Педагогическая поддержка ребенка и процесс его развития


КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
ЧЕТВЁРТАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты «Первое сентября» (№ 119 от 21 ноября 1995 года). После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, СМ. Юсфин, которые совместно с работниками Центра «Педагогический поиск» (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала «Классный руководитель» (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.
Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С.Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке). Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации. Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения,а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера. Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: «…В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации». Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования). В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.
Цель и принципы воспитания.О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. «Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
8. Доверяя — не проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться. Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по товарищески (без сюсюканья и панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовности оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность испособность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.
Содержание воспитательного процесса.Основу содержания воспитания, по мнению О.С.Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:
—культура жизненного самоопределения;
—культура семейных отношений;
—экономическая культура и культура труда;
—политическая, демократическая и правовая культура;
—интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
—экологическая культура;
—художественная культура;
—физическая культура.
Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).
Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.
Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность.
Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.
«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, формирование у человека представлений о возможных последствиях его некомпетентного взаимодействия с техникой, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.
Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога. Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагает разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В pяде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей.
Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
I этап (диагностический) — фиксация факта, сигналя проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудностей) взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере. «Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В публикациях О.С. Газмана и его учеников нам не удалось обнаружить перечисления критериев и показателей эффективности процесса воспитания школьников. Но анализ ключевых идей концепции делает их очевидными. Поэтому к основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:
—готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;
—развитость индивидуальных способностей ученика;
—нравственная направленность личности;
—физическое и психическое здоровье школьника;
—сформированность базовой культуры учащегося;
—защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.
Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становление индивидуальности школьника.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1693; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Основные
концептуальные положения о педагогической
поддержке были разработаны
членом-корреспондентом Российской
академии образования Олегом Семеновичем
Газманом и представлены им в октябре
1995 года на Всеросской научно-практической
конференции в докладе «Потери и
обретения в воспитании после десяти
лет перестройки», сколько позже этот
доклад был полностью опубликован на
страницах газеты «Первое сентября» (№
119 от 21 ноября 1995 года). После смерти
О.С.Газмана разработку концепции
продолжили его ученики и коллеги Т.В.
Анохина, H.H.
Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, которые
совместно с работниками Центра
«Педагогический поиск» (генеральный
директор В.М. Лизинский) подготовили
специальный выпуск журнала «Классный
руководитель» (2000, № 3) о педагогической
поддержке ребенка в образовании.
Понятие
«воспитание». При
разработке концепции педагогической
поддержки О.С.Газман исходил из того,
что развитие ребенка протекает наиболее
успешно тогда, когда возникает гармония
двух существенно различных процессов
— социализации и индивидуализации.
Первый процесс
способствует усвоению принятых в
обществе ценностей, норм, способов
деятельности и поведения (формирование
в растущем человеке социально — типичного),
а второй становлению его индивидуальности
(развитие индивидуально-неповторимого
в конкретном человеке). Анализируя
практику обучения и воспитания,
сложившуюся в образовательных учреждениях
России к концу 80-х и началу 90-х годов,
Олег Семенович приходит к выводу, что
школы и их педагогические коллективы
выполняют лишь социализирующую функцию
и крайне слабо обеспечивают процесс
индивидуализации. Не случайно он
определяет воспитание
как специально организованный процесс
предъявления социально одобряемых
ценностей, нормативных качеств
личности и образцов поведения, а
обучение — как передачу и усвоение
системы знаний о природе, обществе,
человеке и способах человеческой
деятельности. Он называет воспитание
и обучение процессами приобщения
человека к общему и должному. А
следовательно, в системе образования,
по его мнению, не существует процесса,
направленного на развитие
индивидуальности и субъектности ребенка.
Вот таким процессом и должна стать
педагогическая поддержка.
Под
педагогической
поддержкой О.С. Газман
понимал превентивную
и оперативную помощь детям в решении
их индивидуальных проблем, связанных
с физическим и психическим здоровьем,
социальным и экономическим положением,
успешным продвижением в обучении, в
принятии школьных правил; с эффективней
деловой и межличностной коммуникацией;
с жизненным, профессиональным, этическим
выбором (самоопределением).
Продолжая
разработку теоретических и технологических
основ педагогической поддержки, ученики
и коллеги этого известного ученого
внесли некоторые коррективы концептуального
характера. Во-первых,
в последних работах
педагогическая поддержка не
противопоставляется воспитанию.
Например, Н.Б. Крылова пишет: «…В
целом придерживаясь позиции О.С. Газмана,
я все же рассматриваю поддержку в более
широком социокультурном контексте
как элемент любого сотрудничества
и взаимодействия, поскольку она является
проявлением позитивного отношения
к деятельности человека и готовности
содействия его начинаниям и самореализации».
Во-вторых, предлагается
рассматривать педагогическую поддержку
как важнейший принцип личностно-ориентированной
(гуманистической) системы воспитания.
Этот принцип и отличает Педагогику
свободы от Педагогики необходимости
(насильственного формирования).
В-третьих, под
педагогической поддержкой нередко
понимается мягкая педагогическая
технология, направленная на содействие
процессам самоопределения, самостроительства
и самовыражения личности ребенка,
развития его неповторимой
индивидуальности.
Раскрывая
сущность явления «педагогическая
поддержка», разработчики концепции
подчеркивают, что семантический и
педагогический смысл поддержки
заключается в следующем: поддерживать
можно лишь то, помогать можно лишьтому, что уже имеется
в наличии, но на недостаточном
уровне, количестве,
качестве. Основными предметами поддержки
педагогов являются субъектность
(«самость», самостоятельность) и
индивидуальность, т.е. уникальное
сочетание в человеке общих, особенных
и единичных черт, отличающее его от
других индивидов.
Цель
и принципы воспитания О.С.Газман
считал, что в воспитании должны быть
два вида цели — цель как идеал и реальная
цель. Целевую установку на формирование
гармоничной, всесторонне развитой
личности он рассматривал вкачестве идеальной
цели. «Без представления об идеале, —
по его мнению, — невозможно строить
воспитательную работу даже в условиях,
далеких от идеальных». А реальную уель
воспитания он сформулировал следующим
образом: дать каждому школьнику базовое
образование и культуру и на основе
предоставить условия для развития тех
сторон личности,
для которых есть
наиболее благоприятные субъективные
условия (желание индивида) и объективные
возможности семьи, школы, общественности,
государственной власти на местах.
Будучи приверженцем
гуманистических идей, О.С. Газман считал,
что воспитательное воздействие между
педагогом и ребенком следует строить
на основе гуманистических принципов.
Он советовал воспитателям соблюдать в
этической деятельности следующие
правила.
1. Ребенок не может
быть средством в достижении педагогических
целей.
2. Самореализация
педагога — в творческой самореализации
ребенка.
3. Всегда принимай
ребенка таким, какой он есть, в его
постоянном изменении.
4. Все трудности
неприятия преодолевай нравственными
средствами.
5. Не унижай
достоинства своей личности и личности
ребенка.
6. Дети — носители
грядущей культуры. Соизмеряй свою
культуру с культурой растущего поколения.
Воспитание — диалог культур.
7. Не сравнивай
никого ни с кем, сравнивать можно
результаты действий.
8. Доверяя — не
проверяй!
9. Признавай право
на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признать
свою ошибку.
11. Защищая ребенка,
учи его защищаться.
Уточняя и корректируя
правила деятельности педагога в контексте
педагогической поддержки, Н.Б. Крылова
называет нормы поддержки, которые
должны быть заложены в профессиональной
позиции учителя (воспитателя). К ним она
относит:
а) любовь к ребенку,
безусловное принятие его как личности,
душевная теплота, отзывчивость, умение
видеть и слышать, сопереживать, милосердие,
терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность
к диалоговым формам общения с детьми,
умение говорить по-товарищески (без
сюсюканья и без панибратства), умение
слушать, слышать и услышать;
в) уважение
достоинства и доверие, вера в миссию
каждого ребенка, понимание его интересов,
ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха
в решении проблемы, готовность оказать
содействие и прямую помощь при решении
проблемы, отказ от субъективных
оценок и выводов;
д) признание права
ребенка на свободу поступка, выбора,
самовыражения; признание воли ребенка
и его права на собственное волеизъявление
(право «хочу» и «не хочу»);
е) поощрение и
одобрение самостоятельности, независимости
и уверенности в его сильных сторонах,
стимулирование самоанализа; признание
равноправия ребенка в диалоге и решении
собственной проблемы;
ж)
умение быть товарищем для ребенка,
готовность и способность быть на стороне
ребенка (выступая в качестве символического
защитника и адвоката), готовность ничегоне требовать взамен;
з) собственный
самоанализ, постоянный самоконтроль и
способность изменить позицию и
оценку/самооценку.
Содержание
воспитательного процесса. Основу
содержания воспитания, по мнению
О.С. Газмана, может составить базовая
культура личности как некоторая
целостность, включающая в себя минимальное,
а точнее, оптимальное наличие свойств,
качеств, ориентации личности, позволяющих
индивиду развиваться в гармонии с
общественной культурой (т.е. не только
не вступать в конфликт с ней, но и вносить
в ее развитие посильный вклад).
Приоритетными направлениями базовой
культуры являются следующие:
— культура
жизненного самоопределения;
— культура семейных
отношений;
— экономическая
культура и культура труда;
— политическая,
демократическая и правовая культура;
— интеллектуальная,
нравственная и коммуникативная культура;
— экологическая
культура;
— художественная
культура;
— физическая
культура.
Центральное
звено базовой культуры — культура
жизненного самоопределения
личности учащихся в четырех сферах :
человек, общество, природа, ноосфера
(интегративные продукты человеческой
деятельности).
Сфера
«Человек» предполагает самоопределение
в понимании самоценности человеческой
жизни, индивидуальности,
самобытности ее
процесса, смысла деятельности, в понимании
человека как вершины эволюции.
Самоопределение
в сфере «Общество» происходит через
освоение ценностей такого порядка, как
Родина, народовластие, демократия,
гласность, правовое государство, семья,
труд, гражданская
ответственность.
