Педагогическая диагностика развития ребенка 3 лет
Елена Пономарева
Протокол педагогического обследования ребенка 3–4 лет
Протокол педагогического обследования ребенка 3-4 лет
Дата обследования___
Ф. И. О. ребенка___
Дата рождения___ Возраст на момент обследования___
Сведения о родителях___
Адрес проживания ___ по прописке ___
Образовательное учреждение___
1. Представление о себе и ближайшем окружении:
Как тебя зовут?___ Как твоя фамилия?___
Сколько тебе лет?___ Ты мальчик или девочка?___
Как зовут маму? ___ Какие твои любимые игрушки? ___
2. Исследование зрительного восприятия:
восприятие величины большой – маленький не соотносит, соотносит, обозначает словом
восприятие цвета красный___, синий___, желтый___, зеленый___, черный___, белый___; не соотносит, соотносит, обозначает словом
восприятие формы: подбери картинку по образцу:
не соотносит, соотносит, обозначает словом
наложенные изображения машинка пирамидка мячик
зашумленные изображения бабочка цветы
3. Исследование зрительно — пространственного гнозиса, конструктивного праксиса:
ориентировка в пространстве вверху – внизу
впереди – сзади
складывание разрезных картинок
(из 2-3 частей)
складывание фигур
из палочек по образцу (2-4 палочки) не /соотносит с образцом / исправляет ошибки сам/
из геометрических фигур не /соотносит с образцом / исправляет ошибки сам/
4. Мыслительные операции:
*Анализ (выделение объектов из сюжетной картины): «Что нарисовано на картинке?» ___
___
*Сравнение: «Чем похожи картинки?» ___
«Чем отличаются?» ___
*Обобщение. Назови предметы:
игрушки пирамидка / мячик / машинка / кукла
посуда тарелка /нож /кастрюля / ножка
одежда платье / рубашка / юбка / шорты
*Исключение: «4- лишний» кастрюля ___, пирамидка, неваляшка, кубики ___
*Количественные представления и счет: покажи, где машинок много ___, одна ___, ни одной __ *Загадка: выбери из картинок: зеленая, пушистая, колючая___ Повтори какая елочка ___
5. Сформированность временных представлений
*Части суток: Когда ты спишь? ___ Когда играешь? ___
*Времена года: Какое это время года? /Покажи, где зима ___ / лето ___
Подбери картинку, которая подходит к зиме ___
6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).
*рисование горизонтальных и вертикальных линий / задание выполняет/ не выполняет; исправляет ошибки сам(-а)/ с помощью; не соотносит с образцом/
*умение держать карандаш /ведущая рука П/Л, захват 345 пальцами, 2-ой фалангой большого пальца, кулаком.
7. Состояние общей моторики
*прыжки на двух ногах ___
*переложить флажок из одной руки в другую над головой___, за спиной___, перед собой___
(нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др___
8. Понимание словесной инструкции: понимает/ не понимает, полностью, развернутую, простую, ситуативно, на уровне знакомых слов.
9. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
*коммуникативное поведение (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
*особенности внимания (устойчивое, неустойчивое); работоспособность ___
*социально-эмоциональная адекватность ___
*обученность: знания, умения, навыки и представления НЕ / ЧАСТИЧНО / соответствуют возрасту и требованиям образовательного стандарта
*уровень обучаемости ___
Заключение: познавательное развитие ___
Рекомендации: ___
Подпись специалиста ___
Источник
Диагностика развития детей 3 – 4 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает шесть небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.
Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».
Критерии оценки:
- Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
- Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
- Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, взрослый ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.
Критерии оценки
- Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
- Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на две части, как показано на рисунке. Разложите части так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»
После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.
Критерии оценки
- Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
- Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
- Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.
Процедура проведения. У взрослого и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).
- Взрослый берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
- Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
- Взрослый поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.
Критерии оценки
- Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
- Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки (или предметы). Аналогичный набор находится у взрослого. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.
Критерии оценки
- Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
- Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
- Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
- Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
- Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции — 0 баллов.
Оценка результатов
Высокий уровень —8 —12 баллов.
Средний уровень —5—7 баллов.
Низкий уровень — 0—4 балла.
Перейти к Списку Тестов
Источник
Лилия Беденко
Всеобуч для родителей «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка 2–3 лет»
Уважаемые родители! Ранний возраст человека является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни.
В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития. Поэтому отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияющих на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, является причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.
Контроль за нервно-психическим развитием детей необходим, чтобы определить уровень развития каждого ребенка. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолога – педагогические воздействия.
Система контроля, за развитием ребенка разработанная в нашей стране в 30- е годы в клинике профессора Н. М. Щелованова, затем усовершенствованная Н. М, Аксариной, К. Л. Печорой и другими, имеет методологическую основу, которая отличает ее от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.
Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за НПР. А это, в свою очередь, служит основанием для создания необходимых условий – «социальных ситуации», которые обеспечивают «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условии», необходимых для формирования новых качественных достижении в психическом развитии детей.
Контроль за НПР ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития», он должен своевременно и правильно определять задачи для дальнейшего его хода.
На третьем году жизни оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельности; развитие общих движении; воспитание навыков самостоятельности.
Диагностика психического развития ребенка 3 года жизни.
1. АКТИВНАЯ РЕЧЬ.
Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы: почему, когда?
Задание 1. Методика. Взрослый не принужденно беседует с ребенком на любую, близкую ему тему. Важно, чтобы ребенок хотя бы раз употребил в своей речи придаточное предложение.
Задание 2. Методика. Взрослый наблюдает за проявлением речевых реакций у ребенка во время кормления, одевания, самостоятельной деятельности. Необходимо, чтобы ребенок хотя бы раз употребил вопрос: «почему?» или «когда?».
2. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Подбирает к образцу плоскостные геометрические формы и воспроизводит предмет. Называет основных четыре цвета.
Задание 1. Материал. Плоскостная геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором, в основе которых лежат основные геометрические формы одного цвета.
Методика. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает составить соответствующий предмет, накладывая мозаику на образец.
Задание 2. Материал. Восемь разнообразных предметов, по два одного цвета (например, красный кубик, красная чашка, желтый цыпленок, желтый шар и др.).
Методика. Взрослый показывает ребенку поочередно один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шар?» Малыш должен правильно назвать четыре основных цвета.
3. ИГРА. (Появляются элементы ролевой игры.)
Задание 1. Материал. Разнообразные сюжетные игрушки.
Методика. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый в течение 20-30 мин наблюдает за игрой ребенка. Он отражает какой-либо сюжет, выполняет роль и определяет её словом.
Задание 2. Методика. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?». Ребенок должен назвать свою роль в игре в соответствии с выполняемым действием.
4. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Появляются сложные сюжетные постройки.
Материал. Строительный материал (10-14 шт.) по два предмета каждой формы. Величина материала зависит от места игры ребенка (за столом или на полу). Можно дополнительно дать машину, мелкие игрушки.
Методика. Ребенку дают строительный материал и предлагают построить, что он хочет. Малыш делает сюжетную постройку (например, гараж, дорогу к нему, играет с ней.
5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
С помощью пластилина, карандаша, красок изображает простые предметы и называет их.
Задание 1. Материал. Кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см., диаметром 1,5-2 см.
Методика. Ребенку дают кусок пластилина в виде цилиндра и предлагают что-нибудь слепить. Он лепит предмет и обязательно называет, что слепил. При этом работа должна иметь сходство с названным предметом.
Задание 2. Материал. Лист бумаги (размером с тетрадь, карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).
Методика. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать. Малыш рисует предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с предметом.
6. ДВИЖЕНИЯ.
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.
Материал. Палка или веревка длиной 1,5-2м., поднятая на высоте 30-35 см.
Методика. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.
7. НАВЫКИ.
Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере необходимости без напоминания.
Проверка осуществляется в естественных для ребенка условиях (во время выполнения режимных процессов).
По материалам сайта intellportal.ru, ejeweek.ru, nsportal.ru
Источник
Наджеда Желнова
Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет
Актуальность проблемы в том, что ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полным и эффективным могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений в развития.
Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.
И так, воспитанники до трех лет ежеквартально или один раз в полугодие подвергаются процедуре анализа нервно-психического развития, что позволяет мобильно реагировать на минусы в развитии малышей.
Начиная с трехлетнего возраста ребенка педагогами ведется оценка индивидуального развития ребенка, основанная на целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.
Согласно Стандарту дошкольного образования целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга, а освоение образовательной программы (далее – Программа) не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ФГОС ДО, раздел 4, п. 4.2.). Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольного образовательного учреждения.
При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) (ФГОС ДО, раздел 3).
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2)оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО, раздел 3).
Дошкольный возраст это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка вот задачи педагогической диагностики. Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
Методы педагогической диагностики:
Наблюдение (основной)
Педагогическая свободная беседа
Анализ продуктов детской деятельности
Проблемная ситуация
Дидактическое задание (педагогический тест)
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи) (ФГОС ДО, раздел 3).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Методы психологической диагностики:
Тест
Наблюдение
Диагностическая беседа
Опрос
Анализ продуктов детской деятельности
Проективный метод
Эксперимент
Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. В связи с этим возникают вопросы: — если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать? — как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?
Вместе с тем в дошкольных учреждениях увеличился объем малышей, имеющих отклонения в различных сферах. Как понять, что ребенку необходимо особое внимание?
Как помочь включить компенсаторные возможности и гибкость восприятия?
С этой целью использую в своей работе психолого-педагогическое обследование детей, учитывая ведущую деятельность – предметную и наглядно-действенное мышление своих воспитанников.
При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития:
• актуальном (достигнутом к настоящему моменту)
• потенциальном (связанной с зоной ближайшего развития).
Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом, на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является особенно надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.
Используемые мной методики направлены на изучение уровня познавательного развития детей и позволяют определить основные параметры познавательного развития ребенка:
-принятие задания
-способы его решения
-обучаемость во время диагностического обследования
-отношение к результатам своей деятельности.
Современные методики позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте, что позволяет в свою очередь, своевременно включить малыша в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вторичных отклонений.
Практика показывает, что диагностическое изучение детей с незначительными нарушениями нервной деятельности необходимо проводить как можно раньше, поскольку отклонения в этот период детства сначала проявляются на поведенческом уровне, а только потом – в совместной и организованной деятельности.
Необходимо отметить важный аспект диагностической деятельности – это консультирование.
В настоящее время важнейшей задачей, на мой взгляд, является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются «уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям» что создает основу для развития личности ребенка в целом.
Работу с родителями осуществляю в двух формах – индивидуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ними. При групповой работе даю родителям психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком.
Современная диагностика нарушений в развитии детей учитывает ряд принципов которые вы видите на слайде:
-принцип комплексного подхода
-принцип целостного системного изучения
-принцип динамического изучения
-принцип качественного анализа данных
Из сказанного следует: во-первых, необходимость применения при диагностике различных методик, заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых, важность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных, показатели которых взаимосвязаны.
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей считаются:
принятие задания
способы выполнения задания
обучаемость в процессе обследования
отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.
Способы выполнения задания. Воспитатель отмечает самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого; самостоятельное выполнение задания после обучения.
Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции.
Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.
Неадексатное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость в процессе обследования производиться только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допускаю следующие виды помощи:
• выполнение действия по подражанию
• выполнение задания по подражанию с использованием указанных жестов
• выполнение задания по показу с использованием речевой инструкции.
Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать условия:
-количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;
-речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивание результативность действий ребенка;
-обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность в собственность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающих детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату – для ребенка с нарушениями интеллекта.
Количественная оценка. Все указанные выше параметры нашли отражение в бальной оценке познавательного развития детей.
При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
Количественная оценка в баллах производится следующим образом:
1 балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.
2 балла ставится в тех случаях, если ребенок принимают задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремиться достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.
3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняется; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
4 балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34-40).
Важно отметить, что в случаях обнаружения отставании в умственном развитии ребенок должен быть обследование психоневрологом или невропатологом.
Источник