Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристика

Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристика thumbnail

Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.

Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристикаНекоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.

Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.

Некоторые определения

Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.

Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.

Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.

Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристикаформируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.

Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.

Виды периодизации

Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.

Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:

  • Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
  • Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
  • Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;

Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристика

  • Начало детства длится с 3 до 8 лет;
  • Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
  • Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
  • Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.

Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристика

Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Эриксон. Этапы

Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.

  1. Младенчество. Этап, который длится до 1 года, является базой для развития полноценной здоровой личности. Дальнейшее благополучное психологическое и социальное взросление зависит от степени любви и ласки, которую подарила мать. Это время, когда закладывается ощущение уверенности в окружении и чувство внутренней определенности. Малыш будет настолько адаптирован в социуме, насколько велико его чувство доверия к матери.
  2. Начало детских лет. Период от года до трех лет. Время начала самостоятельной физической активности. Начинает проявляться идентичность ребенка, которая выражается в желании все выполнять без помощи взрослых. Разумное поощрение самостоятельности будет способствовать развитию личностной самооценки и правильной жизненной позиции. В случае чрезмерной опеки малыш может вырасти слабовольным человеком, который не способен к принятию самостоятельных решений.
  3. Игровым возрастом Э. Эриксон считает период до 6 лет. Возраст до школы характеризуется появлением чувства вины за совершенные провинности и наличием желания совместной деятельности. Малыши уже умеют выполнять задания, ориентируясь на заданную цель. В это время обязательно нужно поощрять желание ребенка творить, заниматься общественно-полезным трудом и расширять его возможности самостоятельной деятельности. Чрезмерный контроль приведет к появлению чувства вины и низкой самооценки.Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристика
  4. Период начала школьной жизни является важным этапом для детей, так как он знаменует выход из-под тотальной опеки родителей и переход на новую стадию социального развития. С 6 до 11-12 лет взрослеющие личности учатся правилам дисциплины, а также осознанному участию в социальной жизни. С этим периодом связано появление первых комплексов из-за страха потерять авторитет в глазах учителя, а также сомнения в собственных возможностях.
  5. Юношеский этап, продолжительность которого Эриксон определяет в пределах 12-20 лет, является главным периодом психосоциального взросления. Ребенок, который ощущает себя взрослым, еще не в состоянии определить грани социального мира, возрастающие требования которого он чувствует все сильнее. Начинается поиск смысла жизни и ответов на философские вопросы о собственном предназначении. Душевный дискомфорт, который испытывают подростки, приводит к ощущению бесполезности своего существования и выражается в асоциальном поведении. Наступает время кризиса идентичности, который не дает юношам и девушкам сделать правильный выбор профессионального и личностного пути.

Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.

Закономерности взросления по Выготскому.

Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.

  • Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
  • Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
  • Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
  • Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.

Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристика

Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.

Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.

Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.

Психологический возраст по определению Выготского

Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.

По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.

Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:

  • Кризис новорожденного ребенка;
  • Младенческий возраст до 1 года;
  • Кризис первого года жизни;
  • Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
  • Кризис трех лет;
  • Возраст до школы до 7 лет;
  • Кризис семилеток;
  • Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
  • Кризисный период тринадцатилетних подростков;
  • Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
  • Кризис идентичности семнадцати лет.

К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:

  • Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
  • Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
  • Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).

Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристикавыводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.

Свойства кризисных периодов

Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.

В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.

Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.

  • Отказ от сотрудничества с взрослыми;
  • Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
  • Неумение справиться с негативными эмоциями;

Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристика

  • Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.

Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.

Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.

В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.

Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.

Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристика

Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:

  • Сохраняйте спокойствие;
  • Умейте выслушать;
  • Дайте ценный совет;
  • Не навязывайте свое общество;
  • Уважайте выбор своего ребенка;
  • Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
  • Любите своего ребенка;
  • Говорите ему о своей любви как можно чаще.

Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.

Подведем итоги

Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.

Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.

Педагогическая периодизация развития ребенка ее характеристика

Источник

В процессе
онтогенеза выделяется ряд сменяющих
друг друга периодов, качественно
различающихся с точки зрения строения,
функционирования и соотношения различных
психических процессов и характеризующихся
особыми личностными образованиями.
Проблема периодизации состояла в том,
что требовалось создание научной теории
ее построения, основанной на изучении
внутренней сущности онтогенеза. Д.Б.
Эльконин создал научно – продуктивную
концепцию периодизации на основе идей
Выготского и Леонтьева.