Самоопределение
в сфере «Природа» может строиться через
осознание себя как части природы и через
природосообразное совершенствование
себя (здоровья, эстетического начала,
духовных устремлений). Оно включает
также овладение экологической культурой,
понимание собственной ответственности
перед будущими поколениями в процессе
освоения и преобразования природы.
«Ноосфера» (продукты
человеческой деятельности) как сфера
самоопределения предполагает осознание
нравственной ответственности в
использовании продуктов научно-технического
прогресса, формирование у человека
представлений возможных последствиях
его некомпетентного взаимодействия с
техникой, освоение учащимися мира
духовной культуры во всем ее многообразии,
т.е. формирование гражданского отношения
к историческим, духовным, нравственным
завоеваниям народа, восстановление и
охрана памятников культуры, воссоздание
национальных традиций и их развитие
как части мировой духовной и материальной
культуры.
Таким
образом, самоопределение личности
ребенка и связанные с ним процессы
самореализации, самоорганизации и
самореабилитации являются главным
предметом воспитательной деятельности
педагога. Для проведения более
целенаправленной работы воспитателя
по оказанию помощи детям в их развитии
и саморазвитии О.С. Газман предлагал
разрабатывать и осуществлять пять
целевых программ: «Здоровье»,
«Общение», «Учение», «Досуг», «Образ
жизни». В ряде учебных заведений эти
программы стали разделами планов
работы классных руководителей.
Целевые программы | Декабрь | ||
1 декада | 2 декада | 3 декада | |
Здоровье | |||
Общение | |||
Учение | |||
Досуг | |||
Образ жизни |
Механизм воспитания.
Главным постулатом Данной концепции
выступает тезис о том, что воспитание
есть не что иное, как помощь школьнику
в его саморазвитии. «Воспитание, — по
глубокому убеждению Олега Семеновича,
— без желания самого ребенка
совершенствовать себя невозможно».
Педагог может и должен оказать поддержку
ребенку в решении его проблем по
укреплению здоровья, формированию
нравственности, развитию способностей
— умственных, трудовых, художественных,
коммуникативных, являющихся, в свою
очередь, базой для становления способности
к самоопределению, самореализации,
самоорганизации и самореабилитации.
Ученики О.С. Газмана разработали и
описали механизм педагогической
поддержки ребенка в решении жизненно
важных проблем. Он складывается из
взаимосвязанных действий школьника и
педагога, выполняемых ими на следующих
пяти этапах:
— I
этап (диагностический) — фиксация факта,
сигнала проблемности, диагностика
предполагаемой проблемы, установление
контакта с ребенком, вербализация
постановки проблемы (проговаривание
ее самим школьником), совместная оценка
проблемы с точки зрения значимости ее
для ребенка;
— II
этап (поисковый) — организация совместно
с ребенком поиска причин возникновения
проблемы (трудности), взгляд на ситуацию
со стороны (прием «глазами ребенка»);
— Ш этап (договорный)
— проектирование действий педагога и
ребенка (разделение функций и
ответственности по решению проблемы),
налаживание договорных отношении и
заключение договора в любой форме;
— IV
этап (деятельностный) — действует сам
ребенок и действует педагог (одобрение
действий ребенка, стимулирование; его
инициативы и действий, координация
деятельности специалистов в школе и за
ее пределами, безотлагательная помощь
школьнику);
— Vэтап
(рефлексивный) — совместное с ребенком
обсуждение успехов
и неудач предыдущих этапов деятельности,
констатация факта разрешимости проблемы
или переформулирование затруднения,
осмысление ребенком и педагогом нового
опыта жизнедеятельности.
Решение проблем
жизнедеятельности ребенка, формирование;
качеств его личности происходит тогда,
когда воспитателями создаются
благоприятные условия для развития
школьника в доступных ему видах
деятельности (учебной,производственной,
досуговой); в общении со средствами
массовой коммуникации, с искусством,
со взрослыми и сверстниками; в обыденной
(бытовой) сфере. «Деятельность, общение
и бытие ребенка, — по утверждению О.С
Газмана, — являются теми сферами и теми
основными средствами, окультирования
которые воспитатель осуществляет
физическое, нравственное; воспитание,
содействует развитию способностей».
В
публикациях О.С. Газмана и его учеников
нам не удалось обнаружить перечисления
критериев и показателей эффективности
процесса воспитания школьников. Но
анализ ключевых идей концепции делает
ихочевидными.
По этому к основным критериям
результативности воспитательного
процесса возможно отнести такие,
как:
— готовность
ребенка к самоопределению, самореализации,
самоорганизации и самореабилитпации;
— развитость
индивидуальных способностей ученика;
— нравственная
направленность личности;
— физическое я
психическое здоровье школьника;
— сформированность
базовой культуры учащегося;
— защищенность и
комфортность ребенка в классной и
школьной сообшности.
Эти критерии
позволяют рассматривать и оценивать
эффективность процесса воспитания и
как фактора самореализации ребенка, и
как важнейшего условия становления
индивидуальности школьника.
Источник