Педагогические статьи из журналов о развитии ребенка
Проблемы времени
О. Гукаленко. Поликультурное образование: проблемы и перспективы развития
Аннотация. В работе представлены отдельные направления совершенствования образования с учетом современных проблем. Обоснованы сущностные функциональные характеристики поликультурного образования. Раскрыты отдельные подходы к формированию целостного поликультурного образовательного пространства России.
Доступность дошкольного образования
Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования. Показатели информационной доступности дошкольного образованияФГОС ДО: комментарии и рекомендации
И. Слепцова. Адаптированные образовательные программы дошкольного образования как средство индивидуализации развития и инструмент реализации ФГОС ДО
Аннотация. В статье рассматриваются сущностные и отличительные особенности адаптированных образовательных программ дошкольного образования с учетом инновационных установок ФГОС ДО: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Рассматриваются способы создания специальных психолого‐педагогических условий удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социально‐коммуникативное развитие
Т. Оганян‐Захараш, О. Болдинова. Условия организации процесса социализации дошкольников в группах комбинированной направленности
Н. Быкова. Конкурс чтецов «Маленький ребенок с большими правами». Для детей 6–8 лет
Год российского кино
Н. Герасимова. Кино о детях и для детей
Речевое развитие
А. Абсалямова. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста
Аннотация. В статье представлен анализ феномена «речевое творчество дошкольника» на основе системного подхода. Обосновано авторское определение этого конструкта, и выделены его структурные компоненты (когнитивный, рефлексивный и продуктивный), обусловленные наличием творческой мотивации ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям. Наиболее изученные виды речевого творчества дошкольника дополнены новыми видами интегративного характера, что позволило определить стратегию психолого‐педагогических исследований проблемы.
З. Гриценко. Поэзия детства нынешнего
Л. Зиман. Сказочные образы и романтическая мечта в стихотворениях Романа Сефа
Физическое развитие
З. Макарова. Состояние здоровья и основные направления оздоровления часто болеющих детей
Аннотация. Представлены данные об особенностях состояния здоровья и классификация группы часто болеющих детей. Выделены факторы риска, предрасполагающие к повторным вирусно‐бактериальным инфекциям. Описаны клинические типы часто болеющих детей, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к проведению их медико‐психолого‐педагогической реабилитации. Определены основные направления оздоровления детей в разные возрастные периоды.
Н. Стрельникова. Откуда игры к нам пришли. Для детей 6–8 лет
Перспективное планирование по физическому развитию (таблицы)
Коррекционная работа
М. Ромусик, С. Шаховская. Развитие предикативной лексики на основе формирования пространственно‐временных отношений у детей с общим недоразвитием речи
Аннотация. В статье представлена система логопедической работы по формированию лексико‐грамматического строя речи детей с недостатками познавательного и речевого развития. Такая система может быть более эффективной за счет внедрения методов и приемов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений глагола, умений строить простые распространенные предложения. Работа по развитию предикативной лексики на основе формирования пространственно‐временных отношений требует углубленного изучения лексико‐грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения синтаксических конструкций.
Е. Лежнива. Мы – дружные ребята! Тренинг длядетей 6–8 лет
Методическая картотека
Подвижные игры народов России. Л. Куканова. Охота на куропаток. Саамская подвижная игра
В. Ильгова, Е. Сокорева. Подвижные народные игры. Старший дошкольный возраст
Предметно‐пространственная среда
Е. Смирнова. Исследование игровой среды участков детских садов в Москве
Аннотация. В статье описаны результаты исследования участков детских садов. Был проведен анализ количественного состава и качественных особенностей объектов научастках ДОО: степень востребованности во время прогулки и характер активности детей на разных объектах. В результате выявлены проблемы в организации пространственной среды на территории детских садов, среди которых – дефицит зелени и растений, недостаток свободной площади для двигательной активности, несоответствие оборудования возрастным особенностям детей (в том числе их росту). Наиболее острые проблемы – научастках садов‐новостроек. Самые популярные – объекты, предполагающие вариативное использование (поле, песочница, веранда).
Л. Бабушкина, О. Никифорова. С чего начинается праздник в детском саду?
Е. Гусева. Пазл «Конструктор». Авторская дидактическая игра
Карточки – 1
Карточки – 2
Карточки – 3
Научный поиск
С. Кожокарь. Техническая игрушка – средство развития познавательного интереса к творческой деятельности
Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты ознакомления дошкольников с технической игрушкой как результатом творческой деятельности человека. Представлена методика ознакомления с технической игрушкой.
