Пальчиковая моторика и речевое развитие ребенка
татьяна скворцова
Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторике детей.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь). Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, — с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:
• стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
• помощь детям с задержкой в развитии речи;
• подготовка руки к письму у старших дошкольников;
• тренировка внимания, пространственного мышления;
• воспитание эмоциональной выразительности.
Как играть в пальчиковые игры.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей. Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:
• игры – манипуляции; «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…», «Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять…» — ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
• сюжетные пальчиковые упражнения; «Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Грабли» «Ёлка». К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
• пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой; ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
• пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»); «Колечко» — поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д. «Кулак – ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
• пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды» — движение, как при мытье рук. «Засолка капусты» — движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Список литературы
1. Агаян Г. Г. Мы топали, мы топали: учеб, пособие для родителей и воспитателей. – Дмитров.: Карапуз, 2003.-156с.
2. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок // Дошкольная педагогика. – 2008.- №7//.
3. Бардышева Т. Ю. Пальчиковые игры: учеб, пособие для родителей и воспитателей. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.-202с.
5. Коноваленко В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000.-169с.
Источник
Несмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки.
Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи
Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.
Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.
Появились игровые программы на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.
Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».
Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте
По мнению Кольцовой, основное значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.
Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.
Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.
По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку быстрее осваивать не только звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, тщательно выговаривая.
Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:
- в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
- действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.
Примером тренировки пальчиков и развития речи в 3-4 года может служить игра «Зайка». Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев.
Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:
- «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
- «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием — Action rhyme.
Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.
Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.
Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:
- Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
- Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
- Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
- Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.
Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций
Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.
Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.
Использование подручных материалов
При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:
- Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
- Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
- Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
- Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
- Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
- Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
- Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
- Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
- Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.
Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.
Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.
Выполнение творческих заданий
Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.
Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.
В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).
Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.
Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!
Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:
- Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
- Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
- Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
- Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.
Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.
Источник
Светлана Владимировна Сенокосова
Обобщение опыта «Пальчиковые игры в развитии мелкой моторики и активной речи детей раннего возраста»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №280 комбинированного вида»
Обобщение опыта по теме:
«Пальчиковые игры в развитии мелкой моторики и активной речи детей раннего возраста»
Автор:
Сенокосова С. В., воспитатель, 1 кв. категории
НОВОСИБИРСК 2019 год
Вступление:
Проблема развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук изучалась с давних пор. В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев…». Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
В современных условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) п. 2.6. данная проблема представлена в двух образовательных областях развитие речи и физическое развитие.
Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или мелкой пальцевой моторикой.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, играя с движениями пальцев ребенка, таким образом появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Гармонизация движений тела, дыхания, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитие кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движение его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность:
Работая долгое время в детском саду, с детьми, заметила, что в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Многие дети, придя в детский сад, еще не умеют разговаривать. Родители в меньшей степени занимаются с детьми, так как большинство из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео, играют в гаджеты. Они редко делают что – то своими руками, в силу того, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития навыков и мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками). Детям нравится переодевать кукол или просто снять с них одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений.
Мне стала эта тема интересна, я захотела её изучить глубже и стала работать со своими воспитанниками в этом направлении. Изучила разные точки зрения, это работы: Гаврина С. Е. «Развиваем руки», Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет», Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь, Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика». В системе использую опыт работы представленных педагогов, ввожу в собственную практику приемлемые и наиболее оптимальные формы и методы работы.
Цель работы: Развитие мелкой моторики и активной речи детей 2-3 лет посредством пальчиковых игр
Задачи:
1. Создавать в группе необходимую развивающую среду – предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала: игрушки, книги, картинки и др;
2. Стимулировать интерес и мотивацию детей к выполнению упражнений, игр по развитию мелкой моторики и развитию речи.
3. Сформировать умения детей самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие мелкой моторики в самостоятельной деятельности.
4. Повысить уровень активности родителей в освоении новых форм и методов взаимодействия с детьми по развитию речи.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста может быть успешным, если педагог будет:
— знать особенности формирования речи в младшем дошкольном возрасте;
— знакомить детей с фольклором;
— развивать психические процессы, мелкую моторику, чувство ритма через пальчиковую гимнастику и самомассаж;
— обладать высокой речевой культурой;
— формировать доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.
На первом этапе работы для определения уровня развития мелкой моторики и развития речи провела педагогическую диагностику. Использовала материалы разработанные К. Л. Печорой, Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной, а также диагностики Н. А. Ноткиной, Л. И. Казьминой, Н. Н. Буйнович.
В диагностике приняло участие 16 человек. Показатель сформирован (достаточный уровень) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым у – 15%, в стадии формирования – 40% не сформированы – 35%.На начальном этапе данная ситуация, на мой взгляд, является нормальной, соответствует возрастным особенностям детей.
Данные диагностики помогли определить направление деятельности и выстроить систему работы, которые включает в себя:
— использование оптимальных форм и методов организации детской деятельности в развитии мелкой моторики и речи ребенка;
— интеграция усилий педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков дошкольников;
— партнерство взрослого и ребенка в процессе деятельности;
— пополнение развивающей предметно – пространственной среды.
Предметно – развивающая среда в моей группе построена по принципу зонирования. Мною созданы условия для развития мелкой моторики (сенсомоторный уголок, разработаны, изготовлены пособия (игры с прищепками, божья коровка, цветные варежки и тд., В игровой зоне малыши с увлечением играют мозаикой, пирамидками, столовой посудой, при этом общаясь друг с другом, пытаются помочь правильно расставить предметы, называя их. Для развития и коррекции зрительно – пространственной ориентации предлагаю детям вместе со мной поиграть с мелкими игрушками, пуговицами, камешками и др. предметами.
Мной разработаны занятия по развитию мелкой моторики у детей 2 – 3 лет, создана картотека игр на развитие мелкой моторики и координации пальцев рук. Определила для себя последовательность действий в разных режимных моментах.
В непосредственной образовательной деятельности использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печати от руки и др. Детям предлагаю такие задания, как: «прилетела тучка, что она с собою принесла, дети рисуют дождик, снежок (маски, штрихи, точки); выглянуло солнышко – рисуют лучики». Для развития точности и уверенности движения рук предлагала игры, в которых детям необходимо было проводить параллельные прямые в определенном направлении.
Деятельность по лепке имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятий. В своей работе использовала пластилин, семена. (составление узоров из семян). Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованны в работе глаз и руки, координация движений, их точность.
Большой популярностью у детей пользуются пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры провожу в основном в совместной деятельности. С моей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы и определить назначение.
1. Игры – манипуляции
Эти упражнения ребенок может выполнить самостоятельно или с помощью взрослого («Сорока – белобока», «Пальчик – мальчик, где ты был?.)
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
К этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. («Пальчики здороваются», «Грабли», «Елка»)
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, выпрямлять по очереди пальцы, сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь»)
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание.
6. Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
Большой интерес для детей представляло конструирование. Работая с деталями конструктора, дети общаются друг с другом при этом речь детей приобретает систематический характер, кроме этого развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
Не маловажное значение в развитии мелкой моторики и речи детей имеют упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета, которые я провожу в индивидуальной работе (шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц).
Одним из любимых приемов для детей стал самомассаж. Мои воспитанники очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из фасоли, гороха. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.
В контактах с родителями использую наглядно – текстовые средства. Провожу консультации, родительские собрания, даю рекомендации, советы, организовываю выставки детских работ, использую папки – передвижки.
Работая над развитием речи детей раннего возраста через развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук, я добилась определенных результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, совершенствовалась общая координация движений. Родители отмечают положительные изменения: дети научились выражать свои мысли словом, расширился словарь, знают и с увлечением играют в пальчиковые игры.
Источник