Параметрический метод оценки физического развития ребенка

Параметрический метод оценки физического развития ребенка thumbnail

В содержание понятия «физическое развитие» входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели:

  • 1. Морфологические (соматометрия) – измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.);
  • 2. Функциональные (физиометрия) – измерения функций организма (мышечная сила кистей рук, спины (становая тяга), кровяное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.);
  • 3. Соматоскопические (описательные) – оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых, характер жировых отложений, мышечный тонус, соответствие полового развития возрасту и др.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития.

Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводятся массовые исследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Каждые 5–10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамический процесс. Возрастные стандарты позволяют своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями и воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.

Отсутствие знаний о детском организме может привести к ошибкам в работе преподавателя. Поэтому будущему педагогу важно овладеть методикой оценки физического развития детей.

Оценивают физическое развитие детей на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных и соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.

Оценка антропометрических показателей

Существует четыре основных способа оценки антропометрических показателей:

  • 1) метод ориентировочных расчетов (оценка по формулам);
  • 2) параметрический метод (сигмальный);
  • 3) непараметрический метод (по центильным таблицам);
  • 4) оценка по «критериальным» таблицам (процент от среднего значения).

Метод ориентировочных расчетов

Средняя длина тела доношенного новорожденного равна 48–52 см. Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. За первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, или на 9 см за квартал. Во втором квартале – на 2,5 см ежемесячно, а в третьем квартале – на 1,5–2,0 см и в четвертом квартале длина тела ребенка увеличивается на 1 см в месяц. Общая прибавка длины тела за первый год – 25 см.

К первому году рост ребенка достигает 75–77 см. В течение второго и третьего года прибавки в длине тела составляют соответственно 12–13 и 7–8 см. Дальше рост становится относительно равномерным – прибавки по 5–6 см в год.

С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле

возраст (годы) × 6 + 77 см.

К четырем годам длина тела новорожденного удваивается, к 12 годам – утраивается.

В динамике роста в длину нормально развивающегося ребенка можно выделить несколько фаз.

В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем, после некоторой стабилизации, возникает первое ускорение роста в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет.

С 11 – 12 лет у мальчиков и с 9–10 лет у девочек начинается новое ускорение роста. У мальчиков в возрасте 13,5–15,5 лет оно составляет в среднем по 8– 10 см и более в год. У девочек в возрасте 10–11,5 лет достигается максимум роста тела, однако могут быть индивидуальные различия, связанные с типом конституции.

Вытягивание мальчиков 11 – 12 лет идет исключительно за счет нижних конечностей. Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, и наступает пик скорости роста для туловища. У девочек эти особенности относятся соответственно к 9 и 11 – 12 годам. Прекращение роста в длину происходит у юношей в 18–19 лет, у девушек в 16–17 лет.

Не всегда показатели массы тела и длины тела нарастают параллельно. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом в ширину.

Так называемый период первой полноты наступает в возрасте 3–4 лет. Период первого вытягивания наступает от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек.

Период второй полноты (преимущественный рост в ширину) – 8–10 лет. Период второго вытягивания – 11–12 лет у мальчиков и 9–10 лет у девочек.

Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы. Окружность головы при рождении в среднем равна 34–36 см.

В 3–4 месяца окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

На первом году жизни размеры окружности грудной клетки ребенка увеличиваются на 13–15 см, за второй год – на 2,5–3 см, за третий год – на 1,5–2 см.

Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек до 11 лет преимущественно равны, затем девочки обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 16 лет, после чего мальчики по этому показателю обгоняют девочек.

Источник

Параметрический метод оценки антропометрических данных был предложен в 1925 г. немецким антропологом Робином Мартином.

Его сущность заключается в сравнении фаз развития индивидуума со средним уровнем физического развития той группы, к которой он относится. Антропометрические показатели обследуемого ребенка сопоставляют с данными сигмальных таблиц, включающих среднеарифметические значения признаков (М) для определенной возрастно-половой группы н соответствующие величины среднеквадратических отклонений (сигма). Таким образом, отклонения от средних показателей выражают в сигмах – получают сигмальные отклонения. По полученным данным составляют профиль физического развития. В зависимости от степени отклонений различают среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего и низкое физическое развитие.

При формировании врачебного заключения помимо уровня развития признаков учитывают и их гармоничность, когда разница между сигмальными отклонениями любых оцениваемых признаков не превышает 1.

Для большей наглядности физического состояния ребенка предложено графическое изображение сигмальных отклонений оцениваемых признаков – индивидуальный антропометрический профиль.

Основным недостатком параметрического метода является факт отсутствия варьирования показателей физического развития в популяции по нормальному (равномерному) распределению относительно среднеарифметической М. Однако до настоящего времени в ряде случаев отказаться от параметрического метода оценки антропометрических показателей не представляется возможным. Например, при подходе к диагностике нарушений роста (гигантизм, гипофизарный нанизм – карликовость).

Появление этого метода относится к 30-м гг. XX столетия и связано с именами американских исследователей Тайпитта и Стюарт. Он основан на сравнении антропометрических показателей ребенка со среднестатистическими данными соответствующей возрастно-половой группы с учетом географической зоны проживания. К настоящему времени непараметрический метод оценки физического развития детей считают наиболее объективным, а исключительная простота и удобство в использовании способствуют широкому и повсеместному его распространению.

Оценку антропометрических показателей проводят по таблицам центильного типа. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы между центильными колонками (зоны, коридоры) отражают тот диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона до 3-го или от 97-го центиля), или 7% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до 97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го или от 75-го до 90-го центиля), или 50% (зона от 25-го до 75-го центиля) всех здоровых детей возрастно-половой группы. Границы центильных групп и номера центильных интервалов (зоны) представлены в верхних строках каждой таблицы.

Задача врача – найти, в какой центильный интервал (зону) попадает полученная величина измерения, и записать как саму величину, так и центильным интервал в медицинский документ ребенка. В зависимости от этого формулируют оценочное суждение:

  • • зона 1 (до 3-го центиля) – очень низкий уровень;
  • • зона 2 (от 3-го до 10-го центиля) – низкий уровень;
  • • зона 3 (от 10-го до 25-го центиля) – уровень ниже среднего;
  • • зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) – средний уровень;
  • • зона 5 (от 75-го до 90-го центиля) – уровень выше среднего;
  • • зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) – высокий уровень;
  • • зона 7 (от 97-го центиля) – очень высокий уровень.

Оценка массы тела и окружности груди с использованием возрастных центильных таблиц дает ориентировочное представление о степени упитанности или развитии грудной клетки и служит, главным образом, для суждения об особенностях физического состояния ребенка в ряду его сверстников.

Оценка массы тела и окружности груди по длине тела без учета возраста ребенка (вневозрастные центильные таблицы) позволяет дать более точное определение состоянию питания и степени развития грудной клетки. Применение таких таблиц обязательно, если по возрастной таблице оцениваемые признаки попадают в крайние зоны (первую или седьмую).

Вневозрастные центильные таблицы представляют собой ряды центильных распределений показателей по отношению к определенному росту.

По аналогии с центильной оценкой по возрастным таблицам, при попадании искомой величины в область 1-й зоны (до 3-го центиля) можно говорить об очень низком питании или об очень узкой степени развития грудной клетки; 2-й зоны (от 3-го до 10-го центиля) – о низком питании или об узкой грудной клетке; 3-й зоны (от 10-го до 25-го центиля) – о питании или развитии грудной клетки ниже среднего; 4-й зоны (от 25-го до 75-го центиля) – о среднем питании или средних размерах грудной клетки; 5-й зоны (от 75-го до 90-го центиля) – о питании или развитии грудной клетки выше среднего; 6-й зоны (от 90-го до 97-го центиля) – о высоком питании или широкой грудной клетке; 7-й зоны (выше 97-го центиля) – об очень высоком питании или очень широкой грудной клетке.

Источник

Оценка физического
развития подразумевает проведение
соматометрии (антропометрии или
педометрии), то есть непосредственного
измерения размеров и массы тела,
соматоскопии, то есть осмотра и описания
телосложения (форма грудной клетки,
стоп, осанка, состояние мускулатуры,
жироотложение, эластичность кожи,
половое созревание, зубная формула), а
так же исследование функциональных
показателей (физиометрии): ЖЕЛ,
динамометрия, оценка работоспособности
с помощью степ-теста и велоэргометрии.

Для оценки
физического развития детей используются
различные методы. Метод
индексов

наиболее старый способ, представляющий
собой соотношение отдельных
антропометрических признаков, выраженное
формулами. Всего предложено более 50
индексов, часть из них до сих пор широко
используется, но в большей степени не
самостоятельно, в качестве уточняющих.

Индивидуальная
оценка физического развития предполагает,
прежде всего, создание нормативов или
стандартов (оценочные таблицы). По
принципу построения оценочных шкал
целесообразно
выделять
параметрические
(сигмальные) и непараметрические
(центильные) способы оценки

физического развития.

Широко обсуждаемым
в настоящее время остается вопрос о
преимуществах и недостатках той или
иной методики, однако, представляется,
что наряду с тем, что ни один из существующих
подходов не может в полной мере учесть
все имеющееся разнообразие вариантов
физического развития и телосложения,
каждый из них имеет полное право на
существование и должен использоваться
дифференцированно с учетом конкретных
целей исследования.

Метод «сигмальных
отклонений»

позволяет определять соответствие
каждого отдельного антропометрического
признака средним показателям лиц данного
возраста в популяции с помощью среднего
квадратического отклонения или сигмы.
Однако в данном случае невозможным
оказывается учесть имеющиеся сложные
взаимоотношения показателей физического
развития между собой, в связи с чем на
смену данному методу пришел «метод
шкал регрессии»,

являющийся по сути модификацией метода
«сигмальных отклонений». При использовании
данного метода рассчитывается частная
или парциальная сигма, характеризующая
степень рассеянности антропометрического
показателя детей одной возрастно-половой
группы, имеющих одинаковый рост. При
этом определяется, насколько в пределах
данного возраста изменяется величина
антропометрического признака (масса
тела, окружность грудной клетки и др.)
при изменении роста стоя, принятого
базой вычисления, на каждый сантиметр.

Как в нашей стране,
так и в зарубежной практике широко
применяется метод
непараметрического анализа
,
основанный на разработке процентильных
(центильных) шкал

(сеток), которые на сегодняшний день
имеются практически во всех развитых
странах.

Обобщая, следует
сказать, что в настоящее время как
самостоятельные в оценке физического
развития используются центильный и
метод регрессионного анализа. Метод
шкал регрессии является основой
существующей комплексной схемы оценки
физического развития, разработанной
еще в 1974 г. (Е.П. Стромская, В.Г. Властовский,
В.Н. Кардашенко) на кафедре гигиены детей
и подростков ММА им. И.М. Сеченова с
определением уровня биологического
развития и степени гармоничности
морфо-функционального состояния (рисунок
1 приложения
).

На основе центильного
метода широко внедрена в практику схема
оценки физического развития Р.Н. Дорохова
и И.И, Бахраха (1981) в модификации И.М.
Воронцова (1984) с определением гармоничности
и индивидуального темпа развития
(соматотипа), которая, так же как и суть
данного метода, будет представлена
ниже.

Общеизвестно, что
с течением времени происходят динамические
изменения в физическом развитии
населения, что определяет необходимость
пересмотра нормативных данных физического
развития в среднем 1 раз в 5-7-10 лет. Кроме
того, в связи с имеющимися региональными
отличиями в физическом развитии, для
более точной оценки его предпочтительнее
использовать местные «стандарты». В
данном методическом пособии представлены
межрегиональные нормативы физического
развития детей, разработанные коллективом
авторов НИИ гигиены детей и подростков
и института социальной гигиены, экономики
и управления здравоохранением им. Н.А.
Семашко РАМН (1990, 2000).

Соседние файлы в папке ФР, ПР

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник