Педагогическая часть карты развития ребенка заполненная

Памятка по заполнению заключения I ПМПК, педагогической и психологической частей карты развития ребенка в процессе обследования (запись результатов психологического и педагогического обследования)

Строка протокола

Содержание изучения и последовательность записи результатов

Особенности восприятия

Восприятие пространственного расположения предметов, формы, величины, цвета. Точность и осмысленность восприятия. Выявление степени овладения зрительным синтезом: примеры складывания разрезной картинки (по образцу и без), мозаики, досок Сегена, построение орнамента и др. Сформированность наглядно-образных представлений

Особенности внимания

Объем внимания (достаточный, недостаточный); устойчивость внимания (способен к быстрому сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается), характер отвлечения: на внешние раздражители, в отсутствии внешних раздражителей; переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная); общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано)

Особенности памяти

Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго или быстро забывает; характеристика речевой, зрительной памяти; наличие/отсутствие трудностей в запоминании: новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала

Особенности мышления

Способность к сравнению, обобщению, классификации. Умение устанавливать причинно-следственные связи, в наглядной ситуации и вне ее. Понимание главного в воспринимаемом, скрытого смысла, содержания картин, текстов. Особенности протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач. Развитие наглядно-действенных форм мышления. Возможности речевого объяснения сделанного выбора. Способность к активной поисковой деятельности. Вербальные и невербальные показатели интеллектуального развития (количественные и качественные).

Особенности работоспособности

Темп деятельности: задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно; причины замедленного темпа: обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности, вялость, заторможенность, инертность, отвлекаемость; переключение с одного вида деятельности на другой: быстро, с трудом; включаемость в работу: быстро, медленно; длительность сосредоточения: сосредоточен во время занятия (обследования) или часто отвлекается; целенаправленность деятельности; продуктивность деятельности: не теряет в течение всего обследования или быстро утомляется (замедление темпа, ухудшение качества или полное прекращение работы); причины утомления: жалобы на усталость, плохое самочувствие, вялость, сонливость, отвлекаемость и др.; спад работоспособности

Особенности речи

Дефекты произношения; понимание устной речи (инструкций); понимание письменной речи (текстов, задач, книг, таблиц); Запас слов (обиходный словарь, обобщения); грамматический сторй речи (согласование слов в роде, числе, падеже, использование предлогов, различных частей речи, умение строить предложение); умеет ли давать полные ответы на вопросы, пересказывать, составлять рассказ по серии сюжетных картинок; имеют ли место эхолалии, болтливость, вербализм

Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения, личностно-характерологические, типологические

Преобладающее настроение ребенка (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка), резкие колебания настроения. Степень эмоциональной возбудимости, раздражительность, вялость, заторможенность, инертность. Наличие аффективных вспышек, внушаемость, негативизм, снижение критики. Способность к волевому усилию, настойчивость при встречающихся трудностях. Соблюдение правил поведения в школе, дома, на улице. Взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Проявление инициативы в играх, заданиях, занятиях или следование примеру других. Интересы и склонности (в каких видах деятельности они проявляются). Отношение к критическим замечаниям, поощрению похвале. Характер эмоциональных реакций во время выполнения заданий. Стойкость и выраженность интересов.

Контактность (как вступает в контакт — легко, охотно, медленно, с трудом, контакт формальный). Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечаются замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявление аутизма). Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению).

Знания и представления об окружающем мире

Знание родственных связей; адреса проживания; соответствие объема представлений возрастной норме

Ориентированность в пространстве и времени

Особенности восприятия времени: знание времен года, дней недели, для старших детей – умение ориентироваться в прошлом, настоящем, историческом времени. Особенности восприятия пространства: умение ориентироваться в пространстве – «право», «лево», перекрестная ориентировка, «верх», «низ», «далеко», «близко» и т. д.

Обучаемость

Обучаемость в пределах дефекта, восприимчивость к помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая; Особенности усвоения учебного материала; умение применять усвоенный материал, подбирать собственные примеры на изученное правило; умение организовать свою деятельность; степень интереса к заданию; характеристика познавательной активности; способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению

Отношение к обучению

Мотивы учебной деятельности; сформированность предпосылок к учебной деятельности; прилежание, умение действовать по инструкции, работать по образцу, способность принимать и удерживать учебную задачу; самоконтроль

Социально-бытовая адаптация, установки

Знание и умение применять бытовые навыки; адаптированность к изменяющимся условиям; посещение дополнительных занятий, секций, кружков; участие в конкурсах, соревнованиях и др.; умение преодолевать трудности

Исследование школьных навыков по чтению

1 класс: Техника чтения: побуквенное, послоговое, беглое. Соблюдение интонации и ударения в словах. Понимание общего смысла, умение выделить главное, понимание причинно-следственных зависимостей. Умение ответить на вопросы по тексту, логически передать его содержание. Использование помощи (интонация, наглядность, повторное чтение, наводящие вопросы и др.).

2 класс: Техника чтения, интонация. Понимание смысла прочитанного. Умение ответить на вопросы по тексту, логически передать его содержание. Понимание иносказательного и скрытого смысла.

3 — 4 класс: Техника чтения: беглость, выразительность, ударение в словах. Понимание причинно-следственных зависимостей. Умение сделать вывод в простых и сложных, иносказательных текстах. Использование помощи: повторное чтение, наводящие вопросы.

Исследование школьных знаний и навыков по русскому языку

1 класс: Овладение навыками письма (техника письма, соблюдение строки, каллиграфия, темп, умение проверить написанное). Умение производить звукобуквенный анализ слов, выделять гласные и согласные звуки, соотносить количество звуков и букв, называть мягкие и твердые звуки в слове, делить слова на слоги, выделять ударный слог. Написание большой буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных. Употребление точки в конце предложения. Перенос слов по слогам. Вычленение слов из предложений. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Установление характера ошибок (недописывание букв, пропуск букв, замена, зеркальное письмо и др.).

2 класс: Знание названий и определение частей слова, частей речи, членов предложения. Умение грамотно писать под диктовку текст, содержащий изученные орфограммы. Производить фонематический разбор. Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаками. Раздельное написание предлогов со словами. Составление предложений по опорным словам. Установление связи по смыслу между частями текста.

3 класс: Умение каллиграфически правильно списывать текст; писать под диктовку текст, содержащий изученные орфограммы. Производить фонематический разбор предложения. Умение подбирать однокоренные слова разных частей речи, распознавать и употреблять в тексте синонимы и антонимы; распознавать главное и зависимое слово в словосочетании. Писать изложение по составленному плану. Составлять устный ответ-рассуждение.

4 класс: Умение находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание. Производить фонематический разбор, разбор слова по составу, разбор слова как части речи; синтаксический разбор предложения с однородными членами. Знать изученные части речи и их признаки. Определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована. Составить план текста. Распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использовать их в речи. Писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения. Писать сочинение повествовательного характера. Списывать и писать под диктовку текст с изученными орфограммами и знаками препинания.

Исследование школьных навыков по математике

1 класс. Знание натурального ряда чисел (предел счета), умение читать, записывать и сравнивать эти числа. Осознанность счета в прямой и обратной последовательности, уровень овладения конкретным счетом: пересчитывает, дотрагиваясь до каждого предмета, зрительно соотносит число со следующим предметом, соотносит число, количество и цифру. Знание состава числа. Понимание смысла арифметических действий. Степень овладения арифметическими операциями сложения и вычитания (считает на пальцах, отвлеченно, трудности вычисления с переходом через разряд). Умение решать простые задачи на сложение и вычитание. Понимание и сохранение в памяти условия задачи; логичность рассуждений при решении задачи. Способность переноса показанного способа действия на аналогичное задание. Понимание математической терминологии и знаковых обозначений. Умение находить значение числового выражения в 1 — 2 действия в пределах 10 (без скобок).

2 класс. Знание натурального ряда чисел (предел счета). Осознанность счета в прямой и обратной последовательности, уровень овладения конкретным счетом, знание состава числа; название компонентов и результатов сложения и вычитания; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях (со скобками и без них); название и обозначение действий умножения и деления. Умение находить сумму и разность чисел в пределах 100. Трудности вычисления с переходом через разряд. Решение задач в 1 – 2 действия. Понимание и сохранение в памяти условия задачи; логичность рассуждений при решении задачи. Умение составить план решения, вопросы к действиям и выполнить их. Сформированность навыка самоконтроля в процессе решения задачи. Умение проверить правильность решения. Усвоение понятий «на столько-то больше (меньше)» и «во столько-то больше (меньше)». Усвоение понятий «старше — моложе», «дороже — дешевле», «длиннее — короче», «уже-шире», «легче — тяжелее». Умение составить задачу по заданным компонентам и решить ее. Понимание задач с косвенным содержанием. Решение задач на нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания. Определение времени по часам. Сформированность понятий «сверху — снизу», «слева — справа», «между». Умение чертить отрезок заданной длины и сравнивать отрезки путем измерения. Находить сумму длин сторон треугольника.

