Педагогическая работа с семьей ребенка с проблемами в развитии
Теоретические аспекты работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.
Т.В. Гумерова
МОУ СКШИ г.Нерюнгри
Аннотация: В данной статье рассмотрены теоретические вопросы, раскрывающие современное состояние проблемы изучения особенностей развития детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены и обоснованы основные направления работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: семья, педагоги, дети с нарушением интеллекта.
Результативность воспитания и обучения ребенка во многом зависит от качества взаимодействия специальных (коррекционных) образовательных учреждений и семьи. Такая взаимосвязь увеличивается многократно в том случае, если ребенок имеет нарушения развития. Когда развитие ребенка нарушено, для оказания ему эффективной помощи необходима специальная организация всей жизни. Помощь детям с умственной отсталостью требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.
Решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной психолого-социальной поддержке.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители, педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают специфику работы, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной психологической социальной поддержке.
Следует отметить, что семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, имеет свои особенности. Вопросы, решаемые данной категории семей на определенных стадиях жизненного цикла, отличаются от тех, с которыми в процессе жизнедеятельности сталкивается обычная семья. Отдельные указания на наличие специфических проблем функционирования семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями, можно встретить в работах отечественных и зарубежных исследователей: Ю.Е. Алешина, Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина [8].
Семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, — это «особая» семья, в которой помимо типичных семейных вопросов, возникающих перед семьей на рассматриваемой фазе развития, имеется еще ряд своих специфических. Есть специфические проблемы возникающие при появлении в семье ребенка-инвалида: получение точного диагноза; эмоциональное привыкание (адаптация) к больному ребенку; проблема информирования других членов семьи. Когда ребенок достигает школьного возраста, появляются проблема определения формы обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение, обучение на дому); хлопоты по устройству в школу; переживание реакций сверстников; заботы по внешкольной деятельности ребенка.
В научных исследованиях Р.Б. Дарлинг, М. Селигман, Э.Г. Эйдемиллер семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии, рассматривается как негармоничная, обладающая типичными дисфункциями [1].
Исследователи отмечают, что родители не всегда находят адекватные воспитательные стратегии и могут искаженно воспринимать индивидуальные особенности ребенка, нереалистично оценивать перспективы его дальнейшего развития. Физическая и эмоциональная перегруженность родителей нередко приводит к повышению уровня тревожности и даже усилению патохарактерологических черт их личности [4] .
После рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты семьи с окружающим социумом искажаются, что связано с психологическими особенностями больного ребенка и с эмоциональной нагрузкой на членов его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в такой ситуации оказываются беспомощными, их положение можно определить как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Качественные изменения отношений в таких семьях проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях.
Психологический уровень: рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как величайшая трагедия, является сильнейшим стрессом для родителей, в первую очередь — для матери. Стресс деформирует психику родителей и оказывает травмирующее изменение жизненного уклада семьи.
Фрустрация детей и родителей, является одним из факторов детско-родительских отношений. У детей они проявляются дефицитарностью положительных эмоциональных отношений с родителями и полноценного общения с ними, повышенным уровнем агрессивности и тревожности. У родителей также отмечается повышенный уровень тревожности и агрессивности, на фоне которого часто формируется нарушенный стиль воспитания по типу эмоционального отвержения, неуверенность в своих воспитательных возможностях [2].
Надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается на длительный период, по многим причинам: психологическим особенностям личности родителей; способностью родителей принять больного ребенка; комплексом расстройств аномалии развития ребенка; отсутствием позитивной поддержки окружающих семьи с больным ребенком и т.д. Травмирующее воздействие стресса на родителей ребенка неравнозначно.
Жизненный стереотип отца обычно не меняется, он не оставляет работы, не исключается из привычных социальных отношений, проводит большую часть времени в той же социальной среде, гораздо меньше времени, чем мать, проводит с ребенком, его психика не подвергается столь интенсивно патогенному воздействию, как психика матери, а многие отцы вообще отстраняются от проблем ребенка.
Анализируя исследования Н.В. Жутиковой, Д.Н. Исаева, Л.М. Шипицыной, можно сказать, что для большинства современных отцов такие дела как участие в уходе за ребёнком и воспитании, представляются нормой. Таким образом, современные отцы демонстрируют не меньшую, чем матери готовность к успешному родительству, и это, скорее всего, зависит от комплекса факторов: во-первых от состояния здоровья ребёнка, во-вторых от полоролевого типа отца, и в- третьих от занятости вне дома и семьи [3].
Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую больного ребенка, неизмеримо значительнее. Сам факт того, что именно она произвела на свет больное существо, заставляет мать невыносимо страдать. У матерей часты истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, порождают чувство одиночества, потерянности, ощущение «конца жизни». Матери находятся с детьми постоянно, жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, на повышенную физическую и моральную нагрузку, подтачивающую силы и вызывающую утомление. Рождение больного ребенка, его воспитание, обучение и общение с ним являются постоянным патогеннным психологическим фактором, и личность матери претерпевает значительные изменения [4]. Депрессивные переживания матери могут трансформироваться в невротическое развитие личности и нарушить ее социальную адаптацию.
Социальный уровень качественных изменений: после рождения больного ребенка его семья становится малообщительной, избирательной в контактах, сужает круг знакомых и даже родственников из-за особенностей больного ребенка и установок самих родителей (страха, стыда).
Существует мнение о том, что «больные» дети рождаются лишь в семьях с низким социальным и культурным уровнем является неверным. Анализ исследования Жукова Д.Е. показывает, что большинство отцов детей с ограниченными возможностями здоровья росли в полных семьях, их образовательный уровень выше, жилищные условия и материальный достаток выше, чем у контрольной группы отцов, воспитывающих здоровых детей. В целом образовательный, материальный и культурный уровень выше у отцов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [3].
Соматический уровень: стресс, возникший в результате необратимых расстройств у ребенка, является пусковым механизмом процесса различных заболеваний матери. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, стресс вызывает соматические или психические заболевания самой матери (колебания артериального давления, бессонницу, сильные головные боли, нарушения терморегуляции).
Чувства страха, неуверенности в себе, различные формы депрессий — эти болезненные состояния родителей являются не только ответной реакцией на травмирующее переживание, но и ответной защитной реакцией всего их организма. Нервно-психическая реактивность организма родителей может меняться вследствие повышения психогенной «ранимости», возможны возникновения резидуальных невротических состояний.
Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:
1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.
2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.
3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.
4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.
5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все [8].
Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители – нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.
Из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что при воспитании и обучении детей с нарушением интеллекта возникает множество различных трудностей, которые должны преодолеваться при тесном взаимодействии семьи со специалистами различных сфер: медицины, социальных служб и особенно психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Результативность воспитания и обучения ребенка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.
Контингент родителей, воспитывающих ребенка-инвалида неоднороден: одни при поступлении ребенка в коррекционное учреждение считают, что теперь вопросы обучения и воспитания становятся прерогативой педагогов и всецело полагаются на их компетентность. Другие родители ссылаются на недостаточность своих знаний о подходах в обучении и воспитании такого ребенка, третьи же, наоборот, считают, что они все знают, а коллектив учебного учреждения не компетентен.
Соответственно, каждая семья, воспитывающая ребенка с нарушением интеллекта, нуждается в индивидуальной социально-педагогической поддержке, которая позволит повысить уровень знаний родителей, их уверенность в себе и своем ребенке. Поэтому работа с семьей – один из основных видов профессиональной деятельности учителя-дефектолога.
Индивидуальная педагогическая работа может заключаться в том, что педагог проводит анкетирование, беседы, консультации, а так же приглашает родителей на занятия, где помогает:
-сформировать у родителей установку на положительные формы общения со своим ребенком;
-учит приемам адекватного взаимодействия с ним;
-предлагает игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию речи, познавательной деятельности, двигательной сферы;
-обучает приемам привития ребенку навыков самообслуживания и гигиены, культуры поведения;
-обучает их методам и приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома.
Результатом индивидуальной работы является уверенность родителей в собственных силах, адекватное восприятие возможностей развития своего ребенка, доверие к школе и педагогам.
Для повышения педагогической компетентности родителей учитель-дефектолог проводит родительские собрания с использованием различных форм организации совместной деятельности: дискуссии, обучающие семинары, с приглашением узких специалистов, работающих с детьми: логопеда, психолога, социального педагога. Учитель дает рекомендации, предлагает материалы по актуальным проблемам, знакомит со специальным инструментарием обучения и развития детей.
Важным направлением в работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта, является организация учителем общения и совместной деятельности родителей и детей. Эта работа включает в себя: организованное проведение досуга, участие в культурных мероприятиях, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев, театров.
Присутствие родителей на концертах, праздниках, в которых принимают участие их дети, формирует положительный эмоциональный настрой, доброжелательное отношение к школе. Цель таких мероприятий – эмоционально поддержать родителей, дать возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести объективно-адекватное отношение к ребенку и к самим себе.
Таким образом, только при объединении усилий и взаимном сотрудничестве родителей и педагогов школы возможно эффективное решение задач развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями и их успешная интеграция в общество.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии: Собр. Соч. в 6 т./ АПН СССР. — М.: Педагогика, 1984.
2. Демор Ж. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе. — М., 1989.
3. Жуков Д.Е. Центральные личностные функции у родителей детей с синдромом РДА // Биопсихосоц. парадигма медицины и её влияние на развитие психоневрологич. науки и практики: Мат-лы науч.-практ. конф. молодых ученых, СПб, 28 февраля — 3 марта 2002 г. — СПб.: Изд. НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2004.
4. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители. Взаимопонимание или отчуждение? Книга для родителей. М., 1996.
5. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008.
6. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями [Текст]: книга для родителей / А. Р. Маллер. – М. : Педагогика – Пресс, 2007
7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003
8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психотерапия семьи. СПб., 2000.
Источник
Пинягина Е.А.,
учитель начальных классов
для детей с умственной отсталостью
ГБОУ СО «СОШ № 2»
ГО Верхотурский
Работа с семьей умственно отсталого ребенка
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего – мы родители,
А все остальное – потом!
Р. Рождественский
В развитии личности ребенка с умственной отсталостью семья играет главенствующую роль — это первая ступенька социальной интеграции, социализации личности.
Восприятие семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья определяется в основном, доминирующими в обществе представлениями о коррекционном образовании, а так же спецификой непосредственного повседневного общения с ребенком, которое не всегда носит позитивный характер. Поэтому часто актуальной проблемой семьи ребенка с ограниченными возможностями выступает нормализация межличностных отношений в ней. Особенно это касается отношений между родителями и ребенком.
Основная цель работы педагога с семей – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ОВЗ и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
Принципы изучения семьи с отклонениями в развитии:
Принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку;
Принцип кофиденциальности;
Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка;
Принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни ребенка;
Принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она часто беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации.
Как специалисты, мы можем создавать возможности для появления новых связей или обновления уже имеющихся для преодоления одиночества, нового переживания общности, понимания и сопереживания другим. Особую роль в этом процессе могут сыграть семейное консультирование и родительские группы, где создается особое пространство диалога, в котором опыт и переживания людей могут быть приняты, разделены с другими.
Часто родители приходят на первые встречи с рассказом о том, что они не способны влиять на ситуацию и бессильны что-либо изменить. Семейное и индивидуальное консультирование, участие в родительских группах и занятиях с ребенком, привлечение к обсуждению коррекционно-развивающих программ позволяют обнаруживать и развивать те части историй о себе и своей жизни, где инициатива, ответственность, способность действовать и сила обретают большее место. Вместе с тем хотелось бы сказать, что инициатива и ответственность, особенно когда они только начинает появляться, очень хрупки и требуют особой поддержки со стороны окружающих.
В связи с этим всё большую роль приобретает оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семья, у которых есть ребенок с проблемами в развитии. В настоящее время уже существует психологическое консультирование таких семей, хотя, по нашему мнению, дефектолог должен уметь оказывать грамотную психолого-педагогическую помощь, в достаточной степени владея темой и будучи в курсе новых направлений в развитии психологического консультирования. Это вызвано самой жизненной необходимостью, когда к нему приходят родители с детьми, у которых стоит диагноз «интеллектуальная недостаточность», звучащий для них как страшный приговор и являющийся сильным стрессовым фактором, неблагоприятно отражающимся и на всей семье в целом, и на каждое ее члене в отдельности.
Существуют различные формы работы учителя с родителями обучающихся:
Анкетирование
Родительские собрания
Индивидуальные встречи
Выставки книг
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Особое внимание хотелось бы уделить моделям воспитания ребенка с умственной отсталостью:
Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития.
Противоречивое воспитание. Ребенок с особенностями в развитии вызывает у членов семьи разногласия в воспитании. Родители пытаются быть более строгими и требовательными, а одновременно бабушка и дедушка занимают более мягкую позицию и разрешают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка нет адекватной оценки своего поведения, своих поступков, возможностей и качеств. Ребёнок учится хитрить и «лавировать» между взрослыми.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Это приводит к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или близкие постоянно возлагают на ребенка обязанности и ответственность, с которой ребенку трудно справиться. У ребенка возникает заниженная самооценка.
Авторитарная гиперсоциализация. Это проявляется, когда родители имеют высокий социальный статус. Они переоценивают возможности своего ребенка.
Воспитание в «культе» болезни. Родители относятся к ребенку как к больному. При таком отношении у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, даже перед простой простудой.
Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такая материнская «слепая» любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви.
Модель «маленький неудачник».Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни.
Гипоопека. Это встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков). Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен.
Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом.
В семье, где растет ребенок с нарушениями в развитии, обесценивается значимость супругов друг для друга.
Отец отдаляется от ребенка и от семьи. Мать также протестует против дефекта ребенка, однако свой протест она связывает именно с нарушениями ребенка, а не с ним самим.
Для матери важно то, что это ее ребенок, а не то, какой он.
Также можно выделить психологические портреты родителей умственно отсталых детей:
1. Авторитарные родители.
Такие родители имеют сильный тип реагирования на проблемы и стремятся к ее разрешению. В одном из ста случаев происходит отказ от ребенка как вариант разрешения данной проблемы. Однако основная масса такого типа родителей принимает ребенка, но не его дефект, вследствие чего начинают борьбу с дефектом, с помощью специалистов стремятся установить точный диагноз. Всю ответственность за преодоление проблем возлагают на себя. В учреждениях нередко отличаются неадекватным поведением и негативным отношением к специалистам. Недовольство проявляется в агрессии, конфликтной позиции. Но благодаря таким родителям многие проблемы, связанные с положением детей-инвалидов, начинают в нашей стране решаться. Главной целью этих родителей является оказание помощи ребенку.
2. Невротические родители.
У них наблюдается слабый тип реагирования на проблему, они пасуют перед дефектом ребенка. Случившееся с ними горе представляется для них как непреодолимое и тяжелое. Они не стремятся что-то исправить, помочь («бесполезно», «что есть, то и есть»). В силу собственной слабости такие родители «сбрасывают» с себя проблему, стремятся уйти от ответственности за будущее ребенка, они не могут нести этот груз. Данный тип родителей характеризуется невротичностью, тревожностью, неуверенностью в себе, у их детей фиксируется низкая самооценка, они отличаются тем, что не владеют многими навыками и умениями, которыми могли бы овладеть, из-за того, что родители убеждены, что «бесполезно их чему-либо учить». Тогда как для личности ребенка крайне важна позитивная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях. Но родители воспринимают свою жизнь как «загубленную», они – «страдальцы», которые «несут крест», что создает благоприятный фон для речевых расстройств.
3. Психосоматические родители.
Это смешанный тип реагирования на проблему. У данных родителей есть возможность отреагирования проблемы во внешнем плане отсутствует вследствие перекрытия поведенческого канала. Неразрешимость проблемы переносится во внутренний план, происходит переключение с эмоциональных переживаний в психосоматические расстройства. Такие родители ведут себя нормативно, проблемы, поступающие извне, не остаются также на внешнем плане, а переходят на внутренний. Психотравмы являются ядом для их психики, в результате чего развиваются соматические заболевания: слабость нервной системы, длительность эмоциональных переживаний и стрессов, своеобразием характеристик особенностей нервной деятельности, заданных конституционально.
По своим психологическим характеристикам они совмещают авторитарные черты, заботу о ребенке, но, с другой стороны, могут пасовать перед трудностями, у них меньше сил, чтобы бороться за своего ребенка. Такие родители составляют большинство: 55–65 % (2/3), остальные типы распределяются примерно поровну.
Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка.
В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать. Каждый ребенок является уникальной личностью. Нарушение интеллектуального развития — это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей. Итак, вот основные моменты нормализации жизни семьи с «нестандартным» ребенком:
1.Не замыкаться в своем горе. Попытаться найти опору в родителях других детей с особенностями развития. Опыт других семей позволит преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
2. Не скрывать ничего от близких. Держать их в курсе проблем ребенка.
3. Находить и изучать информацию о возможностях обучения и воспитания ребенка. Искать подходящие образовательные учреждения.
4. Научиться справляться со своими чувствами.
5. Не забывать о себе и своих интересах.
6. Помогать другим людям с аналогичными проблемами.
7. Не забывать, что ребенку родители нужны здоровые и счастливые.
8. Находить возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.
И в заключении, подводя итог нашей работы можно с уверенностью сказать, что семья играет важную роль в воспитании ребёнка. Я попыталась раскрыть некоторые стороны воспитания ребёнка с умственной отсталостью в семье. Именно семья помогает социализации ребёнка в обществе. Забота и внимание родителей помогает сформировать у ребёнка основные качества личности. Самое главное это ежедневный контакт с ребенком, эмоциональная устойчивость родителей, и наглядный пример любви, добра, помощи, справедливости. К таким детям нужно иметь терпение, верить в них и показать свою любовь к ним, ведь любовь творит чудеса.
Список литературы
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. — М.: Аргументы и факты,2000.
Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе// Начальная школа. — 2000. — № 6.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. — М.: Шк. Пресс,2004. — 416 с.
Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. — 1973. — №6
Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно–развивающего обучения детей с нарушением интеллекта// Дефектология. – 2000. — №6 – С.25-29.
Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. – М.: Педагогика,2000. – 5-6 с.
Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания// Начальная школа. — 2003. — № 1. — С.70-72.
Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся // Дефектология, 2006.- № 2.-с.68-76.
Мастюкова У.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.
Семья ребёнка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование. (В. В. Ткачёва, 2008)
Источник