Отрицательное влияние на развитие ребенка
В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк. Однако во всём нужна золотая середина. Сейчас уже в младших классах ученикам необходимо знать компьютер, а сотовый телефон нужен первоклашкам. Так что полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Но на то и нужны родители, чтобы контролировать жизнь детей. Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением мамы с папой.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ
Положительное влияние современных гаджетов на детей
Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.
Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию. Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире.
Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка
Сейчас дети чуть ли не с младенчества сидят в социальных сетях. Они так много проводят времени за компьютером, что постепенно «теряются» в «ВКонтакте» и Instagram. Ребёнок настолько увлечён виртуальным общением, что забывает о домашнем задании, прогулке во дворе, иногда даже об ужине!
Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.
Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.
КОГДА МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЕТЯМ ГАДЖЕТАМИ?
Чуть ли не с младенчества ребёнок начинается увлекаться окружающим миром. Малыш активно развивается и растёт. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.
Специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у малыша формируются осознанные действия. Но необходимо сократить общение с телефоном или айпадом. Ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день, ребёнку 5-6 лет – не более двух часов в день.
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они не способствуют их интеллектуальному развитию. Телефоны и ноутбуки негативно влияют на развитие ребёнка. Из-за девайсов у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – малыш ничему не учится.
Кроме этого, у ребёнка могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика — смайликами и стикерами. Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Гаджеты также отрицательно влияют на здоровье детей. Когда ребёнок долго использует нетбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Это может привести к воспалению и инфекции.
Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться.
Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.
Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА
Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.
А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.
Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.
К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.
Источник
Дошкольный возраст как никакой другой
характеризуется сильнейшей зависимостью от
взрослого, и прохождение того этапа становления
личности во многом определяется тем, как
складываются отношения ребенка в семье.
На процесс психического развития ребенка
оказывает влияние множество семейных факторов:
1. Нарушение структуры семьи
Неполные семьи возникают в силу разных причин:
- расторжения брака;
- внебрачного рождения ребенка;
- смерти одного из родителей или раздельного их
проживания.
В связи с этим выделяют следующие
разновидности неполных семей:
- разведенная семья;
- внебрачная семья;
- осиротевшая семья;
- распавшаяся.
Есть дополнительная категория – так
называемые функционально неполные семьи. В
этой группе двое родителей, но профессиональные
или другие причины оставляют им мало времени для
семьи. Общение с детьми оказывается возможным
только по выходным дням, да и то несколько часов.
Более того, некоторые родители вообще забывают о
своих воспитательных функциях. Примером может
быть семья, в которой один из родителей занят
бизнесом. Такие родители, как бы выключены из
семейной группы, числятся в ней, а реального
участия в формировании личности своих детей не
принимают.
В зависимости от того, кто занимается
воспитанием ребенка, выделяют семьи
подразделяют на:
- материнские
- отцовские
Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет
свои специфические особенности, которые
сказываются на развитии психики ребенка и
формировании его личностных качеств.
2. Дисгармония в семейных отношениях
Дошкольный возраст характеризуется тесной
эмоциональной привязанностью ребенка к
родителям (особенно к матери), причем не в виде
зависимости от них, а в виде потребности в любви,
уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще
не может хорошо ориентироваться в тонкостях
межличностного общения, не способен понимать
причины конфликтов между родителями, не владеет
средствами для выражения собственных чувств и
переживаний.
Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры
между родителями вызывают у детей-дошкольников
постоянное чувство беспокойства, неуверенности
в себе, эмоционального напряжения и могут стать
источником их психического нездоровья.
3. Стили родительского поведения
Стиль воспитания – это способ управления
человеческим поведением, типичная для родителя
система приемов воздействия на ребенка. В идеале
родители должны создавать разумные ограничения
автономии ребенка, настойчиво передавать ему
свои ценности, способствовать развитию
самоконтроля, действуя при этом очень осторожно,
чтобы не пресекать любопытство, инициативу и
растущее чувство компетентности ребенка.
Определяющими измерениями родительского
поведения являются контроль и теплота.
Термином родительский контроль обозначают
степень выраженности у родителей запретительных
тенденций.
Термином родительская теплота обозначается
количество любви и одобрения, демонстрируемое
родителями.
Воздействие стилей родительского
поведения на ребенка
Авторитетный стиль предполагает высокий
уровень родительского контроля, поощрение
растущей автономии своих детей, теплые отношения
с детьми. Как результат – дети социально
адаптированы, уверены в себе, способны к
самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль характеризуется
высоким контролем: родители ждут
неукоснительного выполнения своих требований,
отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети
замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и
раздражительны. Девочки в большинстве своем –
пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и
агрессивны.
Либеральный стиль предполагает низкий
уровень контроля и теплые отношения: родители
слабо или совсем не регламентируют поведение
ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но
доминирующее направление коммуникации – от
ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию
и агрессивности, ведут себя неадекватно и
импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых
случаях дети становятся активными, решительными
и творческими людьми.
Индифферентный стиль – с низким уровнем
контроля и холодными отношениями: родители не
устанавливают для детей никаких ограничений,
безразличны к детям, закрыты для общения. Если
безразличие сочетается с враждебностью, ребенок
проявляет разрушительные импульсы и склонность
к отклоняющемуся поведению.
«Традиционные родители». В полных семьях
родители иногда придерживаются различных стилей
поведения. Например, при так называемом
традиционном стиле воспитания родители
исполняют роли, закрепленные давней традицией за
мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно
авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая.
Здесь влияние одного родителя уравновешивается
влиянием другого.
Таким образом, неблагоприятные типы воспитания
способствуют возникновению отклонений и
нарушений в психике ребенка, формированию у него
неадекватного, диффузного образа Я.
4. Порядок появления ребенка в семье
З.Фрейд был первым, кто заметил, что позиция
ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее
значение во всей его последующей жизни. Первый
ребенок чаще всего вызывает у родителей
трепетную любовь и восхищение. На нем
концентрируется внимание всей семьи. Родители
только начинают открывать для себя мир ребенка,
переживают и тревожатся за него. Старший ребенок
сначала воспитывается как единственный.
Первенцы, как правило, больше ориентированы на
успех и достижения. С другой стороны, такой
ребенок более зависим от родителей, социально
изолирован. Большое влияние на развитие личности
первого ребенка оказывает рождение второго.
Когда в семье появляется новорожденный, даже те
дети, которые с нетерпением ждали его, могут
чувствовать себя забытыми и отверженными. Он
вынужден искать новые формы поведения, чтобы
добиться внимания и любви родителей, ощутить
свою значимость в семье. Для привлечения к себе
внимания ребенок может использовать такие формы
поведения, как агрессивность, капризность,
упрямство. Более соперничают между собой дети
одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до
4-5 лет). Поэтому после появления новорожденного в
доме родителям необходимо избегать существенных
изменений в отношениях со старшим ребенком;
стараться уделять старшему ребенку достаточно
внимания, помочь старшему найти адекватную форму
вхождения в жизнь изменившейся семьи – как
помощника, как друга малыша. Вторые дети обычно
более дружелюбны, лучше умеют общаться, так как
много времени проводят со старшими братьями или
сестрами. Родители более спокойно относятся ко
вторым, третьим детям, потому что ими уже освоена
роль родителей. Младшие дети более творческие и
самостоятельные, но под покровительством и
защитой старших у них может сложиться заниженная
самооценка и чувство неполноценности. Тогда
младший ребенок выбирает по отношению к
родителям испытанный способ поведения: «Когда я
беспомощен и слаб, я могу требовать всего, чего
хочу, родители обязательно будут заботиться обо
мне». Самое сложное положение у среднего ребенка.
Он не имеет привилегий старшего ребенка, он как
бы ограничен сверху первым ребенком – сильным и
способным. В то же время роль «малыша» для него
уже не подходит. Он не может конкурировать с
малышом, так как не обладает его качествами.
Оказавшись между старшим и младшим, средние дети
чаще других чувствуют себя отвергнутыми,
одинокими.
В психическом развитии близнецов возникают две
основные проблемы: взаимное соперничество и
зависимость. Близнецы показывают более низкие
результаты, по сравнению с другими детьми, в
тестах на интеллект, они позже начинают говорить.
Это связано с тем, что они не стремятся выходить
за пределы пары, не «тянутся» за другими.
Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом
расстаются. Именно поэтому к ним стоит
относиться как к двум разным людям.
5. Низкая психолого-педагогической
культура родителей
Родителей необходимо обучать культуре
семейного воспитания и умению выработать
собственный неповторимый стиль родительского
воспитания. Чем более родители будут
ориентированы на предоставление возможности
выбора ребенку, будут понимать и чувствовать,
чего хочет ребенок (поддерживать его
автономность), чем больше они будут уделять ему
внимания, а также более четко описывать свои
требования, сдерживать обещания
(структурированность отношений), тем более
психологически благополучен будет ребенок.
Таким образом, последствия влияния
отрицательных факторов семейной среды на
психическое развитие ребенка могут иметь
для детей необратимый характер, приводить все к
большим аномалиям психики и поведения. Поэтому
так важно своевременное выявление и оказание
психологической помощи таким семьям.
Список литературы:
- Г. Крайг «Психология развития», СПб., Питер,
2000. - Захаров А.И. Предупреждение отклонений в
поведении ребенка. С-Пб., 1997 г. - Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и
его значение. – М.: “Педагогика”, 1991. - Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького
человека. – Санкт-Петербург: изд-во “Речь”, 2002. - Смирнова Е.О. и др. Специфика
эмоционально-личностной сферы дошкольников,
живущих в неполной семье // Вопросы психологии.
1999, №6
Источник
В традиционной системе ценностей православного человека семья всегда занимала видное место; православный взгляд на семью как на малую церковь подразумевает не только богоустановленность брачных отношений, но и их спасительность. Но необходимо добавить, что для этого малая семейная ладья в бурном море житейском должна следовать тем же курсом, что и великий корабль Церкви Христовой. Этот образ встречается в святоотеческих творениях: «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань», — говорит святитель Иоанн Златоуст.[4]
Главная ценность семейной жизни — это, конечно, дети. Дети, которых Сам Господь дает (Ис. 8:18). Но, говорит святитель Иоанн Златоуст, не одно лишь рождение чада делает мужчину отцом: он должен позаботиться и о том, чтобы дать своему чаду хорошее образование; равным образом и матерью делает женщину не только ношение чада во чреве, но и его доброе воспитание. Без этого невозможно и личное спасение родителей: «Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание». И грозное предупреждение: «Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души». [4]
Церковь более двух тысячелетий говорит об огромной ответственности родителей за воспитание своих чад. Опыт Церкви, утверждающий, что неполная семья пагубно влияет на духовное и душевное развитие детей, искажает личность, подтверждается многочисленными и многолетними исследованиями психологов, рассматривающих проблемы неполной семьи на психологическом уровне.
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет и развивается в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Это объясняется тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
В зависимости от состава семьи, от отношений в семье друг к другу и к окружающим людям, человек формирует свои взгляды на мир, строит свои отношения с окружающими.
Но если в семье только один родитель? Каковы социально-психологические последствия воспитательного влияния такой семьи на формирование личности ребенка?[2]
Предоставим некоторые данные, которые могут обрисовать семью в современном мире, например, в России. Данные печальные. В России сейчас распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребёнок рождается вне брака. Каждый седьмой ребёнок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав. Эти данные показывают, что демографическая ситуация в России просто катастрофическая. [6]
Психологи, изучающие неполные семьи, подтверждают, что, как правило, в таких семьях наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребёнка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искажённой модели отцовства в последующие поколения.
Доказано также и влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребёнка. В 26-летнем лонгитюде, который проводился в США и в котором приняло участие 379 человек, учёные выяснили, что единственный фактор, определяющий развитие эмпатии в детстве, – отцовское участие. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми. [7]
Отечественные исследования Е.П. Ильина подтверждают, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью «образа Я», в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчуждённые. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Исследования привязанности родителей и младенцев показали, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроенные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно привязанных к родителям. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлечённых» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети «менее вовлечённых» отцов. Помимо этого, взаимодействие отцов с детьми способно улучшить физическое самочувствие малышей, их восприятие, их отношение с окружающими уже с очень раннего возраста.[5]
В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, её феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского Я. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.
Другая сложность, с которой сталкиваются мальчики в неполных семьях, состоит в том, что их матери, несчастливые в браке, часто пытаются найти в своем сыне то, чего не удалось отыскать в партнере. Нередко такие матери, надеясь, что сыновья станут для них надеждой и опорой, переносят на них всю свою нереализованную любовь. Стремясь подольше удержать мальчика возле себя, мать убеждает себя и ребёнка в том, что он не может быть самостоятельным. Такой внушаемый и зависимый от матери ребёнок вырастет мнительным, тревожным, склонным к зависимостям. Здесь нередко возникают фобии, депрессивная симптоматика, проблемы общения со сверстниками.[5]
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность отца, его включенность в совместную деятельность с ребёнком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы. Сравнение «включённых отцов» и «включённых матерей», то есть активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребёнка, чем матери.
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери — отрицательное.[8]
Э. Фромм подчёркивает, что ребёнку нужен отец на всем протяжении его развития. Однако особенно нуждается он в отцовской любви, власти и руководстве после 6 лет.
Г. Фигдор (1995) отмечает, что для развития ребёнка в большинстве семей отец выполняет следующие важные функции: репрезентация «внешнего мира»; в большей степени «не ранимость» в отношении поступков и нападений ребенка; репрезентация свойств: «большой», «сильный» или вытекающих отсюда «конкурентоспособный», «способный к самоутверждению», и, наконец, в дальнейшей жизни репрезентация профессионального успеха и общественного положения.
Разделяя в целом мнение Э. Фромма о важности влияния отца на развитие ребёнка, Ю.М. Антонян и Е.Г. Самовичев (1983) считают, что отсутствие отца у ребёнка в возрасте 4-5 лет имеет больший негативный эффект, чем для ребёнка в более позднем возрасте. Они утверждают, например, что мальчики, которые лишились отца до 4-5 лет, имеют слабую мужскую сексуально-ролевую ориентацию и больше сексуально-ролевых конфликтов, чем дети, имевшие отца или лишившиеся его в более позднем возрасте. Эти конфликты очень часто связаны с неадекватной оценкой себя как функционирующего в мужской роли, с несформированностью соответствующих форм поведения.
Близка, (хотя с некоторыми отклонениями от прямой корреляции) к предыдущему мнению точка зрения Р. Муксинова (1985), утверждающего, что у детей, оставленных отцами в дошкольном детстве, отклонения в поведении наблюдаются в 44% случаев, в 7-8 лет – в 13% случаев, в 12 лет – в 24%, а в 13-18 лет – в единичных случаях.
По мнению тех же авторов, тяготение ребенка к отцу и способность отца полностью принять своего ребенка стимулирует его интеллектуальное развитие.
А.И. Захаров отмечает, что после развода конфликты с детьми в неполных семьях наблюдаются в 2,5 раза чаще, чем в полных, что является дополнительным фактором невротизации детей, прежде всего мальчиков.
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания — следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.
Для мальчиков в неполных семьях часто существует большее число ограничений и запретов, чем для девочек. По мнению А.И.Захарова, в семьях мальчиков большую строгость матерей можно интерпретировать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего партнёра. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Здесь сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворённости (по данным психиатров в неполных семьях индекс невротизации выше у матерей мальчиков).[3]
Мама старается искоренить в сыне те черты характера, которые она не могла принять в бывшем супруге, а так как ребёнок бессознательно транслирует модель поведения и черты характера отца, стараясь идентифицироваться с мужской фигурой, то он все больше становится похожим на отца, что ещё больше раздражает мать, и это замкнутый круг, выход из которого могут найти только взрослые, для ребёнка это непосильная задача.
В наши дни любовь отца к ребёнку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец — он человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.
Современные психологи путем многочисленных исследований доказали, что отец должен участвовать в жизни ребёнка буквально с самого его рождения. В развитии девочки участие отца является даже более принципиальным моментом, нежели в воспитании мальчика. Очень важно, чтобы у малышки с самого раннего возраста сформировалась адекватная идентификация полов. Если в её близком окружении не будет отца, у девочки на всю жизнь останется подсознательная отчуждённость в восприятии мужского пола, то есть по отношению к мужчинам будет срабатывать реакция «чужой». Девочкам, которые растут без отца либо с отстранённым отцом, во взрослой жизни очень сложно взломать внутренние барьеры в отношениях со своим партнёром. Поскольку затронуты глубинные подсознательные процессы, обойтись без помощи квалифицированного психолога практически невозможно.
Считается, что в воспитании девочки мать отвечает за формирование внутреннего мира, а отец – за взаимоотношения с миром окружающим. Если говорить без обиняков, именно отец более всех других влияет на самооценку девочки. Как только девочка начинает сознательно общаться с родителями, она становится зависимой от их поощрения-критики. Однако мать она воспринимает как часть своего внутреннего мира, а вот отец – индикатор реакции внешнего мира. «Ты моя красавица», – говорит папа, и девочка уверена, что все вокруг считают её красавицей. «Ну что мне с тобой делать? Ты такая неуклюжая, постоянно испачкана, мальчуганы и то симпатичней», – подобные слова отца становятся на всю жизнь камнем на шее, который мешает женщине «взлететь» и достичь высот в личной жизни и на работе.
Существует мнение, что роль отца в развитии девочки состоит также в подкреплении её связи с матерью [2].
