Отсутствия отца на развитие ребенка

В мире нередко случается так, что отношения с матерью разрушают, мать подавляет и душит или, напротив, не выстраивает никаких границ. Во многом можно обвинить мать, ведь она является первым, а для многих и главным учителем в жизни. Но не стоит забывать, что в воспитании ребенка принимают участие двое – соответственно, не менее важны и взаимоотношения с папой. Крайне плохо отражается на воспитании отсутствие отца (или личности, его заменяющей).

Чем же столь пагубно отсутствие папы?

В первую очередь папа является первым примером выстраивания взаимоотношений с мужчинами во взрослой жизни. Очень затруднительно составить правильную схему поведения, если такого примера нет в детстве.

Отношения будут выстраиваться по примеру отношений с матерью, что не слишком целесообразно. В этой ситуации нет настоящего практического опыта общения с мужчиной, нет готовой схемы.

Приходится выстраивать его методом проб и ошибок. Повезет, если в жизни ребенка встретится человек, готовый взять на себя роль мужчины в этом вопросе (тренер, учитель, родственник).

Но может случиться так, что таким человеком окажется посторонний, слабо представляющий, что требуется ребенку. Ведь посторонний не в достаточной степени осведомлен о жизни ребенка, не может дать достаточной эмоциональной поддержки, не в курсе отношений с матерью.

Хорошо, если мужчина все же искренне общается с ребенком и удовлетворяет хотя бы одну из потребностей ребенка.

Но велика вероятность того, что посторонний мужчина подорвет доверие ребенка или заложит неверный фундамент для дальнейшего общения.

Когда подрастет мальчик, скорее всего, он заведет друзей, с которыми он сможет общаться «по-мужски». Но это не обязательно. Друзей, во-первых, может и не появиться. А во-вторых, друзья-ровесники не могут в полной мере компенсировать отцовское влияние.

Плюс в их дружбу также вмешается неумение мальчика строить отношения с мужчинами.

Частые столкновения с мужчинами, их интересами, конфликты на работе или на улице, законы иерархии наподобие волчьей стаи часто становятся темами книг и кинематографа, надежно формируют мальчика представление о враждебности других мужчин.

В будущем мужчина будет предпочитать иметь дело только с женщинами, что не является разумным выходом, ведь таким образом он откажется от опыта половины человечества.

В реальности общество мужчин это не только волчья иерархия, альфы и омеги. Нужно понимать, что это еще и опора, доверие, поддержка, солидарность.

Взаимоотношения с женским полом также могут пострадать, ведь мужчина будет склонен играть роль сына либо отца в отношениях. Если женщина согласиться подыгрывать и займет место матери или дочери соответственно, какое-то время это будет работать. Но не долго.

Со временем одному из них это надоест, а возможно, появится настоящий ребенок и от родителей потребуется выполнение их прямых обязанностей.

Начнутся конфликты, оба будут понимать, что что-то не так, это приведет к отдалению.

В свою очередь это чревато разводом или другими серьезными проблемами, например, связями на стороне для компенсации этих незрелых отношений. Подобная нездоровая схема взаимоотношений в семье может передаться «по наследству» детям и так далее.

Что же можно сказать о девочках, лишенных отцовского влияния?

В известном смысле тут все еще сложнее. Выросшей женщине приходится жить с мужчиной и наблюдать его недостатки. Женщина, выросшая без отца, вполне возможно, терпеть их не станет.

Она, вероятнее всего, будет ждать «принца на белом коне», не имеющего изъянов (а таких, как известно, не бывает), либо предпочтет найти себе «маменькиного сынка».

Все это ведет к повторению изложенного выше сценария и грозит ранним разладом личной жизни.

Резюмируя, стоит еще раз обратить внимание на то, что не только мама, но и папа является огромной частью мира ребенка. Он является той самой основой для построения взаимоотношений со всеми мужчинами в будущей жизни и важным лицом для воспитания ребенка.

Источник

Важность отца в семье невозможно переоценить. Ведь он является главой дома и основным добытчиком для семьи. Растущие дети очень нуждаются в воспитании своего отца. Даже больше, чем им нужны те деньги, которые он зарабатывает вдали от дома. К тому же, отсутствие отца в семье негативно сказывается не только на детях, но и на их матери. Ведь ей так не хватает поддержки со стороны сильного пола.

Хочу поделиться с вами небольшой историей, которую мне рассказала одна женщина на консультации по семейным вопросам. Ее муж купил автомобиль своему сыну на День Рождения. Он дал своей жене ключи, чтобы та передала их сыну. Потому что ему нужно было ехать на работу в другой город. Он полагал, что сын будет очень рад получить такой подарок. Но к его величайшему удивлению, сын отказался принять автомобиль. Парень сказал: «Я бы хотел, чтобы мой отец был просто рядом на мой День Рождения, даже без таких дорогих подарков».

Детство является ключевым этапом в жизни ребенка

Те советы, которые дает отец своим детям, его любовь и мужественность, придают им уверенность и спокойствие. Которые так необходимы для построения здоровой личности. Детство проходит очень быстро, что мы просто не успеваем его замечать. И те родители, которые не были рядом со своими детьми в этот период, будут однозначно жалеть в будущем. Ведь именно в это время у детей формируется характер, взгляды, амбиции и мечты. Как только дети вырастут, становится очень трудным что-то изменить из этого.

Мужчина ни в коем случае не должен предполагать, что ответственность за воспитание полностью лежит на жене. Оба родителя должны работать над тем, чтобы их дети были счастливы и росли надлежащим образом. Несмотря на то, что отцы очень много работают, чтобы обеспечивать свою семью, их присутствие чрезвычайно важно для детей. Очевидно, что родитель, который мало общается со своими детьми, не имеет возможности оказывать на них влияния. Ведь в семьях очень часто бывает так, что отец уходит на работу, когда его дети еще спят, а возвращается поздно ночью, когда они уже уснули. Они редко проводят вместе время. И в таких случаях воспитанием детей занимается только мама.

Детям нужны оба родителя, которые будут любить их

Даже в том случае, если дети будут иметь отчима, то прежде чем он сможет оказывать какое-нибудь влияние на них, ему в первую очередь нужно показать свою любовь и заботу. Детям нужны родители, которые их любят, чтобы вырасти полноценными членами общества. Исследования показали, что дети, чьи отцы находятся далеко от них, имеют большую расположенность к различным вредным привычкам. Таким как алкоголь, сигареты и многие другие.

Кроме этого, в наше время родители должны понимать, что их дети находятся под влиянием не только людей, которые их окружают, а также интернета и рекламы. Поэтому, отец и мать должны совместно работать над тем, чтобы удержать детей от негативных факторов окружающей среды. Потому что один человек не может бодрствовать целый день ухаживая за детьми. Поэтому присутствие отца в семье крайне необходимо. Когда отец рядом, мать может вздремнуть, зная, что ее муж присматривает за детьми. А под постоянным присмотром и заботой, дети ведут себя намного лучше и вырастают более дисциплинированными. Ведь они знают, что рядом всегда есть два родителя, которые следят за каждым их шагом.

Читайте также:  Общая оценка развития и поведения ребенка образец

Как отсутствие отца в семье влияет на мальчика и девочку

Мать, как бы она этого не хотела, не может сама предоставить того, что могут оба родителя. Отсутствие отца в семье повлияет на детей во многих областях. Особенно, если у мальчика не будет рядом человека для подражания. Отсутствие отца будет препятствовать эмоциональной зрелости парня. Поскольку он будет видеть эмоции только своей матери.

Общеизвестно, что матери более эмоциональны и терпимы, чем отцы. В результате они не смогут сделать парня более дисциплинированным и придать ему мужского очертания. Но бывают и такие случаи, когда отсутствие отца в семье положительно сказывалось на человеке. Потому что ему уже в раннем возрасте приходилось много работать и брать на себя ответственность за семью. Он рассчитывал только на свои силы, и старался развивать и проявлять свои лучшие качества. Что в будущем сделало его серьезным и ответственным человеком.

Отсутствие отца в семье также сказывается и на девочках. Они будут чувствовать себя менее защищенными. Им не будет кому показать, как мужчина должен относиться к своей жене и семье. Под влиянием заботливого отца, девочки вырастают более женственными и уверенными в себе. Когда в семье есть отец, они «из первых рук» изучают основные правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной, наблюдая за своими родителями. Без отца дети не видят нормальных отношений. И им не с чем будет сравнивать это во взрослой жизни.

Может ли мать заменить отца

Некоторые матери могут дисциплинировать своих детей. Но исследования показывают, что когда рядом нет мужчины, дети с большей вероятностью начнут проявлять плохое поведение. Это может быть из-за того, что дисциплина отца часто более могущественна и уважаема, чем матери. Или из-за того, что у матери-одиночки меньше времени и энергии, чтобы контролировать своих детей.

Мать по большому счету более нежна и добра со своими детьми. И дети намного чаще будут игнорировать указания своей матери. Ведь как бы она не старалась, но воспитывая ребенка в одиночку, она может обеспечить только образец для подражания, интерпретируемый с женской точки зрения. Дети в любом случае ощутят отсутствие отца в семье, и поймут, что им чего-то не хватает. Особенно, когда будут видеть, как другие дети играют со своими папами. Отсутствие мужского влияния более заметно у мальчиков. Которые часто отражают манеры и жизненную философию своего отца. И делают они это на подсознательном уровне.

В том случае, если отец отсутствует из-за развода, то дети могут чувствовать себя отвергнутыми отцом, который не хочет иметь с ними ничего общего. Хотя я знаю много случаев, когда дети разыскивали своих отцов после многих лет разлуки. Ведь они навсегда остаются в сердцах своих детей. С обоими родителями у детей будет больше возможностей для веселья, приятного время провождения и познания мира. Один родитель может быть хорош в определенных областях, таких как художество и искусство. В то время как другой, может развивать интерес у детей к спорту, моделированию, либо компьютерным технологиям.

Как отсутствие отца в семье влияет на образование детей

Нехватка денег из-за отсутствия отца, может повлиять на благополучие ребенка и его будущее. Даже отец, который платит алименты, не даст столько денег, сколько полноценный член семьи. Дети без поддержки отца, не имеют шансов получить качественное образование. Это связано с тем, что им не хватает средств на оплату обучения. Они даже не могут продолжить свое образование. Потому что им нужно как можно скорее покинуть школу, чтобы работать и помогать своей матери материально. Благодаря совместным усилиям, родителям намного проще воспитывать и обучать детей.

Если подвести итог, то из-за отсутствия отца в семье, дети не получают полноценную эмоциональную поддержку. Они менее обеспечены и не получают должного образования. Мать не способна воспитывать детей должным образом. Она будет вынуждена прибегать к помощи посторонних мужчин. Однако, в ситуации, когда отец отсутствует из-за развода и по причине несовместимости с женой. Детям может быть лучше, если их родители будут жить отдельно. Отсутствие отца — это действительно большая проблема. Но жизнь в доме полном насилия, не может быть лучшим вариантом.

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Брага Е.О.

1

1 Донецкий национальный университет (ДонНУ)

Рассмотрены и проанализированы основные теоретические подходы к проблеме отсутствия отца в семейной структуре с точки зрения определяющего характера формирования представления об отцовстве у юношей из неполных семей. Раскрыты основные причины отсутствия отца в семье объективного и социального характера. Описаны особенности восприятия ухода отца из семьи в зависимости от возрастной градации. Рассмотрены основные типы отношений в семье в соответствии с позицией матери касательно отсутствующего отца. Проведено сравнение личностных особенностей юношей из полных семей и их сверстников из семей, в которых отсутствует отец. В соответствии с полученными результатами необходимо отметить, что данная проблема является широко распространенной и актуальной для дальнейшего изучения. Имеющиеся концепции касательно рассматриваемого вопроса дают большое количество информации, полезной в работе семейных психологов.

неполная семья. личностные особенности

уход из семьи

семейная структура

образ отца

отцовство

отсутствие отца

1. Белогай К.Н. Структурные компоненты родительского отношения личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. – Кемерово, 2006. — 181 с.

2. Евсеенкова Е.В. Опыт исследования продуктивного отцовства в рамках работы с тренинговой группой // Феноменология потребностей современного человека : тезисы докл. на теоретико-практической конференции. – Кемерово, 2009. – С. 113-114.

3. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. — 2006. — № 1. – С. 87-100.

4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М. : Гардарики, 2004. — 320 с.

5. Кон И.С. Этнография родительства. – М. : Смысл, 2000. — 120 с.

6. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития . — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2006. — 608 с.

7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М. : ЗАО «Институт психотерапии», 2003. — 295 с.

8. Семенюк Н.И. Сценарий родительского собрания для пап // Классный руководитель. – 2005. — № 3. — С. 50-57.

Читайте также:  Задержка психо речевого развития ребенка

9. Семушина С.А. Роль отца в формировании личности ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/549311/ (дата обращения: 16.04.2013).

Введение

Рост числа разводов и неполных семей, современные методы искусственного оплодотворения, развивающаяся практика воспитания детей в лесбийских парах [1] все чаще приводят к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка, что ставит перед психологической наукой вопрос о последствиях таких сдвигов в воспитании для психического развития детей, их сексуальной идентичности, эмоционального благополучия [1]. Падает влияние отца в случае развода. Современная тенденция к воспитанию детей одним родителем, в подавляющем большинстве случаев — матерью, приводит, как было отмечено еще в начале XX века П.П. Блонским, к обеднению самого процесса воспитания, разрушению связей между поколениями, прерыванию идентичности, проблемам личностного становления молодого поколения, росту социальных проблем. По словам разведенных отцов, только треть из них видит своих детей часто и может заниматься их воспитанием. Жены оценивают положение пессимистичнее, говоря об отсутствии отношений между отцом и ребенком вдвое чаще. Причина этого — не в нежелании отцов, а в настрое разведенных женщин. Лишь 17% опрошенных женщин сказали, что хотели бы более частых контактов отца с детьми, а 41% предпочли бы, чтобы таких контактов не было вовсе [9].

В рассмотренной литературе существуют различные концепции отсутствия отца в семейной структуре как детерминанты представления об отцовстве, однако научная новизна данной работы состоит в систематизации проанализированных знаний с целью комплексного их рассмотрения.

Цель работы: проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отсутствия отца в семейной структуре как детерминанты представления об отцовстве.

Задачи работы:

1) рассмотреть основные особенности отсутствия отца в семейной структуре;

2) раскрыть сущность представления об отце у ребенка;

3) систематизировать концепции различных авторов по поставленной проблеме.

Для написания данной статьи автором использовался системный метод психологии, в частности его целостный тип, с целью более детального и целостного рассмотрения проблемы.

Говоря об отсутствии отца в семейной структуре, следует отметить, что этому могут быть несколько причин. Объективная причина — изначальное отсутствие отца в семейной структуре или же его смерть. В последнем случае, возможно, ребенок имел какой-либо опыт взаимодействия с этим родителем, в зависимости от возраста ребенка, в котором отец ушел из жизни.

Однако всё чаще отсутствующим отцом называют мужчин, которые не в силах принимать должного участия в воспитании по социальным причинам: развод супругов в большинстве случаев создает дистанцию близким взаимоотношениям отца и ребенка. Другая причина коренится в необходимости много работать, и тогда ребенок практически не видит своего отца, количество их контактов минимально. Есть также влияние субъективного отношения мужчины к воспитательским обязанностям, когда физически он находится в семье, располагает свободным временем, но добровольно отстраняется от контактов, и в данном случае степень его вовлеченности достаточно низкая.

Следует отметить, что для маленького ребенка в возрасте 1-2 лет лучше всего вообще оборвать контакты с родителем, покинувшим семью по различным причинам, пока еще нет прочных связей. Здесь имеются следующие аргументы: отношения создаются с первых дней жизни ребенка, если родители заботятся о нем и удовлетворяют его физические и психические потребности. Отсутствие одного из родителей ребенок воспринимает как потерю, даже если он пока не может это выразить.

Если дети ко времени развода уже достаточно взрослые, родному отцу особенно трудно перестать считаться отцом. Дети по-прежнему называют его папой, он становится «старым» отцом, и многие дети даже гордятся тем, что у них два отца. Но характер отношений с ребенком должен измениться, чтобы не причинять вреда ребенку и его новой семье. Необходимо иметь в виду, что новый воспитатель не может просто перенять методы, тон и стиль ушедшего из семьи родителя.

В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, и мальчиков, живущих с матерями, сравнивали с детьми из полных семей. Те из них, которые жилн с отцами, лучше адаптировались в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями [8]. Психологические исследования также показывают: дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении. Дети «холодных», эмоционально отстраненных отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке [6].

В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений. Первый определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце, строить воспитание, будто его и не было. Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца, изжить положительные впечатления о нем у ребенка. Она всеми силами стремиться убедить ребенка, что отец был плохим человеком, что семья неполная только из-за него. Третий тип воспитания без отца требует от женщины выдержки, самоконтроля, связан с созданием у ребенка представления об отце как об обычном человеке, с достоинствами и недостатками [7].

У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, они менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, робки [4]. B.C. Мухина утверждает, что отсутствие отца способно повлиять на характер мальчика, формируя у него покорность, беспечность, изнеженность [6]. Важно общение мальчика со взрослыми мужчинами — дедушкой, дядей, друзьями. Таким образом, социальная ситуация развития ребенка в неполной семье в большинстве случаев рассматривается как депривирующая.

Молодые люди, выросшие в семье без отца (в силу разных причин), в основном отрицательно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это влияет на их взгляды, и будущее отцовство для них представлено такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению. В отношениях это эгоистичный человек, ставящий свои интересы превыше всего; он стремится к самореализации в профессии и сфере образования. При этом придает большое значение семье как основе жизни.

Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучны, они представляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений. Он стремится реализовать себя во всех жизненных сферах. Для него главное — это благополучие семьи, решению её проблем отдается много сил и времени. Как следствие — заинтересованность в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом [2].

Представления о собственном отцовстве у молодых мужчин содержат в себе и образ идеального отца, тот образец и эталон, на который можно ориентироваться при формировании реальной отцовской позиции.

Читайте также:  Центр развития ребенка спб на невском

О.Г. Калина и А.Б. Холмогорова, экспериментально исследовав влияние образа отца у подростков на их эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность, представили следующие результаты. Амбивалентный отцовский образ младших подростков-мальчиков влияет на увеличение симптомов депрессии, уменьшение уровня маскулинности. Для старших подростков-юношей отсутствие отца в семье не будет существенно отражаться на их маскулинности, если при этом образ отца у юноши позитивен или амбивалентен. Однако если образ отца негативен или недифференцирован, и отец не живет с сыном, его маскулинность будет существенно ниже, чем если бы отец жил с ребенком, даже в случае его негативного образа. На фемининности девочек младшего подросткового возраста отсутствие отца сказывается только в том случае, когда его образ амбивалентен, а особенно — негативен (это приведет к уменьшению фемининности). Подростки, имеющие в представлениях негативный отцовский образ, также имеют высокий уровень выраженности тревожной и депрессивной симптоматики [3].

Восприятие отца, проявляющего эмоциональную теплоту в отношениях с детьми, связано с меньшим уровнем депрессивности для групп младших и старших подростков обоих полов. Наоборот, эмоционально негативный отцовский образ значимо связан с большим уровнем депрессивности для тех же групп. Восприятие отца как сверхконтролирующего положительно связано с уровнем депрессивности мальчиков обеих возрастных групп, а с уровнем тревожности — только в старшей возрастной группе. У девочек такое восприятие отца оказывается положительно связанным с уровнем тревожности только в младшей возрастной категории. Образ отца, способствующего автономии и независимости подростка, значимо связан с эмоциональным благополучием только у детей младшей возрастной группы, причем для мальчиков — с уровнем депрессивности и тревожности, а для девочек — только с уровнем депрессивности.

Воспринимаемый как позитивный эмоциональный образ отца положительно связан с маскулинностью и фемининностыо мальчиков обеих возрастных групп и фемининностью младших и старших девочек. Восприятие отца как сверхконтролирующего негативно связано с маскулинностью и фемининностью только у младших подростков-мальчиков. Восприятие отца как способствующего росту автономии и независимости положительно связано с маскулинностью младших подростков-мальчиков и фемининностью младших подростков-девочек.

Эмоционально позитивный отцовский образ положительно связан как с маскулинностью, так и с фемининностью мальчиков обеих возрастных групп, а для девочек — только с фемининностью. Возможно, это объясняется особенностями идентификации мальчиков с отцом, которая предположительно имеет место независимо от степени его маскулинности. Если отец андрогинен (отмечается общая тенденция к андрогинизации мужчин) и его образ эмоционально позитивен, то мальчик идентифицируется с андрогинностью отца, т.е. его маскулинностью и фемининностыо. Для девочек же отцовский образ важен для поддержания и развития чувства женственности, поэтому его позитивность способствует усилению фемининности девочек [4].

