе педагогической деятельности.
2. Педагогические стереотипы могут приобретать определенную структуру, которая выражается в индивидуально-личностных особенностях в результате фиксации отношений к профессии, администрации, родителям, коллегам, учащимся, что обусловливает существование педагогов с выраженными стереотипами во всех сферах педагогической действительности, педагогов с невыраженными стереотипами, а также педагогов с выраженными стереотипами в одних сферах и невыраженными в других.
3. Наличие или отсутствие педагогических стереотипов обусловливается во многом типом ориентированности на авторитарную или личностную модель взаимодействия с учениками, присутствием педагогических установок, а также индивидуально-личностными качествами, характеризующими сферу взаимодействия педагога с другими людьми, такими как: доминантность, экспрессивность, способность к эмпатии, внутреннее напряжение, самолюбие, консерватизм. Каковы же механизмы преодоления негативных, трансформации устаревших и закрепления позитивных педагогических стереотипов?
Это, прежде всего, возрастание системности в педагогической профессиональной деятельности и сознании учителя, что предполагает целостное восприятие и проектирование социальной ситуации развития ребенка, способность педагога к профессиональной рефлексии.
Хороший эффект дает также преодоление авторитарности как своеобразного «учительского комплекса», проявляющегося в лучшем случае в монополии на знание безусловных истин, а в худшем в безапелляционности, консерватизме, назидательности, морализировании, установке типа «учитель всегда прав».
Практика показывает, переход от алгоритмического выполнения методических норм и правил к построению собственной педагогической концепции и эффективной технологии, расширение творчества учителя в целевой, содержательной и методической сферах и осознание своего права на творческое самовыражение дает хорошую основу для формирования индивидуального стиля, основанного на понимании того, что изменения «объектов обучения и воспитания» возможны лишь через отношение к самому себе как к объекту изучения и изменения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 7511; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник