Отставание в развитии ребенка причины 7 месяцев
Мальчик, 7 месяцев, отставание в развитии?
Мальчик
Возраст 7 месяцев (дата рождения 28,03,2017)
Мать. 28 лет, Отсутствует правая доля щитовидки, в 17 лет двусторонее ушивание яичников. Отрицательный резус фактор (у мужа положительный) без титра антител. Беременность первая. Во время беременности наблюдалась у эндокринолога. В целом состояние во время беременности удовлетворительное. Роды на 37 неделе, стимулировали окситоцином, длительный безводный период (36 часов), затылочное предлежание. 7-8 по Апгар. Рост 55, вес 3066. Выписка в приложении. Полностью на ГВ, в 6,5 месяцев начали прикорм. Вес прибавлял хорошо. В 6 месяцев 69 см рост, вес 9 кг.
Теперь эмоциональный рассказ.
В роддоме нас продержали 6 дней, толком не объяснили причину. Говорили, что у меня тяжелый анамнез, и слишком длинный безводный период, что малыш на гране доношенности и не зрелый. Выписали с физиологичной желтухой. Невропатолог слишком не пугала, сказала просто наблюдать.
В месяц осмотр у невропатолога. Жалоб особо не было, голову держал недолго, быстро уставал. Стал засыпать на животе, спал всегда на правой щечке. рекомендовано пройти реабилитацию. Говорили, что у нас слабый верхний мышечный корсет. В 3 месяца пройдена реабилитация ( выписка прилагается). Выписывали пантогам и картан. Пантогам мы пить начинали, но как только я изучила информацию, бросили. Картан даже не начинали. После массажа, резко увеличилось время, которое малыш держал голову. Но в целом у нас и возраст уже был значительно старше. Стал во сне перекладываться на обе щеки, хотя до сих пор чаще спит на правой. В 3.5 месяца пошли в бассейн (сначала массаж, зарядка на мяче, потом 20 минут в ванной)
Переворачиваться стал в 4 месяца сначала с живота на спину, к 4.5 со спины на живот. Сначала только через правый бок ( левой отталкивался).
В 5 месяцев первые попытки ползти, но очень медленно. К 6 поползли вполне бодро, сейчас ползает быстро длинными бросками. На четвереньки не встаем,была одна попытка в ванной (иногда набираем немного воды, кладем на нескользкий коврик и он играет с игрушками, на пару секунда сам встал на четвереньки, но пока больше не повторял). На полу делаем ему препятствия из валиков, переползает их. Попыток сесть не делает из положения лежа. В стульчике для кормления из положения полулежа, хватается за столик и подтягивает себя в положение сидя. На вытянутые ручки поднимается в кроватке в основном, когда разглядывает мобиль. Переворачивается легко, через обе стороны.
Игрушки берет обеими руками, перекладывает из одной руки в другую. Лежа на животе тоже игрушки одной ручкой свободно берет. Видео нашего ползанья тоже прилагаю.
В 6 месяцев посетили невропатолога. Ей не понравилось, что мы не пробуем сидеть. Ну и в целом ему тяжело было держать спину в положении сидя. На ножки не опирался. Врач была недовольна, что картан мы не пили, выписала картексин и реабилитацию. Дали направление на Электронейромиографию. Мы посетили еще одного невропатолога и она согласилась, что некое отставание у нас есть. Особенно ее беспокоило, что мы не встаем на ножки.
Действительно у невропатолога он ноги поджимал. Дома же время от времени, когда я сижу и держу его столбиком, он упирался ногами мне в бедра. В бассейне тоже ножки всегда поджаты.
Пока ждали очередь на электронейромиографию, у нас произошли улучшения. В бассейне Степан вытянул ножки и нашел дно. Теперь пытается на наступать ногами (уже 2ое занятие). Если держишь под мышки и ставишь на ножки, иногда упирается хорошо, 2 ногами, но редко. Пытались делать упражнение на мяче, когда малыш должен упираться на ножки, но то ли у нас мяч очень большой, то ли мама криворукая, пока упремся мяч из под нас вылетает. ))))
Сегодня были на электронейромиографии. Врач, который делала нам процедуру, сказала, что у нас ужасный результат. Что у нас сохранены рефлексы на ножках, которые должны уже пропасть (водила пальцами по ступням, и Степан поджимал пальчики). Сказала, что это свидетельствует о гипертонусе. Посмотрела наше УЗИ и сказала, что и оно у нас очень плохое и результаты электронейромиографии тоже плохие. Естественно ужасно возмущалась, что не колим кортексин.
