Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка от 3 лет
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Займитесь с детьми пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте с 6-7 месяцев: сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, палочки.
В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Например: «Сорока-белобока», «Этот пальчик – дедушка…», и т.д..
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно на занятиях или в совместной деятельности (подобрать по теме занятия или теме недели). Например: а) для ясельного возраста
— Мы капусту рубим!(2 р.)
— Мы капусту режем!
— Мы капусту жмём!
— Мы морковку трём!
б) для среднего возраста
«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять, (дети загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. (Шагают указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (лепят комочки двумя ладонями.
Птичек крошками кормили (движения пальчиками)
С горки мы катались, (ведут указательным пальцем правой руки по левой)
А ещё в снегу валялись (кладут ладони и переворачивают)
Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладони)
Съели суп и спать легли (движения ложкой, ладони под щёку)
в) для старшего возраста
Здравствуй.
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с
пальцами левой руки, похлопывая друг друга
кончиками. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)
Можно с помощью пальчиков изображать фигуры животных, птиц и просто предметы.
Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:
- Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.
Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук.
- Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
- Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.
- Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
- можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
- катать крупу между большим и указательным пальцами;
- придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
- покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:
- Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш! Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д. В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями.
Источник
ирина мелихова
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
Пальчиковая гимнастики для развития
речи дошкольников
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М.Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.Родители дома могут самостоятельно провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развиваету ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение.
Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.
Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног.
Мы ставим задачу — активизировать стопы и пальцы ног,
заставить их выполнять тонкие,
сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда.
Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика,но и разнообразные действия с самыми различными предметами:
Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.
Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.
Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Кусочки пластилина
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.
Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками,орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие:
можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
катать крупу между большим и указательным пальцами;
придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.
Предлагаем примеры нескольких пальчиковых игр:
1. Упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел.
Оттого и потолстел.
2. Упражнения для пальцев статические, т. е.простое изображение предмета:
Стул.
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
(Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе).
Флажок.
Я флажок в руке держу
И ребятам им машу.
(4 пальца вместе, а большой палец опущен вниз).
Цепочка.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д.)
Зайка.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)
Гусь.
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).
3. Упражнения для пальцев динамические (инсценировка небольших стишков):
Солим капусту.
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони рубим)
Мы морковку трём, трём, (кулачки трём друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём. (пальчики сжимаем и разжимаем).
Стираем платочки.
Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрём. (трём кулачок об кулачок)
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмём. (движение «выжимаем белье»)
А теперь мы все платочки
Так встряхнём, так встряхнём. (встряхиваем кисти рук)
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом. (кулачком правой руки гладим ладонь левой)
А теперь платочки сложим (хлопки ладошками)
И все дружно в шкаф положим. (руки на коленки)
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.
Желаем успехов!
Источник
Ендерова Валентина
Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 лет
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет.
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста играет огромную роль. Положительные моменты гимнастики — это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.Связь руки с мозгом перекрестная: левая рука связана с правым полушарием, а правая — с левым полушарием. Во время гимнастики работают обе руки. Первое время следует помочь ребенку поставить пальчики правильно.
Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
Для работы нужно выбирать два или три упражнения, постепенно заменяя их новыми. Любимые игры оставлять в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
Прежде, чем приступить к игре,обратите внимание на следующие моменты:
• Сначала сами «проиграйте» игру, прежде чем показать ее малышу;
• Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно,что поначалу ребенок будет пассивным слушателем: вы сами будете все показывать, рассказывать. Однако, периодическое повторение даст свои плоды.
• Учитывайте время активности малыша и его эмоциональный настрой. Не забудьте и о своем настроении, выразительности интонации, мимики;
• Ваша позиция не должна быть наставнической. Играйте «рядом» с ребенком, а не «над» ним.
• Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда, достигнете наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Предлагаю вам картотеку пальчиковых игр,которые я использую в своей работе:
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Вырос высокий цветок на поляне (показывают руками цветок,
Утром весенним раскрыл лепестки (разводят пальцы рук,
Всем лепесткам красоту и питание (движение пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят).
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошечко несём,
Всю тебя мы соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.)
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Сколько птиц в кормушке нашей
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, прячься»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Пальчик прячется в ладошку.
(Дети поколачивают сжатыми кулачками.)
Вот так, вот так.
Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)
Вот так, вот так.
Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)
Вот так, вот так.
Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)
Вот так, вот так.
Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Мы ладошки протянули.
И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
В прятки пальчики играли (Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.)
И головки убирали. (Усложнение: поочерёдно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.)
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)
Будем пальчики считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)
Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)
Вот такие нужные!
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)
Пальчиковая гимнастика «Зайка умывается»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ухо,
Полотенцем вытер сухо.
Пальчиковая гимнастика «Теремок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Стоит в поле теремок (Ладошки домиком.)
На дверях висит замок. (Переплетаем пальчики, делаем замочек.)
Пришёл котик – коток, (Перекатываем руки, не расцепляя пальцы – как змейкой.)
Трык- трок, трык- трок
И открылся замок. (Расцепляем пальчики, трясём руками.)
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)
Молоточками стучат, строят домик для зайчат
Вот с такою крышей (Ладошки над головой.)
Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.)
Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.)
Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.)
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)
Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)
Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)
Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)
Пальчиковая гимнастика «Умывание»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Льётся чистая водица, (Дети имитируют движения по тексту.)
Мы умеем чисто мыться.
Пасту для зубов берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнём тесто.)
Сладкий тортик испечём,
Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по плоскости стола.)
А верхушку сладким кремом.
И кокосовою крошкой (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук.)
Мы присыплем торт немножко,
А потом заварим чай («завариваем» чай.)
В гости друга приглашай.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (показывают волну)
Прилетели сто грачей, (машут руками)
А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)
А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я. (загните мизинец)
Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны).
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)
Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы правой руки)
Катя саночки везёт (проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу)
От крылечка до ворот,
А Серёжа на дорожке (сложив пальцы «щепоточкой», делайте бросающие движения)
Голубям бросает крошки.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячик. (помашите кистями правой и левой руки)
Пальчиковая гимнастика «Солнышко – вёдрышко»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Солнышко – вёдрышко, (сделайте «солнышко» из пальчиков – соедините указательные и большие пальцы правой и левой руки)
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут, (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой)
По камушкам скачут.
Дождик – дождик, полно лить, (ребёнок грозит указательным пальцем правой руки)
Малых детушек мочить. (ребёнок «стряхивает воду» с правой руки, затем – с левой)
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)
Кто его открыть бы мог?
Потянули, (движения кисти к себе)
Покрутили, (круговые движение кистью)
Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли! (пальцы разжимаются).
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)
Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)
Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).
Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)
Пришла весна ясная.
Птицы громко поют, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средним – «птицы открывают и закрывают клюв»)
Людям спать не дают.
Пчёлы гудят
В поле летят. (помашите кистями рук)
С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а за тем левой руки «идут» по столу)
Медок несут.
Пальчиковая гимнастика «Дом на поляне»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
На поляне дом стоит, (сложите ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались)
Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)
Мы ворота открываем, (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)
В этот домик приглашаем.
Пальчиковая гимнастика «Улитка, улитка…»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Улитка, улитка! (сожмите все пальчики ребёнка в кулак)
Покажите свои рога, (разжав пальчики ребёнка, переверните его руку ладонью вверх)
Дам кусок пирога, (загните мизинец правой руки)
Пышки, (загните средний палец)
Ватрушки, (загните безымянный палец)
Сдобные лепёшки – (загните мизинец)
Высуни рожки. (помогите ребёнку выставить вперёд вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки»).
Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Снег руками собирали,
Наши пальчики устали. (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)
Мы их будем растирать,
Мы их будем согревать. (энергично потирают ладонь о ладонь.)
Чтобы стали горячее,
Энергично разминать. (делают массирующие движения).
Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, (пальчики обеих рук «здороваются».)
В лес идём погулять, (пальчики» шагают».)
За черникой, (загибают по одному пальцу.)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке принесём.
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять,
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики в кулачки начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
Пальчиковая гимнастика «На лужок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.)
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
Приходи и ты, дружок!
Пальчиковая гимнастика «Надо спать»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).
А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой «бок».)
Такого не послушного
Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)
Пальчиковая гимнастика «Пирог»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Падал снег на порог. (Опускают ладони медленно.)
Кот слепил себе пирог. («Лепят» пирог.)
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк. (Пальчики «бегут».)
Пирожки себе пеки («Пекут» пироги.)
Не из снега – из муки.
Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)
Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)
Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки – баловницы
Тоже не отстали.
Пальчиковая гимнастика «Покорми лошадку»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Одной рукой я травку рву, (хватательные движения левой рукой)
Другой рукой я тоже рву (правой)
Я травкой накормлю коня. (Руки вытягиваем вперёд ладонями вверх.)
Вот сколько пальцев у меня. (Показываем.)
Пальчиковая гимнастика «Погладим котёнка»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
— Киса, кисонька, кисуля! – (Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев.)
Позвала котёнка Юля.
-Не спеши домой, постой! –
И погладила рукой.
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё доел,
Оттого и похудел. (Загибать поочерёдно пальцы, начиная с мизинца.)
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)
Будем пальчики считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)
Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)
Вот такие нужные!
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)
Пальчиковая гимнастика «Зайка умывается»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ухо,
Полотенцем вытер сухо.
Источник