Параметры нормального психофизического развития ребенка
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
Тема: «Психофизическое развитие ребенка»
Подготовила: врач-интерн
Бутенко О.В.
2002 г.
Ростов – на – Дону
ПАРАМЕТРЫ НОРМАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Двигательные навыки
О.Н.Козак: Сам не может изменить положение своего тела. Не может удерживать голову в
вертикальном положении. Лежа на животе, голову не поднимает.
П.Лич: Как ни положи голого младенца, он свернется клубком, причем тело в пространстве займет положение в зависимости от того, как лежит голова. Движения будут очень ограниченными, пока он не наберет немного веса и пока не научится несколько управлять шейной мускулатурой. Может немного приподнимать голову и чуть-чуть поворачивать ее.
З.Матейчек: В течение первого месяца большинство детей лежат в особой позе на боку, с сильно напряженной одной рукой и сжатой другой – «тонический шейный рефлекс» — похож на основную стойку при фехтовании. Если мы головку ребенка повернем на другую сторону, прежде напряженная рука сожмется, а сжатая станет напряженной. Свободные движения почти всегда отрывисты и конвульсивны. Возьмем ребенка под мышки и слегка приподнимем над простынкой, потом постепенно опустим. Мы увидим, как только он коснулся простынки, сразу же уперся в ее ножками, и в таком положении, как правило, он удерживает весь свой вес. И что еще интереснее – начинает «ходить» – рефлекс хождения.
Движения рук и помощь самому себе
Л.С.Выготский: Если вложить в руки новорожденного палец или другой продолговатый предмет, новорожденный так цепко обхватывает его, что ребенка можно поднять на воздух и подержать в висячем положении около минуты.
П.Лич: Если вложить в руку ребенку свой палец или погремушку, он будет держать достаточно крепко. Если вы попытаетесь убрать палец или отнять погремушку, кулачок сожмется еще сильнее. Уровень врожденных рефлексов.
З.Матейчек: Ручки сжаты в кулачки.
Зрительное восприятие
О.Н.Козак: Если с ним заниматься, то уже на десятый день жизни может следить взглядом за передвигающимся предметом.
П.Лич: Есть свет и есть тьма, предметы, которые можно видеть, которые оказываются в фокусе его зрения и тут же расплываются. Существует врожденный механизм, заставляющий их разглядывать лица, а также предметы сложной формы или со сложным узором. Ребенок будет внимательно изучать любое лицо, любой предмет или даже рисунок, на котором изображено лицо.
Он не различает предметы вдали и мало что видит, если только не взять его на руги и не оказать ему что-либо специально, поднося предметы к его лицу на расстояние примерно 20 см. Если его взгляд сфокусируется на предмете, ребенок может выразить интерес к нему каким-либо движением.
З.Матейчек: Собственная рука в данный период бывает одним из главных предметов, на который направлено его зрительное внимание. Справочник педиатра: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).
Т.И.Серганова: Зрительное сосредоточение 2-5 сек. – с 1,5-2 недель.
М.Я.Студеникин: Реагирует на яркий свет.
Слуховое восприятие
О.Н.Козак: Плачем реагирует на шум и сильные звуки.
З.Матейчек: Способен отличать человеческий голос от любых других звуков.
Т.И.Серганова: Кохлеопальпебральный рефлекс с первых дней жизни. Слуховое сосредоточение – со 2 недели.
М.Я.Студеникин: Слух понижен, однако на сильный звук реагирует.
Навыки общения и развитие речи
О.Н.Козак: Появляется реакция на внешние воздействия (в ответ на похлопывание, поглаживание, ласковый голос и взгляд начинает улыбаться).
Е.Ю.Протасова: Ребенок кричит, реагирует на шумы. Новорожденный отличает голос своей матери от других голосов. На шестой день повторяет выражение лица матери.
Особенности психики и игровой деятельности
О.Н.Козак: Много спит независимо от времени суток. Проявляются врожденные умения: сосание, глотание, моргание и т.д. С первого дня чувствителен к теплу, холоду и боли (чувствует, как к нему прикасаются – заботливо, ласково, грубо, уверенно, неуверенно). Хорошо различает вкус пищи (уже в недельном возрасте выплюнет еду, если она окажется горькой или соленой).
П.Лич: Период новорожденности – лишь цепь реакций на то, что для него является случайными раздражителями. У него имеются инстинкты, рефлексы, органы чувств, но он не располагает ни знаниями, ни опытом. Его поведение случайно и непредсказуемо.
Справочник педиатра: Ночной перерыв 6 ч., бодрствование 10-15 минут после кормления.
М.Я.Студеникин: Ребенок появляется на свет только с безусловными врожденными рефлексами. Глотательный, сосательный, мигательный, защитный (реакция на боль, горячее, холодное), хватательный, опоры, шаговой, ползание и др. рефлексы выражены у здорового новорожденного хорошо. Вкусовые, обонятельные, осязательные рецепторы действуют хорошо.
Четыре месяца
Прибавка в весе
Когда вашему ребенку исполнилось 4 месяца, вес его должен быть около 6 кг. Но если вес ребенка и меньше, это еще не причина, чтобы огорчаться. Физическое развитие зависит от многих условий — также и от исходных, например, от веса и длины тела при рождении ребенка; играет большую роль наследственность (имеется в виду конституция). Унаследованные физические особенности остаются на всю жизнь.
В этом возрасте прибавка в весе за неделю не всегда одинакова. В какую-то неделю прибавка может составлять 190 г, а в следующую — 230 г. Не беспокойтесь по этому поводу, это нормально.
Двигательная активность ребенка
В возрасте 4 месяцев в норме ребенок может делать следующее:
— лежа на животе, поворачивается на бок;
— когда вы берете его на руки, хорошо держит головку;
— когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть;
— во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы;
— лежа на животе, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище;
— очень интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку;
— определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему;
— пробует голос, лепечет, смеется;
— очень интересуется игрушками, выражает радость при появлении новой игрушки;
— если в соседней комнате начинает играть музыка, ребенок замирает и с любопытством вслушивается.
Первый лепет
Вы уже не раз замечали, что ребенок лепечет. Те звуки, что он произносит, пока не несут никакой смысловой нагрузки. Это только проба голоса, проба речевого аппарата. Учиться говорить, запоминать ваши слова он будет долго. Сложить определенным образом губы, прижать к десне язык и произнести некий звук — это так любопытно, это для ребенка занимательная игра.
Поучаствуйте в этой игре, задайте тон — произносите разные звуки, но чтобы ребенок видел ваши губы.
Пять месяцев
Как приучить ребенка к чашке
Некоторые мамы поступают разумно, начиная с пятого месяца приучать ребенка к чашке. Один-два глоточка сока или кипяченой воды из чашки — вот все, что для начала требуется. Но это значительно расширит кругозор ребенка. Малыш уже будет знать, что пищу можно принимать не только из груди или бутылочки. Со временем вам легче будет отнять у ребенка грудь.
Сначала вы держите чашку сами и прижимаете ее край к губам ребенка. Потом вы даете чашку в руки ребенку — например, чашку пластмассовую (если ребенок и выпустит ее, то не разобьет). Так постепенно малыш научится обращаться с чашкой самостоятельно.
Продемонстрируйте малышу, как пьете из чашки сами. Наглядный урок очень много значит для него.
Шесть месяцев
Период подражания
С шестимесячного возраста наступает новый этап в развитии ребенка. С этого времени начинается так называемый период подражания.Конечно, ребенок еще слишком мал, чтобы вести себя так, как ведет взрослый. Внешне ребенок может даже никоим образом не реагировать (в смысле подражания) на то наше поведение, что он наблюдает. Но в сознании его, в памяти, будто на матрице, запечатлеваются слова и целые выражения, сказанные нами, стиль нашего поведения, проявления чувств.
Первые зубы
В возрасте шести месяцев у некоторых детей уже могут прорезаться первые зубы — 2 резца на нижней челюсти. Постоянные зубы начинают «пробиваться» примерно с 6 лет.
В питании ребенка, независимо оттого, кормят его материнским молоком или коровьим или молочными смесями, должно содержаться достаточно таких элементов, как кальций и фосфор. Именно при их участии полноценно растет костная ткань. Также необходимо достаточное присутствие витаминов А, С, D. Замечено, что регулярные солнечные ванны благотворно действуют на образование костной ткани, в частности и зубов.
Сон ребенка в шесть месяцев
В возрасте 6 месяцев ребенок уже не должен просыпаться ночью. Начав активно двигаться, он утомляется к вечеру; кроме того, он уже больше, чем прежде, съедает за вечернее кормление и успевает проголодаться только к утру. Если же ваш ребенок просыпается ночью, следует поискать причину — почему он беспокоится. Вполне уместно будет проконсультироваться по этому вопросу у педиатра.
Семь месяцев
Физическое и психическое развитие семимесячного ребенка
Он уже должен уметь следующее:
— самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут;
— свободно поворачиваться со спины на бок и обратно;
— крепко хватать рукой интересующие его предметы;
— уверенно и с интересом произносить разные звуки;
Источник
ÐÅÔÅÐÀÒ
Òåìà: «Ïñèõîôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà»
Ïîäãîòîâèëà: âðà÷-èíòåðí
Áóòåíêî Î.Â.
2002 ã.
Ðîñòîâ íà Äîíó
ÏÀÐÀÌÅÒÐÛ ÍÎÐÌÀËÜÍÎÃÎ ÏÑÈÕÎÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÐÀÇÂÈÒÈß
Äâèãàòåëüíûå íàâûêè
Î.Í.Êîçàê: Ñàì íå ìîæåò èçìåíèòü ïîëîæåíèå ñâîåãî òåëà. Íå ìîæåò óäåðæèâàòü ãîëîâó â
âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè. Ëåæà íà æèâîòå, ãîëîâó íå ïîäíèìàåò.
Ï.Ëè÷: Êàê íè ïîëîæè ãîëîãî ìëàäåíöà, îí ñâåðíåòñÿ êëóáêîì, ïðè÷åì òåëî â ïðîñòðàíñòâå çàéìåò ïîëîæåíèå â çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàê ëåæèò ãîëîâà. Äâèæåíèÿ áóäóò î÷åíü îãðàíè÷åííûìè, ïîêà îí íå íàáåðåò íåìíîãî âåñà è ïîêà íå íàó÷èòñÿ íåñêîëüêî óïðàâëÿòü øåéíîé ìóñêóëàòóðîé. Ìîæåò íåìíîãî ïðèïîäíèìàòü ãîëîâó è ÷óòü-÷óòü ïîâîðà÷èâàòü åå.
Ç.Ìàòåé÷åê:  òå÷åíèå ïåðâîãî ìåñÿöà áîëüøèíñòâî äåòåé ëåæàò â îñîáîé ïîçå íà áîêó, ñ ñèëüíî íàïðÿæåííîé îäíîé ðóêîé è ñæàòîé äðóãîé «òîíè÷åñêèé øåéíûé ðåôëåêñ» — ïîõîæ íà îñíîâíóþ ñòîéêó ïðè ôåõòîâàíèè. Åñëè ìû ãîëîâêó ðåáåíêà ïîâåðíåì íà äðóãóþ ñòîðîíó, ïðåæäå íàïðÿæåííàÿ ðóêà ñîæìåòñÿ, à ñæàòàÿ ñòàíåò íàïðÿæåííîé. Ñâîáîäíûå äâèæåíèÿ ïî÷òè âñåãäà îòðûâèñòû è êîíâóëüñèâíû. Âîçüìåì ðåáåíêà ïîä ìûøêè è ñëåãêà ïðèïîäíèìåì íàä ïðîñòûíêîé, ïîòîì ïîñòåïåííî îïóñòèì. Ìû óâèäèì, êàê òîëüêî îí êîñíóëñÿ ïðîñòûíêè, ñðàçó æå óïåðñÿ â åå íîæêàìè, è â òàêîì ïîëîæåíèè, êàê ïðàâèëî, îí óäåðæèâàåò âåñü ñâîé âåñ. È ÷òî åùå èíòåðåñíåå íà÷èíàåò «õîäèòü» ðåôëåêñ õîæäåíèÿ.
Äâèæåíèÿ ðóê è ïîìîùü ñàìîìó ñåáå
Ë.Ñ.Âûãîòñêèé: Åñëè âëîæèòü â ðóêè íîâîðîæäåííîãî ïàëåö èëè äðóãîé ïðîäîëãîâàòûé ïðåäìåò, íîâîðîæäåííûé òàê öåïêî îáõâàòûâàåò åãî, ÷òî ðåáåíêà ìîæíî ïîäíÿòü íà âîçäóõ è ïîäåðæàòü â âèñÿ÷åì ïîëîæåíèè îêîëî ìèíóòû.
Ï.Ëè÷: Åñëè âëîæèòü â ðóêó ðåáåíêó ñâîé ïàëåö èëè ïîãðåìóøêó, îí áóäåò äåðæàòü äîñòàòî÷íî êðåïêî. Åñëè âû ïîïûòàåòåñü óáðàòü ïàëåö èëè îòíÿòü ïîãðåìóøêó, êóëà÷îê ñîæìåòñÿ åùå ñèëüíåå. Óðîâåíü âðîæäåííûõ ðåôëåêñîâ.
Ç.Ìàòåé÷åê: Ðó÷êè ñæàòû â êóëà÷êè.
Çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå
Î.Í.Êîçàê: Åñëè ñ íèì çàíèìàòüñÿ, òî óæå íà äåñÿòûé äåíü æèçíè ìîæåò ñëåäèòü âçãëÿäîì çà ïåðåäâèãàþùèìñÿ ïðåäìåòîì.
Ï.Ëè÷: Åñòü ñâåò è åñòü òüìà, ïðåäìåòû, êîòîðûå ìîæíî âèäåòü, êîòîðûå îêàçûâàþòñÿ â ôîêóñå åãî çðåíèÿ è òóò æå ðàñïëûâàþòñÿ. Ñóùåñòâóåò âðîæäåííûé ìåõàíèçì, çàñòàâëÿþùèé èõ ðàçãëÿäûâàòü ëèöà, à òàêæå ïðåäìåòû ñëîæíîé ôîðìû èëè ñî ñëîæíûì óçîðîì. Ðåáåíîê áóäåò âíèìàòåëüíî èçó÷àòü ëþáîå ëèöî, ëþáîé ïðåäìåò èëè äàæå ðèñóíîê, íà êîòîðîì èçîáðàæåíî ëèöî.
Îí íå ðàçëè÷àåò ïðåäìåòû âäàëè è ìàëî ÷òî âèäèò, åñëè òîëüêî íå âçÿòü åãî íà ðóãè è íå îêàçàòü åìó ÷òî-ëèáî ñïåöèàëüíî, ïîäíîñÿ ïðåäìåòû ê åãî ëèöó íà ðàññòîÿíèå ïðèìåðíî 20 ñì. Åñëè åãî âçãëÿä ñôîêóñèðóåòñÿ íà ïðåäìåòå, ðåáåíîê ìîæåò âûðàçèòü èíòåðåñ ê íåìó êàêèì-ëèáî äâèæåíèåì.
Ç.Ìàòåé÷åê: Ñîáñòâåííàÿ ðóêà â äàííûé ïåðèîä áûâàåò îäíèì èç ãëàâíûõ ïðåäìåòîâ, íà êîòîðûé íàïðàâëåíî åãî çðèòåëüíîå âíèìàíèå. Ñïðàâî÷íèê ïåäèàòðà: óäåðæèâàåò â ïîëå çðåíèÿ äâèæóùèéñÿ ïðåäìåò (ñòóïåí÷àòîå ñëåæåíèå).
Ò.È.Ñåðãàíîâà: Çðèòåëüíîå ñîñðåäîòî÷åíèå 2-5 ñåê. ñ 1,5-2 íåäåëü.
Ì.ß.Ñòóäåíèêèí: Ðåàãèðóåò íà ÿðêèé ñâåò.
Ñëóõîâîå âîñïðèÿòèå
Î.Í.Êîçàê: Ïëà÷åì ðåàãèðóåò íà øóì è ñèëüíûå çâóêè.
Ç.Ìàòåé÷åê: Ñïîñîáåí îòëè÷àòü ÷åëîâå÷åñêèé ãîëîñ îò ëþáûõ äðóãèõ çâóêîâ.
Ò.È.Ñåðãàíîâà: Êîõëåîïàëüïåáðàëüíûé ðåôëåêñ ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè. Ñëóõîâîå ñîñðåäîòî÷åíèå ñî 2 íåäåëè.
Ì.ß.Ñòóäåíèêèí: Ñëóõ ïîíèæåí, îäíàêî íà ñèëüíûé çâóê ðåàãèðóåò.
Íàâûêè îáùåíèÿ è ðàçâèòèå ðå÷è
Î.Í.Êîçàê: Ïîÿâëÿåòñÿ ðåàêöèÿ íà âíåøíèå âîçäåéñòâèÿ (â îòâåò íà ïîõëîïûâàíèå, ïîãëàæèâàíèå, ëàñêîâûé ãîëîñ è âçãëÿä íà÷èíàåò óëûáàòüñÿ).
