Отставание в развитии ребенок полтора года
В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ «Дети» Kaktus.media рассказывает о правильном развитии детей. На прошлой неделе мы затронули очень важную тему – отставание в развитии детей до года.
Сегодня поговорим об отставании в развитии детей 1-3 лет. Разобраться в том, как определить, отстает ли в развитии ребенок и что с этим делать, нам помогли детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова, консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова.
Напомним, при поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано «Руководство по развитию детей от рождения до трех лет», которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.
Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в «Дневнике развития детей от рождения до 7 лет». Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование «Дневника развития ребенка» для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских педагогических чтениях.
ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на «Дневник развития детей от рождения до 7 лет», которые можно оставить в комментариях.
Ранее детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова рассказала Kaktus.media, что с самого рождения у ребенка должно быть медицинское и других специалистов, по возможности, сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики и другие специалисты были оснащены стандартами развития ребенка. Родители же должны обращаться к специалистам.
Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.
Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.
Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети «выстреливают» в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз «аутизм» в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.
Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то в первую очередь ребенка с серьезной умственной отсталостью необходимо научить базовым вещам: гигиене (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно научить всему, что не сделает его обузой для тех, с кем он живет. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку, чтобы он морально не напрягал. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.
Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?
При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).
Ребенок 1-2 года
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Имеет плохой аппетит.
- НЕ ходит самостоятельно в 18 мес.
- НЕ может сохранять равновесие, когда он сидит, стоит или ходит.
- НЕ удерживает предметы, которые ранее удерживал.
- НЕ следит за движущимися предметами.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ отвечает на свое имя.
- НЕ реагирует на других, не смотрит им в глаза.
- У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- НЕ знает и не использует функций общедоступных предметов (чашки, телефона и т.п.) к 24 месяцам.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ произносит названия знакомых предметов к 18 месяцам (даже по-своему, не точно).
- НЕ слышит и не понимает обращенную к нему речь.
Ребенок 2-3 лет
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ играет в подвижные игры.
- Неуверенно двигается, часто падает.
- НЕ может брать и удерживать маленькие предметы.
- Плохой аппетит.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ отвечает на свое имя.
- НЕ общается с детьми и взрослыми.
- Ребенок сосет большой палец руки.
- У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
- НЕ различает проявление эмоций близкими людьми, не выражает разнообразных эмоций сам.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- Отсутствует интерес к играм с игрушками и предметами-заместителями.
- НЕ реагирует на других.
- НЕ понимает и не объясняет простые причинно-следственные связи.
- НЕ задаёт вопросов об окружающем мире.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ способен говорить фразы из нескольких слов.
- НЕ способен понимать обращенную к нему речь.
- НЕ отвечает на простые вопросы.
- НЕ выражает словами свои потребности и желания.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ от 1 года до 3 лет
Эмоции:
- Давайте ребенку возможность самостоятельно что-либо делать и радуйтесь за него, если у него это получается. Это разовьет в нем уверенность в себе.
- Он может рассердиться и ему может стать досадно, если не получит то, что захотел. Расскажите ему о его чувствах.
- Он научится правилам быстрее, если их будет немного и они будут четкими и постоянными.
- Он хочет делать все по-своему, упрямится. Иногда он ведет себя как младенец, иногда как повзрослевший. Отнеситесь с пониманием к этой фазе в развитии: возьмите его на руки, когда он хочет быть как младенец, и давайте ему больше независимости, когда ведет себя как взрослый. Этим самым вы окажете ему незаменимую услугу.
Общение:
- Этот возраст важен для постановки речи и понимания значения слов. Стимулируйте обучение, наблюдая за его действиями и сопровождая это речью. Используйте каждую возможность, чтобы поговорить с ребенком (например, во время кормления, купания или занимаясь своими делами рядом с ним).
- Задавайте простые вопросы и отвечайте на вопросы ребенка и поддерживайте разговор. Поощряйте малыша повторять слова. Слушайте слова ребенка, обращайте внимание на его жесты, это будет стимулом для ребенка вести разговор с вами. Игры на подражание, книги, песни, стихи, рассказы, игры с чередованием ролей внесут разнообразие в развитие ребенка.
