Пашкевич т д социально эмоциональное развитие ребенка

Подробное описание
Введение
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта.
Педагог, взявшийся за реализацию этого направления в воспитании дошкольников, должен в полной мере осознавать, что он будет выступать для них не только как Учитель, но и как Человек (то есть носитель определенных нравственных ценностей). Невозможно развивать у детей уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Без собственной убежденности в том, что каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на свое мнение, свои желания, нельзя научить детей быть доброжелательными и терпимыми друг к другу. Взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно, начиная уже с того момента, как ребенок переступает порог детского сада. Воспитатель в группе – самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми достоинствами: умом, красотой, добротой. Это не удивительно, поскольку вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого.
Поэтому предлагаемая система занятий продолжается и в совместной и самостоятельной деятельности (прогулках, играх, режимных моментах, праздниках и т. д.).
Отличительной особенностью такой деятельности является то, что в ней акцентируются не столько диагностика и выявление уровня социально-эмоционального развития детей, сколько разрабатывается содержание социально-эмоционального развития дошкольников, разрешение социальных проблемных ситуаций, усвоение способов жить среди людей.
Она ориентирует педагогов на переосмысление позиции по отношению к ребенку и на необходимость выстраивания целостного воспитательно-образовательного процесса на основе партнерства и сотрудничества.
Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограниченны, но они совершенствуются и развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях – как в случае успеха, так и неудачи. Иными словами, в любой ситуации взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Важно научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства и переживания), а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает их пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Социальные навыки проявляются в развитии умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагоги обучают детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения; помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.
Содержание работы с детьми распределяется по возрастам (3–4; 4–5; 5–6; 6–7 лет). Для каждого возраста определены задачи работы на год, а также предлагаются примерные темы для обсуждения по месяцам. Для реализации эффективной совместной деятельности представлены методические приемы, которые помогут педагогам спланировать занятия (игровую, предметно-практическую, музыкальную и др. деятельность), а также создать условия для возникновения самостоятельной деятельности. В течение месяца предусматривается проведение обязательного развивающего занятия. Такое занятие рекомендуется рассматривать как диагностико-развивающее, а не как заключительно-обобщающее.
Наблюдение педагогов за детьми, их особенностями, взаимодействием в группе в повседневной жизни, а также анализ деятельности детей в процессе специально организованного занятия поможет спланировать коррекционную работу с отдельными детьми, имеющими проблемы социально-эмоционального развития (низкую самооценку, конфликтность, агрессивность, чувство страха и т. д.).
Пособие представляет опыт совместной работы педагогов ДОУ № 100, 186, 199 г. Барнаула, ДОУ № 30 пос. Сибирского, ДОУ «Рябинка» г. Белокурихи. Особенно ценен вклад дошкольного учреждения № 170 Барнаульской междугородной телефонной станции ОАО «Алтайтелеком» (заведующая В. В. Петрусевич).
Содержание
Введение 3
Р. Б. Стеркина, Е. Г. Юдина. Психолого-педагогические проблемы развития социальной компетентности детей дошкольного возраста 6
Т. Д. Пашкевич. Совместная деятельность педагогов и детей (развивающие занятия) 17
Вторая младшая группа (3–4 года) 17
Тема: «Кто я такой?» 17
Тема: «Я и моя семья» 19
Тема: «Кто и что тебе нравится» 21
Тема: «Страшно… Не будем бояться» 23
Тема: «Грустный. Веселый» 26
Тема: «Дружба» 28
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» 31
Тема: «Ссора» 33
Тема: «Должны быть люди разными, во всем своеобразными» 36
Средняя группа (4–5 лет) 39
Тема: «Кто я такой» 39
Тема: «Я и моя семья» 45
Тема: «Что тебе нравится» 48
Тема: «Страшно» 50
Тема: «Грустно» 53
Тема: «Дружба» 56
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» 60
Тема: «Ссора» 62
Тема: «Измени себя» 64
Старшая группа (5–6 лет) 66
Тема: «Кто я такой?» 67
Тема: «Я и моя семья» 70
Тема: «Что я люблю и умею» 72
Тема: «Страшно» 75
Тема: «Мир чувств и эмоций» 77
Тема: «Дружба» 79
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» 84
Тема «Спор, ссора» 87
Тема: «Измени себя» 89
Подготовительная группа (6–7 лет) 91
Тема: «Кто я такой» 92
Тема: «Я и моя семья» 95
Тема: «Что я люблю и могу делать» 97
Тема: «Страшно» 98
Тема: «Мир чувств и эмоций» 100
Тема: «Дружба» 103
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» 108
Тема: «Ссора» 113
Тема: «Когда я стану большим» 115
Литература 117
Источник
Автор: Пашкевич Т. Д., кандидат педагогических наук
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Способствовать успешной социализации детей и взрослых, основываясь на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
1. Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях
2. Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям
3. Формирование здорового, адекватного поведения в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире
4. Развитие способности действовать свободно, раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Установления партнерских отношений с детьми:
представление об образе ребенка как о саморазвивающейся личности;
осознание процесса воспитания детей как создание условий для развития способностей ребенка;
использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребенок с его интересами, потребностями, особенностями.
Интеграции, предполагающей взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями дошкольного образования (речевое, познавательное, художественное и др.).
Использования различных способов реализации содержания: запланированных, косвенных, ситуативных.
Организации воспитательно-образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния развития ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка).
Организации деятельности на рефлексивной основе (анализ возникающих проблемных ситуаций, их поиск в собственных действиях и поведении).
Осознание того, что эффективное, полноценное развитие личности ребенка-дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности — игровой, в которой наиболее полно реализуются детские потребности в познании, общении, движении.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Ее содержание направленно на реализацию трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, эмоции, желания» и «Социальные навыки».
Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того, чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему еще пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в различных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Второй раздел программы «Чувства, эмоции, желания» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог способствует постепенному, осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически-ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это — формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагоги помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.
Однако, при реализации программы не рекомендуется делать акцент на какой либо раздел, а целесообразнее планировать и организовывать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы задачи этих разделов интегрировались, осознанно способствуя целостному восприятию детей себя, своих особенностей, чувств, способов социального поведения.
Содержание работы с детьми распределяется по возрастам (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). Для каждого возраста определены задачи работы на год, а также предлагаются примерные темы для обсуждения по месяцам. Для реализации этих тем представлены методические приемы, которые помогут педагогам спланировать занятийную, совместную (игровую, предметно-практическую, музыкальную и др.) деятельность, а также создать условия для возникновения самостоятельной деятельности. В течении месяца предусматривается проведение обязательного развивающего занятия. Данное занятие рекомендуется рассматривать, скорее всего, как диагностически-развивающее, а не заключительно-обобщающее.
Наблюдение педагогов за детьми, их особенностями, взаимодействием в группе, в повседневной жизни, а также анализ деятельности детей в процессе специально-организованных занятий поможет корректировать воспитательно-образовательный процесс и по необходимости, планировать коррекционную работу с отдельными детьми по различным проблемам социально-эмоционального развития (например: низкая самооценка, конфликтность, агрессивность, чувство страха и др.).
Программа «Детство»
Авторский коллектив: преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена
(В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.)
«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).
Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, — через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).
Данная система развития строится на основе практических видов деятельности, доступных ребенку. В результате совершения их дети познают свойства и отношения объектов, чисел, величины и их характерные особенности, многообразие геометрических форм.
В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.
В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).
Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:
«Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);
«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);
«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);
«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни)
Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.
Девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Источник
Т. В. Полуянова
Социально-эмоциональное развитие ребенка средствами музыки (из опыта работы)
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста, она является одним из самых ярких, сильных средств в воспитании ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном возрасте. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности. В последнее время проблемы эмоционального развития ребенка через социум все чаще привлекает внимания педагогов и психологов. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоции без специальной подготовки, так как произвольное управление своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Сама по себе эмоциональная сфера не развивается, её необходимо развивать. В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического, родительского общения и эмоционального самочувствия ребенка. Общаясь в социуме, дети особенно подвержены эмоциональным срывам. Социально – эмоциональное воспитание средствами музыки – это целенаправленное, систематическое воздействие на личность, на способность воспринимать и эмоционально положительно откликаться на прекрасное.[2,с.11] Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья- первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми.[1,с.8]
Формирование заинтересованности и повышения компетентности родителей в вопросах социально-эмоциональной адаптации средствами музыки строится на основе принципов взаимодействия и сотрудничества. Необходимое условие — это согласованность детей, родителей, педагога и музыкального руководителя, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. [3,с.28]
Формы работы с детьми и родителями по музыкальному воспитанию:
- Знакомство с музыкальным педагогом ДОУ
- Организация условий жизни детей в детском саду на музыкальных
занятиях - Знакомство с образовательной программой по музыкальному
воспитанию - С особенностями адаптационного периода.
Однако, в нашем МДОУ № 19 «Ласточка» города Новоалтайска на ряду с традиционными используются и нетрадиционные формы работы с семьей: «Музыкальная гостиная», семейный клуб «Калейдоскоп».
Достижение данной цели возможно в результате реализации таких задач как:
- создание необходимых условий для музыкального творчества детей;
- способствование развития у родителей и детей познавательно- активной позиции, творческого отношения к музыке, самостоятельности и инициативности;
- реализация многопозиционного содержательного общения
(« взрослый — дети», «дети- дети», « дети- взрослые»), как основного условия актуализации зоны ближайшего развития;
Работа с родителями продолжается в течении длительного периода. Для этого используются разнообразные методы:
- выступления на родительских собраниях, концерты, викторины, консультации;
- распространения папок-передвижек, консультаций, буклетов.
Таким образом, единство и взаимосвязь методов, средств и форм организации работы с родителями и детьми по социально-эмоциональному развитию по социально-эмоциональному развитию средствами музыки позволяет ускорить процесс музыкального развития детей дошкольного возраста.
Библиографический список
- Барнз Д. Г. Социальная работа с семьями. / Барнз Д. Г./- М., 1993
- Пашкевич Т. Д Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста (опыт, проблемы, перспективы развития) / Под ред. Т. Д Пашкевич/.- Барнаул, 2006
- Кошелева А. Д Эмоциональное развитие дошкольника/ под ред. А. Д Кошелева./ – М: Просвещение, 2001
Источник