Память ребенка в развитие раннем детстве

Память ребенка в развитие раннем детстве thumbnail

В
раннем детстве, когда ребенок учится
ходить, расширяет­ся его взаимодействие
с окружающим миром. Для
него
стано­вится доступным большее
количество предметов. В связи с этим
начинается новый этап в развитии памяти
малыша. Он при­ступает к овладению
предметными действиями в соответст­вии
с назначением и функцией объектов, в
зависимости от культурно-гигиенических
навыков и основных движений. Движения
ребенка становятся более точными,
легкими, ко­ординированными, что
обеспечивает малышу автономию от
взрослого, расширение сферы
самостоятельности. В этот пе­риод
образ памяти уже более гибок и подвижен.
У ребенка формируются представления
об объектах, удаленности, размере,
направленности движения, выполняемых
действиях, событиях. Малыш узнает предмет
вне связи с ситуацией, в которую он
включен, идентифицирует его по важным
признакам. Так, по предложению взрослого
малыш пока­зывает часы независимо от
их пространственного располо­жения.

В начале второго
года жизни ребенка память выделяется
из процесса восприятия, зарождается
способность воспроиз­водить объект
в его отсутствие, удлиняется промежуток
меж­ду запоминанием и узнаванием (на
втором году жизни ребе­нок узнает
знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 мес,
а на третьем — объекты, которые воспринимал
год назад). Начинает интенсивно развиваться
словесно-смысловая памя­ть: ребенок
реагирует уже не на ритмико-мелодическую
струк­туру слова, а на его значение.
На третьем году жизни он пони­мает
каждое отдельное слово, входящее в
произнесенную взрослым фразу. Постепенно
ребенок переходит от пассивной речи к
активной. Этот период обусловлен ростом
словаря, усвоением грамматики родного
языка, развитием понимания и произношения.
Расширение словаря, накопление опыта
деятельности и действий приводит к
тому, что малыш начина­ет понимать
некоторые нравственные нормы и правила
поведения: «Что можно, а что нельзя?»,
«Как надо и как не надо делать?»

Подчеркнем
особенности памяти в раннем детстве:


обогащается
содержание представлений;


возрастает
объем и прочность сохранения материала;


появляется
новый процесс памяти — воспроизведение;


бурное
развитие получает словесная память.

§ 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте

В дошкольном
возрасте главным видом памяти является
образная. Ее развитие и перестройка
связаны с изменениями, происходящими
в разных сферах психической жизни
ребенка, и прежде всего в познавательных
процессах — восприятии и мышлении.
Восприятие, хотя и становится более
осознан­ным, целенаправленным, все
же сохраняет глобальность. Так, ребенок
преимущественно выделяет наиболее
яркие призна­ки предмета, не замечая
другие, нередко более важные. Поэ­тому
представления, которые составляют
основное содержа­ние памяти дошкольника,
нередко отрывочны. Запоминание и
воспроизведение проходят быстро, но
бессистемно. Малыш «перескакивает» с
одного признака предмета или компонен­та
ситуации на другой. В памяти он часто
удерживает второ­степенное, а
существенное забывает. Развитие мышления
при­водит к тому, что дети начинают
прибегать к простейшим фор­мам
обобщения, а это в свою очередь обеспечивает
системати­зацию представлений.
Закрепляясь в слове, последние приобре­тают
«картинность». Совершенствование
аналитико-синтетической деятельности
влечет за собой преобразование
представ­ления.

На протяжении
дошкольного возраста, как показала
А.А.Люблинская, наблюдается переход:

— от единичных
представлений, полученных в процессе
вос­приятия одного конкретного
предмета, к оперированию обоб­щенными
образами;

— от «нелогичного»,
эмоционально нейтрального, часто
смутного, расплывчатого образа, к котором
нет основных час­тей, а есть только
случайные, несущественные детали в
непра­вильной их взаимосвязи, к образу,
четко дифференцированно­му, логически
осмысленному, вызывающему определенное
от­ношение к нему ребенка;

— от нерасчлененного,
слитного статического образа к
ди­намическому отображению, используемому
старшими дошколь­никами в разной
деятельности;

— от оперирования
отдельными оторванными друг от друга
представлениями к воспроизведению
целостных ситуаций, вклю­чающих
выразительные, динамические образы, то
есть отра­жающие предметы в многообразии
связей.

Последнее изменение
касается самого процесса. У малень­ких
детей образ создается на основе
практического действия, а затем
оформляется в речи. У старших дошкольников
образ возникает на основе мыслительного
анализа и синтеза.)

У дошкольника
значительно изменяется содержание
двига­тельной памяти. Движения
становятся сложными, включают несколько
компонентов. Например, ребенок танцует
и размахивает платочком. Движения
осуществляются на основе сфор­мированного
в памяти зрительно-двигательного образа.
Поэ­тому роль образца взрослого по
мере освоения движения или действия
уменьшается, так как ребенок сравнивает
их выполне­ние с собственными идеальными
представлениями. Такое срав­нение
значительно расширяет его двигательные
возможности. Он уже не только правильно
двигается, но может одновремен­но
решать другие задачи. Например, в
подвижной игре дошколь­ник выполняет
соответствующие основные действия, а
также следит за выполнением правил
сверстниками и сам их соблюда­ет.
Именно поэтому малышу становятся
доступны игры с эле­ментами спорта,
эстафеты, игры-аттракционы.

Совершенствование
действий с предметами, их автомати­зация
и выполнение с опорой на идеальный
образец — образ памяти — позволяют малышу
приобщиться к таким сложным видам
трудовой деятельности, как труд в природе
и ручной. Ребенок качественно выполняет
орудийные действия, которые основаны
на тонкой дифференцировке движений,
специализи­рованной мелкой моторике,
— вышивает, шьет и т.д.

Словесная память
дошкольника интенсивно развивается в
процессе активного освоения речи при
слушании и воспроизве­дении литературных
произведений, рассказывании, в общении
со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение
текста, изло­жение собственного опыта
становится логичным, последова­тельным.

На протяжении
всего дошкольного возраста преобладает
непроизвольная память. У дошкольника
сохраняется зависи­мость запоминания
материала от таких его особенностей,
как эмоциональная привлекательность,
яркость, озвученность, пре­рывистость
действия, движение, контраст и пр. Именно
поэто­му малыши долго помнят персонажей,
которых воспитатели включают в сюрпризные
моменты. Неожиданность появления и
новизна игрушки в совокупности с
эмоциональностью воспи­тателя
оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Важнейшее изменение
в памяти дошкольника происходит примерно
в четырехлетнем возрасте. Память ребенка
приобре­тает элементы произвольности.
Раньше запоминание материа­ла
происходило попутно с выполнением
какой-либо деятель­ности: малыш играл
и запомнил игрушку, слушал сказку и
за­помнил ее, рисовал и запомнил
названия цветов спектра. В стар­шем
дошкольном возрасте память постепенно
превращается в особую деятельность,
которая подчиняется специальной цели
запомнить. Ребенок начинает принимать
указания взрослого запомнить или
припомнить, использовать простейшие
приемы и средства запоминания,
интересоваться правильностью
воспро­изведения и контролировать
его ход. Возникновение произволь­ной
памяти не случайно, оно связано с
возрастанием регули­рующей роли речи,
с появлением идеальной мотивации и
уме­ния подчинять свои действия
относительно отдаленным целям, а также
со становлением произвольных механизмов
поведения и деятельности.

Первоначально
цель запомнить формулируется взрослым
словесно. Постепенно под влиянием
воспитателей и родителей у ребенка
появляется намерение что-либо запомнить
для припоминания в будущем. Причем
припоминание раньше, чем за­поминание,
становится произвольным. Дошкольник,
испыты­вая трудности в восстановлении
требуемого материала, прихо­дит к
мысли, что в прошлом плохо запомнил.

Ребенок осознает
и использует некоторые приемы запоми­нания,
выделяя их из знакомых видов деятельности.
При специ­альном обучении и контроле
со стороны взрослого дошколь­нику
становятся доступными логические приемы
запоминания, в качестве которых выступают
мыслительные операции. Тако­выми
могут быть смысловое соотнесение и
смысловая группиров­ка, схематизация,
классификация, соотнесение с ранее
известным.

Впервые действие
самоконтроля проявляется у ребенка в
4 года. А резкое изменение его уровня
происходит при переходе от 4 к 5 годам.
Дети 5-6 лет уже успешно контролируют
себя, запоминая или воспроизводя
материал. С возрастом меняется стремление
к полному и точному воспроизведению.
Если в 4 года дети вносят самопоправки
в пересказ в связи с сюжетными из­менениями,
то 5-6-летние дошкольники исправляют
текстуаль­ные неточности.

Так память все
больше становится подконтрольной самому
ребенку.

Важным моментом
в развитии памяти дошкольника выступа­ет
появление личных воспоминаний. В них
отражаются сущест­венные события из
жизни ребенка, его успехи в деятельности,
вза­имоотношения со взрослыми и
сверстниками. Так, малыш может долго
помнить нанесенную ему обиду, подарок
ко дню рождения или то, как он вместе с
дедушкой собирал прошлым летом в лесу
землянику.

Особенности
развития памяти в дошкольном возрасте:


преобладает непроизвольная
образная память;


память,
все больше объединяясь с речью и
мышлением, приобретает интеллектуальный
характер;


словесно-смысловая
память обеспечивает опосредованное
познание и расширяет сферу познавательной
деятельности ребен­ка;


складываются
элементы произвольной памяти как
способ­ности к регуляции данного
процесса сначала со стороны взрос­лого,
а потом и самого ребенка;


формируются
предпосылки для превращения процесса
за­поминания в особую умственную
деятельность, для овладения логическими
приемами запоминания;


по
мере накопления и обобщения опыта
поведения, опыта общения ребенка со
взрослыми и сверстниками развитие
памяти включается в развитие личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Первые представления о предметах, отсутствующих в данный момент, в более или менее отчетливой форме появляются в конце младенческого или начале раннего возраста. Под влиянием овладения ходьбой и развития речи память ребенка начинает быстро развиваться. Постепенно увеличивается длительность латентного, или скрытого, периода узнавания и воспроизведения. Первоначально двигательные впечатления являются более значимыми, чем зрительные и слуховые. Освоение предметных действий создает благоприятные условия для запоминания разнообразных движений и действий. Наиболее хорошо запоминаются те из них, которые получили сильное эмоциональное и деловое подкрепление в виде достигнутого ребенком результата. На основе двигательной памяти происходит образование различных двигательных навыков. Однако лабильность и нестойкость нервных связей в коре головного мозга затрудняет быстрое превращение движений в автоматизмы, характерные для сформированного навыка. Даже кратковременное прекращение повторения движений ведет к угасанию образовавшихся ассоциаций и разрушению стереотипа. На протяжении раннего возраста увеличиваются объем и прочность памяти. Характерной особенностью памяти ребенка этого периода является ее непроизвольный характер, т.е. информация запоминается как бы «сама собой». Чаще всего дети запоминают то, что в той или иной степени сопровождает их практическую деятельность, что им непосредственно необходимо, интересно, что вызвало сильные эмоциональные реакции.

В. Г. Каменская изучала особенности запоминания предметов и времени удержания зрительного образа в памяти в игровой методике «Театр», предназначенной для изучения зрительной эмоционально окрашенной памяти детей от двух лет. Перед ребенком находится сцена, на которой разыгрываются события игры в прятки. Экспериментатор на глазах ребенка прячет в домик или в два разных домика выбранные ребенком игрушки. После фиксируемой временной паузы, в течение которой занавес задергивается и внимание ребенка активно отвлекается от сцены, его просят показать домик, в который была спрятана вначале одна игрушка, а затем после первого выбора – вторая. Постепенно в ходе игры в случае правильных реакций выбора время отвлечения увеличивается. Фиксируется максимальное время правильного выбора одной или двух игрушек, которое принимается за время удержания зрительного образа в памяти, что позволяет определить временны́е характеристики памяти. Если изучается объем зрительной памяти, т.е. то число предметов, одновременное местоположение которых ребенок помнит, игрушкам придают разный эмоциональный смысл. Одна игрушка – это понравившаяся ребенку (с эмоционально положительной окраской); вторая – та, которая меньше всего ребенку нравится из предлагаемого набора игрушек (с эмоционально отрицательной окраской). В игру может быть введена третья игрушка – предлагаемый экспериментатором нейтральный объект: бесцветный кубик или неяркий бытовой предмет. Размеры игрушек выравнены между собой. Число игрушек, местоположение которых ребенок удерживает в памяти в одном блоке задач, определяет объем зрительной памяти.

Неоднократные эксперименты, выполненные с участием детей двух- и трехлетнего возраста, выявили факт возрастного увеличения времени удержания зрительного образа от четырех минут у младших детей до шести – у старших. Значение времени удержания говорит о том, что в раннем возрасте используется кратковременная память. Объем памяти оказался более вариативным, так как большинство детей могут запомнить местоположение двух предметов при значительном снижении времени удержания. Среди двухлетних детей имеется незначительная по численности группа (примерно 10-11%), в которой дети способны удержать в кратковременной памяти три предмета, один из них – нейтральный и предложенный взрослым партнером по игре. Устойчивым фактом явилось обнаружение большей устойчивости запоминания эмоционально окрашенных игрушек по сравнению с нейтральным объектом. Независимо от возраста участников игры ими лучше запоминались отрицательно окрашенные игрушки. В целом эти серии изучения зрительной памяти позволяют утверждать, что в раннем детстве представлена кратковременная форма зрительной памяти, которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия. Кроме того, была обнаружена четкая индивидуализация процесса зрительной памяти, выражающаяся в разной степени ее развития у детей одного и того же возраста.

Развитие памяти в раннем детстве осуществляется сразу по нескольким направлениям (рис. 6.3). Дети раннего возраста запоминают различные слова, звукосочетания, фразы. В раннем возрасте еще выделяется специально словесная память, а в последующие годы она сливается со смысловой.

Дети хорошо запоминают короткие стишки, потешки, поговорки, считалки, шуточные выражения, которые они слышат от взрослых, и объективной основой такого запоминания является рифма и ритмическая структура этого материала. Дети легко овладевают не только своим, но и чужим языком при условии постоянных контактов с детьми и взрослыми, говорящими на данном языке. В раннем возрасте повторение непонятных слов и словосочетаний представляет собой своеобразную деятельность со звуковым составом слов.

Направления развития памяти в раннем детстве

Рис. 6.3. Направления развития памяти в раннем детстве

Память детей раннего возраста пластична, материал запоминается достаточно быстро и легко, однако беспорядочно. Ребенок может запомнить сложную информацию, а может сохранять в памяти несущественные случайные события, детали, обрывки высказываний взрослых, непонятные для него выражения. Ребенок не умеет управлять мнемическими процессами. Часто запомненный материал неожиданно вспоминается, пластичность приводит к тому, что в памяти сохраняется ненужный материал. Это обусловливается тем, что запоминание и воспроизведение еще не стали самостоятельными мнемическими процессами, а являются лишь способом овладения языком. Ранние детские представления отличаются бессистемностью, слитностью, неподвижностью.

Практический пример

Эксперименты Майерса показали, что выполняя задачу на узнавание, в которой детям трех лет многие предметы показывали всего лишь один раз, дети смогли правильно указать на 81% этих предметов. При выполнении задания на воспроизведение по памяти, когда детей просили назвать объекты, которые им только что показал экспериментатор, дети смогли назвать только 22% предметов.

На протяжении раннего детства память постепенно освобождается от опоры на непосредственное восприятие. Помимо узнавания формируется воспроизведение (сначала непроизвольное, которое вызывается конкретным объектом или словом взрослого, а затем произвольное). Ранние формы непроизвольного воспроизведения наиболее ярко проявляются в двигательной памяти. Воспоминания актуализируются какими-либо внешними факторами, прошлыми впечатлениями. Чаще всего наблюдается подкрепленное эмоционально воспроизведение ранее воспринятого материала по ассоциации сходства или смежности (во времени и пространстве). К концу раннего возраста у детей формируются предпосылки к запоминанию и воспроизведению по образцу, а затем по словесному указанию взрослого, что является важнейшими предпосылками произвольной памяти.

Источник

Галина
Развитие памяти в раннем детстве

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. «Без памяти, писал С. Л. Рубинштейн, мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт.

Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные специальной цели запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.

«Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, — писал Л. С. Выготский, — является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль». В связи с этим вопрос изучения развития памяти у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным.

Объект исследования – память у детей раннего возраста.

Предмет исследования – особенности развития памяти у детей в раннем детстве.

Цель исследования – выявить и экспериментально исследовать особенности развития памяти у детей раннего возраста.

Задачи, вытекающие из поставленной цели, таковы:

1) Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, проанализировать понятие «память», охарактеризовать виды памяти, ее особенности в младшем дошкольном возрасте.

2) Дать комплексную характеристику младшего дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

3) Определить особенности развития памяти у детей раннего возраста.

4) Провести эмпирическое исследование особенностей развития памяти в раннем детстве.

5) Разработать рекомендации по коррекции и развитию памяти у детей раннего возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования. Начало экспериментальному изучению памяти положили в конце прошлого века работы немецкого психолога Г. Эббингауза. В начале 20 века французский философ А. Бергсон противопоставил «памяти привычке«, которая формируется в результате механического повторения, «память духа«, фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта. Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный процесс припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. Отечественными психологами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Мухиной В. С. и др. были разаработаны концепции о генезисе и структуре высших психических функций. П. И. Зинченко и А. А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга (А. Р. Лурия, Х. Л. Тойбер, Р. Сперри) позволил установить факт преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии – с наглядно-образными.

Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования, как: изучение и анализ психолого-педагогической литературы: проведение эксперимента по развитию памяти в группе второго года жизни ДОУ.

База экспериментального исследования. Эмпирическое исследование проводилось в первой младшей группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 52 «Колосок» поселка Литвиново. В исследовании приняло участие 14 детей 2-3 лет. Из них 8 мальчиков и 6 девочек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе исследованы особенности развития памяти у детей раннего возраста, проведено экспериментальное исследование особенностей развития памяти у детей 2-3 лет и разработаны рекомендации по коррекции и развитию памяти. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 52 «Колосок» поселка Литвиново, на методических объединениях, родительских собраниях.

Источник