Движение:
- Он начинает чаще и более умело пользоваться ведущей рукой. Давайте возможность пользоваться той рукой, которую «выбрал» мозг. Он может практиковаться, когда самостоятельно кушает, одевается, рисует, выводит каракули, играет с водой, играет с предметами, которые он может собирать или складывать, класть или вытаскивать из емкости.
- Выходите на улицу, где он может бегать, прыгать, карабкаться. Это укрепит его физически.
© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии
Источник
Ребенок девочка, 1,8 года.
Не говорит, нет даже лепета. Не показывает пальчиком. Не машет ручкой пока-пока. Знает маму и папу, виснет. Не играет в ролевые игры, игрушки. Любит играть с дверью, открывать-закрывать, играет с не предназначенными для игр вещами, любит шевелить туда-сюда, то что открывается-закрывается. Если ее позовешь, как будто не слышит, если занята чем то, например, играет с выключателем. На имя не всегда отзывается, просьбы не выполняет. Не приносит ничего по просьбе. Как будто бы даже не понимает, если ее попросить покажи где …(что нибудь). В глаза плохо смотрит, сразу отводит взгляд. К чужим на руки не идет,иногда даже не дает дотронуться, отталкивает рукой чужую руку.
Врач сказал, что заговорит позже, нет повода для волнений, но я считаю что это не так. Выскажите свое мнение, пожалуйста.
имхо, отставание есть.
У меня месяцев 11 не показывал пальцем, и то я переживала. Где-то в год начал. Пока-пока — уже говорить нужно, а она даже не показывается.
Не отзывается. Не приносит вещь.
Я считаю, проблемы есть.
У меня чуть старше ребенок на пару месяцев — делает все, вами перечисленное.
судя по вашему описанию, у детки могут быть аутические наклонности. Почитайте про них, сопоставьте
Ну и врач! Бегом к другому, лучше хорошему специалисту, а не к поликлиническому. Очень похоже на аутизм, если честно.
+1 по описанию создается впечатление что не слышит
и реагирует только когда видит говорящего
а тогда объяснимо что и не говорит
+100, поведение неслышащего ребенка часто похоже на аутистические черты.
Мне кажется, волноваться стоит. По описанию. Идите к другому врачу, проверяйте слух.
Не очень понятно:
1. Указательного жеста ВООБЩЕ нет?
2. На имя НИКАК не отзывается, или «не отзывается, ЕСЛИ занята»?
3. «Не говорит» = никогда не издавала и не издает вообще никаких звуков?
Вряд ли слух, больше на аутизм похоже, особенно
отсутствие глазного контакта
игры с дверью
отсутствие указательного жеста
в 1,8 слух я думаю, уже проверяли
С едой как? есть все или избирательна?
1. Нет вообще
2. Такое чувство, что отзывается не на имя, а вообще если позвать несколько раз, просто на голос, и не всегда, иногда надо несколько раз позвать и громко, может посмотреть а может и нет.
3. Звуки издает типа ээээ, мммм, и т.д.
Нет, все таки реагирует на звуки.
Например на звук открывающейся двери может и не отреагировать, не посмотреть кто зашел. Но если заговорить, поворачивается и посмотрит. Т.е. мне кажется, не понимает того, что если дверь открылась, значит кто то пришел.
В глаза посмотрит и сразу отводит взгляд, как будто стесняется, но я вижу что другие дети рассматривают чужих с интересом в этом возрасте, отводят взгляд более старшие дети, если им пристально смотреть в глаза.
Насчет еды надо кормить с песнями и плясками, с мультиками, под телевизор, мясное очень любит, сама ест, если в руку дать.
Я б сходила с хорошему неврологу, и все-все подробно рассказала, не упуская не единого нюанса. А то Вам тут «понаставят» сейчас «диагнозов».
Не затягивайте с консультацией у грамотного неврологга. желательно из больницы, практикующего, не из поликлинники.
И лучше, если на дом, чтоб посмотрреть ребенка, как он играет в домашней обстановке. Прроблемы у вас точно есть и работа в любом случае предстоит, лучше начать раньше.
Зачем вы устраиваете весь этот ужас?!?!
Иди мимо, без твоего мнения точно обойдемся, за.бала уже во всех топах.
Н-да. Сочувствую ребенку. У быдла-родителей мало шансов нормальным вырасти. Но вдруг получится, удачи детке!
Где я писала, что Я родитель этого ребенка, а, убогая?
Ну ка ссылочку сюда. Ты троллиха или просто дура?
Бугага, так это свиристелка сама про себя написала))))
» В глаза плохо смотрит, сразу отводит взгляд»
Тревожный сигнал, аутизм (?)
ну это ни о чем не говорит — может просто не интересует кто вошел
но факт что явно ненормально
идите к другому врачу
невролог обязательно
и слух проверить тоже надо — это сурдолог или аудиолог, как-то так они называются, разновидность лоров в моем понимании )))
А если не прыгать вокруг — сколько она может не есть?
Автору — ребенка надо обследовать — психиатр, невролог…Ну лор тоже, да, но я думаю, уж слух то за 1,8 лет жизни вы проверяли не раз…
Ты самое быдло и есть. Убогое, с огромным самомнением. Очень неприятное существо.
Спасибо всем за отзывы. Я была уверена, что есть проблемы, и вы убедили меня в этом еще больше.
Все дело в том, что родители девочки молодая пара, (мама девочки моя родственница),прячут голову в песок, отец вообще не разбирается что к чему, не умеет вообще с ребенком общаться и заниматься видимо в силу своего возраста, 21 год, мама ходит только на прием к педиатру по плану, она то и сказала, что «не волнуйтесь, заговорит сразу предложениями». К невропатологу ходили в год по плану, к поликлиничному, ничего не сказал, хотя она не ходила в год, пошла только в 1,4. Родители конечно же видят, что она отстает в развитии от ровесников, но считают что догонит. Говорить им пыталась, но мать только обижается и ничего не делает к сожалению. Устает от нее и постоянно включает мультики, чтоб заняться своими делами…
Еще не покидает мысль о педагогической запущенности, т.к. детке не читают книжки, не учат как играть и т.п. но мама утверждает, что ребенку ничего не интересно.
Не ваш ребенок? Ну и славно. Не лезьте. Свою голову не приставишь. Вы один раз сказали, что вам со стороны проблемы кажутся? Ну и все, дальше дело родителей.
Я не лезу в прямом смысле слова. Стараюсь быть тактичной. Но не совсем с вами согласна. У мамы детки(ей 19), своей мамы нет, у папы родители не принимают совершенно никакого участия. У пары это первый ребенок, и опыта никакого, они многого не знают…и получается что подсказать им некому, кроме меня. Мне в свое время очень мама помогала с первым ребенком,я родила еще раньше, книжки нужные приносила по питанию и по воспитанию, давала мудрые советы и т.д. А моя родственница ни чего не читает даже о воспитании детей, все время проводит вконтакте и смотрит передачи по телевизору…если ничего не говорить и не «лезть», то время будет упущено((( а потом они будут локти кусать…
Найдите тогда невролога и сводите сами девочку. Понятно же вам, что не будет ничего мама искать и водить никуда. Ну, раз вы такая инициативная.
А потом будет какое-то заключение и пусть уже сами думают.
И еще, мне кажется, сто когда они ее будут пытаться в садик пристроить вот тут и начнутся приключения у них ((
Ну вот это зря.
У моего брата проблемы с дочкой были, его жена из серии — «ест, пьет и все нормально..», типа все остальное само дорастет.
Пока я пару раз мозги не промыла брату, не зашевелился. Потом у врача в самом деле обнаружились проблемы. Во-время начали лечить, и результат на лицо!
По первому посту было понятно, что пишут не о своем ребенке, с каким пренебрежением написано.
Сейчас найти информацию намного проще. Книжки не надо «приносить». Мама контактом пользоваться научилась? Значит, и инфу о здоровье может найти, ЕСЛИ ЗАХОЧЕТ. Не хочет- значит, у ребенка судьба такая.
Готовы САМИ водить его по врачам, платить за обследования, возить на процедуры и занятия с логопедами? Вперед.
НЕ готовы? Дайте ОДНОКРАТНЫЙ совет и отстаньте от них.
там до логопедов как до луны
+ у евских все кондиционные
Да! Я готова. Но родители детишки ничего не хотят слушать, куда уж там мне ее взять и водить по врачам, не насильно же я ее отберу и поведу.
Вам показалось, никакого пренебрежения нет и в помине! Просто я старалась излагать только факты, без всяких уси пуси…
Ребеночка я люблю очень.
Значит, у ребенка судьба такая. Педиатр районный его видит? Значит, опеке жаловаться бесполезно. Все. Займитесь своими делами, найдите себе хобби.
У меня тоже сердце болит за одну девочку, у которой мама безмозглая, но я объективно НИЧЕГО не могу с этим сделать. По мозгам съездила? Съездила. Вняли или нет- их дело. У меня своя жизнь.
В этом деле советовать не получится — вы либо САМИ начинаете заниматься ребенком (играть, читать книжки и т.д.) либо оставьте свои советы при себе.
Раз любите тогда и развивайте. Самая лучшая помощь это не когда вы родителям указываете что делать, а просто берете и делаете САМИ.
К сожалению, при всем желании, каждый день я не могу уделять внимание девочке, я работаю, и живут они отдельно. Бываю у них раз в неделю, пару часов. Вы же понимаете, что этого крайне мало! Заниматься надо каждый день, все время. И в первую очередь все таки всесторонне обследовать, есть у меня уверенность, что у нее аутичные черты. Но как тут сказали, свою голову не приставишь, как ни старайся. Жаль ребенка, я за нее переживаю…
Ой, даже интересно, кто так может лезть в жизнь других людей, это наверное золовка, сестра папы этого ребенка.
Да, в этом возрасте дети не только в глаза смотрят с интересом, но и норовят их выковырять.
Автору: Я не специалист, но наблюдала одного мальчика с аутизмом у близких знакомых. Похоже о описанию. Открывать-закрывать что-то или мелькание смотреть (юлой мог часами заниматься) при очень низком интересе к другим людям (маму признавал) и к общению, и с крайней молчаливостью.
Это корректируется сейчас. Определенный диагноз (у нас по-крайней мере) до трех лет не ставят, но наблюдают пристально, какие-то методики советуют. Есть специальные сады и специалисты.
Что в вашем понятии «так лезть»? Ходить в гости? Или переживать за ребенка?..
Нет, я родственница мамы ребенка.
а тебе какая хренразница? тебе пох на ребенка? гуляй лесом!
Лезть это значит нет времени у вас и молчите. У родителей тоже может не быть времени или свои проблемы.
А автору только склоки собрать, самой некогда заниматься ребенком.
Молчать значит не писать здесь на форуме? Это мое право, и никто мне это не запретит. Родителям ребенка я ничего и так не говорю, мало того что бесполезно, так еще и обижаются.
Время водить по врачам я бы нашла, пару раз в неделю. А просто приходить в гости «играть и читать книжки», боюсь они не поймут…
Времени у мамы предостаточно, она не работает, дома с одним ребенком, есть стиралка, посудомойка, мультиварка и робот пылесос, в деньгах тоже нет недостатка.
Это не мой ребенок, как я насильно буду с ним заниматься?
Склок мне не надо, это вы начинаете, я пришла спросить мнение мам малышей, видят ли они проблему.
Всем спасибо, я поняла, что проблема все таки есть, либо аутичные черты, либо со слухом.
Ну вы поняли что есть и что дальше? Заниматься нет времени, да и не можете, мама не поймет. Родители тоже считают, что все нормально. Цель то какая топа? Убедиться что ребенок какой то не такой? Вам то что от этого? Ну убедились?
А чего все напали на автора? Хочет убедиться, чтобы уверенно объяснить свой взгляд родственникам. Одно дело сказать — «Мань, а тебе не кажется, что Оленька отличается от сверстников?» Ну, не кажется, и чо? А другое дело вести диалог с уверенностью, что что-то не так, иметь предложения, может контакты врача и т.д.
Автор идите советоваться в других детей, там лучше и проконсультируют и посоветуют специалистов…
Берите маму за руку. Сажайте к компу к статьям, например, Елисея Осина про ранний детский аутизм. Потом за руку и к неврологу, а лучше к психиатру, специализирующемуся на детском аутизме. Еще есть время комиенсировать заболевание. Еще есть время научить ребенка общаться, обслуживать себя. Пока есть время…
Источник