Å.Þ.Ïðîòàñîâà: Ðåáåíîê êðè÷èò, ðåàãèðóåò íà øóìû. Íîâîðîæäåííûé îòëè÷àåò ãîëîñ ñâîåé ìàòåðè îò äðóãèõ ãîëîñîâ. Íà øåñòîé äåíü ïîâòîðÿåò âûðàæåíèå ëèöà ìàòåðè.
Îñîáåííîñòè ïñèõèêè è èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè
Î.Í.Êîçàê: Ìíîãî ñïèò íåçàâèñèìî îò âðåìåíè ñóòîê. Ïðîÿâëÿþòñÿ âðîæäåííûå óìåíèÿ: ñîñàíèå, ãëîòàíèå, ìîðãàíèå è ò.ä. Ñ ïåðâîãî äíÿ ÷óâñòâèòåëåí ê òåïëó, õîëîäó è áîëè (÷óâñòâóåò, êàê ê íåìó ïðèêàñàþòñÿ çàáîòëèâî, ëàñêîâî, ãðóáî, óâåðåííî, íåóâåðåííî). Õîðîøî ðàçëè÷àåò âêóñ ïèùè (óæå â íåäåëüíîì âîçðàñòå âûïëþíåò åäó, åñëè îíà îêàæåòñÿ ãîðüêîé èëè ñîëåíîé).
Ï.Ëè÷: Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè ëèøü öåïü ðåàêöèé íà òî, ÷òî äëÿ íåãî ÿâëÿåòñÿ ñëó÷àéíûìè ðàçäðàæèòåëÿìè. Ó íåãî èìåþòñÿ èíñòèíêòû, ðåôëåêñû, îðãàíû ÷óâñòâ, íî îí íå ðàñïîëàãàåò íè çíàíèÿìè, íè îïûòîì. Åãî ïîâåäåíèå ñëó÷àéíî è íåïðåäñêàçóåìî.
Ñïðàâî÷íèê ïåäèàòðà: Íî÷íîé ïåðåðûâ 6 ÷., áîäðñòâîâàíèå 10-15 ìèíóò ïîñëå êîðìëåíèÿ.
Ì.ß.Ñòóäåíèêèí: Ðåáåíîê ïîÿâëÿåòñÿ íà ñâåò òîëüêî ñ áåçóñëîâíûìè âðîæäåííûìè ðåôëåêñàìè. Ãëîòàòåëüíûé, ñîñàòåëüíûé, ìèãàòåëüíûé, çàùèòíûé (ðåàêöèÿ íà áîëü, ãîðÿ÷åå, õîëîäíîå), õâàòàòåëüíûé, îïîðû, øàãîâîé, ïîëçàíèå è äð. ðåôëåêñû âûðàæåíû ó çäîðîâîãî íîâîðîæäåííîãî õîðîøî. Âêóñîâûå, îáîíÿòåëüíûå, îñÿçàòåëüíûå ðåöåïòîðû äåéñòâóþò õîðîøî.
×åòûðå ìåñÿöà
Ïðèáàâêà â âåñå
Êîãäà âàøåìó ðåáåíêó èñïîëíèëîñü 4 ìåñÿöà, âåñ åãî äîëæåí áûòü îêîëî 6 êã. Íî åñëè âåñ ðåáåíêà è ìåíüøå, ýòî åùå íå ïðè÷èíà, ÷òîáû îãîð÷àòüñÿ. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå çàâèñèò îò ìíîãèõ óñëîâèé — òàêæå è îò èñõîäíûõ, íàïðèìåð, îò âåñà è äëèíû òåëà ïðè ðîæäåíèè ðåáåíêà; èãðàåò áîëüøóþ ðîëü íàñëåäñòâåííîñòü (èìååòñÿ â âèäó êîíñòèòóöèÿ). Óíàñëåäîâàííûå ôèçè÷åñêèå îñîáåííîñòè îñòàþòñÿ íà âñþ æèçíü.
 ýòîì âîçðàñòå ïðèáàâêà â âåñå çà íåäåëþ íå âñåãäà îäèíàêîâà.  êàêóþ-òî íåäåëþ ïðèáàâêà ìîæåò ñîñòàâëÿòü 190 ã, à â ñëåäóþùóþ — 230 ã. Íå áåñïîêîéòåñü ïî ýòîìó ïîâîäó, ýòî íîðìàëüíî.
Äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü ðåáåíêà
 âîçðàñòå 4 ìåñÿöåâ â íîðìå ðåáåíîê ìîæåò äåëàòü ñëåäóþùåå:
— ëåæà íà æèâîòå, ïîâîðà÷èâàåòñÿ íà áîê;
— êîãäà âû áåðåòå åãî íà ðóêè, õîðîøî äåðæèò ãîëîâêó;
— êîãäà îí ëåæèò íà ñïèíå, èíîãäà ïîäíèìàåò ãîëîâó è äåëàåò ïîïûòêè ñàìîñòîÿòåëüíî ñåñòü;
— âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ àêòèâíî äâèãàåò ðó÷êàìè è íîæêàìè, õâàòàåò âñå îêàçàâøèåñÿ âáëèçè ïðåäìåòû;
— ëåæà íà æèâîòå, óïèðàåòñÿ ðóêàìè â ìàòðàñèê è ñëåãêà ïðèïîäíèìàåò òóëîâèùå;
— î÷åíü èíòåðåñóåòñÿ âñåì, ÷òî ïðîèñõîäèò âîêðóã; îñìàòðèâàåòñÿ, óçíàåò ãîëîñ, îòâå÷àåò óëûáêîé íà óëûáêó;
— îïðåäåëÿåò, ãäå íàõîäèòñÿ èñòî÷íèê çâóêà è ñòàðàåòñÿ ïîâåðíóòüñÿ ê íåìó;
— ïðîáóåò ãîëîñ, ëåïå÷åò, ñìååòñÿ;
— î÷åíü èíòåðåñóåòñÿ èãðóøêàìè, âûðàæàåò ðàäîñòü ïðè ïîÿâëåíèè íîâîé èãðóøêè;
— åñëè â ñîñåäíåé êîìíàòå íà÷èíàåò èãðàòü ìóçûêà, ðåáåíîê çàìèðàåò è ñ ëþáîïûòñòâîì âñëóøèâàåòñÿ.
Ïåðâûé ëåïåò
Âû óæå íå ðàç çàìå÷àëè, ÷òî ðåáåíîê ëåïå÷åò. Òå çâóêè, ÷òî îí ïðîèçíîñèò, ïîêà íå íåñóò íèêàêîé ñìûñëîâîé íàãðóçêè. Ýòî òîëüêî ïðîáà ãîëîñà, ïðîáà ðå÷åâîãî àïïàðàòà. Ó÷èòüñÿ ãîâîðèòü, çàïîìèíàòü âàøè ñëîâà îí áóäåò äîëãî. Ñëîæèòü îïðåäåëåííûì îáðàçîì ãóáû, ïðèæàòü ê äåñíå ÿçûê è ïðîèçíåñòè íåêèé çâóê — ýòî òàê ëþáîïûòíî, ýòî äëÿ ðåáåíêà çàíèìàòåëüíàÿ èãðà.
Ïîó÷àñòâóéòå â ýòîé èãðå, çàäàéòå òîí — ïðîèçíîñèòå ðàçíûå çâóêè, íî ÷òîáû ðåáåíîê âèäåë âàøè ãóáû.
Ïÿòü ìåñÿöåâ
Êàê ïðèó÷èòü ðåáåíêà ê ÷àøêå
Íåêîòîðûå ìàìû ïîñòóïàþò ðàçóìíî, íà÷èíàÿ ñ ïÿòîãî ìåñÿöà ïðèó÷àòü ðåáåíêà ê ÷àøêå. Îäèí-äâà ãëîòî÷êà ñîêà èëè êèïÿ÷åíîé âîäû èç ÷àøêè — âîò âñå, ÷òî äëÿ íà÷àëà òðåáóåòñÿ. Íî ýòî çíà÷èòåëüíî ðàñøèðèò êðóãîçîð ðåáåíêà. Ìàëûø óæå áóäåò çíàòü, ÷òî ïèùó ìîæíî ïðèíèìàòü íå òîëüêî èç ãðóäè èëè áóòûëî÷êè. Ñî âðåìåíåì âàì ëåã÷å áóäåò îòíÿòü ó ðåáåíêà ãðóäü.
Ñíà÷àëà âû äåðæèòå ÷àøêó ñàìè è ïðèæèìàåòå åå êðàé ê ãóáàì ðåáåíêà. Ïîòîì âû äàåòå ÷àøêó â ðóêè ðåáåíêó — íàïðèìåð, ÷àøêó ïëàñòìàññîâóþ (åñëè ðåáåíîê è âûïóñòèò åå, òî íå ðàçîáüåò). Òàê ïîñòåïåííî ìàëûø íàó÷èòñÿ îáðàùàòüñÿ ñ ÷àøêîé ñàìîñòîÿòåëüíî.
Ïðîäåìîíñòðèðóéòå ìàëûøó, êàê ïüåòå èç ÷àøêè ñàìè. Íàãëÿäíûé óðîê î÷åíü ìíîãî çíà÷èò äëÿ íåãî.
Øåñòü ìåñÿöåâ
Ïåðèîä ïîäðàæàíèÿ
Ñ øåñòèìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà íàñòóïàåò íîâûé ýòàï â ðàçâèòèè ðåáåíêà. Ñ ýòîãî âðåìåíè íà÷èíàåòñÿ òàê íàçûâàåìûé ïåðèîä ïîäðàæàíèÿ.Êîíå÷íî, ðåáåíîê åùå ñëèøêîì ìàë, ÷òîáû âåñòè ñåáÿ òàê, êàê âåäåò âçðîñëûé. Âíåøíå ðåáåíîê ìîæåò äàæå íèêîèì îáðàçîì íå ðåàãèðîâàòü (â ñìûñëå ïîäðàæàíèÿ) íà òî íàøå ïîâåäåíèå, ÷òî îí íàáëþäàåò. Íî â ñîçíàíèè åãî, â ïàìÿòè, áóäòî íà ìàòðèöå, çàïå÷àòëåâàþòñÿ ñëîâà è öåëûå âûðàæåíèÿ, ñêàçàííûå íàìè, ñòèëü íàøåãî ïîâåäåíèÿ, ïðîÿâëåíèÿ ÷óâñòâ.
Ïåðâûå çóáû
 âîçðàñòå øåñòè ìåñÿöåâ ó íåêîòîðûõ äåòåé óæå ìîãóò ïðîðåçàòüñÿ ïåðâûå çóáû — 2 ðåçöà íà íèæíåé ÷åëþñòè. Ïîñòîÿííûå çóáû íà÷èíàþò «ïðîáèâàòüñÿ» ïðèìåðíî ñ 6 ëåò.
 ïèòàíèè ðåáåíêà, íåçàâèñèìî îòòîãî, êîðìÿò åãî ìàòåðèíñêèì ìîëîêîì èëè êîðîâüèì èëè ìîëî÷íûìè ñìåñÿìè, äîëæíî ñîäåðæàòüñÿ äîñòàòî÷íî òàêèõ ýëåìåíòîâ, êàê êàëüöèé è ôîñôîð. Èìåííî ïðè èõ ó÷àñòèè ïîëíîöåííî ðàñòåò êîñòíàÿ òêàíü. Òàêæå íåîáõîäèìî äîñòàòî÷íîå ïðèñóòñòâèå âèòàìèíîâ À, Ñ, D. Çàìå÷åíî, ÷òî ðåãóëÿðíûå ñîëíå÷íûå âàííû áëàãîòâîðíî äåéñòâóþò íà îáðàçîâàíèå êîñòíîé òêàíè, â ÷àñòíîñòè è çóáîâ.
Ñîí ðåáåíêà â øåñòü ìåñÿöåâ
 âîçðàñòå 6 ìåñÿöåâ ðåáåíîê óæå íå äîëæåí ïðîñûïàòüñÿ íî÷üþ. Íà÷àâ àêòèâíî äâèãàòüñÿ, îí óòîìëÿåòñÿ ê âå÷åðó; êðîìå òîãî, îí óæå áîëüøå, ÷åì ïðåæäå, ñúåäàåò çà âå÷åðíåå êîðìëåíèå è óñïåâàåò ïðîãîëîäàòüñÿ òîëüêî ê óòðó. Åñëè æå âàø ðåáåíîê ïðîñûïàåòñÿ íî÷üþ, ñëåäóåò ïîèñêàòü ïðè÷èíó — ïî÷åìó îí áåñïîêîèòñÿ. Âïîëíå óìåñòíî áóäåò ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ïî ýòîìó âîïðîñó ó ïåäèàòðà.
Ñåìü ìåñÿöåâ
Ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ñåìèìåñÿ÷íîãî ðåáåíêà
Îí óæå äîëæåí óìåòü ñëåäóþùåå:
— ñàìîñòîÿòåëüíî ñåñòü è ñèäåòü áåç ïîñòîðîííåé ïîääåðæêè íåñêîëüêî ìèíóò;
— ñâîáîäíî ïîâîðà÷èâàòüñÿ ñî ñïèíû íà áîê è îáðàòíî;
— êðåïêî õâàòàòü ðóêîé èíòåðåñóþùèå åãî ïðåäìåòû;
— óâåðåííî è ñ èíòåðåñîì ïðîèçíîñèòü ðàçíûå çâóêè;
— ëåãêî óçíàâàòü çíàêîìûå ëèöà;
— ñ óäîâîëüñòâèåì èäòè íà êîíòàêò.
— Ó ðåáåíêà ïðåîáëàäàåò áîäðîå, âåñåëîå íàñòðîåíèå.
Âîñåìü ìåñÿöåâ
Íà âîñüìîì ìåñÿöå, êàê è ðàíüøå, ïðîäîëæàåòå âîñïèòàíèå ðåáåíêà.  ÷àñû áîäðñòâîâàíèÿ èãðàéòå ñ íèì â ñïîêîéíûå ðàçâèâàþùèå èãðû, ðàçãîâàðèâàéòå. Ïîääåðæèâàéòå óëûáêîé è äîáðûì ñëîâîì îïòèìèñòè÷åñêîå íàñòðîåíèå ìàëûøà.  êîíöå âîñüìîãî ìåñÿöà âàø ðåáåíîê äîëæåí âåñèòü îêîëî 9 êã.
Ðåáåíîê íà÷àë ïîëçàòü
Íà âîñüìîì ìåñÿöå æèçíè ìíîãèå äåòè óæå äîñòàòî÷íî àêòèâíî ïîëçàþò. Ñíà÷àëà äåòè ïîëçàþò íà æèâîòå, îòòàëêèâàÿñü íîæêàìè îò êàêîãî-íèáóäü ïðåäìåòà èëè îò ñòåíêè êðîâàòêè, ïîòîì âñòàþò íà ÷åòâåðåíüêèÍå ïîçâîëÿéòå ðåáåíêó ïîëçàòü â êðîâàòêå, â êîòîðîé îí ñïèò.  ïðîòèâíîì ñëó÷àå ó íåãî ìîãóò âîçíèêíóòü ñëîæíîñòè ñ çàñûïàíèåì. Îáùåíèå ñ âîñüìèìåñÿ÷íûì ðåáåíêîì — âñåãäà òåðïåëèâî îáúÿñíÿéòå, ÷åãî âû õîòèòå äîáèòüñÿ îò ðåáåíêà. Îí äîëæåí ñëûøàòü ðå÷ü, îí óæå î÷åíü ìíîãîå ïîíèìàåò. Ãîâîðèòå åìó, ÷òî ïðèøëî âðåìÿ ñïàòü, è óêëàäûâàéòå ñïàòü; ãîâîðèòå, ÷òî ïîðà íà ïðîãóëêó, è èäèòå ãóëÿòü. Ïîêàæèòå ãîðøîê è ñêàæèòå, ÷òî íàäî ïîñòàðàòüñÿ ñõîäèòü íà ãîðøîê. Ðåáåíîê äîëæåí çíàòü, ÷åãî êîíêðåòíî îò íåãî äîáèâàþòñÿ. Ðåáåíîê íà÷àë ïðîèçíîñèòü ñëîãè.
Ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå âîñüìèìåñÿ÷íîãî ðåáåíêà
 âîñüìèìåñÿ÷íîì âîçðàñòå ðåáåíîê óæå óìååò ìíîãîå. Îí àêòèâåí, ïîñòîÿííî ïðåáûâàåò â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè, ìíîãî äâèãàåòñÿ, ïðîèçíîñèò ìíîãî çâóêîâ, â ÷èñëå êîòîðûõ îòäåëüíûå ñëîãè. Äëÿ íåãî óæå íå ïðåäñòàâëÿåò òðóäíîñòè ïåðåâåðíóòüñÿ ñî ñïèíêè íà æèâîò è îáðàòíî, îí âîâñþ ïîëçàåò. Ðåáåíîê â ýòîì âîçðàñòå äîñòàòî÷íî óìåëî ïîëüçóåòñÿ ðóêàìè è áåðåò ðàçíûå ïðåäìåòû.
Äåâÿòûé ìåñÿö
Ïðèó÷åíèå ê ãîðøêó
Äåâÿòèìåñÿ÷íûé ðåáåíîê óæå ìîæåò õîðîøî ñèäåòü — óâåðåííî è äîëãî, áåç ÷üåé-ëèáî ïîìîùè. Îí äîëæåí ïðèó÷àòüñÿ ê ãîðøêó. Íå ïîçâîëÿéòå ðåáåíêó ñèäåòü íà ãîðøêå áîëüøå 7-8 ìèíóò. Ýòî âðåäíî. Íå îòâëåêàéòå ðåáåíêà, êîãäà îí ñèäèò íà ãîðøêå. Îí äîëæåí ñîñðåäîòî÷åííî çàíèìàòüñÿ «ñâîèì äåëîì.  ïðîòèâíîì ñëó÷àå ðåáåíîê áóäåò ñèäåòü äîëãî. Íå äàâàéòå åìó èãðóøåê âî âðåìÿ ñèäåíèÿ íà ãîðøêå.
Ðåáåíîê íà÷èíàåò ñòîÿòü
Âàøåìó ðåáåíêó èñïîëíèëîñü 9 ìåñÿöåâ. Â ýòîì âîçðàñòå ðåáåíîê ñâîáîäíî, ìèíóò ïî ïÿòíàäöàòü, ñòîèò.
Äåñÿòûé ìåñÿö
Âåñ ðåáåíêà ê äåñÿòè ìåñÿöàì
Íà äåñÿòîì ìåñÿöå ìîæåòå âçâåøèâàòü ðåáåíêà íå ÷àùå, ÷åì ðàç â 2 íåäåëè Çà 2 íåäåëè ðåáåíîê íàáèðàåò â âåñå îò 140 äî 200 ã.
Êîëè÷åñòâî çóáîâ ê äåñÿòîìó ìåñÿöó
Íà äåñÿòîì ìåñÿöå ó âàøåãî ðåáåíêà ìîæåò áûòü 4, à òî è âñå 6 çóáîâ (2 ñíèçó è 2 èëè 4 ñâåðõó). Åñëè ó âàøåãî ðåáåíêà åùå íåò â ýòîì âîçðàñòå 4 çóáîâ, ïîäîæäèòå íåäåëüêó-äðóãóþ: âîçìîæíî, çà ýòî âðåìÿ íåäîñòàþùèå çóáêè ïðîðåæóòñÿ. Îäíà èç ïðè÷èí ïîçäíåãî ïðîðåçûâàíèÿ çóáîâ — çàáîëåâàíèå ïîä íàçâàíèåì ðàõèò. Âñëåäñòâèå íåäîñòàòêà âèòàìèíà D â îðãàíèçìå êàëüöèé è ôîñôîð ïëîõî îòêëàäûâàþòñÿ â êîñòÿõ; íàðóøàåòñÿ ðîñò êîñòíîé òêàíè
Ðå÷ü è äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü äåñÿòèìåñÿ÷íîãî ðåáåíêà
Âàø ðåáåíîê óæå íå òîëüêî ñàìîñòîÿòåëüíî ñèäèò, àêòèâíî ïîëçàåò è äàæå ñ ïîääåðæêîé ñòîèò, îí óæå ïðåîäîëåâàåò ïðåïÿòñòâèÿ, äåëàåò óïîðíûå ïîïûòêè âçîáðàòüñÿ íà ñêàìåå÷êó, òàáóðåòêó, ñòóë.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ äåñÿòèìåñÿ÷íûé ðåáåíîê ïðîèçíîñèò äîâîëüíî ìíîãî ðàçíûõ çâóêîâ. Âû ìîæåòå äàæå óñëûøàòü â åãî ÿçûêîâûõ óïðàæíåíèÿõ îòäåëüíûå ïðîñòûå ñëîâà, íàïðèìåð: ìà-ìà. Íî ýòîìó åùå äàëåêî äî îñìûñëåííîãî «ìàìà». Ðàçâèòèå ðå÷è òîëüêî íà÷èíàåòñÿ. Âñÿ÷åñêè ïîääåðæèâàéòå ñòðåìëåíèå ðåáåíêà ãîâîðèòü. Ïîáîëüøå ðàçãîâàðèâàéòå ñ íèì. Íàçûâàéòå ïðîñòûå, çíàêîìûå ðåáåíêó ïðåäìåòû. Íå ñìåéòåñü íàä òåìè çâóêàìè, ÷òî ïðîèçíîñèò ðåáåíîê.
Îäèíàäöàòûé ìåñÿö
Êîëè÷åñòâî çóáîâ ê îäèííàäöàòîìó ìåñÿöó
Íà îäèííàäöàòîì ìåñÿöå ó âàøåãî ìàëûøà óæå äîëæíî áûòü 6 çóáîâ: 2 ñíèçó è 4 ñâåðõó. ×èñòèòü çóáû åùå ðàíî, íî íåïëîõî áûëî áû, åñëè á âû ïðîäåìîíñòðèðîâàëè íåñêîëüêî ðàç ðåáåíêó ýòîò ïðîöåññ. Ìàëûø, âîçìîæíî, î÷åíü óäèâèòñÿ — ÷åì ýòî âû çàíÿòû? È çàïîìíèò. Òàêèì îáðàçîì, êàê áû ïîäãîòîâèòñÿ âíóòðåííå ê òîìó, ÷òî è åìó ïðèäåòñÿ ÷èñòèòü çóáû. Ïðèáëèçèòåëüíî ïîñëå ãîäà ìîæíî áóäåò ÷èñòèòü çóáû âàøåìó ìàëûøó — êîãäà ó íåãî ïðîðåæóòñÿ âñå ðåçöû — ñâåðõó è ñíèçó — è ïàðà êîðåííûõ çóáîâ.
Âåñ è ðîñò ðåáåíêà ê îäèííàäöàòè ìåñÿöàì
Íà îäèííàäöàòîì ìåñÿöå ðåáåíîê äîëæåí ïðèáàâëÿòü â âåñå, êàê è â äåñÿòèìåñÿ÷íîì âîçðàñòå — 70-130 ã â íåäåëþ. Îáðàòèòå âíèìàíèå: êðèâàÿ âåñà ïëàâíî äâèæåòñÿ ââåðõ.  ýòîì âîçðàñòå åãî ðîñò äîëæåí áûòü ïðèìåðíî 70 ñì.
Äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü ðåáåíêà â îäèííàäöàòü ìåñÿöåâ
— óõâàòèâøèñü çà ïðóòüÿ êðîâàòêè èëè çà ñòåíêó ìàíåæà, âñòàòü íà íîæêè è ñòîÿòü äîâîëüíî äîëãî, äåðæàñü çà ïðîãóëî÷íóþ êîëÿñêó,
— òîëêàòü åå âïåðåä è èäòè çà íåé;
— çíàòü íàçíà÷åíèå ÷àøêè, óìåòü äåðæàòü åå çà ðó÷êó è äàæå ïèòü èç íåå;
— ïðîèçíîñèòü (óæå ñîçíàòåëüíî) ïðîñòûå ñëîâà — ìàìà, ïàïà;
— ñäåëàòü íåñêîëüêî øàãîâ áåç ïîääåðæêè.
Äâåíàäöàòü ìåñÿöåâ
Âåñ è ðîñò ðåáåíêà ê äâåíàäöàòè ìåñÿöàì
 äâåíàäöàòü ìåñÿöåâ äåòè îáû÷íî óòðàèâàþò ñâîé âåñ ïðè ðîæäåíèè, âåñÿò íåñêîëüêèì áîëåå 10 êã.  ýòîì âîçðàñòå ðîñò ðåáåíêà äîëæåí ñîñòàâëÿòü ïðèìåðíî 72 ñì.
Âàø ðåáåíîê ñàìîñòîÿòåëüíî õîäèò
 ãîäîâàëîì âîçðàñòå áîëüøèíñòâî äåòåé íà÷èíàþò õîäèòü, à èíûå äàæå î÷åíü ïðåóñïåâàþò â ýòîì çàíÿòèè è ñïîñîáíû áåãàòü. Ñíà÷àëà ðåáåíîê äåðæèòñÿ çà âàøó ðóêó è äåëàåò íåñêîëüêî øàãîâ, à ïîòîì âû óáèðàåòå ðóêó, è ìàëûø ïðîäîëæàåò èäòè — èíîãäà ñî ñòðàõîì è îäíîâðåìåííî ñ ðàäîñòüþ â ãëàçàõ. Îí î÷åíü õî÷åò áûòü ïîõîæ íà âàñ.
Ðåáåíîê ïðîñèòñÿ íà ãîðøîê
Êîãäà âàøåìó ðåáåíêó èñïîëíèòñÿ ãîä, îí äîëæåí óæå ñàì ïðîñèòüñÿ íà ãîðøîê. Åñëè åùå íå ïðîñèòñÿ, âèíèòå â ýòîì òîëüêî ñåáÿ è äåëàéòå âûâîäû. Áóäüòå áîëåå íàñòîé÷èâûìè â âûðàáîòêå ýòîãî íàâûêà.
Êîëè÷åñòâî çóáîâ ê ãîäó
 âîçðàñòå 12 ìåñÿöåâ ðåáåíîê óæå ìîæåò èìåòü 12 çóáîâ. Ýòî 8 ðåçöîâ (ïî 4 ñâåðõó è ñíèçó) è 4 êîðåííûõ çóáà. Åñëè ó âàøåãî ðåáåíêà â ýòîì âîçðàñòå åùå íåò 12 çóáîâ — íå ñòðàøíî. Îíè ìîãóò ïðîðåçàòüñÿ â òå÷åíèå áëèæàéøèõ 3 ìåñÿöåâ. È ýòî òîæå áóäåò íîðìà. Âàøà çàäà÷à ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ðåáåíîê â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå ïîëó÷àë ñîëè êàëüöèÿ, ôîñôîðà è âèòàìèí D.
Ïñèõîôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ê äâåíàäöàòè ìåñÿöàì
— âñòàåò íà íîãè;
— õîäèò áåç ïîìîùè âçðîñëûõ;
— ñ ïîìîùüþ âçðîñëûõ (êîãäà åãî äåðæàò çà ðóêó) — áåãàåò;
— ïîäðàæàÿ âçðîñëîìó, ïîâòîðÿåò íåêîòîðûå ïðîñòûå äåéñòâèÿ è çàáàâëÿòüñÿ ýòèì;
— áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè ïèòü èç ÷àøêè;
— ïðîèçíîñèòü îòäåëüíûå ïðîñòûå ñëîâà;
— ïîíèìàòü, ÷òî òðåáóþò îò íåãî âçðîñëûå;
— íàçûâàòü ÷ëåíîâ ñåìüè ïî èìåíè, ïîðîé, ïðàâäà, ñèëüíî êîâåðêàÿ ýòè èìåíà;
— ïðîñèòüñÿ íà ãîðøîê
Ëèòåðàòóðà
1.Ãàëàíîâ À.Ñ. Ïñèõè÷åñêîå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà îò îäíîãî ãîäà äî òðåõ ëåò. Ì.: ÀÐÊÒÈ, 1999 ã
2.Êîçàê Î.Í. Èãðû è çàíÿòèÿ ñ äåòüìè îò ðîæäåíèÿ äî òðåõ ëåò. ÑÏá.: Ñîþç, 1998. ã
3. Ñïðàâî÷íèê ïåäèàòðà / Ïîä ðåä. Ì.ß.Ñòóäåíèêèíà. Ì.: Èçäàòåëü Ïðåññ, Ïîëèôîðì-3, 1997ã.
Источник