Педагогические рекомендации по развитию ребенка
Алена Иванченко
Единые педагогические рекомендации для родителей
Единые педагогические рекомендации к родителям.
(напоминание родителям об их большой и важной роли во всестороннем развитии
личности их ребенка)
I .Родители воспитывают доброго человека, патриота своей страны.
2. Хорошая, здоровая обстановка жизни ребенка в семье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, служение народу, личный моральный пример — главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей в семье и т. д.
3. Физическое воспитание детей — первейшая обязанность родителей. Родители обеспечивают детей питанием, одеждой, обувью, приучают их заниматься физкультурой, укрепляют здоровье детей в разнообразном труде, создают культурно — гигиеническую обстановку жизни детей в семье и т. д.
4. Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через участие в домашнем труде, в общественно полезной работе, это особенно ценно, если дети приучаются преодолевать
трудности.
5. Одной из главных основ жизни является патриотизм. Семья представляет собой хорошо организованный коллектив близких, родных людей, она и детей должна воспитывать в духе доброты, взаимной помощи, дружбы и товарищества. Развитие у детей доброты, честности, правдивости, скромности, требовательности к себе и другим, сильной воли, твердого характера -очень важная задача родителей в нравственном воспитании детей.
6. Вместе с педагогами ДОУ родители настойчиво проводят режим дня в жизнь. Распорядок игры, труда и отдыха детей устанавливается с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств, условий, состояния здоровья и т. п. Очень важно умение родителей контролировать соблюдения детьми режима дня.
7. Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание детей, т. е. развитие познавательных способностей, расширение общекультурного кругозора, развитие наблюдательности, речи, мышления, формирование убеждений и взглядов. Особую заботу проявляют родители о приобретении детьми прочных и глубоких знаний, практических навыков.
8. Отец и мать постоянно следят за тем, что смотрят дети, умеют ли пересказывать просмотренное, оценить спектакль, кинофильм, сделать для себя выводы, проявляя нетерпимость к плохому, заимствуя хорошие примеры.
9. Родители интересуются общественными мероприятиями ДОУ, принимают в них активное участие, следят за ростом и изменением интересов и привычек детей.
10. Очень важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный вкус, приучать любить искусство, природу, жизнь, видеть красоту в труде. Главное же бороться за нравственную красоту самого человека.
I1. Нельзя допускать противоречий и споров родителей при детях о методах воспитания, о средствах наказания и т. п. В вопросах воспитания детей старшие всегда должны действовать
согласованно.
12. Родители видят в ДОУ своего друга и руководителя, помогают администрации, воспитателям, родительскому комитету. Поэтому родители не должны при детях критиковать детский сад и воспитателей, обязаны поднимать в глазах детей авторитет ДОУ и требовать от них точного выполнения просьб и требований воспитателей. Свои замечания и предложения по улучшению обучения и воспитания детей в д/с следует высказывать только воспитателям и руководителям образовательного учреждения в тактичной форме на собраниях и в индивидуальных беседах.
13. Очевидно, что повышение педагогической культуры родителей должно включать в себя дифференциацию их педагогической подготовки. Оптимальное сочетание педагогического просвещения с руководством педагогическим самообразованием родителей и включение их в активную деятельность по воспитанию детей. Сочетание коллективных и групповых форм работы по повышению педагогической культуры родителей с индивидуальными. Сочетание уважения и такта с требовательностью к родителям. Опору на конкретный положительный опыт семейного воспитания и использование элементов народной педагогики.
Источник
Приложение № 4
Примерная схема характеристики ребенка
1. Общие сведения о ребенке.
Фамилия, имя
Дата рождения
Общее физическое развитие
Состояние здоровья
Состав семьи
2.Особенности личностного развития:
Развитие самосознания:
— уровень притязаний и самооценки,
— развитие самоконтроля,
— осознание нравственных форм
Нравственные черты личности.
Интересы и склонности, мотивы поведения
Волевые черты личности.
Особенности развития эмоций и чувств.
Проявления темперамента и характера.
1. Особенности развития видов деятельности:
Изобразительная
Конструктивная
Игровая
Трудовая
Учебная
Общение с родителями, воспитателями, сверстниками.
2. Особенности развития речи:
Диалогической
Монологической (связной)
3. Особенности развития познавательной сферы личности:
Внимание
Восприятие
Память
Воображение
Мышление
4. Основные направления в развитии психики ребенка.
5. Педагогические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода.
Приложение № 4
Примерная характеристика.
Миша Н., 2005 г. Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья.
Семья неполная: мама, бабушка и Миша. Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка. Миша не всегда правильно оценивает свои возможности. Успех деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится всегда достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результаты взрослый. Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослыми деятельности склонен оценивать себя адекватно.
Миша четко формулирует нравственные качества: нельзя драться, надо делиться с другими, доводить дело до конца и т.д; осознает необходимость их выполнения. Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако, нравственные нормы не всегда выполняет. Чаще он нарущает их в общении со сверстниками, чем со взрослыми, причем это зависит от отношения к сверстнику: дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать непосредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается.
Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов. Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевая игра не имеет для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако, может самостоятельно поставить цель деятельности, удержать ее, но это зависит от отношения к деятельности и связано с интересом к ней. Планирование деятельности вызывает затруднения.
В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции, со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми: Аней Г., и Ромой А. Но эти контакты очень неустойчивы.
Проявляются черты сангвинистического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Мимика живая, движения выразительны. Быстро и в течении длительного времени может сосредоточить внимание. Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Темп речи быстрый. Легко сходится с новыми людьми. Привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции.
Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится охотно, только по предложению взрослого. Трудовыми умениями и навыками владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую.
Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и быстро. В случае непонимания задания задает вопросы, в ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность, инициативу. Играть предпочитает один, мотивируя это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, никто не мешает. Ну я сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включаться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевой игре, то берет на себя второстепенные роли. К лидерству не стремится.
Много времени отдает конструированию, но творчества проявляет не достаточно. Постройки стереотипны. Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками.
Тип общения со взрослыми – внеситуативно-познавательный. Главный мотив – получение новой информации о предметах и явлениях. Активно использует речь в качестве средства общения. Задает много разнообразных вопросов. Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения.
Цветы дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цветам устанавливает с помощью зрительного соотношения.
Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью.
Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко.
Не смотря на большой запас знаний, воображение, как произвольное, так и непроизвольное развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Особую трудность вызывает составление сказок.
Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует.
Педагогические рекомендации.
1. Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора и оценивать все его поступки для формирования нравственного поведения.
2. Использовать совместную со взрослыми деятельность с целью развития воображения: «Давай вместе порисуем, придумаем сказку» и т.д.
3. Давать постоянные трудовые поручения, показывать их значимость и важность ля других.
4. Заинтересовать Мишу сверстниками, сначала путем наблюдения за их деятельностью. Попытаться объединить в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами.
5. При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать задания соответствующей трудности для подержания познавательного интереса.
Личностные особенности ребенка:
Интересы, увлечение, особенности воли ребенка, настойчив или упрям, капризность, преобладание эмоционального состояния, смены поведения, отношение к трудностям. Тип нервной системы и темперамент ребенка, черты характера. Положение ребенка в группе сверстников: умеет ли находить контакт, общителен или замкнут, отношение к конфликтным ситуациям. Уровень развития речи, уровень овладения различными видами деятельности.
Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 1942 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Вероника Владимировна Клинова
Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания
Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания.
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
Часто менять формы деятельности.
Использовать на занятиях элементы игры.
Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать
внимание ребенка.
Для развития внимания использовать игры с правилами и
игры-драматизации.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
«Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
Игры-головоломки.
Загадки.
«Найди отличия».
«Найди два одинаковых предмета».
«Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
«Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае,если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на
столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
«Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
«Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.
Рекомендации педагогам и родителям по развитию памяти.
Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
Обучать культуре запоминания.
Учить вспоминать последовательность событий.
Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения для развития памяти
«Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить
информацию.
«Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
«Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т. д.
«Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти. «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
«Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет. «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
«Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать. «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Рекомендации педагогам и родителям для развития восприятия.
Учить детей различать предметы на ощупь.
Формировать умение выделять признаки в предмете.
Учить соотносить предметы по величине.
Учить способам распознающего наблюдения.
Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
Формировать умение составлять из частей целое.
Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
Различать основные признаки разных времен года.
Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
Закреплять пространственные представления по картине: слева,
справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
Формировать сенсорные эталоны формы.
Способствовать развитию умения анализировать предмет,
выделять в нем мелкие детали.
Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Упражнения и игры для развития восприятия
«Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
«Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
«Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным. «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
«Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
«Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
«Сложи картинку». Составить из частей целую картинку. «О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь. «Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
«Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Рекомендации педагогам и родителям для развития мышления.
Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности. Учить составлять группу из отдельных предметов. Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
Учить сравнивать предметы.
Учить соотносить схематическое изображение с реальными
предметами.
Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
Побуждать делать самостоятельные выводы.
Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог
взаимодействовать с разными предметами.
Способствовать познанию свойств различных материалов,
их функционального потенциала, созданию образов, моде
лей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.).
Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства
предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
Способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения для развития мышления.
«Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».
Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен приду
мать, как можно использовать данный предмет.
«Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать
противоположное по смыслу.Например: «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», «твердый — мягкий» и др.
«Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
Загадки.
Источник