Влияние отца на формирование гендерной идентичности дочери проявляется в запуске обратного процесса – механизма разотождествления с матерью, необходимость которого вызвана усилением тесных симбиотических отношений матери и дочери при наличии третьего альтернативного объекта женского пола. Подобная триада (например, «дочь-мать-бабушка») существенно ограничивает возможности получения нового опыта, фиксирует возрастную иерархию отношений, не акцентируя элементов женственности. Отец является проводником к ранее недоступной для девочки информации, активно поддерживает дочь в построении новых отношений, прежде всего с людьми противоположного пола. Чувства ревнивого и одновременно гордого родителя подчеркивают амбивалентность его роли, направленной на расширение опыта и защиту суверенности девочки. С возрастом различия в оценках девушки отцом и матерью постепенно стираются. В этом единстве взглядов видится большая заслуга отца, продолжающего поддерживать женскую линию в развитии девушки.
Отношение дочери к отцу, оставившему семью, переходит в недоверие ко всему мужскому роду: все мужчины опасны, способны только обманывать. Построить свою семью на любви и доверии будет очень нелегко.
Мать в этой ситуации неполной семьи вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью.[8]
Как пишет З.Матейчик, «если у девочки воспитывалось представление о них (о мужчинах. – О.Л.) на примере крушения идеала матери, её разочарования, её неприязненного отношения к бывшему мужу, то у дочери может возникнуть общее деформированное представление об интимных отношениях. Но даже и без такого воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач».
И это, действительно, часто встречающаяся ситуация, когда девочки ждут своего «принца», о котором они мечтают, посмотрев очередной сериал или фильм, а так как мальчики в подростковом возрасте мало похожи на принцев, то чаще всего их ждет отставка.
Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причём это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжёлой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера, от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки.
Для маленького ребёнка общество — это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребёнка. И не имеет большого значения число окружающих людей. Гораздо важнее качество отношений. Ребёнок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребёнок ясно осознаёт, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, многого от него ждёт. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.
Любая семья держится на одном ките — терпении. Семьи без терпения не бывает. Семья — это всегда самопожертвование, а жертвовать зачастую больно, но нужно терпеть. Проявление терпения — это проявление любви. Если в семье нет лада, то всегда виноваты оба, не может быть виноватым только один супруг.[1]
Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях — несмотря на определённые трудности, которые испытывают родители. Главное, что нужно помнить — несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребёнка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому — будьте счастливы. Хотя бы тем, что у вас растёт ребёнок.
Надо понять, что дети из неполных семей – не имеют знаний и навыков о нормальных семейных отношениях, потому что их родители, в основном это женщины — сами такого опыта не имеют и потому не могут передать своим детям полноценные знания о семье и семейных отношениях. В результате у нас в стране получается замкнутый круг. Дети, воспитываясь в неполных семьях, вырастая — не знают главного – как создавать и строить хорошие семьи и как правильно воспитывать своих детей, и потому, в свою очередь – также разводятся со своими мужьями и жёнами, и опять воспитывают своих детей в одиночестве и неправильно, те подрастая, создают семьи, но не имея знаний, снова наступают на те же грабли, что и их родители и опять разводятся, и так до бесконечности.
В результате этого в нашей стране и в других странах огромное количество одиноких, несчастливых людей, из-за этого же резко растет уровень пьянства, наркомании, проституции, уровень преступности. Общество деградирует. Если эти негативные процессы не остановить – то нашу страну ждёт беда!
Союз Ответственного мужчины и Доброй женщины является КРЕПКОЙ нерушимой семьёй, в которой воспитываются ХОРОШИЕ дети! Как России сегодня не хватает КРЕПКИХ семей! Крепкие семьи – Крепкая Сильная Россия!
Ведь Господь даровал нам Заповедь – чтобы мужчина в доме был ДОБРЫМ Хозяином, а женщина — ДОБРОЙ Женой и Матерью. В семьях, где живёт любовь, терпение, взаимопонимание и взаимопомощь, дети растут здоровыми и душено, и телесно, жёны с радостью окружают родных заботой и любовью, а мужчины с радостью занимаются Важнейшим делом на земле – Воспитанием своих детей!
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998; Бочаров В.В. Антропология возраста. М., 1999; Кон И.С. Открытие «Я». М ., 1978.
2. Баттерворт Дж.,Харрис М. Принципы психологии развития. М.:
Когито Центр, 2000.
3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л, Медицина, 1988.
4. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Тт. 3, 4