И. Мартынова. Изучение опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью
Аннотация. В статье представлена часть констатирующего эксперимента, посвященного изучению опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью. Показано, что при относительно сходном клиническом диагнозе и оценке психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью отмечается вариативность их жизненной компетентности во взаимодействии с ближайшим социальным окружением, что диктует необходимость разработки дифференцированного содержания коррекционно‐педагогической работы.
Готовимся к празднику
День матери
Л. Понаморева. Моя любимая мамочка. Занятие длядетей 6–8 лет
Мастер‐класс «Принтер, ножницы, бумага»
Г. Егоров. Предметные картинки по теме «Искусство»
Искусство – 1
Искусство – 2
Искусство – 3
Искусство – бонус
Искусство – интерактивные игры и задания
Источник
Статьи по ключевому слову «педагог»
Статьи в журнале «Гуманитарные научные исследования»
Ляхов А.В. Критическое мышление
№ 6 (22) Июнь 2013 | Рубрика: Социология
Яковленко А.Е. Какой он, настоящий учитель?
№ 7 (35) Июль 2014 | Рубрика: Педагогика
Титова Е.В. Проблемы построения комплексной системы подготовки специалистов
№ 7 (59) Июль 2016 | Рубрика: Педагогика
Терентьева В.В. Проблема продуктивного мышления педагогов общеобразовательной школы
№ 3 (91) Март 2019 | Рубрика: Педагогика
Статьи в журнале «Современные научные исследования и инновации»
Макенев А.Ф. Институциональный аспект изучения педагогической профессии
Август, 2013
Аксюченко В.Н. Пространственный подход к организации воспитательной работы в условиях современной школы
Март, 2015
Прохорова М.П. Содержание и виды инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования
Декабрь, 2015
Кучковский П.В. Апология софистов — педагогов-парадоксологов
Февраль, 2016
Федорчук К.О., Варфоломеева Т.Н. Проблемы управления процессом повышения профессиональных компетенций будущих педагогов
Июнь, 2016
Мухачева Е.В., Дианова Л.В. Проблемы реализации инновационных преобразований в сельской школе
Ноябрь, 2016
Авдонина Д.С., Бочкарёва Ю.В., Булганина С.В. Педагогический менеджмент
Декабрь, 2016
Шкунова А.А., Логинова С.П., Коробкова Е.Н. Педагог как эффективный менеджер
Декабрь, 2016
Ражова Н.А., Якимова А.С., Коробова Е.В. Проблемная лекция как один из видов изложения учебного материала
Февраль, 2017
Пасечник А.С., Жислина Д.В., Карпова М.А., Демарин В.А. Анализ деятельности вожатого, как педагога
Май, 2017
Пасечник А.С., Жислина Д.В., Карпова М.А., Демарин В.А. Особенности РДА и помощь педагога в его коррекции
Май, 2017
Масленникова А.С., Чихутова А.Д., Юрина В.М. Особенности трудового договора, заключаемого с педагогическим работником
Июнь, 2017
Мочалова А.С., Торопова А.И., Ротанова В.А., Шамина Е.М. Как построить карьеру педагога: основные проблемы становления начинающего учителя
Июнь, 2017
Бугачев А.В. Патриотическое воспитание в рамках экологического образования школьников
Июнь, 2017
Кузнецова К.А. Открытие учебного «Тихомировского» корпуса МВЖК на Девичьем поле в Москве в н. XX в.
