Пастухова и о создание единого пространства развития ребенка

Лофинг Оксана Витальевна
Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в воспитании дошкольников

В нашем детском саду был проведен опрос родителей в форме анкеты по вопросу «Сколько времени родители уделяют своим детям в плане игр и занятий, в плане воспитания«

Результаты:

больше часа — 70%,

от 30 мин до 1 часа — 13 %,

от 15 мин до 30 мин — 12%,

от 5 мин до 15 мин — 5%.

В опросе участвовали мамы и папы.

Вывод: дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что родители являются главными социальными заказчиками для детского сада, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Уровень саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института не всегда позволяет на практике реализовать воспитательный потенциал по отношению к своим детям. От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит результативность процесса воспитания каждого ребенка, в конечном счете, от этого зависит будущее всего нашего общества. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого мы решили найти такие пути взаимодействия, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье!

Главная задача по работе с семьёй — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

Я — воспитатель старшей группы. И стараюсь активно вовлекать родителей в воспитательный процесс в нашей группе и детском саду в целом.

На ряду с традиционными формами общения с родителями, мы ежедневно применяем информационную форму общения WhatsApp. Практика показывает, что при виртуальном общении многие родители более открыты для общения, нежели при непосредственном контакте с воспитателем.

Также привлекаем родителей к совместной деятельности при реализации различных проектов. Хочу отметить, что, когда мы только начали внедрять работу с детьми по различным проектам, многие родители равнодушно ко всему этому процессу относились и не принимали практически никакого участия в жизни нашей группы. Но со временем родители поменяли свое отношение и стали активно включаться в образовательный процесс и оказывают огромную помощь в обогащении предметно-развивающей среды в группе.

Благодаря совместным усилиям родителей и воспитателей в нашей группе был создан мини-музей «Истории Томска».

В этом учебном году мы продолжаем и расширяем границы сотрудничества с родителями. В рамках программы нашего ДОУ организован «Родительский клуб». Родительский клуб является дополнительным компонентом образовательной деятельности, воспитательного процесса, где родители и воспитатели детского сада могут получать знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

С этого года мы внедряем новую форму общения родителей, детей и воспитателей. Это совместные выходы, в выходные дни, в музеи нашего города. Необходимость такой работы возникла после того, как выяснилось, что очень многие родители хотят, чтобы их дети знали, любили и ценили свою малую Родину.

Первый совместный поход родителей, детей и воспитателей — экскурсия в «музей истории Томска». С сотрудниками музея заранее был продуман маршрут и время пребывания детей в стенах музея. Родителям предварительно была дана информация в какой день, в какое время и в какое место все должны были прийти. Был составлен предварительный список желающих принять участие в экскурсии. На первую экскурсию пришли 24 человека из группы (списочный 26). Это очень радует меня как воспитателя.

После посещения музея родители не пошли сразу по домам, они продолжили гулять по территории музея на открытом воздухе. Дети играли, гуляли, а родители общались между собой и с нами (воспитателями, это также является большим плюсом для объединения и нахождения контактов между детьми-родителями-воспитателями.

Я хочу отметить, что входе сотрудничества с родителями активность их выросла, а также выросло желание участвовать в педагогическом процессе, появилась заинтересованность, инициативность, ответственность.

Свое выступление хочу закончить словами В. А.Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

Источник

«Мы -вместе»

(создание единого пространства «детский сад — семья»)

Карпичкова Л.Г. старший воспитатель ГБДОУ детский сад «133» компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

В настоящее время актуальной проблемой является установление контактов педагогов дошкольной организации с родителями, повышение педагогической культуры родителей, сообщение им специальных знаний, формирование педагогических умений, навыков, рефлексивное отношение к себе как к педагогам. Как показывает практика, родители нередко допускают ошибки и испытывают трудности в воспитании детей. Объективно нуждаясь в помощи специалиста, они, однако, не всегда осознают эту потребность. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, взрослым необходимо выработать единую воспитательную стратегию, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ясно осознавать, что надлежит сделать для его гармоничного развития, его полноценной социализации, а также успешного перехода к новой ступени — обучению в школе. В этом профессиональную помощь могут оказать специалисты-учителя – дефектологи, педагоги дошкольных организаций, ведь их задача — помочь родителям в воспитании и развитии детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Для многих из них общение с родителями сводится к жалобам на то, как сложно ребенку дается та или иная деятельность. А родители просто не знают, что может делать и должен уметь ребенок в свой определенный возрастной период. Такая позиция вызывает непонимание между родителями и педагогами. Под сомнение ставится возможность дальнейшего сотрудничества с воспитателем, его компетентность. Чтобы наладить эмоциональный контакт с родителями, педагогу необходимы такие качества, как доброжелательность, приветливость, открытость; чтобы установить информационный контакт — готовность принимать от родителей сведения о ребенке и делиться собственными наблюдениями за его поступками, состоянием.

 Исходя из вышесказанного нами был разработан и предложен проект «Мы — вместе» (сроком на 1 год). Налаживание взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ должно строиться на следующих принципах:

1. Преемственность согласованных действий. Как говорил В.А. Сухомлинский, «…как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Семья и детский сад — это единое пространство, которое требует согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон.

2. Гуманный подход. Наиболее существенным принципом взаимоотношений ДОУ и семьи является гуманность, толерантность, т. е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение друг к другу всех участников диалога.

 3. Открытость. Социальные изменения в обществе требуют от воспитателя открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если будут установлены доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

4. Индивидуальный подход. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: культуры и традиций семьи, ее социального положения, состояния здоровья ее членов, ее состава, жилищных условий, уровня образования, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочтений в области досуга и многого другого.

 5. Эффективность. Реалии современности требуют изменить привычную систему взаимодействия с родителями. Эффективные формы диалога подразумевают умение выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, найти приемлемый путь решения. Проблему может заявить любой, кто входит в педагогическое пространство (родители, воспитатели, специалисты, помощники воспитателя, воспитатели, психолог и другие). Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. Делая выбор, необходимо учитывать и субъективные факторы.        

6. Обратная связь. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Родители желают знать, учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы. Педагогов, в свою очередь, интересуют предложения от родителей, их реакция на инициативы ДОУ.

Итак, цель данной работы — создание единого пространства «детский сад — семья». Оно немыслимо без: развития коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями и воспитания у детей любви и уважения к жизненному опыту родителей; осознания родителями само ценности периода дошкольного детства, поддержания у них интереса к работе детского сада.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

● Совершенствовать формирование педагогического коллектива ДОУ через создание и поддержание благоприятного эмоционального психологического климата, условий взаимопомощи при общении с детьми и их родителями.

● Формировать у детей понятие «семья». Воспитывать у них навыки позитивного общения с членами семьи, уважение к их жизненному опыту.

● Использовать самые разные формы диалога, обогащать воспитательные умения родителей, укреплять их веру в собственные силы.

● Использовать в работе новые методы и приемы, направленные на повышение авторитета семьи.

 Создание единого пространства «детский сад — семья» начинается с педагогического коллектива. Диагностическое тестирование педагогов помогает определить, каков их творческий потенциал, насколько готовы они к конструктивному общению с родителями. В ходе консультаций педагогам предлагаются практические рекомендации по проведению встреч с родителями, излагаются специальные приемы работы с родителями — «молчунами» и «говорунами», приемы, помогающие развить у родителей рефлексию своего воспитательного опыта. К участию в педсоветах, которые регулярно проводятся в нашем ДОУ, широко привлекаются и родители. В рамках педсовета проводится «устный журнал», когда педагоги и родители задают друг другу вопросы. На общих родительских встречах мы предлагаем участникам обсудить, например, такие темы: «Что могут ваши дети? Знаете ли вы своего ребенка?». Большой популярностью пользуется тематический тренинг для родителей детей раннего возраста «Просто каприз, или?». Его цель — повысить родительскую компетентность в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка раннего возраста, привить родителям способность взглянуть на мир глазами детей, обучить навыкам рефлексии собственной воспитательной позиции в ситуациях затруднительного общения с ребенком. В нашем ДОУ регулярно проводится анкетирование родителей. Мы предлагаем им заполнить анкеты, например, по таким темам: «Что такое наказание?», «Хорошо у нас в саду?». Какой воспитательной стратегии придерживаются мужчины, — этому был посвящен отдельный опрос среди отцов наших воспитанников.

Как определить эффективность работы с семьей? Этот вопрос всегда волнует руководство ДОУ и педагогов. Косвенным признаком того, что выбраны правильные методы работы, является частота посещаемости родителями мероприятий ДОУ, их активность в совместных проектах.

Работа с детьми:

 В ходе специально организованной образовательной деятельности дети закрепляют новые знания о семье, профессиях и увлечениях родителей. В беседах с детьми об их семье педагоги активно используют семейные альбомы. Дети с удовольствием составляют собственное генеалогическое древо, создают герб своей семьи, с энтузиазмом рассказывают о своих домочадцах. Результаты реализации групповых проектов «Моя семья», «Встреча с интересным человеком» способствует более активному участию родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада. Родители ощущают все большую потребность повысить свою педагогическую компетентность, пересматривают приемы и методы домашнего воспитания.

Доверительная форма общения с педагогом, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет педагогом родительских пожеланий способствуют формированию адекватной родительской позиции. У педагогов развивается способность безоценочно, с позиции партнера, воспринимать родителей воспитанников. В ходе реализации проекта педагог приобретают коммуникативный опыт, умение составлять программу деятельности с родителями, моделировать ход и характер предстоящего диалога, преодолевать психологические барьеры в общении. Эффективное взаимодействие с воспитателями и участие в жизни детского сада позволяет родителям приобрести опыт развивающего сотрудничества как со своим ребенком, так и с детским коллективом в целом.

Литература

1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ (психологическое сопровождение). — М., 2006.

2. Арнаутова Е.П. В гостях у директора. — М., 2004.

 3. Горшенина В.В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. — Волгоград, 2006.

4. Глебова С.В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. — Воронеж, 2005.

5. Доронова Т.Н. Вместе с семьей. — М., 2006.

 6. Евдокимова Е. С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А., Детский сад и семья (методика работы с родителями). — М., 2008.

7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями ДОУ (методический аспект). — М., 2005.

8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. — М., 2006.

9. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб., 2003.

10. Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. — Ярославль , 2014.

11. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка (взаимодействие ДОУ и семьи). — М., 2007.

Источник

Ирина Власова
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад — семья»

«Создание единого образовательного пространства

развития ребенка «Детский сад — семья».

Актуальность и новизна:

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В образовательной среде детского сада должны быть созданы условия для участия родителей в образовательной деятельности.

В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг, которую все партнеры должны изучать и развивать.

Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения.

Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса.

Государство начинается с семьи. Значит, в центре сферы образования должны стать ответ на вопрос «Кто я такой?» и тема «Моя семья». И главными они должны быть на только для детей, а для всех членов семьи, чтобы в первую очередь родители понимали, для чего привели в этот мир ребенка, почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит. Станет ли малыш в будущем хозяином своей судьбы, своей мечты, своей семьи.

Из всех видов взаимодействия детского сада и семьи на наш взгляд, сегодня наиболее актуально социально-педагогическое партнерство, предполагающее равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени отвечают за качество результатов.

Цель:

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «детский сад- семья».

Достижение цели решается через:

1. установление партнерских отношений с семьями воспитанников, включение всх субъектов образовательного процесса, в том числе родителей дошкольников, в режим непрерывного саморазвития, в результате которого они становятся активными участниками преобразования окружающего макросоциума;

2. опыт продуктивной деятельности и конструктивного взаимодействия с различными государственными субъектами по вопросам образования дошкольников, в том числе создание социально значимого продукта, — яркого события в жизни воспитанника и его окружения;

3. создание предметно-развивающей среды для развития личности ребенка.

Образовательный процесс в нашем учреждении открытый, в нем всячески поощряется участие членов семей воспитанников. Социально-педагогическое партнерство благоприятно влияет на образовательный процесс детского сада.

В нашем детском саду сложилась своя система взаимодействия с родителями воспитанников.В соответствии с результатами изучения родительского контингента работа проводится по следующим направлениям:

анализ уровня психолого-педагогической культуры родителей (анкетирование, метод социометрии, наблюдения и анализ взаимодействия ребенка с родителями).

популяризация современных психолого-педагогических идей, предоставление родителям необходимой теоретической и практической информации (дни открытых дверей, родительские собрания (групповые, общие, конференция в конце учебного года,различные формы наглядной информации в уголке для родителей: буклеты, рекомендации, консультации, почтовый ящик для вопросов, «повторите с ребенком», «приготовьте ребенку», «изготовьте с ребенком» и т. п.) Для малышей, не посещающих дошкольные учреждения, организована группа кратковременного пребывания детей 2-3 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по два часа весь учебный год.С детьми и родителями работают узкие специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед.

использование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников –семейные встречи: мастер-классы по изготовлению продукта художественно-эстетической деятельности, игры-тренинги «Когда ты был маленьким», создание совместных проектов «Космос», «Бытовая техника», «Повар», «Продавец», «Домашние животные», «Компьютер», «Как построить дом» и другие, праздники «Русская песня –русская душа», «День семьи», «Олимпиада», «Защитники Отечества», «День здоровья», «Дегустация блюд».

донесение до родителей интересной и полезной информации, связанной с жизнедеятельностью детей в детском саду: советы специалистов, музыкально-поэтический уголок; уголок «Неболейка», выставка «Сделай вместе с детьми», фотовыставка «Мир вокруг меня», Радуга успехов, «Сегодня мы занимались…», «Искренне благодарим», «В кругу семьи», Уголок творчества детей, «Живем-поживаем».

индивидуальная направленность в работе с родителями (дифференцированный учет воспитательных воздействий в условиях семьи, включение родителей в педагогический процесс с учетом их индивидуальных интересов и способностей);

привлечение родителей к руководству детским садом через участие в работе Конференции, родительского комитета, Совета педагогов.

С каждым годом родители активнее включаются в образовательный процесс. Родители участвуют в обновлении предметно-развивающей среды группы: в 1 младшей группе изготовили маркер игрового пространства – машину, в подготовительной — маркер «Корабль», «Дом», «Заборчики» для обыгрывания сюжетно-ролевой игры. Вместе с педагогами участвуют в приобретении дидактических игр, игрушек, инвентаря. Родители средней группы разрисовали стену веранды.Систематически родители участвуют в подготовке детей к праздникам: шьют костюмы, изготавливают атрибуты, оформляют групповое помещение, участвуют в утренниках и развлечениях.Силами и средствами родителей были отремонтированы: групповое и спальное помещение средней группы «Рыбки», прихожие во 2 младшей группе «Пчелки», в средней группе «Белочки», в подготовительной группе «Медвежата». Родители старшей логопедической группы «Муравьишки» подарили компьютер, принтер для педагогов группы. В зимние время родители участвуют в создании горки для катания, ледяных построек для развития основных движений. В логопедических группах родители охотно выполняют поручения воспитателей и учителя-логопеда по коррекции речи дошкольника.

Анализируя результаты работы за последних три года мы отметили положительную динамику в развитии социально-педагогических отношений. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только вместе они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир

Источник