Педагогические методы развития потенциала ребенка

Педагогические методы развития потенциала ребенка thumbnail

«Развитие творческого потенциала ребенка»

С.Г. Дайнеко, старший воспитатель МАДОУ детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида

      Идея креативной педагогики,  образование как “образование человека” должно стать побуждением к творчеству, так как в творчестве заключается суть человеческого в человеке. Педагоги и психологи рассматривают творчество как важнейший механизм развития личности. Поскольку становление личности начинается в дошкольном возрасте, то главная задача воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности ребенка. Известно, что творчество формируется в деятельности.

      В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

     В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности. Известно, что первый кризисный период в развитии личности ребенка приходится на возраст 2-3 лет. А к пяти годам в структуре личности ребенка уже сформированы основные элементы ее структуры. По данным Н.Ф. Полякова и К.В. Солоеда проявление первых инициативных действий у ребенка происходит в период от 2-х до 6-ти месяцев и зависит от качества отношения взрослых. А к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности.

      Таким образом, дошкольный возраст является синзитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.

       Возраст 3-5 лет благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту готов к социализации (сформированность речи), а, с другой стороны, — еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку как столовый прибор, как палку, как музыкальный инструмент, как весло и т.д., поскольку такое поведение для него доступнее. Ведь стандартное употребление одного способа требует опреде ленной социализированности и стереотипизации навыка, и, кроме того, развития произвольного внимания, кото рое у ребенка к 3-4 годам еще не развито. Для ребенка мир еще загадочен, проблемен.

       Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
     В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств

     Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

      Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

      Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы — это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

      Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова — это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

      Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

      Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

      Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

      Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

      Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

       Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

     Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей — тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

     Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

       Практические способы развития  творческого мышления :

  1. Элементы «ТРИЗ»
  2. Задания типа – «На что это похоже?», «Раскрась так чтобы одна волшебница была добрая, а другая злая»,  «Дорисуй» и т.д.
  3. Из простых фигур составить разные изображения
  4. Придумывание рассказов, историй, сказок
  5. Проблемные ситуации
  6. Рисование нетрадиционными способами
  7. Рисование по программе И. Лыковой

      Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

    Ассоциативность — это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

    Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

     Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

     Диалектичность — это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

     Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

     Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее творческое мышление — это системность.

    Системность — это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

    Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

     Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

        Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.

  1. В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними. 
  2. Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
  3. Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
  4. Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
  5. Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.

Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.

       Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.

Обучать можно без скучной передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.

        Развитие творческих способностей детей при помощи игры

Вы, конечно, можете выбрать для развития своего ребенка определенную методику и четко следовать ей, а можете, придерживаясь основных принципов обучения, придумывать незамысловатые, но эффективные игры сами. 

Для более маленьких деток подойдет игра «Что в коробочке», она способствует умению формулировать и задавать вопросы, чтобы понять неопределенную ситуацию. 

Возьмите маленький предмет и положите его в коробочку. А ребенок должен понять, что так. Он может задавать всякие вопросы о предмете, форма, цвет, размер предмета, что им делают.  С помощью ваших ответов ребенок может строить догадки.

Не всегда можно выделить много времени для занятий с ребенком, можно развивать даже по дороге в садик, например, можно поиграть в противоположности. Это поможет малышу усвоить противоположные понятия, вы можете называть свойства предметов, а ребенок должен догадаться какой предмет может обладать такими признаками.

Источник

Екатерина Симоненко
Способы педагогической поддержки воспитанников

Способы педагогической поддержки воспитанников используются педагогами, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.

I. Способы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.

II. Способы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя,веры в свои силы:

способ радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

способ “увлечения весельем” — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;

способ поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения;

способ самонаблюдения за своими эмоциями, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство.

III. Способы поддержкифизического здоровья ребенка:

• метод “оптимального режима жизни”;

• метод “постепенности” — приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;

• метод физических упражнений и занятия спортом;

• метод рекреации — обеспечение спокойного отдыха организма;

• метод массажа и самомассажа — физического оздоровления путем растирания участков тела.

IV. Способы педагогической поддержкипсихического здоровья ребенка:

• метод “угашения отрицательных переживаний” — способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие — угашение отрицательных эмоций;

• метод “устранения плохих привычек”;

• метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;

• метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

V. Способы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.

1. Способы, связанные с поддержкойэмоционально-нравственной сферы ребенка:

• метод “увлечения добрым делом”;

• метод “увлечения героическим” — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;

• метод традиции — творческое использование положительного опыта;

• метод “увлечения красивым” — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, беречь ее;

• метод “увлечения загадочным” — возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;

• метод личного примера — способ развития положительных качеств на личном примере педагога.

2. Способыукрепления чувства ответственности:

• метод доверия — развивается вера в свои силы;

• метод просьбы — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;

• метод беседы-размышления — обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;

• метод лекции — воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;

• метод поручения — обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения

3. Способы,с помощью которых укрепляется воля ребенка:

• метод напоминания;

• метод “сомнения” — этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;

• метод “достижения согласия с самим собой” — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;

• метод “достижения гармонии с окружающим” — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas — здоровье) мышления.

VI. Способы педагогической поддержки развития способностей.

1. Способы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способовработы целям и полученному результату:

• метод наблюдения;

• метод коллективного анализа деятельности, размышления;

• метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;

• метод тестирования и анкетирования.

2. Способы поддержки развития интеллектуальных способностей:

• метод “мозгового штурма” — при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;

• метод “сократовской беседы” — развитие диалогического мышления, творческих способностей;

• метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;

Источник

1. Выступление психолога

Методы педагогической защиты, помощи и
поддержки ребенка в образовании, как
совокупность наиболее общих способов решения
педагогических задач, направлены на освоение
ребенком способов самозащиты и создание условий
для успешного развития и саморазвития школьника.

Методы педагогической защиты

Методы педагогической защиты классный
руководитель использует в своей работе, когда
ребенок не осознает, что его жизни и здоровью
угрожает опасность, или он не знает, как с ней
справиться,

Методы защиты от окружающей среды,
включающие методы физиолого-педагогической
защиты от природных явлений и материальных
объектов общества.

  1. Обучающие методы: метод лекции, семинара; метод
    тренинга; метод практического занятия.
  2. Метод прямой защиты от опасности — природных
    явлений и материально-технических объектов
    (например, остановить от использования
    неисправными электроприборами; уберечь во время
    грозы, землетрясения, во время пожара и т.д.).

Методы педагогической защиты от людей —
методы социально-педагогической защиты
(взрослых, родителей, учителей, учащихся,
сверстников):

  • метод открытого вмешательства в конфликт
    (например, остановить драку);
  • метод беседы (совместный поиск причин
    возникшего конфликта, поиск путей выхода из
    него);
  • метод “параллельного действия” (например,
    использование актива школьников в разрешении
    конфликта);
  • метод “правила и закона” (актуализация позиции
    школьников к проблеме жизнедеятельности в
    классном коллективе в соответствии с законами
    как средствами защиты их прав, достоинства;
    совместная выработка этих законов и следование
    им);
  • метод “торможения” (не запрещение, а
    приостановка или сокращение отрицательных
    переживаний, поступков);
  • метод “мажора” (метод развития радостной
    перспективы в преодолении имеющихся опасностей,
    исходящих от людей) и др.

Методы педагогической защиты ребенка от самого
себя, включающие методы
физиолого-педагогической и
психолого-педагогической защиты:

  • метод “угашения переживаний” (успокоение
    путем беседы-рационализации — превращения
    обидной ситуации в другую, в которой ребенок
    сохранил бы к себе самоуважение; невербальными
    средствами: рукопожатие, прижать к себе,
    погладить, приласкать, возможно использование
    спокойной музыки );
  • метод “прямого действия” (остановка ребенка от
    совершения поступка, направленного против себя);
  • метод рефлексивного анализа (осмысление с
    ребенком действий, эмоциональных состояний,
    приведших к возникновению опасности для его
    жизни и здоровья);
  • метод “переключения” — включение ребенка в
    другие виды деятельности, в которых он был бы
    успешен, путем замещения (перенос агрессии на
    допустимые объекты, например, избить подушку,
    “гру- шу” в спортзале и т.д.), сублимации
    (творческое действие — нарисуй что-нибудь,
    вылепи), катарсиса (потеря значимости
    собственных страданий по сравнению глобальными
    общечеловеческими — прочти книгу, посмотри фильм,
    сходи в театр);
  • метод “возбуждения оптимизма” (раскрытие
    перспектив выхода из трудной ситуации и
    дальнейших путей развития личности) и др.

Методы педагогической поддержки

Методы педагогической поддержки используются
классным руководителем, с одной стороны, когда у
ребенка возникают препятствия, проблемы, которые
он осознает, но не знает как их решать, с другой
стороны, они действуют как превентивные меры,
помогающие ребенку не создавать проблем или
уметь разрешать их.

Методы педагогической поддержки здоровья, с
помощью которых у ребенка укрепляется
физическое и психическое здоровье,
эмоционально-волевая сфера как базовые
компоненты развития способностей ребенка,
нравственной сферы личности.

  1. Методы педагогической поддержки развития
    духовно-нравственных и гражданских чувств. Они
    направлены на обновление и духовное обогащение
    личности, ответственность за судьбу Родины.
    Задача педагога заключается в том, чтобы помочь
    ребенку осознать важность процесса
    самостроительства, увлечь его процессом
    самосовершенствования.
  2. Методы педагогической поддержки развития
    способностей, с помощью которых создаются
    условия для развития всеобщих и специальных
    способностей личности, ее деятельностная
    сторона.
  3. Методы педагогической поддержки развития
    самостоятельной личности.

Методы, с помощью которых возбуждается
чувство радости
, положительного
эмоционального настроя, веры в свои силы:

  • метод радостной перспективы — это радостные
    события, которые ждут человека и значимых для
    него людей в ближайшее время;
  • метод “увлечения весельем” — юмор всегда
    помогает преодолевать трудности, оптимизм
    создает мажорный настрой жизни;
  • метод поощрения и похвалы — этот метод
    возбуждает у ребенка чувство радости от
    сделанного, веры в себя и желания делать еще
    лучше, применяется путем одобрения (мимикой,
    жестом, взглядом, словом);
  • метод самонаблюдения за своими эмоциями — метод,
    с помощью которого ребенок может понять, под
    воздействием каких причин возникает та или иная
    эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания
    положительного эмоционального настроя в жизни.

Методы поддержки физического здоровья
ребенка
:

  • метод “оптимального режима жизни”;
  • метод “постепенности” — приучение ребенка к
    последовательности и обдуманности во избежание
    скачкообразного образа жизни, ведущего к
    заболеваниям;
  • метод физических упражнений и занятия спортом;
  • метод рекреации — обеспечение спокойного отдыха
    организма;
  • метод массажа и самомассажа — физического
    оздоровления путем растирания участков тела.

Методы педагогической поддержки
психического здоровья ребенка:

  • метод “угашения отрицательных переживаний” —
    способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд,
    ненависть, злоба, страх, вина, определение причин
    их возникновения и как следствие — угашение
    отрицательных эмоций;
  • метод “устранения плохих привычек”;
  • метод “выработки хороших привычек и
    положительных черт характера”;
  • метод релаксации — способ расслабления
    организма с целью успокоения, создания
    внутреннего комфорта.

Методы педагогической поддержки развития
духовно-нравственных и гражданских чувств.

1. Методы, связанные с поддержкой
эмоционально-нравственной сферы ребенка:

  • метод “увлечения добрым делом”;
  • метод “увлечения героическим” — увлечение
    нравственным подвигом во имя людей, Родины, Этим
    методом возбуждается чувство гордости, уважения
    к своей истории, воспитывается мужество,
    способность спокойно и стойко переносить
    трудности;
  • метод традиции — творческое использование
    положительного опыта;
  • метод “увлечения красивым” — возбуждается
    чувство эстетической радости, желание познавать
    красоту природы, людей, культурных памятников,
    беречь ее;
  • метод “увлечения загадочным” — возбуждается
    чувство любознательности, желание познавать
    тайны мира и мироздания, духовности, религии,
    культуры;
  • метод личного примера — способ развития
    положительных качеств на личном примере
    педагога.

2. Методы укрепления чувства ответственности:

  • метод доверия — развивается вера в свои силы;
  • метод просьбы — обращение к ребенку за помощью с
    целью получения им удовольствия от
    самостоятельно выполненного поступка;
  • метод беседы-размышления — обсуждение вопросов,
    направленных на поиск и принятие каждым
    участником нравственного решения;
  • метод лекции — воспитатель раскрывает смысл
    нравственных понятий;
  • метод поручения — обращение к ребенку с заданием
    творческого характера с предоставлением ему
    права выбора способов его решения.

3. Методы, с помощью которых укрепляется воля
ребенка:

  • метод напоминания;
  • метод “сомнения” — этим методом возбуждается
    чувство неудовлетворенности собой и появляется
    желание исправить свои ошибки, стать лучше;
  • метод “достижения согласия с самим собой” —
    метод, с помощью которого достигается чувство
    терпимости к внутреннему рассогласованию и
    возникает желание коррекции черт характера;
  • метод “достижения гармонии с окружающим” —
    метод защиты от раздражения и неприятностей,
    причиняемых природным, вещевым, человеческим
    окружением путем усвоения методов саногенного
    (отлат. Sanitas — здоровье) мышления.

Методы педагогической поддержки развития
способностей.

1. Методы поддержки развития
аналитико-рефлексивных способностей, с помощью
которых воспитатель и воспитанник получают
возможность осмыслить свою деятельность,
соответствие способов работы целям и
полученному результату:

  • метод наблюдения;
  • метод коллективного анализа деятельности,
    размышления;
  • метод рефлексии — самопознание своей роли и
    отношения к произошедшим событиям, делам;
  • метод тестирования и анкетирования.

2. Методы поддержки развития интеллектуальных
способностей:

  • метод “мозгового штурма” — при снижении
    самокритичности ребенка в процессе обсуждения
    повышается уверенность в себе, пробуждается
    творческий потенциал, создается позитивная
    установка личности к своим способностям;
  • метод “сократовской беседы” — развитие
    диалогического мышления, творческих
    способностей;
  • метод синектики — смещение на уровень
    подсознательной активности, направлен на
    развитие ассоциативного, абстрактного,
    образного мышления;
  • метод “задачной формы организации
    учебно-воспитательного процесса” — создание
    учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок
    сам должен выйти на решение задачи путем
    использования новых способов ее решения;
  • метод “деловой игры” — при снижении
    психологической защищенности ребенок имеет
    возможность побывать в разных ролях, что
    способствует развитию социального опыта;
  • метод развития интуиции (игры “Почувствуй
    состояние другого”, “Кто стоит за дверью”,
    “Холодно-горячо”, “В какой руке?” и т.д.);
  • метод психотренинга — направлен на
    переосмысление Я-концепции, изменение установок
    и др.

3. Методы поддержки развития организаторских
способностей:

  • метод “творческого выполнения задач”;
  • метод игры — творческое действие в воображаемых
    условных обстоятельствах с целью развития
    самостоятельности и творчества;
  • метод поручения — регулярное выполнение
    определенных действий в целях превращения их в
    привычные формы поведения (положительные
    привычки);
  • метод упражнения — повторение, закрепление,
    упрочение и совершенствование ценных способов
    действий.

4. Методы поддержки развития коммуникативных
способностей:

  • метод “создания воспитывающих ситуаций” —
    ситуаций свободного выбора поведения;
  • метод коммуникативного тренинга (ролевые игры,
    выполнение заданий по заданным параметрам —
    “активное слушание”, “прием на работу”,
    тренинг по этикету, “Кораблекрушение”,
    “Необитаемый остров” и т.д.);
  • метод творческого поиска.

Методы педагогической поддержки развития
самостоятельной личности включают методы
стимулирования развития личности:

  • метод поощрения (устная благодарность, вручение
    грамоты, приза, ценного подарка, помещение
    фотографии на доску почета, в книгу лучших
    учеников школы, награждение родителей,
    награждение поездкой на экскурсию и т.д.);
  • метод наказания (взглядом, отстраненным
    отношением, порицанием в индивидуальной беседе,
    замечанием, обсуждением проступка в коллективе,
    выговором);
  • метод “предоставления дополнительных
    полномочий”;
  • метод критики;
  • метод “ролевой игры” (представление себя в
    ролях отрицательных и положительных персонажей);
  • метод самодиагностики — обучение анализу своих
    индивидуальных особенностей, потребностей,
    возможностей, поступков;
  • метод самооценки — обучение адекватному
    оцениванию себя, адекватности целей,
    использованных средств;
  • метод самоорганизации — обучение
    самостоятельному планированию режима дня,
    питания, физических и интеллектуальных нагрузок,
    сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка
    дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
  • метод самореабилитации — самостоятельный
    способ восстановления физических и психических
    сил (расслабление, водные процедуры, смена видов
    деятельности, достижение гармонии путем
    включения в творческий,
    эмоционально-нравственный процесс);
  • метод самоопределения — создание ситуаций,
    когда ребенок должен самостоятельно сделать
    выбор;
  • метод самореализации — создание условий для
    выполнения индивидуальной работы в соответствии
    с поставленными задачами (метод поручения и др.);
  • метод самоконтроля;
  • метод самопрогнозирования — построение
    перспектив своего дальнейшего развития,
    стратегии и тактики саморазвития, планирование
    ближайшей и отдаленной перспектив своей
    деятельности.

2. Практикум.

Задание для работы в группах

1 группа. В описанной жизненной ситуации,
предложите возможные методы педагогической
защиты, поддержки. (заполните 3 столбец таблицы)

2 группа. В описанной жизненной ситуации,
предложите возможные прямые способы решения
проблемы, выхода из трудной для ребенка
жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).

3 группа. В описанной жизненной ситуации,
предложите возможные превентивные способы
решения проблемы, выхода из трудной для ребенка
жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).

(Возможный вариант заполненной таблицы в приложении1)

Трудные для ребенка
ситуации

Проблемы

Методы педагогической защиты,
поддержки

Способы решения
проблемы, выхода из трудной ситуации

Прямые

Превентивные

Не успевает по предмету: негативное
отношение учителя, учеников.
Часто болеет: хронические заболевания,
ослабленное здоровье.
   
Насмешки сверстников, неадекватная
самооценка.
Дефекты внешности.   
Насмешки сверстников, неадекватная
самооценка.
Замедленное физическое развитие.   
Ученика избивают, частые драки.Возможный травматизм как физический,
так и психический.
   
Насмешки ребят.Замедленное психическое развитие.   
Стрессогенное и фрустрированное
состояние, неадекватное поведение,
издевательства ребят. Разрыв отношений с другом.
Перегрузки по предмету.   
Неадекватное поведение (истерика,
буйство, обморок).
Пограничное психическое состояние.   
Ребенок замкнут, неопрятен, ни с кем не
дружит (одиночество).
Неадекватная самооценка.   
Бойкот, издевательства.Отверженный в классе, “новичок”.   
Нарушение прав ребенка со стороны
педагога.
Правовая незащищенность.   
Хулиганское поведение (ворует, дерется,
сквернословит и т.д.).
Пьющая семья, частые драки и
оскорбления в семье, недоедание.
   
Не ориентируется в ситуациях, нарушает
правила для учащихся в школе.
Социальная дезадаптивность.   
Прогуливает уроки, сбегает с уроков.Отсутствие интереса к учению в
следствие возникновения проблем в обучении еще в
начальной школе.
   

Мозговой штурм “Взаимопомощь,
взаимозависимость”

(Работа продолжается в группах.)

Цель: научиться видеть взаимозависимость
между группами людей.

Материалы: два комплекта карточек, маркеры,
большой лист ватмана.

Задание для членов группы №1.

  1. Участникам предлагается записать на карточках
    группы людей, работающих в школе, по роду их
    деятельности: директор, завучи, учителя,
    техперсонал, работники столовой, медсестра,
    библиотекарь, сторож, ученики.
  2. Работая в группе, необходимо назвать все
    возможные пути, которыми тот или иной работник
    школы помогает всему коллективу. Отчет о работе
    оформить на листе ватмана.

Наприм