Август, 2017
Кокарева М.Е., Гордеев К.С., Коковина А.А., Жидков А.А. Специфика профессиональной культуры в перспективе педагогической деятельности
Ноябрь, 2017
Кузнецова К.А. О.Н. Цубербиллер — трудный путь в науку
Январь, 2018
Усольцева В.В., Шейхова М.С. Креативность, как составляющая часть подготовки конкурентоспособного педагога в системе высшего профессионального образования
Июнь, 2018
Пихиенко К.С., Кобазова Ю.В. Детско-родительские отношения в процессе сопровождения в ДОУ
Ноябрь, 2018
Кокарева М.Е., Ермолаева Е.Л., Грибина Г.А., Федосеева Л.А., Илюшина Е.С. Компоненты педагогической системы А.С. Макаренко
Май, 2019
Юрина В.М. Структура воспитательной работы системы О.С. Газмана
Август, 2019
Юрина В.М. Механизмы воспитательной системы
Сентябрь, 2019
Анисимова А.Е., Караганова К.А., Жидков А.А., Закунова Е.Д., Барсукова А.Е. Развитие профессиональной компетентности педагога профессионального обучения
Октябрь, 2019
Юрина В.М., Бердникова К.Э., Карпова М.А., Седова А.С., Чихутова А.Д. Системы воспитания В.А. Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой
Декабрь, 2019
Юрина В.М., Бердникова К.Э., Карпова М.А., Седова А.С., Чихутова А.Д. Современное содержание воспитательной системы
Декабрь, 2019
Чихутова А.Д., Бердникова К.Э., Карпова М.А., Седова А.С., Юрина В.М. Стандартизация в системе профессионального образования
Декабрь, 2019
Закунова Е.Д., Анисимова А.Е., Караганова К.А., Барсукова А.Е., Жидков А.А. Стили педагогического общения и их характеристика
Декабрь, 2019
Анисимова А.Е., Караганова К.А., Жидков А.А., Закунова Е.Д., Барсукова А.Е. Педагогические условия формирования педагогической компетентности педагога профессионального обучения
Декабрь, 2019
Статьи в журнале «Психология, социология и педагогика»
Василенко Н.В. Модель развития методической компетентности педагогов в условиях последипломного образования
Июль, 2014
Шестернина О.И. Эффективность применения технологий проблемно – деятельностного обучения во внутри вузовском образовательном процессе
Ноябрь, 2014
Крылова М.Н. Гендерный аспект в профессиональной подготовке будущих педагогов
Январь, 2015
Ворошилина Н.Н., Реут В.Г. Формирования организационно-педагогических условий для работы с гетерогенными группами учащихся в современном обществе
Июнь, 2015
Прокофьева Ф.Ш. Приемы коррекции акустической дисграфии у младших школьников
Март, 2017
Пасечник А.С., Кокарева М.Е., Гордеев К.С., Жидков А.А. Проектная деятельность как модель образования учащихся
Ноябрь, 2017
Статьи в журнале «Современная педагогика»
Мухоплева Т.М. Условия профессионального становления будущего педагога
Апрель, 2013
Лазарева О.А. Кратко о значении гуманитарных дисциплин в системе образования
Октябрь, 2013
Акрамова Л.Ю., Парпиходжаева З.М. Вопросы воспитания молодежи в современных условиях
Октябрь, 2013
Акрамова Л.Ю., Ахмедова М.М. В помощь молодому педагогу – комплекс методических материалов
Декабрь, 2013
Камилова М.Ш. О роли педагогических дисциплин в подготовке специалиста «медик-педагог»
Апрель, 2014
Ивонтьева А.К. О технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко
Ноябрь, 2014
Островский С.Н., Сульжицкий Л.Б., Кищенко Е.В., Бадамбазар Б. Особенности педагогического и воспитательного общения при обучении иностранных военнослужащих огневой подготовке
Январь, 2015
Карпенко А.А. Гражданская культура в образовательном процессе
Июль, 2015
Козлов П.Г., Кабанова И.В., Стоюшко Н.Ю. Рефлексивная компетентность современного педагога как фактор, влияющий на качество образовательного процесса
Январь, 2016
Рыбакова Н.А. Условия самоактуализации педагога в профессиональной деятельности
Декабрь, 2016
Источник
Гузель Мошнина
Конспект-анализ статьи «Развитие инициативности в дошкольном возрасте» из журнала «Педагогика»
Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты изучения вопроса регуляции (саморегуляции) произвольной активности через субъективный подход к исследованию психики. Представлены результаты изучения инициативности детей дошкольного возраста по методике «Семантический дифференциал». Рассматриваются категориальные характеристики детей с разной степенью инициативности.
Ключевые слова. Инициативность, осмысленная инициатива, активная позиция, волевая регуляция, дошкольный возраст.
Прочитав данную статью, я решила сделать ее анализ.
Автор большое внимание уделяет проблемам в развитии личностной сферы детей дошкольного возраста. Эта проблема ставит ребенка в условия неравных возможностей. Мы, педагоги, общаясь ежедневно с детьми, видим, что одни дети расторможены, обладают неустойчивыми формами поведения, часто отвлекаются, испытывают трудности в общении и взаимодействии с другими людьми. Другие, наоборот, неактивны, инертны, бездеятельны.
Автор отмечает, что современные требования подготовки детей к школе включают освоение дошкольниками навыков самостоятельности и самоконтроля и, ссылаясь на мнение Г. Г. Кравцова, раскрывает понятие «осмысленная инициатива«,которая включает в себя совокупность двух компонентов: осмысления (осознания) и активности субъекта. Это было подтверждено в работе Л. А. Кожариной, которая занималась изучением становления волевого и произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Возрастные этапы развития волевого поведения у дошкольников, которые выделила Л. А. Кожарина, являются приемлимыми в повседневной работе с детьми
Также автор отмечает, что в своих работах по изучению воли Г. Г. Кравцов, Л. А. Кожарина и др. опирались на культурно-историческую концепцию о развитии высших психических функций Л. С. Выготского, который полагал, что личностью является человек, который может управлять своим поведением. Таким образом, проблема регуляции (саморегуляции) произвольной активности тесно связана с субъектным подходом к исследованию психики. Регуляция произвольной активности представляет собой совокупность таких аспектов, как инициация, построение, поддержание, управление не только поведением, но и внутренними психическими процессами (восприятия, мышления, памяти.).
По мнению многих ученых, регуляция произвольной активности невозможна без осознания личностью собственных потребностей, интересов, мотивов, целей, а осознание (осмысление) — это функция мышления, а инициативность рассматривается как активная позиция (в общении, деятельности, поведении, источником которой является сам ребенок. Предполагается, что наличие инициативности оказывает положительное влияние на обучение, общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
В своей статье автор раскрывает изучение инициативности по методике «Семантический дифференциал», разработанной Ч. Осгудом в 50-е гг. прошлого столетия. Данная методика относится к психосемантическим методам шкалирования исследования личности.
В результате исследований были выявлены общие особенности общения, взаимодействия дошкольников с разной степенью инициативности.
Дети с низкой степенью инициативности.
Младшие дошкольники пассивны, молчаливы, бездеятельны. Обладают маловыраженной эмоциональностью. Познавательный интерес снижен. Отсутствует самостоятельность мышления. При выполнении заданий нуждаются в помощи взрослого.
Старшие дошкольники обладают избирательностью мышления (если задание привлекательно или знакомо, то действуют активно и уверенно. Настороженно относятся к новым видам деятельности, к трудному и неизвестному). К другим видам деятельности познавательный интерес снижен.
Дети со средней инициативностью.
Младшие дошкольники проявляют интерес на занятиях, готовность правильно выполнить задание. Родители замечают появление активности во взаимодействии с близкими взрослыми, братьями и сестрами. Дети умеют организовать самостоятельную деятельность на непродолжительное время.
Старшие дошкольники на занятиях выражают готовность выполнить задания. Прилагают усилия, пытаясь действовать согласно заданным условиям. Однако усилия имеют кратковременный характер и не всегда приводят к положительному результату.
Дети с высокой инициативностью.
Младшие дошкольники выражают активное желание сотрудничать со взрослыми, пытаются осмыслить правильный способ выполнения предложенного задания. Полученные знания реализуют в самостоятельной деятельности. Проявляют активность познания в различных видах деятельности.
У старших дошкольников педагоги отмечают усидчивость, концентрацию, настойчивость, самостоятельность, энергичность, проявленные на занятиях при самостоятельной работе. Данные качества помогают достичь высоких результатов в предложенной деятельности.
Описанные категориальные характеристики детей с разной степенью инициативности позволяют говорить о наличии связи между процессом осмысления и инициативностью ребенка. Инициативность и осмысление — два единых компонента сознания, обусловливающих психологическое развитие детей.Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Степень выраженности инициативности у детей 3 — 6 лет не является постоянным признаком.
2. Инициативность у ребенка в дошкольном возрастеимеет три степени выраженности: низкая, средняя, высокая.
3. Степень выраженности инициативности меняется в зависимости от активно развивающегося процесса осмысления, возрастных показателей и социальной ситуации развития.
В конце статьи автор указывает, что есть необходимость разработки содержания программы по развитию инициативности детей дошкольного возраста. Следует обратить особое внимание на развитие инициативности детей шести лет, в предшкольный период. Я согласна с автором, что инициативность детей является важным личностным показателем их успешного обучения и развития.
Словарь: Психосемантические методы – это способы исследования психических явлений, основанные на установлении семантических (смысловых) связей и анализе индивидуальных систем значений и смыслов. (Источник: Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь». – 480 с. 2003)
Источник