Пальчиковая гимнастика для развития речи ребенка

ирина мелихова
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастики для развития

речи дошкольников

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Родители дома могут самостоятельно провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

Способствует овладению навыками мелкой моторики.

Помогает развивать речь.

Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение.

Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног.

Мы ставим задачу — активизировать стопы и пальцы ног,

заставить их выполнять тонкие,

сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда.

Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:

Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.

Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.

Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.

Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие:

можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

катать крупу между большим и указательным пальцами;

придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.

Предлагаем примеры нескольких пальчиковых игр:

1. Упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Раз, два, три, четыре, пять,

Читайте также:  Развитие памяти и внимания ребенка раннего возраста

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел.

Оттого и потолстел.

2. Упражнения для пальцев статические, т. е. простое изображение предмета:

Стул.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

(Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе).

Флажок.

Я флажок в руке держу

И ребятам им машу.

(4 пальца вместе, а большой палец опущен вниз).

Цепочка.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д.)

Зайка.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)

Гусь.

Гусь стоит и всё гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).

3. Упражнения для пальцев динамические (инсценировка небольших стишков):

Солим капусту.

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони рубим)

Мы морковку трём, трём, (кулачки трём друг о друга)

Мы капусту солим, солим, (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём. (пальчики сжимаем и разжимаем).

Стираем платочки.

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрём. (трём кулачок об кулачок)

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмём. (движение «выжимаем белье»)

А теперь мы все платочки

Так встряхнём, так встряхнём. (встряхиваем кисти рук)

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом. (кулачком правой руки гладим ладонь левой)

А теперь платочки сложим (хлопки ладошками)

И все дружно в шкаф положим. (руки на коленки)

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.

Желаем успехов!

Источник

                      Гимнастика для пальчиков.

      В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона… «.   Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.  

     Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?  

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.  

  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.  

  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.  

  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.  

  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории (пример смотрите далее).   7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.    

     Упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

    С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?   В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.   Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз; разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк; растирать пальчики спиралевидными движениями.   Затем можно выполнять некоторые упражнения  в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.   Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребёнка нужно учить: катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.  

    Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Пальчиковая гимнастика: Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.  Когда  упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания: Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Можно предлагать любую последовательность упражнений. «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки и стихи. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу. Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.   Пусть каждая минута совместных занятий вернётся к вам сторицею! Желаем успеха!

Читайте также:  Умный ребенок все для развития ребенка

Упражнения для пальчиковых гимнастик:

Апельсин

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа 
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

Гости

К Кате гости прибежали, 
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, 
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) 
Маленькие гномики: 
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца) 
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики) 
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга) 
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого) 
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат —
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Домик

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик — отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки — съедят меня волки!!!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Читайте также:  Центр развития ребенка при садах

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки — жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

Ладошки

Ладошки вверх, 
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

Листья

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. 
(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Лужок

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка 
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Ножки

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)
Прямо по дорожке.
Вы шагайте — топайте,(постукивать пальчиками)
По лужам не шлёпайте,(погрозить пальчиком)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»), 
спать легли (ладошки под щечку).

Пчёлы

Вот улей, (показываем кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
(поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з…..» (щекочем ребенка)

Рыбка

Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Сапожник

Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток.

Мастер, мастер,
Помоги — 
Прохудились 
Сапоги. 
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдем сегодня 
В гости!

Снежок

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили 
(лепить,меняя положение ладоней) 
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим, («подбросить»,посмотреть вверх) 
Два – поймаем. (» ловят», приседают) 
Три – уроним (встают, «роняют») 
И … сломаем! (топают)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, 
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся 
(хлопаем в ладоши)

Счёт

Один, два, три, четыре, пять —
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять —
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Тесто

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп, 
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Хозяйка

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту.(поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять, 
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики «бегут» по столу) 
Каркает:»Вот и обед»
(указательный и большой пальчики «каркают».) 
Глядь (разводим ручками), 
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

Черепаха

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

                                            Песенка — инсценировка для малышей Е.С.Железновой 

Видео YouTube

                                                           Видео урок пальчиковых игр

Источник