Памятка для родителей факторы успешного речевого развития ребенка
«ФАКТОРЫ
УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
(Консультация для воспитателей)
Выполнила: Мальцева Т.В., воспитатель
1квалификационной категории.
МДОУ Некоузский детский сад №3
Непременным условием для умственного развития ребенка
является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного
человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как
с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».Среди многих
важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду
обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта
общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой
культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования
грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической
речи), развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову,
подготовки к обучению грамоте.
На успешное решение этой задачи влияют следующие
факторы:
1. Эмоциональное общение с ребенком с момента
рождения.
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует
эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием
взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи –
на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит
звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным
состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно
эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей
речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет
не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно так же, как
и общение с взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может
осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер,
плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно
направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не
сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более
необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно
успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре,
которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи.
Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка,
совершенно отличная от общения с взрослыми.
3. Совместные игры взрослого и ребенка.
Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это
подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем
возрасте. Общение с взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и
деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со
сверстниками. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности,
бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и
другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.
4. Речь взрослого – пример для подражания.
Речь ребенка развивается во многом в результате
подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое
значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее
авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду
его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.
Качества речи педагога: это прежде всего ее
содержательность, правильность и разнообразие формы, соответствие возрасту.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным.
Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно
обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.
Речь должна быть безупречна грамматически.
Морфологическая правильность сочетается с преднамеренным употреблением
разнообразных конструкций предложений.
Большие требования предъявляются к звуковой стороне
речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь
должна быть яркой, выразительной, необходима богатая мимика, приветливый,
доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.
Воспитателю необходимо обладать культурой связной
речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь
его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Воспитателю важно
не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и
обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами,
организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т.п. Образцом для
окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого
общения (поза, жест, отношение к собеседникам).
В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная
направленность: в первую очередь доступность содержания, использование
соответствующего возрасту словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с
детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны
некоторое замедление темпа, особо подчеркнутая артикуляция и дикция, яркая
эмоциональность речи.
5. Развитие мелкой моторики рук.
Историческое объяснение зависимости развития мелкой
моторики рук и формирования устной речи.
На заре развития человечества в процессе общения людей
очень широко использовались различные ручные жесты – указующие, призывающие,
отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно
сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми
реакциями. Появившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время
сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде
сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность
вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека
жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и
в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев
рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам
оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие
в кору головного мозга импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев
рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя
их к активной деятельности.
Таким образом, развитие функции рук и речевой функции
человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции
рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу,
увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти
руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без рук, развивалась и
совершенствовалась и речевая функция человека.
Прямая зависимость между уровнем
сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается
и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано
специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные
движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у
ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое
развитие.
Многие игры и упражнения, направленные на развитие у
детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая
случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди
хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий
приспособления человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках,
преданиях, пословицах и поговорках. Нам хорошо известны такие выражения, как
«мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки – крюки», «руки
как грабли», «не руками сделано», «руки оторвать за такую работу» и т.п. И все
знают такие детские игры, как «Ладушки» или «Сорока – ворона кашу варила».
Основные пути развития и совершенствования мелкой
моторики рук детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по
развитию мелкой моторики руки и координации движений рук.
Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном
варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям от 3 – до 5 лет задания
можно усложнить.
Работа по развитию движения руки должна проводиться
регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и
переутомления.
Ребенку можно предложить:
—
Запускать пальцами мелкие волчки.
—
Разминать пальцами пластилин, глину.
—
Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
—
Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок –
бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся,
спрятался).
—
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может
просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
—
Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала
медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит.
Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
—
Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и
средний), далее три, четыре, пять.
—
Показать отдельно только один палец – большой.
—
Махать в воздухе только пальцами.
—
Кистями рук делать «фонарики».
—
Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
—
Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
—
Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинку на леску
или нитку.
—
Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на гладкую палочку,
стрежень (получиться спираль).
—
Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
—
Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить
механические игрушки.
—
Закручивать шурупы, гайки.
—
Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
—
Складывание матрешек.
—
Игры с вкладышами.
—
Рисование в воздухе.
—
Игры с песком, водой.
—
Мять руками поролоновые шарики, губку.
—
Рисовать, раскрашивать, штриховать.
—
Резать ножницами.
—
Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками,
акварелью, гуашью и т.д.).
—
Делать самомассаж кистей рук с помощью еловых шишек, счёт, использовать «сухой
бассейн».
—
Перебирать крупу.
—
Выкладывать и счетных палочек фигур по замыслу
или по карточкам
6. Удовлетворение любознательности ребенка.
Речь, являясь средством усвоения общественно –
исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия,
памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.
Познавательный опыт ребёнок прежде всего приобретает в
самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника —
игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его
познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только
ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать
его.
Стихийный опыт, который ребенок приобретает сам,
конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда
оказывается полноценной основой психического развития. Даже то. Что ребенок
видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, вполне может оказаться
«неувиденным» — не зафиксированным в сознании, неосознанным, непонятным.
Следовательно, полноценное развитие восприятия может осуществляться тогда,
когда у дошкольника в процессе его собственной деятельности накапливаются
зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые образы. Полученные ребенком
чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим
воспринятое, — это помогает закреплять образы предметов, их свойств и
отношений, делает эти образы более стойкими, четкими, обобщенными, подвижными и
гибкими.
7. Чтение художественной литературы.
Художественная литература служит могучим, действенным
средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она
оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В поэтических образах художественная литература
открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств
и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку
прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему
воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах
улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки
раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата
родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
8. Разучивание стихов.
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель
ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и
желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и
слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни;
воспитывать любовь к поэзии.
9. Рассказывание стихов руками.
Совокупность движений тела и речевых органов
способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз,
формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных
ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.
10.Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Осуществляется обогащение словаря, стимулируется
речевая активность и познавательная потребность детей.
Список использованных источников:
https://www.koipkro.kostroma.ru
https://ds191.a42.ru
https://referats-diploms.ru
Источник