Обобщая сказанное, можно заключить, что отсутствие в семье отца и типа его образа у подростка могут быть независимыми причинами определенных проблем психического развития, а иногда и действовать совместно.

Уникальность отца состоит в том, что он способствует отделению ребенка от матери, вводит его в качественно новое пространство отношений, открывая ему мир за пределами замкнутой диады «мать-ребенок», олицетворяет собой закон, порядок, устойчивость семейной структуры. В ситуации, когда отцовский образ эмоционально негативен и холоден, неокрепшее «Я» ребенка может не справиться с внутренней критикой со стороны отцовского образа, отсутствием поддержки и одобрения. Отделение от матери, развитие чувства автономности будут затруднены, отцовский образ не будет олицетворять собой адекватный закон и систему правил. Возможными последствиями этого являются проблемы с агрессией (по механизму идентификации с агрессором, чтобы справиться с чувством вины, стыда, разочарования, злости) либо депрессивная симптоматика ребенка [6].

Фактическое отсутствие отца в семье, безусловно, связано с определенными трудностями для ребенка. В то же время и в неполной семье развитие ребенка может быть вполне нормальным, т.к. связь между полоролевой идентичностью и наличием в семье отца не является однозначной: многие мальчики, растущие без отца, все же развивают адекватную полоролевую идентичность. Другими словами, отцовское отсутствие не является пагубным само по себе. Важнее то, как репрезентируется образ «внутреннего отца», представленного в психике ребенка.

Представления об отцовстве у детей из полных и неполных семей имеют существенные различия, кроме того, значение имеет то, каким именно воспринимался образ отца — негативным, отстраненным, амбивалентным. Однозначной общепринятой теоретической модели, прогнозирующей последствия воспитания в неполной семье для детей, на сегодняшний день не разработано. Можно лишь говорить о том, что представления об отцовстве формируются не только на основе реального опыта взаимодействия с родителем мужского пола, преломленного через призму собственного восприятия (субъективное отношение), но и с учетом эталона идеального отца, тех качеств, которыми, по мнению ребенка, должен обладать самый лучший отец. Комбинация нескольких компонентов, имеющихся в сознании человека, обусловливает уникальность его представлений об отцовстве.

Таким образом, в соответствии с поставленными целью и задачами, можно сделать следующие выводы.

В рассмотренных теоретических подходах приведены основные причины отсутствия отца в семейной структуре. В частности, к таковым следует отнести: объективные причины (смерть отца) и причины социального характера (развод, загруженность отца работой, отсутствие внимания к ребенку в семье со стороны отца). Также указанными авторами приведена возрастная градация восприятия ребенком отсутствия отца в семейной структуре, согласно которой в раннем детском возрасте уход отца из семьи переживается значительно легче, нежели в более поздний возрастной период, в силу несформированной эмоциональной привязанности.

Также следует отметить, что, согласно рассмотренным концепциям, личностные особенности детей из неполных семей отличаются от таковых у детей из полных семей в сторону большего стремления к самоутверждению и самореализации.

В целом отсутствие отца в семье является важным компонентом формирования представления об отцовстве, поскольку у юношей из неполных семей формируются особые паттерны поведения в плане собственного отцовства, которые могут включать в себя как безответственность, так и гиперответственное отношение к собственной роли отца.

Проведенная систематизация взглядов авторов приведенных концепций позволяет рассматривать более подробно и целостно проблему отсутствия отца в семейной структуре с точки зрения определяющего характера в формировании представления у юношей из неполных семей об отцовстве.

Результаты данной работы могут быть использованы в качестве теоретического подспорья при разработке тренингов по формированию моделей отцовского воспитания, а также в консультативной в работе семейных психологов.

Рецензенты:

Максименко Сергей Дмитриевич, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологи им. Г.С. Костюка, г. Донецк.

Стяжкина Елена Викторовна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории славян Донецкого национального университета, г. Донецк.

Библиографическая ссылка

Брага Е.О. ОТСУТСТВИЕ ОТЦА В СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТЦОВСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9075 (дата обращения: 14.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник