Пальчиковая гимнастика как средство развития речи ребенка
юлия шмелева
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников
научно-практическая конференция педагогов
МБДОУ «Детский сад №49 «Радуга»
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников
Опыт работы
Автор-составитель:
Шмелева Юлия Викторовна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 49 «Радуга»
Краснобродский, 2015
Актуальность данной проблемы широко освещается в психолого-педагогической литературе. Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, в данной работе смогут познакомиться с опытом работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
В приложениях к работе представлены: примеры пальчиковых игр и игровых упражнений для детей дошкольного возраста; мастер-класс для родителей и педагогов; разработки консультаций для родителей и педагогов; печатная информация для родительского уголка.
Представляю вам опыт работы по теме: «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики пальцев.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет «Движение пальцев рук, исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи шло у детей параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи», поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Поэтому в период увеличения количества детей с недостаточно развитой речью мною было принято решение, углубленно изучит влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
Целью работы является создание условий для развития речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели, мною были обозначены следующие задачи:
-систематизировать игры и упражнения для развития пальцев рук;
-организовать и проводить занятия с детьми, используя игры и упражнения для тренировки пальцев с речевым сопровождением;
—развивать у детей мелкую моторику рук с помощью пальчиковых игр;
-повысить компетентность родителей и педагогов по вопросу влияния пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Считаю, что работу по развитию пальцев рук должны осуществлять все участники образовательного процесса. Поэтому работу провожу по следующим направлениям:
-работа с воспитанниками;
— работа с родителями;
— работа с педагогами.
Работу с воспитанниками по развитию движений пальцев и всей кисти стараюсь проводить в свободное время утром и после сна, во время занятий. Упражнения подбираю так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей практике использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизирует образ,а слово помогает чётко выполнять движения. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношения, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи,развивается речевой слух. В своей работе использую основные принципы дидактики от простого к сложному.
Все занятия провожу в игровой форме,поэтому они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению. Начинаю и заканчиваю занятия простейшими приёмами массажа:поглаживание,растирание,сжимание и разжимание кулачков лёгкое потряхивание кисти. А также развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика,но и разнообразные действия с самыми различными предметами:семена,косточки, крупа. Выкладывание и рисование любых узоров -серьёзное занятие. В работе с воспитанниками применяю игры с бросовым материалом, пластмассовыми пробками, круглыми расческами, зубными щетками, песком, резиновыми шариками т. д. Данные занятия требует от детей усидчивости и терпения,развивают фантазию и самое главное развивают пальцы рук.
Перед игрой с детьми мы обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
Выполняя упражнения вместе с детьми, демонстрирую собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав две или три пальчиковые игры, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся мы оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
Не ставлю перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Я никогда не принуждаю, пытаюсь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание или меняя игру). Стимулирую подпевание детей, «не замечаю», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряю успехи.
Первое, что дети испытывают, встречаясь с пальчиковыми играми, – это восторг, удивление тому, что можно так замечательно играть. Потом к детям приходит осознание того, что они хотят постоянно повторять уже известные им пальчиковые игры, да и к тому же имеют огромное желание узнать всё больше и больше новых пальчиковых игр и играть в них с воспитателем, своим другом, мамой и т. д. Что же делают дети?
Они начинают просто требовать продолжения игры и при этом так входят во вкус, что, слушая новое стихотворение или уже прочитанное когда-то, дети начинают прикидывать: можно или нельзя сделать из этого стихотворного произведения пальчиковую игру. Дальше – больше. Дети не только подбирают стихи к пальчиковым играм, но и сами начинают предлагать движения для пальчиков. И это ещё не все. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки при умывании, при раздевании,при одевании.
Рассказав дома своим родителям те пальчиковые игры, что знают сами, дети просят родителей купить книжку с пальчиковыми играми в магазине. Поэтому возникла идея поделиться с родителями накопленным опытом по развитию речи с помощью пальчиковых игр. Вниманию родителей былипредложены консультации, памятки, а так же мною был проведен мастер – класс. Опыт работы с родителями был представлен на муниципальном практическом семинаре для педагогов дошкольных образовательных организаций Краснобродского городского округа «Социальное партнерство детского сада при организации работы с семьей в условиях реализации ФГОС».
Для педагогов детского сада мною также были разработаны консультации, проведен мастер – класс.
Степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детьми помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличатьсяосторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще А. Г. Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал И. Г. Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика помогает гармонизировать движения тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Источник
Юлия Черномаз
Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5
города Славянска-на-Кубани
мо Славянский район
Мастер – класс
Тема: «Пальчиковая гимнастика как средство
развития речи детей»
выполнила: воспитатель
Черномаз Ю. С.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Немецкий педагог Фридрих Фрёбель- теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад». Предложил и ввел пальчиковые игры. Изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры.
— Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поиграем со своими пальчиками
Пальчиковые игры на основе сказок
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Для участия мне необходима Ваша помощь (5 человек)
(Для вас интересное задание- инсценировка сказки на основе пальчиковой игры. Вы можете действовать по данному тексту, а можете придумать сказку на свой лад)
«Теремок».
— Приготовили все свои пальчики, начинаем.
— Стоит в поле… (пальцы рук соединить под углом друг к другу) теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
— Как по полю, полю мышка бежит (пальцы и запястье правой руки прижаты к столу, а сама ладонь чуть приподнята). У дверей остановилась и стучит.
Все: Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? (Кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм).
— Уж как по полю лягушка бежит (ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).
Все: У дверей остановилась и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет (кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм?
— Я мышка-норушка, а ты кто? (Изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь).
– Я лягушка-квакушка. (Изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).
— Давай жить вдвоем.
— Как по полю, полю зайчик бежит. (Указательный и мизинец правой руки подняты вверх, остальные пальцы прижаты к ладони).
Все: У дверей остановился и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? («Заяц» ритмично в такт словам покачивает головой).
— Я – мышка-норушка. (Изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь).
— Я – лягушка-квакушка. (Изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).
— А ты кто такой?.
Аналогично сказка разыгрывается дальше.
Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.
А пока наши участники готовятся, я предлагаю Вашему вниманию послушать авторскую сказку «Ёжик» и выполнить, согласно тексту, движения с массажным мячом.
(Раздать 3-4 мяча коллегам из первого ряда, попросит ь их выйти)
— Жил да был Ёжик в волшебной стране (положить мяч на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать мяч от ладошки к каждому пальчику): Медведь (большой палец, Лиса (указательный палец, Волк (средний палец, Белка (безымянный палец, Заяц (мизинец, затем (зажать мяч в ладошке).
И решил он однажды навестить своих друзей.
Выбежал Ёжик на тропинку (катать мяч по кругу ладони) и побежал к Медведю, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (пальцами рук нажать на мяч).
Но не оказалось Медведя дома: «Наверное, он спит» — подумал Ёжик и покатился дальше (катать мяч по кругу ладони).
Катится Ёжик, а навстречу ему Лиса идет не спеша.
Обрадовался Ёжик, спрашивает у Лисы:
— «Куда ты идёшь?».
— «В деревню за курочками» — отвечает Лиса – «Пойдем со мной».
— «Нет, я не пойду! Иди сама!» (катать мяч влево-вправо).
Покатился Ёжик дальше (катать мяч по кругу ладони).
Вдруг из-за куста выбежал Волк и говорит:
— «Привет, Ёжик! Ты не видел, Заяц не пробегал?» (катать мяч вперед-назад)
—«Нет, не видел!» — отвечает Ёжик (катать мяч влево — вправо).
— «Я чувствую его запах, он где-то рядом…»— сказал Волк и побежал дальше по тропинке в лес.
Ёжик задумался, поднял голову вверх и увидел на ветке дерева сидит Белка и грызет орешки (подбрасывать вверх мяч и ловить).
— «Будешь орешек?»— спросила Белка.
— «Да!» — ответил Ёжик.
—«Ну, тогда лови!» (подбрасывать вверх мяч и ловить).
Раз – орешек (зажать мяч в ладошке, два – орешек, (зажать мяч в другой ладошке) — много насобирали.
Поблагодарил Ёжик Белку за орешки и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).
Вдруг ему навстречу выскакивает Заяц, спрашивает его Ёжик:
—«Ты куда скачешь?»
—«Скачу, сам не знаю куда!» — отвечает Заяц. – «Поскакали вместе».
Стал Ёжик с Зайцем скакать (прикасаться колючками мяча к кончикам пальцев).
Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатать мяч по ладошке, лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать мяч в ладошке) и уснул.
Пальчиковые игры с предметами
Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
Для разнообразия следует использовать различные предметы. Существует много игр, где используются карандаши, шнурки, платок, вата, резиночки т. д.
(Раздать в коробочке карандаши по рядам)
«Карандаш»
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу. (Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш)
«Чай»
Мне в стакан налили чай
И сказали: «Размешай!»
Ложку пальчиками взял,
Сахар быстро размешал. (карандаш между большим и средним
пальцами правой руки, «мешают сахар» по часовой стрелке и против.)
(Раздать платочки по рядам)
«Медведь».
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял (Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)
(Раздать в корзинке орехи по рядам)
«Орехи»
Научился я орехи
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать. (Перекатывать пальцами одной руки орехи)
-Уважаемые коллеги, а сейчас отгадайте загадки:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал.
Пушистый ковер —
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце,
Серебром блестит.
-Кто отгадал, я попрошу выйти (Звучит музыка «Снежная вьюга»)
(На разносе большой ком ваты)
-Да, вы все правы отгадка-снег
Я вам предлагаю отщипнуть себе кусочек ваты и сделать вместе
колбаску, а теперь растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его, пощипать вату, пытаться скрутить из кусочка ваты нить, а теперь сделаем снежок и поиграем в снежки (подбрось, поймай, покидай друг в друга)
Следующая наша игра «Собери пирамидку» (одеваем на палочку резиночки для волос, под музыку, на скорость)
Активные игры со стихотворным сопровождением
Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так в образовательной деятельности.
Все вместе поиграем (игра с залом)
Я буду читать, а вы дружно будете показывать всё пальчиками.
«Новый год»
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, светятся фонарики. (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар фонарики)
Вот сверкают льдинки, кружатся снежинки (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, всем подарки он несет. (пальцы шагают по коленям или по полу трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
Игры манипуляции
Игры-манипуляции «Ладушки – ладушки…», «сорока-белобока…», «Мы делили апельсин…» Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Пальчиковые кинезиологические игры
Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
1. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
2. «Кошка» — последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
3. «Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
4. «Лезгинка» — левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
5. «Кулак — ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
6. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
7. «Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
(Игра с залом «Симметричные рисунки»)
Пальчиковые игры с элементами самомассажа
Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.
«Котенок – малыш».
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца и обратно на ударные слоги стиха. После 1-го двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок – глупыш.
Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук).
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».
Но а сейчас наши участницы продемонстрируют нам сказку «Теремок».
На этом наш мастер-класс завершен, если вам коллеги, было весело крикните «ура» интересно похлопайте в ладоши.
Весело ….
Интересно …
Еще я хочу поделиться с вами памяткой.
Основные правила пальчиковых игр:
1. Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.
2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.
4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.
5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.
7. Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.
Японская методика пальцевого массажа
Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
• массаж большого пальца повышает активность мозга;
• массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;
• массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;
• массаж безымянного пальца стимулирует печень;
• массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Источник