Пальчиковые игры в развитии речи ребенка для родителей
Наталия Другова
Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего возраста»
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».
Один из основных видов в игровой деятельности являются «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия.
7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
8. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Поэтому важно выполнять упражнения на мелкую моторику рук регулярно, так вы поможете вашему ребёнку быстрее развиваться и учиться. У детей мелкую моторику рук хорошо развивает рисование, аппликация, вышивание, развязывание узелков на веревочке.Пусть у вашего ребенка будет целый набор для домашнего творчества: карандаши, краски, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин. Родителям вместе с детьми необходимо делать настоящие поделки, что-то клеить и шить.
Пальчиковые игры — наилучшее средство для развития мелкой моторики рук. Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики рук, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают интерес у ребёнка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти, а заинтересует ли ребёнка игра, зависит от родителей.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:
1. Не начинайте играть с ребёнком холодными руками. Предварительно их нужно согреть, растерев ладошки.
2. При присутствии в новой игре незнакомых ребёнку персонажей или слов, первым делом объясните, что такое. Применяя всё те же картинки или игрушки.
3. Пальчиковые игры с малышами в возрасте от 1,5 лет осуществляйте как показ или сами производите необходимые действия пальцами ребёнка.
4. Малышам старше 1,5 года периодически можно предлагать осуществлять движения вместе.
5. Не забывайте про максимальную выразительную мимику.
6. Проводите игру весело, поощряйте успехи.
7. Никогда не принуждайте, попытайтесь разобраться в причинах отказа или поменяйте игру.
Пальчиковые игры:
1. Пальчик, мальчик.
Исходная позиция: все пальцы, кроме большого зажаты и кулак. Большой палец оттопырен.
Пальчик, мальчик, Где ты был?
С этим братцем — в лес ходил. (Показать указательный палец.)
С этим братцем — щи варил. (Показать средний палец.)
С этим братцем — кашу ел. (Показать безымянный палец.)
С этим братцем — песни пел. (Показать мизинец.)
2. Сомни платочек.
Предложите малышу одной рукой (второй рукой не помогать) смять как можно сильнее носовой платочек (салфетку). Затем это же задание выполнить другой рукой. Задание можно выполнить и двумя руками вместе.
3. В гости к пальчику большому.
Исходная позиция: все пальцы сжаты в кулак.
В гости к пальчику большому (Оттопырить большой палец.)
Приходили прямо к дому:
Указательный (Показать указательный палец.)
И средний, (Показать средний палец.)
Безымянный (Показать безымянный палец.)
И последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог. (Показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой.)
Пальцы все друзья, (Сложить обе руки в замок.)
Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук.)
4. Маленькие ножки идут по дорожке
Исходная позиция: сидя за столом, руки лежат на столе.
Маленькие ножки
Идут по дорожке. (Ходьба пальчиками по столу вперед и обратно.)
Большие ножки
Бегут по дорожке. (Бег пальчиками по столу вперед и обратно.)
5. Моя семья
Исходная позиция: стоя или сидя.
Вот мой папа, (Все пальцы сжаты в кулак. Показать большой палец.)
Рядом мама, (Показать указательный палец.)
Брат, (Показать средний палец.)
Сестра, (Показать безымянный палец.)
А это я. (Показать мизинчик. Похлопать в ладоши.)
Вот и вся моя семья!
6. Наши пальчики устали
Исходная позиция: сидя за столом.
Наши пальчики устали. (Пошевелить всеми пальцами.)
Долго, долго рисовали. (Постучать пальчиками друг о друга (мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный, средний о средний и т. д.).)
Мы немного отдохнем (Поглаживание ладошкой правой руки по левой руке и наоборот.)
И рисовать опять начнем. (Подуть на пальчики.)
7. Дождик, дождик, веселей (народнаяпотешка)
Исходная позиция: сидя или стоя.
Дождик, дождик, веселей! (Указательным пальцем правой руки стучать по ладошке левой руки.)
Капли, капли не жалей. (Стучать указательным пальцем по каждому пальцу левой руки, начиная с мизинца и обратно.)
Только нас не замочи, (Указательным пальцем левой руки стучать по ладошке правой руки.)
Зря в окошко не стучи. (Стучать указательным пальцем по каждому пальцу правой руки, начиная с мизинца и обратно.)
Пусть игры вашего ребенка будут короткими – достаточно и нескольких минут в день, но они должны быть доведены до конца. Главное – проявить терпение, ведь упражнения нужно выполнять ежедневно, начиная с самого раннего возраста малыша. Зато потом у ребенка не будет проблем ни в саду, ни в школе. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект. Поэтому важно выполнять упражнения на мелкую моторику рук регулярно, так вы поможете вашему ребёнку быстрее развиваться и учиться.
Родителям важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребёнка даёт положительный результат. Умелыми пальцы становятся не сразу.
Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически!
Источник
Лидия Владимировна Гриднева
Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев…» В. А. Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель
“Рука является вышедшим наружу головным мозгом”И. Кант
Действительно, широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка раннего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
Существует много занятий для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, игры с конструктором, игры с вкладышами, шнуровки и многие другие занятия на развитие мелкой моторики.
Шнуровки:- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
— развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
— формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
— способствуют развитию речи;
— развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.
Пирамидка– эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Рамки и вкладыши:- способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления
Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.
Пальчиковая гимнастика- это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга.
Пальчиковые игры :
Это открытие нашей народной педагогики.
Это общение ребёнка с ребёнком.
Это общение ребёнка со взрослым.
Прежде всего, мелкая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры –самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
Кроме этого, пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму, развивает координацию и чувство ритма, внимательность и способность сосредотачиваться… и, как любая веселая и интересная игра – создает добрые эмоциональные взаимоотношения с взрослыми.
Пальчиковые игры как бы воссоздают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – кто теперь не знает! – это успехи в развитии речи, а значит –ума.
Как говорили наши предки: «…в ручки –хватунюшки, в роток – говорок, а в головушку – разумок!»
В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, такая работа ведется с начала учебного года. Ежедневно мы играем с детьми в пальчиковые игры.
Начинать пальчиковую гимнастику лучше с «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев… можно постучать пальчиками, изображая «дождик» или клюющих курочек и т. д…
Паучок
Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок бежал по ветке,
А за ним бежали детки.
(Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)
Хлынул дождик : ой-ё –ей!
Смыло паучков водой
(Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку).)
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,
качаем руками — солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(«Паучки» ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Наша семья.
(Левая рука сжата в кулачок, по очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Не зря существует выражение, что наш ум находится
на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваши дети были умными и способными, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики.
Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только ваше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств.
Успехов вам, дорогие родители!
Источник
Светлана Мельникова
Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей ранней группы
«Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста«.
Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш-
Не получится пейзаж».
(В. Лирясова).
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления тонких движений пальцев рук и развития активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что именно в этом возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей.
Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?
Специалисты считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Развитие мозга связано с развитием рук. Влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.
Пальчиковые игры являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает четко выполнять движения.
Тексты упражнений — это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами — мозаика, пирамидки.
Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
Развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка прекрасно будет развита моторика рук, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развиватьречь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических упражнений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).
6. У малыша развивается воображения и фантазии. Овладев всеми упражнениями, он сможет «говорить руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.
Когда начинать заниматься?
В развитии ребенка существует периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период — возраст от 1,5 до 3 лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет большое значение.
Развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка,педагоги решают сразу несколько задач:
* стимуляция развития речи у детей младшего дошкольного возраста;
* помощь детям с задержкой в развитии речи;
* подготовка руки к письму у старших дошкольников;
* тренировка внимания, пространственного мышления;
* воспитание эмоциональной выразительности.
Принцип подбора игр
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика) использует в основном движения сжимания, изредка — растяжения и почти никогда — расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки — большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле — зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом,чтобы:
1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
2. использовались изолированные движения каждого из них.
Перечень пальчиковых игр
* Сорока — ворона кашку варила.
* В гости к пальчику
* Мальчик — пальчик, где ты был?
* Идет коза рогатая
* Мы капусту рубим и др.
Как играть в пальчиковые игры
Перед началом упражнений ребенок разогревает ладони легким поглаживанием до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняя упражнение вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышцы руки, чтобы они приносили радость.
Группы пальчиковых игр
1. Игры — манипуляции
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с само массажем кистей и пальцев рук
6. Театр в руке.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой » гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас ребенка, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Источник