Пальчиковая гимнастика и развитие речи ребенка

ирина мелихова
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастики для развития

речи дошкольников

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М.Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.Родители дома могут самостоятельно провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

Способствует овладению навыками мелкой моторики.

Помогает развивать речь.

Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развиваету ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение.

Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног.

Мы ставим задачу — активизировать стопы и пальцы ног,

заставить их выполнять тонкие,

сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда.

Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика,но и разнообразные действия с самыми различными предметами:

Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.

Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.

Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.

Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками,орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие:

можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

катать крупу между большим и указательным пальцами;

придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.

Предлагаем примеры нескольких пальчиковых игр:

1. Упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел.

Оттого и потолстел.

2. Упражнения для пальцев статические, т. е.простое изображение предмета:

Стул.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

(Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе).

Флажок.

Я флажок в руке держу

И ребятам им машу.

(4 пальца вместе, а большой палец опущен вниз).

Цепочка.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д.)

Зайка.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)

Гусь.

Гусь стоит и всё гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).

3. Упражнения для пальцев динамические (инсценировка небольших стишков):

Солим капусту.

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони рубим)

Мы морковку трём, трём, (кулачки трём друг о друга)

Мы капусту солим, солим, (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём. (пальчики сжимаем и разжимаем).

Стираем платочки.

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрём. (трём кулачок об кулачок)

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмём. (движение «выжимаем белье»)

А теперь мы все платочки

Так встряхнём, так встряхнём. (встряхиваем кисти рук)

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом. (кулачком правой руки гладим ладонь левой)

А теперь платочки сложим (хлопки ладошками)

И все дружно в шкаф положим. (руки на коленки)

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.

Желаем успехов!

Источник

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Займитесь с детьми пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность.

Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте с 6-7 месяцев: сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, палочки.

В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Например: «Сорока-белобока», «Этот пальчик – дедушка…», и т.д..

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно на занятиях  или в совместной деятельности (подобрать по теме занятия или теме недели). Например: а) для ясельного возраста

— Мы капусту рубим!(2 р.)

— Мы капусту режем!

— Мы капусту жмём!

— Мы морковку трём!

б) для среднего возраста

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять, (дети загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. (Шагают указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепят комочки двумя ладонями.

Птичек крошками кормили (движения пальчиками)

С горки мы катались, (ведут указательным пальцем правой руки по левой)

А ещё в снегу валялись (кладут ладони и переворачивают)

Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладони)

Съели суп и спать легли (движения ложкой, ладони под щёку)

в) для старшего возраста

Здравствуй.

Здравствуй, Солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, вольный ветерок!

 Здравствуй, маленький дубок!

 Мы живем в одном краю –

 Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с

пальцами левой руки, похлопывая друг друга

кончиками. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)

Можно с помощью пальчиков изображать фигуры животных, птиц и просто предметы.

Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:

  • Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.

Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук.

  • Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
  • Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.
  • Упражнения с шестигранными  карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
  • можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
  • катать крупу между большим и указательным пальцами;
  • придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
  • покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:
  • Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш! Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д. В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями.

Источник

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка.

Пальчиковая гимнастика полезна для малышей разного возраста. С самого рождения родители могут выполнять элементарные упражнения, поглаживая и массируя пальчики своего малыша. Для шестимесячных детей существуют комплексы пальчиковой гимнастики, которые позволяют развить мелкую моторику. Также, пальчиковая гимнастика применяется для школьников, чтобы дать отдых рукам, когда дети учатся писать.

С давних времен известно, что регулярные упражнения для рук и пальцев улучшают память и работу внутренних органов. Также, пальчиковая гимнастика используется для развития речи. Современные психологи отмечают, что если движения пальцев ребенка соответствуют нормам развития, то малыш не отстает и в разговорной речи. Если же не уделять этому важному моменту внимания, то у детей нередко наблюдается задержка в речевом развитии. Поэтому, начиная с шести месяцев, рекомендуется выделять 3-5 минут в день для пальчиковой гимнастики.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока – Ворона», «Ладушки»… Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития детской речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по развитию движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса  потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи и мышления.

2. Игры с пальчиками развивают координацию движений кистей и пальцев рук, умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий наглядный материал)

6. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это и в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.  

 Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое нарушение происходит своевременно.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

1)      Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

2)      Разминать  и растирать каждый пальчик вдоль, затем – поперёк;

3)      Растирать пальчики спиралевидными движениями.

Уже с 10 месяцев ребёнка можно и нужно учить:

— катать между ладошками пальчиками шарики и палочки разного размера;

— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

— перекладывать из одной коробки в другую разные предметы (безопасные для малыша) одной или двумя руками одновременно.

Сначала можно выполнять некоторые упражнения в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. По мере освоения движений ребёнок начинает выполнять их самостоятельно, а взрослый только проговаривает. Постепенно ребёнок сможет и проговорить, и сделать упражнения сам.

ПОМНИТЕ!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

Иначе результата не будет. Занимайтесь ежедневно около 2-5 минут. Во время занятий надо следить за состоянием ребёнка: если он начал скучать или утомился, то необходимо сменить задание или прервать занятие.

Сначала все упражнения для пальчиков выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.

Существует много разнообразных игр и упражнений для развития мелкой моторики кистей рук. Например:

— разминать пальцами пластилин и глину;

— катать по столу маленькие шарики, карандаши;

-двумя пальцами (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным) «ходить» по столу, изображая различные способы передвижения пешком;

— барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

— хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

— завязывать и развязывать узлы на толстой верёвке или шнурке;

— нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку;

— застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, крючки;

— различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками;

— рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнения выполняются сначала правой, затем левой рукой;

— мять пальцами поролоновые и резиновые игрушки, губку;

— рисовать, раскрашивать, штриховать;

— вырезать различные фигуры ножницами;

— рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой и т.д.

Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребёнка). Упражнения, которые требуют использования каких-либо предметов (которые почти всегда есть в обиходе), тоже не менее интересны для ребёнка.

Стихи, сопровождающие упражнения, – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

Требования к проведению игр:

  1. При проведении игр важна последовательность (от простого к сложному).

Не следует ожидать немедленных результатов, т.к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением.

2. Не следует ожидать немедленных результатов, т.к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением.

3. Занятия должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.

4. Никогда не начинайте занятия, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой.

5. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.

Многократное повторение станет радостным, интересным, особенно когда с малышом занимаются близкие ему люди – мама, папа, бабушка, дедушка

Источник