Основана на смене
ведущего типа деятельности.

— младенчество —
эмоциональное общение

— ранний возраст
— предметно-орудийная д-ть

— дошкольный–игра

— млад школьный–
учебная д-ть

— подросток–
интимно0личностное общение

-ранняя юность–
учебно-профессиональная д-ть

12. Характеристика семьи как социального воспитательного института. Факторы семейного воспитания.

Семья – группа
людей, объединенных родственными
отношениями. Она характеризуется
автономностью, закрытостью, функционирует
по своим внутренним законам. Вместе с
тем, семья не является чем-то статичным,
неизменным.

Ведущие факторы
развития семьи – наличие или отсутствие
детей и продолжительность брака.

Семья- категория
историческая. У семьи есть своеобразный
национальный колорит.

Значение семьи

Семья удовлетворяет
потребности человека в любви и счастье,
содружестве, отцовстве, в домашнем уюте,
в признании и авторитете.

В дошкольные годы
ребенок почти полностью отождествляет
других людей через призму суждений,
оценок проступков родителей.

Факторы
воспитания в семье

Сила семейного
воспитания связана с наличием 3-х
факторов:

— интимный характер
нравственно-психологического климата
семьи, основанный на родственных связях,
выражающихся в глубокой кровной любви
к детям и ответном чувстве детей к
родителям.

— многоролевая
структура семейного коллектива,
обуславливающая многогранность,
постоянство и длительность его
воспитательного влияния

— наличие естественных
условий для включения детей в самые
разнообразные семейные отношения и
деятельность

Типы семей:
благополучные; формально-благополучные;
не­благополучные; неполные; семьи
социального риска.

Соловьев Н.Я.
сказал: «Функций семьи столько, сколько
ви­дов потребностей в устойчивой,
повторяющейся форме она удовлет­воряет».

Приведем несколько
вариантов функций
семьи
:
воспитательная, хозяйственно-бытовая,
духовного (культурного) общения,
первичного социального контроля,
репродуктивная.

условия
воспитания в семье

объективные:

— уровень материального
благосостояния семьи

— численность и
состав семьи

субъективные

— общественная
направленность родителей, их желание
воспитать достойного человека

— характер
внутрисемейных отношений

— культурный
потенциал семьи

— уровень
педагогической культуры родителей

1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.

Структура семьи
определяется количеством поколений,
количеством и полом детей, наличием
обоих родителей.

По количеству
поколений

Наиболее распостранена
в нашем обществе двухпоколенная
семья
:
дети + родители.

Положительные
аспекты такой семьи

— молодые семьи
привыкают к большей самостоятельности,
ответственности;

— меньше конфликтов
«отцов и детей»

Недостатки такой
семьи

— теряются семейные
связи, традиции;

— у старшего
поколения нет возможности тесного
общения со своими внуками, участия в их
заботе и воспитании

Многопоколенная
семья

(родители, дети, прародители)

+:
если семья дружная, то имеется
разностороннее общение, взаимовлияние;

— лучше обеспечен
быт;

— более целесообразное
распределение пед. сил

-: отсутствие
последовательности и единства требований
к ребенку со стороны членов семьи;

— разнобой в методах
воспитания (родители обычно более
требовательны, прародители больше
прощают, разрешают)

По наличию обоих
родителей — полная
и неполная

Неполная семья
(нет одного из родителей)

-: трудность в
воспитании детей заключается в недостатке
общения, отсутствии правильной
психологической атмосферы.

При воспитании в
такой семье мать не должна изнеживать
ребенка, а, наоборот, подчеркивать в
мальчике мужские черты, систематически
обеспечивать общение с родственниками
мужского пола.

Важно усилить
влияние каждого члена семьи на ребенка,
чтобы компенсировать отсутствие члена
семьи.

По количеству
детей в семье

Однодетная
семья
. В
большинстве случаев ребенок в центре
семьи, ему перепадает больше материальных
и эмоциональных благ. Но ребенок чаще
находится на позиции опекаемого, делает
все вполсилы.