3 класс. Знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Степень овладения вычислительными операциями (устно в пределах 100, письменно в пределах 1000). Знание названий и последовательности чисел до 1000. название компонентов и результатов умножения и деления; правила порядка выполнения действий в выражениях в 2 – 3 действия (со скобками и без них); умение выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100; выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000. Умение проверить правильность вычислений. Сформированность навыка самоконтроля. Умение читать простейшие числовые выражения. Умение решать задачи в 2 – 3 действия на все арифметические действия. Понимание задач с пропущенными компонентами, косвенным содержанием. Логичность рассуждений при решении задач. Сохранение в памяти условия задачи. Способность понимать закономерности. Сформированность математического мышления, знание единиц измерения. Умение распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник, измерить длину сторон, вычислить периметр и площадь прямоугольника, квадрата.

4 класс. Знание названия и последовательности чисел в натуральном ряду, знание того, как образуется следующая счетная единица; уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000. представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; знать связь между компонентами и результатом каждого действия; знать таблицу сложения и умножения однозначных чисел соответствующие случаи вычитания и деления; уметь записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 — 4 действия (со скобками и без них); выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел, проверку вычислений; решать уравнения, задачи в 1 – 3 действия). Знать связи между величинами; цена, количество, стоимость, скорость, время, расстояние. Иметь представление о величинах: длина, площадь, масса, время, способах их измерений. Уметь находить длину отрезка. Ломаной, периметр многоугольника, узнавать время по часам. Выполнять арифметические действия с величинами. Применять к решению задач знание изученных зависимостей между величинами.

Источник

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

        Психолого-педагогическая карта развития ребенка является документом образовательного учреждения и предназначена для фиксации и анализа сведений, необходимых для осуществления целенаправленной и эффективной помощи ребенку в его учебной деятельности и социальной адаптации.

        Психолого-педагогическая карта включает в себя следующие разделы:

I. Общие сведения о ребенке.

II. Листок здоровья.

III. Особенности речевого развития.

IV. Индивидуально-психологические особенности личности.

V. Особенности процесса развития учебно-познавательной деятельности.

VI. Мониторинг обученности.

VII. Развитие личности в процессе воспитания.

VIII. Листок личных достижений ребенка.

IX. Рекомендации специалистов, педагогов.

        Сведения о ребенке вносятся по окончании каждого учебного года на основании результатов диагностики, наблюдений за ребенком, данных медицинской карты, учебно-педагогической документации, собеседования с родителями и педагогами.

        Карта особенностей развития ребенка заполняется воспитателем, классным руководителем при взаимодействии с медицинскими работниками, психологом, логопедом, дефектологом, учителями-предметниками, руководителями образовательного учреждения.  

Психолого-педагогическая карта используется:

классным руководителем

для наблюдения за результатами обучения, создания и корректировки оптимальных условий развития личности ребенка;

учителем –предметником,  педагогом дополнительного образования

для осуществления личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании ребенка;

руководителями образовательного учреждения

для проведения анализа качества образования, планирования деятельности образовательного учреждения, а также выбора оптимальных образовательных технологий, проведения педагогических советов и консилиумов;

специалистами (психологами, дефектологами, логопедами и др.)

с целью получения информации о динамике развития ребенка и выработке мероприятий для коррекционной и индивидуальной работы.

I. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________________________________________________

(полностью)

Дата рождения__________________________________________________________________________________________

(число, месяц, год)

Домашний адрес________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________Телефон________________________

Состав семьи___________________________________________________________________________________________

(указываются все члены семьи, принимающие участие в воспитании ребенка)

Мать__________________________________________________________________________________________________

Отец__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Дошкольное образовательное учреждение №

_______________________________ Год поступления__________________

Программа_____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________
(информация о переходе в другое ДОУ или изменение программы)

Образовательное учреждение №__________________________________________ Год поступления_________________

Уровень готовности к обучению в школе____________________________________________________________________
(высокий, низкий, средний)

Информация о переходе в другое ОУ или изменении программы обучения________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

II. Листок здоровья
(заполняется медицинским работником ДОУ,ОУ, или педагогом на основании медицинской карты)

Показатели

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Зрение (норма/отклонение от нормы)

Слух (норма/отклонение от нормы)

Физическая подготовка (соответствие возрасту/несоответствие возрасту)

Осанка (норма/незначительные отклонения/ значительные отклонения)

Хронические заболевания (наличие/отсутствие)

Группа здоровья (основная, I, II …)

Количество пропущенных по болезни дней за год

III. Особенности речевого развития

(заполняется логопедом или воспитателем ДОУ, классным руководителем)

Показатели

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Особенности звукопроизношения (норма/нарушения)

Особенности развития чтения (нормы/нарушения)

Особенности развития письма (норма/нарушения)

Заикание (есть/нет)

Словарный запас (обиходный язык, расширение словарного запаса)

IV. Индивидуально-психологические особенности личности

(заполняется психологом, педагогом)

Показатели

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Преобладающий тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик)

Уровень средовой адаптации (высокий, недостаточно высокий, недостаточный, на грани дезадаптации)

Статус в коллективе (лидер, предпочитаемый, принятый, отверженный)

Эмоциональное состояние, преобладающее настроение ( приподнятое, активное, уравновешенное, спокойное, подавленное, тревожное, агрессивное, негативное)

Тип памяти (аудиальная, визуальная, кинетическая, кратковременная, долговременная)

Ведущая рука (левая, правая)

V. Особенности процесса развития учебно-познавательной деятельности

(заполняется педагогом или специалистом)

Показатели

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Уровень мотивации (высокий, средний, низкий), доминирующие мотивы

Познавательная активность (достаточно высокая на всех занятиях/достаточно высокая на отдельных занятиях/средняя/низкая)

Самостоятельность (в основном самостоятелен/ нужен 1 вид помощи-стимулирующий/нуждается во 2 виде помощи-направляющей/требуется 3 вид помощи-обучающий)

Темп работы на уроке (высокий, средний, низкий)

Характеристика внимания (устойчивое/неустойчивое/легко переключается/трудно переключается)

Тип мышления (наглядно-действенное/нагляднообразное/словесно-логическое/абстрактное)

Преобладающие мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, систематизация)

VI. Мониторинг обученности

(заполняется классным руководителем)

Учебные предметы

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Оценки за год

VII. Развитие личности в процессе воспитания

(заполняется классным воспитателем)

Показатели

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Учебные интересы (предпочитаемые предметы)

Внеучебные интересы (кружки, секции, увлечения)

Профессиональная направленность (предпочитаемая профессия)

Склонность к виду профессиональной деятельности (человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знание, человек-художественное образование)

Социальная активность (высокая/средняя, низкая)

Общественная активность (организаторская/активно-исполнительская/пассивно-исполнительская/принудительная/не проявляется)

Культура поведения (высокая/средняя/низкая)

Статус в коллективе (лидер/предпочитаемый/принятый/изолированный/отверженный)

Самооценка (устойчивая/неустойчивая/завышенная/заниженная/адекватная)

Личные достижения (учебные, спортивные, художественно-эстетические, общественные и др.)

VIII. Листок личных достижений ребенка

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. Рекомендации специалистов

Подготовительная группа ДОУ

1класс ОУ

2класс ОУ

3класс ОУ

4ласс ОУ

5класс ОУ

6класс ОУ

7класс ОУ

8класс ОУ

9класс ОУ

Методические рекомендации по использованию ППК

Раздел 1.

Заполняется при введении в ОУ психолого-педагогической карты со слов родителей  и школьника.

Раздел 2.

Заполняет педагог, руководствуясь медицинской картой (зрение, слух, осанка, наличие хронических заболеваний, группа здоровья). Информация о количестве пропущенных дней по болезни берется из классного журнала. Сведения о физической подготовленность заполняются по информации преподавателя физвоспитания и на основе наблюдений педагога.

Раздел 3.

Заполняет логопед или учитель. При наличии у ребенка сложного речевого дефекта логопед проводит полную дифференциальную диагностику или учитель рекомендует родителям получить консультацию у специалистов в логопункте по месту жительства.

Раздел 4.

Заполняет классный руководитель (воспитатель в ДОУ) по результатам психологического обследования и наблюдения за ребенком (подростком). Психолог использует соответствующие методики, учитывается возраст обследуемого.

Раздел 5.

При заполнении граф воспитатель детского сада или классный руководитель школы опирается на результаты наблюдения, выводы психолога, дефектолога и педагогов, работающих с ребенком (подростком).

Раздел 6.

Заполняется классными руководителями в конце учебного года.

Раздел 7.

Заполняется с учетом возрастных особенностей ребенка, на основании анализа анкет, наблюдений, методик и социологических исследований. Желательна совместная работа педагога с психологом, социологом, родителями.

Раздел 8.

Заполняется педагогом ДОУ, классным руководителем или учителем-предметником. В листок вносятся личные достижения, значимые для ребенка (призовые места в спортивных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах; участии в трудовых делах и т.д.).

Раздел 9.

Заполняется специалистами (логопедами, психологом, дефектологом, преподавателем ЛФК). Вносятся рекомендации, данные ребенку, которые необходимо учитывать родителям и педагогам.

Источник