Вообще слово Гипертонус в отношении нас произнесено впервые, невропатологи до этого наоборот всегда говорили о гипотонусе и узи в целом их устраивали.
Вот такая история. Теперь к вопросам.
Когда я смотрю на своего сына, я вижу жизнерадостного общительного ребенка, который постоянно учится чему то новому. Постоянное недовольство невропатологов нами списывала на перестаховки. Но сегодняшний поход в больницу меня выбил из колеи окончательно. На следующей неделе посетим невропатолога очно, но я знаю, что опять будут настаивать на кортексине.
Последний раз редактировалось orangeblaze, 27.10.2017 в 18:34.
Источник
В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ «Дети» Kaktus.media неоднократно рассказывала о том, как правильно развивать малыша и чем его кормить.
Как понять, что ребенок отстает в развитии? И что делать при этом? Об этом Kaktus.media рассказала детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова, консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова.
Мы решили разделить эту тему на три части. Сегодня расскажем о детях до года, в следующих двух материалах – о детях 2-3 лет и 3-7 лет.
Всемирный банк провел исследование и сделал вывод: вложенный в развитие ребенка доллар возвращается в семикратном размере. Чем раньше родители начинают работать со своим ребенком, тем больше результатов получат в будущем.
Понимая это, Детский фонд ООН поддерживает Министерства образования и здравоохранения в разработке стандартов развития детей. Ранее уже было создано руководство по развитию детей от трех до семи лет – тот период, когда дети готовятся к школе.
Однако было понимание, что стандарты развития ребенка от рождения до трех лет также необходимы. Ведь в этом возрасте ребенок находится дома, его видят зачастую лишь родители и медработник, в некоторых случаях педагоги детских садов и социальные работники.
При поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано «Руководство по развитию детей от рождения до трех лет» которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.
К примеру, руководство включают и оценку нервно-психического развития ребенка: вес и рост к определенному возрасту. Это важно, потому что если ребенок отстает в весе и в росте, то он, скорее всего, будет отставать и в нервно-психическом развитии. Руководство учитывает контекст страны, условия и особенности развития ребенка в Кыргызстане.
Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в «Дневнике развития детей от рождения до 7 лет». Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование «Дневника развития ребенка» для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских чтениях.
ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на «Дневник развития детей от рождения до 7 лет, которые можно оставить в комментариях.
Как рассказала детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, с самого рождения у ребенка должно быть медицинское сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики были оснащены стандартами развития ребенка. При посещении новорожденного врачи оценивают его развитие согласно данным нормативам.
Как только родители видят, что физиологическое развитие ребенка где-то нарушается, к примеру, ребенок вовремя не держит голову, вовремя не сел, вовремя не пошел, вовремя не заговорил, ребенок беспричинно беспокоен, хотя он сыт, сухой и ничего у него не болит, это повод обратиться к специалисту.
Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Если окружающая среда у него асоциальная, агрессивная и жестокая, то у него клинически будут проявляться жестокость и агрессия. Если же ребенок растет в доброй любящей среде и он видит такое же отношение своих родных к окружающим, то и ребенок точно такой же.
Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.
Этот принцип действует и по-другому. Если соседи или окружающие видят ваше агрессивное отношение к ребенку, то дублируют его. Мол, «ой, да они сами его лупят».
Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.
Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети «выстреливают» в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз «аутизм» в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.
Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то очень важно привить детям навыки самообслуживания, гигиены (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно, чтобы ребенок был независимым от других и имел достойный образ жизни. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку и т.д. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.
Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?
При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).
От рождения до 6 месяцев
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ реагирует на громкие звуки и яркий свет.
- НЕ смотрит на яркие движущиеся предметы на расстоянии 30-50 см от глаз к 2 мес.
- Отсутствует одинаковое (симметричное) движение глаз при переводе взора в разные стороны к 4 мес.
- НЕ поднимает и не держит голову, лежа на животе, в течение минимум 30 сек. к 2 месяцам, 1 минуты — к 3 месяцам. Не держит голову устойчиво к 4 мес.
- НЕ может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья, к 4 мес.
- НЕ может поворачиваться с живота на спину самостоятельно к концу 5-го месяца.
- НЕ тянет предметы в рот к 4 мес.
- Слабо или совсем НЕ двигает ножками или ручками.
- НЕ может дотянуться до игрушки, яркого предмета, расположенного в 30 см от вытянутой руки, к 6 мес.
- НЕ опирается на ноги, когда ноги находятся на твердой поверхности, к 4 мес.
- НЕ переворачивается к 6 мес.
- Слабо сосет или отказывается от груди.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ улыбается к 2 мес.
- НЕ смеется к 6 мес.
- НЕ проявляет привязанность к ухаживающему лицу к 6 мес.
- Одинаково реагирует на знакомого и незнакомого человека к 6-9 месяцам.
- Отказывается от общения и взаимодействия со взрослым к 6-9 месяцам.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- НЕ смотрит на движущиеся предметы и живые объекты к 6 месяцам.
- НЕ проявляет интереса к окружающим предметам, не пытается обследовать их.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ гулит, не издает гласные звуки («а», «и», «о» и др.) к 6 мес.
- НЕ реагирует на громкие звуки.
Ребенок 6-12 месяцев
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ смотрит на движущиеся предметы.
- НЕ проявляет интерес к действиям с предметами.
- При поддержке на весу не опускает ноги вниз к 9 мес.
- НЕ может стоять даже при поддержке к 12 мес.
- НЕ может ходить даже при поддержке за руку к 12 мес.
- НЕ может взять большим и указательным пальцами небольшие предметы к 12 мес.
- НЕ пытается сесть при поддержке за руку к концу 7-го месяца. Не сидит даже при поддержке к 9 мес.
- Не играет в подвижные игры с участием обратной связи (ловить и бросать назад) к 9 мес.
- Не перекладывает игрушку из одной руки в другую к 9 мес.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ узнает знакомых людей к 9 мес.
- НЕ показывает беспокойства или стеснения при виде незнакомых лиц после 9 мес.
- НЕ делает жесты (не машет ручкой или не покачивает головой) к 12 мес.
- НЕ реагирует на свое имя к 9 мес.
- Отказывается от общения и взаимодействия со взрослыми и детьми.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- НЕ проявляет интерес к действиям с предметами к 6-9 месяцам.
- НЕ указывает на игрушки и предметы по просьбе взрослого к 12 мес.
- НЕ ищет игрушки, которые убрали из поля зрения.
- НЕ связывает звукоподражания с соответствующими объектами к 12 мес.
- НЕ подражает (не копирует) действиям близких людей к 12 мес.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ произносит звуки или не использует жесты к 12 месяцам.
- НЕ говорит или не лепечет короткие слова («апа», «ата», «мама», «папа» и т.п.) к 12 мес.
- НЕ реагирует на свое имя к 12 мес.
- НЕ смотрит на то, что вы указываете или показываете (не проявляет интерес).
- НЕ выполняет простые просьбы к 12 мес.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ГОДА
Дети до 3 месяцев
Эмоции:
- Здоровый ребенок может видеть, слышать и чувствовать запахи с рождения. Он узнает свою маму по голосу, запаху и лицу.
- Отец играет важную роль в развитии ребенка и должен быть вовлеченным в процесс воспитания.
- Ребенок и старшие брат/сестра могут учиться друг у друга, поэтому они должны играть вместе, а старшие помогать заботиться о младшем ребенке.
- Успокаивая ребенка, вы укрепляете его доверие к вам, и это поможет вам строить взаимоотношения.
- Время грудного кормления – хорошая возможность обнять, приласкать, проявить любовь и заботу, развить эмоциональную привязанность.
Общение:
- Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь (например, во время кормления). Разговаривайте, глядя в лицо ребенка, повторяйте его звуки и жесты, пойте песни. Так вы развиваете способность ребенка общаться.
- Ребенок отвечает на прикосновения мамы, ее взгляд, улыбку и звуки. Ребенок старается »рассказать» о своих нуждах посредством движений, звуков, гуления и плача.
Движения:
- Ребенок учится видеть свои руки и ноги и управлять ими. Если дать возможность ребенку свободно двигаться, это поможет мышцам окрепнуть.
- Ребенок начинает дотягиваться до предметов и тянуть их в рот. Это важно, поскольку он познает мир через осязание и вкус.
- Он старается приподнимать голову, чтобы осмотреться вокруг. Помогите ребенку, взяв его на руки; поддержите головку и спину ребенка, чтобы он мог изучить окружающий мир. Дайте ему возможность лежать и переворачиваться на безопасной поверхности, и вы поможете развитию мускулатуры.
От 4 до 7 месяцев
Эмоции:
Дети рады видеть людей и их лица, поэтому члены семьи должны брать на руки, улыбаться, смеяться и разговаривать с ребенком.
Он привязан к маме и может чувствовать дискомфорт в присутствии посторонних. Если оставляете ребенка, то только с близкими людьми, это поможет ему чувствовать себя в безопасности.
Общение:
- Ребенок любит визжать и смеяться. Он отвечает на голос собеседника разными звуками, подражает услышанным звукам, и тем самым учится общению с окружающими.
- Готовьте ребенка к речевой деятельности, повторяя его звуки и разговаривая с ним о том, что он видит и чувствует, что он хочет.
Движения:
- Начиная познавать мир, ему захочется прикоснуться к предметам, попробовать их на вкус, изучить их. Если давать ребенку чистые и безопасные предметы обихода, чтобы он мог прикоснуться, постучать, ударить, бросить или положить в рот, то это поможет ему быстрее учиться и развивать движения рук. Держите в недосягаемости мелкие предметы, которые он может положить в рот и проглотить.
- Помогая ребенку сидеть с опорой и переворачиваться на безопасной поверхности, этим вы содействуете развитию мышечного аппарата.
От 8 месяцев до 1 года
Эмоции:
- Он может не захотеть разлучиться с вами. Помогите справиться с разлукой, нежно объяснив, когда вам нужно уйти и что вы его оставляете с близкими людьми. Игра в прятки — хорошее подспорье, чтобы показать ребенку, что вы уходите на время, а не навсегда.
- Он чувствует гнев окружающих, и это может его расстроить. Постарайтесь оградить ребенка от негативных эмоций. Успокойте его, если это случилось.
- Любовь и время, которое вы дарите ребенку, ваш искренний интерес и содействие его любопытству помогут ребенку развить в себе чувство уверенности.
Общение:
- Отвечайте на звуки и желания ребенка. Разговаривайте с ним, пойте с ним, придавайте смысл его лепету, замечайте его и старайтесь отвечать, когда он к вам обращается. Рассказывайте сказки, читайте, называйте предметы и имена людей. Это поможет ему начать разговаривать и общаться.
Движения:
- Игра с чистыми и безопасными предметами обихода, такими как небьющиеся тарелки, чашки и ложки, кастрюли и сковородки, открывание и закрывание крышек, собирание и складывание предметов, самостоятельный прием пищи содействует развитию мелкой моторики.
© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии
Источник
Задержка моторного развития или задержка двигательных функций опорно-двигательной системы малыша — это особенность развития, при которой ребенок не осваивает необходимых навыков, либо приобретение их происходит с серьезным отставанием во времени.
Конечно, не стоит бить тревогу, если младенец начинает переворачиваться не в 3, а в 4 месяца. То, во сколько произойдет тот или иной «прорыв» в жизни маленького человека, во многом зависит от наследственности, интенсивности занятий, наконец, строения его тела. Но есть очевидные «отклонения», заметив которые родителям необходимо немедленно проконсультироваться с педиатром.
Давайте разберемся, что и в каком возрасте должен уметь делать ваш малыш?
Сосательный рефлекс
Сосание груди — самый первый и, пожалуй, самый важный навык младенца. По тому, как он это делает, можно многое сказать о самом ребенке, в худшем случае заподозрить что-то неладное. Маму должны насторожить причмокивание или чавканье во время сосания, задержка дыхания, одышка со стоном, срыгивание после каждого кормления в количестве более 2-х чайных ложек, трещины на сосках, частые лактостазы, предпочтение одной груди. Все это — признаки неправильного захвата груди. Помните, что верное обращение ребенка с грудью напрямую влияет на его гармоничное и своевременное развитие. Если малыш захватывает грудь плохо, это обязательно скажется на пищеварении ребенка, прибавке в весе, повышенном газообразовании. А отсюда возникают и «материнские» проблемы: от трещин на сосках до лактостаза.
Я за тобой наблюдаю…
В возрасте месяца вы уже можете определить еще один немаловажный навык малыша: способность следить за предметом. Обратите внимание на то, как он это делает — долго ли смотрит на него, отводит ли глазки в сторону, отдает ли предпочтение при этом обеим сторонам или только одной? В последнем случае можно говорить о застрявшем шейном позвонке, не позволяющем ребенку полноценно осматривать окружающий мир.
Смотреть сверху вниз
В 2 месяца кроха начинает удерживать головку, причем, уже не только на животике, но и в вертикальном положении. То есть если малыша взять «столбиком», он свободно сможет крутить головкой по сторонам и не будет ее запрокидывать. Этот навык дает понять, что в шее нет никакого напряжения, ничто не мешает малышу развиваться дальше. Нередко случается, что ребенок «овладевает» этим навыком раньше, где-то в первый месяц жизни. Родители гордятся данным фактом, а зря. Умение подолгу удерживать головку в таком возрасте говорит вовсе не о раннем развитии, а о сильном тонусе мышц шеи и спины, что в свою очередь сопровождается повышением внутричерепного давления, а соответственно, плохим засыпанием и быстрой утомляемостью.
Лежать тоже нужно уметь
С 2 до 3 месяцев ребеночек должен научиться правильно лежать на животике. «Правильно» означает, что его головка часто находится в вертикальном положении, а значит, он может вращать ею и следить по сторонам. Ручки малыша в этот момент опираются на локотки и предплечья. Ребенок может даже перебирать игрушки, находящиеся прямо перед ним. Такое положение способствует развитию мелкой моторики. А опираясь на предплечья, малыш активирует речевой центр мозга, что в дальнейшем поможет ему правильно, хорошо и вовремя научиться говорить.
Очень часто в подобной позе детки поджимают один или сразу оба локотка к животику, либо заводят их за спину. В результате малышам становится трудно удерживать голову, они начинают капризничать. Родители решают, что ребенку неудобно и, вместо того чтобы научить его правильному положению тела, попросту избегают столь важную позу.
Дорогие родители, если у вашего ребенка наблюдается дискомфорт при нахождении в позе «на животике», это говорит о наличии блока, либо о напряжении в шее или плечевом поясе. Если его вовремя не устранить, ручкам ребенка будет сложно полноценно развиваться и своевременно осваивать окружающее пространство. Последствия могут заключаться в неовладении самыми простыми навыками, такими, например, как выставление рук вперед во время падения!
Полный «переворот»
С 3-х до 4-х месяцев большинство детей осваивают переворот со спинки на живот. Правильно это выглядит следующим образом: ребеночек сначала подтягивает ножки к животику, иногда хватая их руками, затем заваливается на бочок, еще больше группируется, ложится на личико и перекатывается на животик. В новом положении он растягивается и с интересом разглядывает все по сторонам.
Классические ошибки: некоторые малыши, прежде чем перевернуться, делают толчок пяткой, выпячивают животик вверх и переваливаются им в сторону поворота. Подобное движение усиливает изгиб поясницы, что в свою очередь способно повлиять на будущую осанку и правильную установку ножек.
Поворот — это очень сложное упражнение на координацию. Если кроха выполняет его правильно, последующие навыки будут осваиваться им значительно быстрее.
Туда-обратно
Поворот с живота на спину в норме осуществляется в 5 месяцев. Тут тоже есть свои этапы. Многим деткам очень сложно разобраться с ручками: «куда же их деть, чтобы перевернуться?»
Правильный переворот предполагает, что малыш выпрямляет ножку с той стороны, куда хочет повернуться, локоток той же ручки смещает под животик и перекатывается на бочок, а затем на спинку. Иногда ребенок просто собирается в клубок таким образом, что ручки и ножки оказываются собраны под животиком. Из этого положения ему тоже несложно перекатиться на бочок и спину.
Если в процессе выполнения этого непростого «упражнения» малыш не знает, куда деть руки, он чаще всего отставляет локоток в бок или пытается завести руку через бок за спину. В результате он сам себе выстраивает препятствие, которое оказывается практически не под силу преодолеть. Подобная ситуация говорит о том, что у крохи есть проблемы со своевременным развитием мышц рук и верхнего грудного отдела, что может негативно сказаться и на освоении последующих навыков.
Усвоив оба вида поворотов, малыш может начать перекатываться, таким образом достигая нужных ему предметов — некий аналог ползания.
Достигая предметы
Настоящее «ползание» начинается в 6 месяцев, хотя подготовку к нему родители могут заметить уже в три месяца от роду. Этот навык приобретается в несколько этапов. Сначала ребенок, лежа на животике, подтягивает под себя ножки и приподнимает попу вверх, при этом личико остается лежать на поверхности. Порой можно наблюдать, как кроха даже проползает на лице какое-то расстояние вперед. Второй этап: малыш, лежа на животике, поднимается на прямых ручках, его грудь отрывается от поверхности, а попа остается лежать. Это немного напоминает отжимание. Первый и второй этапы могут чередоваться. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сможет соединить их воедино и встать на четвереньки. Если раньше малыш научился неправильно переворачиваться со спины на живот, ему будет очень сложно сгруппировать ручки с ножками.
Правильное положение позы «на четвереньках» предполагает, что кроха опирается на коленки и полностью раскрытые ладошки. Раскрытая ладонь напрямую влияет на баланс тела ребенка и, опять же, на развитие мелкой моторики.
После того, как малыш научился вставать на четвереньки, он начинает раскачиваться вперед и назад, плюхается, «распадается» и снова начинает все сначала. Когда навык совершенствуется, ребенок добавляет перекрестные шаги. А это в свою очередь развивает симметричную работу обоих полушарий головного мозга. Уровень глаз ребенка становится выше поверхности опоры примерно на 1/3 роста малыша. Благодаря этому в головном мозге начинают активироваться зоны, отвечающие за координацию и пространственное мышление.
Некоторые дети ползают по-пластунски. Хотя считается, что это просто один из видов ползания, стоит отметить, что данное положение способствует сохранению рук в кулачках, из-за чего мышцы спинки задействуются больше, чем мышцы животика. В результате усиливается тонус задней группы мышц.
Учимся сидеть
Многие родители ждут не дождутся, «когда же мой малыш сядет?»
Обратите внимание, детки начинают присаживаться из положения «четверенек», а не из положения «лежа на спине». Поэтому если у малыша нет навыка ползания, то сесть ему очень и очень сложно.
Чтобы сесть, ребеночек начинает ползти назад, подворачивает одну ножку под попу и садится, либо переворачивается и ползет в другую сторону. Говорить о том, что ребенок сидит или «готов сесть» можно только тогда, когда он отрывает обе ручки от опоры и сидит так 30 секунд и более.
Некоторые дети способны сидеть достаточно продолжительное время, если их посадили, но сами не садятся! Чаще они лежат и малоподвижны. Подобная ситуации говорит о том, что ребенку сложно разобраться с координацией собственного тела. С ним необходимо заниматься, развивая в первую очередь навык ползания.
Когда ребенок сидит, уровень его глаз уже находится чуть больше ½ роста малыша от поверхности опоры. А значит, крохе необходимо снова осваивать еще незнакомое пространство.
В полный рост
Примерно к 7-9 месяцам дети созревают для того, чтобы встать у опоры. Если остальные навыки уже хорошо освоены ребенком, он сможет встать достаточно быстро и легко.
Предметом гордости родителей становится факт того, что их малыш встает в кроватке. Со стороны этот процесс выглядит следующим образом: ребенка сажают в кроватку и отходят, а кроха берется ручонками за бортик, пяточками упирается в решетку, подтягивается и встает из положения сидя. С точки зрения свободы движения, это не совсем правильно. В такой ситуации у малыша во «вставании» совсем не участвуют ножки. Как правило, эти детки либо совсем не ползают, либо ползают по-пластунски.
Техника правильного «вставания» предполагает, что малыш будет подниматься из положения «четверенек». Выглядит это так: малыш подползает к опоре, хватается за нее ручками, переставляет их выше, затем подтягивает ножки и выставляет одну ножку вперед, на стопу. Дальше он перераспределяет вес тела на эту ножку и начинает выпрямляться, подтягивая вторую ножку и ставя ее на стопу. В конце он равномерно распределяет вес на обе ножки — стоит! Такое упражнение подключает мышечные цепи ходьбы: все люди ходят вперед, ставя ноги по очереди прямо перед собой.
Усвоив вставание у опоры, малыш начинает присаживаться на «корточки» и вставать обратно, тем самым отрабатывая навык «вставание с места». Тут же ребенок учится перемещаться вдоль опоры приставным шагом. Обратите внимание, что приставной шаг формирует речевые зоны мозга.
Подъем!
Считается нормой, если ребенок начинает ходить в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев (у недоношенных детей сроки могут быть увеличены до 1 года 6 месяцев). Но перед тем, как пойти, малышу нужно научиться вставать с места. Для этого ему необходимы все предыдущие навыки, приобретенные за прошедшее от рождения время: навык ползания вперед и назад, вставание у опоры, приседание на «корточки» и обратно.
Со стороны «вставание с места» в идеале выглядит следующим образом: малыш на «четвереньках» подтягивает одну, а затем вторую ножки, ставит их на стопы, усаживается на «четвереньки», отрывает ручки от поверхности опоры и выпрямляется. Ура, малыш стоит! Отсюда до первых шагов проходит, обычно, совсем немного времени: интерес к познанию мира очень велик, желание добраться до нужного предмета быстро перебарывает страх падения.
Ходить тоже нужно правильно
К сожалению, многие детки ходят на цыпочках. При таком положении стопы ребенка неравномерно распределяют весовую нагрузку, малышу не хватает достаточной площади опоры. Человеку обязательно необходимо задействовать пятки во время ходьбы. Если этого не происходит, основная нагрузка оказывается на коленных и тазобедренных суставах. Но задние мышечные цепи развиты сильнее. Ребенок сам не сможет справиться с нагрузкой и начнет подстраиваться. В результате, мышцы малыша будут оставаться в том же напряжении, начнут растягиваться и неадекватно выполнять свою функцию. Неправильное осуществление на начальном этапе навыка ходьбы может существенно отразиться на здоровье человека в будущем.
Стимулированию ходьбы на цыпочках способствует «ведение» детей за ручку, когда малыш вынужден высоко поднимать руки вверх. В этот момент выключается работа мышечных цепей ходьбы, ребенок тянется за мамой и вынужден подниматься на цыпочки.
Для правильного стимулирования навыка ходьбы необходимо, чтобы кроха опирался на ножки, а руки находились у него на уровне груди. Если вам обязательно держать его при этом за руку, наклонитесь так, чтобы ребенку было комфортно и не было необходимости задирать ручки вверх.
Звенья одной цепи
Двигательная активность очень важна для детей. Она помогает ребенку развиваться гармонично и быть здоровым. Вы можете заметить, что все навыки как части пирамидки: стоит одной детали выпасть, и фигура лишится одного из своих опорных звеньев.
Если вы обратили внимание, что ваш малыш что-то делает неправильно или не вовремя, стоит обратиться к специалисту. Из моего опыта общения с родителями скажу, что далеко не все мамы и папы могут адекватно и должным образом оценить способности своего ребенка. Безусловно, каждый малыш индивидуален и развивается согласно своему собственному внутреннему «плану-графику». Но если у него появились проблемы, необходимо разобраться в них их и оказать посильную помощь. Это чем-то сродни косоглазию или плоскостопию — если выявить их в раннем возрасте, то можно обойтись гимнастикой, а вот если запустить, может потребоваться серьезная медицинская помощь!
Задержкой моторного развития занимаются детские массажисты и остеопаты. Существуют различные методики работы в данной области. Поскольку причиной задержки моторного развития в большинстве случаев является родовая травма (родовые микросмещения костей черепа и шейных позвонков), моя задача, как остеопата, заключается в обнаружении наиболее важных микросмещений и их устранении. Обычно организм ребенка быстро реагирует на мягкие и безболезненные техники, и застрявшая или зажатая область расслабляется. Как следствие, малыш начинает быстро «догонять» своих сверстников.
С высоты своего опыта могу сказать, что дети всегда отвечают «взаимностью»: буквально через 2-3 занятия начинают самостоятельно переворачиваться, учатся правильно ползать или вставать. Ведь этим малышам требуется всего лишь немного направить организм к здоровью и балансу. Вместе с крохой мы активируем мышцы, которые раньше не работали и расслабляем перегруженные. У детей уходят напряжение, утомление и болезненность. На их место приходят расслабление, спокойствие и комфорт.
Каждой маме для своего ребенка хочется здоровья, счастья и радости. Но порой для этого необходимо приложить усилия, вовремя распознав опасность и предотвратив ее последствия. Наблюдайте за своим малышом, делайте гимнастику, учитесь основным навыкам. Но если что-то вам покажется странным, не медлите обратиться к специалистам.
Здоровья вам и вашим детям!
Источник