Единственный
ребенок не имеет возможности близко
общаться с другими детьми, у него часто
развивается завышенная самооценка и
самомнение, могут проявиться эгоистические
черты.

В семье с несколькими
детьми детям приходится делить между
собой заботу и внимание родителей. Это
компенсируется особыми эмоциональными
связями в общем детском мире. Старшие
и младшие выступают по отношению к друг
другу в качестве обучающих и обучаемых.

-: дети могут
соперничать между собой, младшие не
хотят донашивать вещи старших, старшие
не хотят нянчить младших.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    11.02.2016476.67 Кб71,2,5,6,7,8,11,13,14,17,18.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Личность в своем развитии проходит
определенные этапы (периоды), которые
условно называют возрастом.

Возраст в широком смысле– временная
характеристика развития человека; вузком смысле– определенный период
в физическом и психическом развитии
человека, ограниченный относительными
хронологическими рамками (например,
младший школьный возраст, подростковый
возраст). В связи с этимвозрастные
особенности физического, психического,
личностного развития
– это то общее,
что присуще в физическом, психическом
и личностно отношении большинству
представителей того или иного возраста
и одновременно отличает от других
возрастных групп.

Установлена следующая возрастная
периодизация:

-младенчество (от рождения до 1 года);

-преддошкольный возраст (от года до трех
лет);

-дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет);

-школьный возраст (от 6-7 лет до 17 лет);

-младший школьный возраст (от 7 до 10-11 до
14-15 лет);

-старший школьный или юношеский возраст
(от 14-15 до 17 лет).

Каждому возрасту, как своеобразному и
качественно специфическому периоду в
жизни человека, соответствует определенный
тип ведущей деятельности. Его изменение
характеризует смену возрастных периодов.
Основным критерием деления детского
развития на возрастные этапы является
возникновение психических новообразований,
т. е. изменений в психических процессах,
способствующих овладению новым типом
деятельности.

Возрастные особенности детей
рассматривают по трем направлениям:

-особенности физического развития
(морфологические, биохимические,
физиологические);

-особенности психического развития
(особенности восприятия, внимания,
памяти, мышления, речи, воображения);

-особенности личностного развития
(отношения к себе, к окружающим людям,
к сверстникам, к труду).

Знание закономерностей возрастного
развития детей – одна из ведущих
предпосылок эффективной педагогической
деятельности. Учитывать возрастные
особенности в педагогическом процессе
значит: знать меру сил и возможностей
детей каждой возрастной группы;
ориентироваться на те черты, которые
находятся еще в зародыше или очень слабо
развиты; предъявлять к личности в любом
возрасте оптимальные требования.

5.Сущность индивидуального подхода в обучении.

Наряду с учетом возрастных особенностей
детей педагог должен учитывать в
педагогическом процессе особенности
их индивидуального развития.

Индивидуальные особенности могут
проявляться в:

-физическом состоянии и здоровье,

-познавательной деятельности (свойствах
памяти, учебных склонностях и интересах,
задатков к изучению разных предметов),

-чувственно-эмоциональной сфере
(характере, темпераменте),

-степени восприимчивости педагогических
влияний (уровне обучаемости и
воспитуемости).

Индивидуальное развитие зависит от
природных задатков и условий жизни.

Суть индивидуального подхода состоит
в гибком использовании педагогических
методов, средств, форм, исходя из
интересов, наклонностей, свойств,
качеств, притязаний и возможностей
каждой личности, с целью достижения
оптимальных результатов педагогического
процесса по отношению к каждому
воспитаннику. Например, поручение
воспитаннику заданий в соответствии с
его возможностями и способностями,
создание заданий специальных ситуаций,
помогающих выявить его индивидуальные
качества.

Индивидуальный подход– необходимое
условие эффективности педагогического
процесса, так как любое педагогическое
воздействие преломляется через
индивидуальные особенности конкретной
личности. Индивидуальный подход необходим
каждому воспитаннику, как «трудному»,
так и благополучному, так как помогает
ему осознать свою индивидуальность,
научиться управлять своим поведением,
эмоциями, адекватно оценивать собственные
сильные и корректировать слабые стороны.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник