Отсталое развитие речи ребенка причины
Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Общие сведения
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Задержка речевого развития
Причины ЗРР
Органические причины
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:
- Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
- Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
- Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
- Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социальные причины
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.
Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Патогенез
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.
Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.
Развитие речи в норме
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:
- гуления (с 1,5-2 мес.);
- лепета (с 4-5 мес.);
- лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
- первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).
Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.
В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
Симптомы ЗРР
Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
- аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
- отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
- неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
- невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
- отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
- неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
- полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
- преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Диагностика
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
- Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
- Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
- Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.
Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.
Коррекционно-развивающая работа при ЗРР
Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Прогноз и профилактика
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.
Источник
О том, как распознать задержку речевого развития у ребенка, какие причины к этому приводят, а также какие методы коррекции предлагает современная медицина, и правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, Medical Note спросил у врача-невролога столичного медицинского центра «Московия» Василия Васильевича Приходько.
Как распознать, что речь у ребенка развивается не так, как должна, что есть задержка?
— Существуют определенные нормы формирования у ребенка тех или иных предречевых и речевых навыков. В 3 месяца ребенок должен гулить, в 6 месяцев — лепетать, ближе к году появляется дифференцированный лепет и слова.
С года до двух по нормам ребенок учится понимать речь и постепенно увеличивает запас слов. Ближе к двум годам и далее до трех лет ребенок учится формироваться фразы, предложения и более сложные предложения.
В чем именно проявляется задержка речи?
— Есть два типа речи — экспрессивная и рецептивная речь. Первая развивается при помощи артикуляции (здесь важны движения губ, языка, которые получают команды от головного мозга) — ребенок учится произносить звуки, которые со временем превращаются в слоги, а слоги — в слова. Рецептивная речь позволяет ребенку понимать то, что он говорит, и понимать других.
При задержках ребенок может не понимать речь, обращенную к нему, а может не говорить сам, так как вовремя не формируются звуки, слоги, слова. Если после двух лет сохраняется лепетная речь, это не норма.
Какие существуют причины задержки речи у детей?
— Причины могут быть наследственные, когда влияет то, как у родителей в свое время формировалась речь, идиопатические (то есть возникающие по непонятной причине), это может быть следствием перинатальных поражений центральной нервной системы (гипоксия, ишемия).
Кроме того, к задержке приводят перинатальные энцефалопатии, наследственные заболевания нервной системы.
Правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, или это миф?
— Нет, это миф. В медицине есть нормы развития речи, которые и мальчиков, и девочек рассматривают одинаково. Врачи придерживаются одной нормы, не разделяя ее.
Это миф, что мальчики начинают говорить позже девочек.
Какому специалисту надо показать ребенка, если родителей что-то настораживает в развитии речи?
— Основной врач в этом случае — невролог. Можно обратиться и к педиатру, тот порекомендует невролога, логопеда, психиатра. Но у нас родители не очень любят обращаться к психиатрам.
Как долго специалист будет заниматься с ребенком? Как скоро появятся заметные улучшения в речи?
— Все будет зависеть от того, с какой именно проблемой в расстройстве речи мы имеем дело. Динамику можно получить уже через месяц, если у ребенка с сохранным интеллектом есть проблемы с экспрессивной речью.
Если у ребенка имеются еще задержки психологического развития или аутизм, то улучшения будут видны через полгода и больше. И в этом случае многое зависит от возможностей самого ребенка.
У детей, у которых лишь временные задержки развития речи, эффект от коррекции заметен быстро.
Какие методы лечения используются?
— Реабилитационных методов много. Существует медикаментозная терапия с использованием нейротрофических и ноотропных препаратов, но все-таки больший акцент мы в нашей клинике стараемся делать на занятия с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, а также использовать немедикаментозные методы лечения — физиотерапию.
Например, транскраниальную микрополяризацию, нейросенсорную стимуляцию. Это эффективные методики, которые не уступают по эффективности ноотропам и чаще даже лучше.
При коррекции задержки речевого развития используются занятия с логопедом, нейропсихологом, дефектологом, физиотерапия.
Кроме того, в лечении задержки речевого развития, используются лечебная физкультура, различные виды гимнастики, игровая терапия. Все вышеперечисленные методы могут использоваться для формирования речевых навыков у ребенка.
Врачи всегда используют игровой подход, находят контакт с детьми, привлекают их внимание, степень сложности заданий возрастает постепенно.
Надо ли родителям заниматься с ребенком дополнительно дома?
— Да, это обязательное условие, чтобы ребенок начал говорить. Конечно, родители дома выполняют с детьми более простые задания, и занятия с логопедом гораздо эффективнее. Но даже пальчиковую гимнастику, физические упражнения, пение песенок, собирание кубиков, игры с крупой — все это возможно и нужно делать дома.
Когда пора показать ребенка врачу по поводу задержки речи?
— Если в три года родителей что-то настораживает в речи ребенка, например, малыш не говорит или говорит, но мало, непонятно и так далее, надо показаться врачу. Три года — идеальный возраст, когда диагностируют и исправляют задержки развития речи.
Занятия можно начать и раньше, в два года, если ребенок идет на контакт с логопедом.
Как я уже говорил, с года до двух формируется одна экспрессивная речь, одни навыки, с двух до трех — другая по сложности экспрессивная речь. И если родители не видят динамики, лучше обратиться к специалисту.
Речь связана с мышлением, памятью, чтением и письмом. Не будет ли трудностей с обучением в школе, если у ребенка есть проблемы с задержкой развития речи?
— Зоны речи действительно связаны нейронами с другими зонами головного мозга, ответственными за мышление, память, письмо. Если вовремя не скорректировать речь, то получим проблемы с обучением — дисграфию, дислексию и многое другое.
К сожалению, это нередко бывает у детей с задержками развития речи, если вовремя не корректировать.
Задержки речевого развития нередко приводят к трудностям в обучении у школьников.
Задержка в развитии речи может говорить о наличии серьезных заболеваний — эпилепсии, аутизма, глухоте?
— Да. Если речь вовремя не формируется, это расстройство может входить в какую-то другую патологию — аутизм, умственную отсталость, некоторые формы эпилепсии, которые препятствуют речевому развитию, наследственные генетические болезни.
Специалист при обращении всегда проверит и слух — нейросенсорная тугоухость тоже влияет на формирование речи.
Кроме того, иногда родители считают, что у них просто гиперактивный, избалованный ребенок, а на самом деле это могут быть как проблемы с коммуникативным вступлением в контакт, так и расстройство слуха. Поэтому детей отправляют на консультацию к сурдологу, чтобы проверить слух.
Важно ли родителям с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним, читать книжки, чтобы развивать восприятие речи?
— Конечно же. С ребенком обязательно надо разговаривать, петь ему, показывать картинки, называть то, что изображено. Нельзя оставлять ребенка надолго один на один с гаджетами.
Чем больше родители общаются с ребенком, тем лучше формируется у него речь. Ребенок слышит, понимает, постепенно формирует речевые навыки.
Получается, что гаджеты в раннем возрасте вредят развитию речи?
— Опосредованно гаджеты негативно влияют на речь. У детей, которые много времени проводят наедине с планшетом, возможны проблемы с поведением, эмоциями, появляется неусидчивость, дети становятся невнимательными. Все это мешает ребенку, если у него есть задержка речевого развития, заниматься с логопедом, нейропсихологом.
Бесконтрольное увлечение гаджетами у детей в раннем возрасте приводит к поведенческим и эмоциональным расстройствам, что неблагоприятно сказывается на формировании речевых навыков.
Читайте также:
Заикание у ребенка: как лечить остеопатией
Источник