Отрицательное влияние мультфильмов на развитие ребенка
В статье рассматривается анализ положительного и негативного влияния зарубежных и отечественных мультсериалов на психику детей в подростковом возрасте. В качестве примера, в работе приведен анализ влияния некоторых зарубежных и отечественных мультипликационных работ.
Ключевые слова: мультфильмы: отечественные и зарубежные, Симпсоны, Грифины, поведение, подросток (ребенок), взрослый
Многие из нас, когда были детьми, во время обеда на кухне или сидя в зале за игрушками, пассивно смотрели телевизор вместе с нашими родителями, бабушками или дедушками.
В детстве мы постоянно смотрели большинство развивающих телепередач, в особенности познавательных и интеллектуальных шоу для детей, где обучают правильной манере разговора, культурному поведению, использованию бытовых приборов и другим хозяйственным нуждам.
Но больше всего мы смотрели мультфильмы. Если, например, в советское время детям смотрели такие мультфильмы, как «Ну, погоди», «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино» и другие, то уже в конце 1990 — начале 2000 гг. на экранах стали появляться американские мультфильмы, например, «Симпсоны», «Гриффины», «Покемоны» и другая продукция зарубежных студий.
За 10–15 лет развития телевидения в России появилось множество каналов, где показывают различные детские телепередачи, а также различные мультфильмы отечественных и зарубежных арт-студий,
В современном мире насчитывается порядка более 30000 мультипликационных работ различного жанра, основанные на реальных событиях, или на фантазии авторов: фэнтези, сказки, а то и смешанные реальные и вымышленные события.
Однако все эти работы объединяет лишь один немаловажный фактор — сюжет любого из них имеет тот или иной, положительный или отрицательный, смысл.
Существует еще один очень важный фактор — в большинстве случаев родители не контролируют своего ребенка, когда он может смотреть то, что ему нравится и включать любимые передачи. В этом случае требуется контроль со стороны родителей или кого-то из взрослых, поскольку именно в период от 8 до 11 лет происходит зрительное эмоциональное восприятие всех происходящих вокруг жизненных событий, в том числе и того, что показывают на экране.
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно рассмотреть и выделить объединяющий признак: мультфильмы могут обладать и положительными и отрицательными качествами, влияющими на психику подростка. В этом случае нужно учесть ряд важных факторов, для того, чтобы не травмировать психику ребенка.
В первую очередь взрослым стоит обратить внимание на содержание мультипликационного продукта. Если на психически сформированного и психологически настроенного взрослого человека мультфильм, содержащий какие-либо «идиотские помыслы» и непонятный смысл никак не повлияют, то на подростка могут оказать психическое давление, которое может оказать влияние на все психологические и физиологические особенности в дальнейшем.
В качестве примера наличия бессмысленных, и в тоже время опасных для подростка сцен, содержащих ненормативную лексику и убийства, можно привести мультфильм «Южный Парк»
С точки зрения взрослого человека, данная мультипликация пародирует взрослые проблемы — ту же войну в Ираке, президентов, полицию, наркотики, религиозный фанатизм, расизм, международные войны и другие глобальные проблемы общества.
34 % респондентов находят этот анимационный мультфильм глупым, примитивным, неадекватным, грубым, безнравственным, пошлым. Однако 11 % — считают, что вся это грубость и тупость — всего лишь задумка авторов, которые делают это намеренно. 16 % опрошенных никогда не смотрели (или смотрели 2–3 раза) этот мультфильм, и не считают нужным делать это в будущем [1]
Так, например, в этом сериале в течение первых пяти сезонов Кенни выступает в роли извечной жертвы, которую убивают множеством способов. Это происходит из серии в серию; за редкими исключениями, смерть Кенни сопровождается репликами Стэна «О боже мой! Они убили Кенни» и Кайла — «Сволочи!» (англ. Oh my God! They killed Kenny! — You bastards). [2]
Также не рекомендуемым с точки зрения психологов мультфильмом можно взять мультфильм «Симпсоны». Сюжет мультфильма заключается в рассказе об истории одной из обычных американских семей, однако некоторые сцены поражают своей, пускай и вымышленной, жестокостью.
Погрузившись в созерцание этого, с позволения сказать, произведения, ребёнок видит на телеэкране или сцены насилия, как например сцену удушения Барта Гомером с воплем «Ах ты, маленький!» или регулярное воровство Гомером вещей Неда Фландерса, или же намеки на гомосексуальность Ленни и Карла.
Ежедневный просмотр подобного телематериала создаёт устойчивый стереотип в сознании ребёнка, который никак не может считаться положительным. Весь негатив, встречающийся в жизни американского общества, «выплескивается» на неустойчивую детскую психику, формируя, таким образом, члена нашего общества с массой фобий и даже с психическими отклонениями. [3]
Если, например, адекватный взрослый человек посмотрит эти сцены, чтобы поднять себе настроение, то на ребенка эти мультфильмы окажут негативное воздействие.
Аналогичный смысл содержат также и мультсериал «Гриффины». Как пишут на сайте в отзывах о данном мультфильме, его стоит рекомендовать людям с устойчивой психикой и установить возрастной ценз от 20 лет, поскольку такая работа содержит сцены жестокого насилия: драки, побои, жестокость. Также мультфильм содержит сцены, негативно влияющие на психику детей наличием боевого и ядерного оружия у младшего сына семьи Стьюи. Как пишут в отзывах многие пользователи сети Интернет, данный мультфильм содержит пошлые и негативные сцены. Так, например, в мультфильме присутствует прямоходящая говорящая собака, которая спит с женщинами. [4]
Еще одним примером негативного влияния на психику подростка может стать «Губка Боб Квадратные Штаны́» (англ.SpongeBob SquarePants). Например, в мультфильме каким-то образом есть пляж, присутствует вода в раковине, несмотря на то, что персонажи живут под водой. История этого мультфильма и его популярность среди людей разных возрастных категорий в более чем 50 странах мира насчитывает уже более 15 лет, однако стоит учитывать его основной смысл — разработка этого мультфильма велась изначально для умственно отсталых людей.
Так же как и в случаях с «Симпсонами» или «Гриффинами», этот мультфильм может поднять настроение, но только людям с устойчивой психикой и наличием адекватного разума, однако его не рекомендовалось бы смотреть подросткам, поскольку он может негативно повлиять на дальнейшее поведение и вызвать проявления антиморального поведения в обществе.
Также частично негативное влияние на психику подростка может оказать и зарубежный мультфильм «Футурама». В данном мультфильме присутствуют различные сцены появления мутантов, проживающих в канализации, одноглазые циклопы, или такой персонаж, как «Доктор Зойберг» — человеко-омароподобный инопланетянин с планеты Декапод-10.
Даже если взять советские мультфильмы, то некоторые из них аналогичны зарубежным в определенном смысле. Так, например, «Тайна третьей планеты», где герои покоряют космос, аналогичен «Футураме». Другой пример — мультфильм «Простоквашино», где, как и в «Гриффинах», есть прямоходящая собака Шарик.
Однако есть главный фактор, который отличает советскую мультиндустрию от иностранной.
Во-первых, советские мультфильмы короткометражны. Если американские работы мультипликаторов длятся два-три сезона по 20-30 серий каждый, то отечественные мультипликаторы издают по 2-3 серии.
Также отличие и в сути содержания мультфильмов. Если в советских мультфильмах, как правило, отображаются жизненные реалии, а доля фантазии довольно умеренна и основывается на художественных произведениях, то в американских и других зарубежных работах присутствуют сцены драк, нецензурная лексика и жесты, странное поведение героев.
Мультфильмы активно влияют и на воспитание ребенка, поскольку показывают сцены общения с людьми, конфликтные ситуации и пути их устранения, победу добра над злом, развитие воображения, что в дальнейшем может послужить основой для разработки креативных идей.
Развитие творческого потенциала при просмотре правильно подобранных мультипликационных работ поможет ребенку научиться правильно и адекватно вести себя в обществе, не давая ему быть агрессивным, проявлять аморальное или девиантное поведение.
Правильно подобранные мультфильмы, особенно с наличием развивающих программ, помогут развить логическое мышление, правильно обращаться с хозяйственными предметами, учить правильному уходу за ними.
Сейчас разработано множество программ, свободно доступных в интернете, для развития творческих и познавательных способностей ребенка.
Так, например, с ранних лет ребенку можно смотреть мультфильмы, обучающие алфавиту, с рисунками предметов, которые обозначают ту или иную букву. В качестве примера можно привести программу «Синий трактор», которая помогает изучать алфавит с двух-трех лет.
Важно учитывать, что в мультфильмах фигурируют красочные персонажи, однако с правилами возрастного ценза многие пользователи так и не знакомы, что обязательно, поскольку мультфильмы могут иметь самое разное содержание. Можно, конечно, и посмотреть такие мультфильмы, как «Симпсоны» или «Гриффины», но только лишь тогда, когда вы знаете его суть или хотите просто посмеяться над какими-нибудь смешными сценами. Вы прекрасно понимаете, что с вами ничего не случится, если вы уделите полчаса на какую-нибудь подобную глупость, но не стоит забывать, что в раннем возрасте, даже при наличии адекватной психики и разума, такого рода мультфильмы не дадут ни познавательного эффекта, ни положительных качеств развития личности, а в раннем возрасте определенные сцены из такого рода работ могут и нарушить психику ребенка, негативно повлиять на его взаимоотношения с людьми и поведение в обществе на всю оставшуюся жизнь.
Литература:
1. «Мультипликационные персонажи на музыкальном телевидении: негативное или положительное влияние на формирование социально-психологических установок молодежи (на примере мультфильма «South park» на MTV)». Электронный ресурc:https://studik.net/multiplikacionnye-personazhi-na-muzykalnom-televidenii-negativnoe-ili-polozhitelnoe-vliyanie-na-formirovanie-socialno-psixologicheskixtt-ustanovok-molodezhi-na-primere-multfilma-south-park-na-mtv/
- «Эпизодические персонажи «Южного парка». Электронныйресурс // ссылка:https://fanparty.ru/fanclubs/south-park/tribune/8260
3. М. Медведев. Отрицательное влияние телесериалов на детскую психику. Электронныйресурс// ссылка:https://psyhotests.ru/archives/1835
4. Мультсериал «Гриффины» (1999) — отзывы. Электронныйресурс// ссылка:https://otzovik.com/reviews/multserial_griffini_1999
Основные термины (генерируются автоматически): мультфильм, негативное влияние, психика подростка, ребенок, возрастной ценз, ранний возраст, устойчивая психика, психика детей, психика ребенка, наличие.
Источник
Чтобы найти для себя хоть чуточку свободного времени, современные родители часто усаживают своих детей перед экранами телевизоров или мониторов. Ребенок, завороженно уставившийся в экран, вызывает чувство умиления и восторга у родителей: «Молодец! Как внимательно следит за сюжетом!» Что же кроется на самом деле за этой завороженностью? На самом ли деле просмотр принесет пользу малышу? И вообще, насколько безопасны современные анимации?
Мультипликационный фильм — это разновидность искусства, основным элементом которого является техника мультипликации. Мультипликация на сегодняшний день – это высокодоходный бизнес, ориентированный прежде всего на получение прибыли, и часто этическая сторона вопроса лежит лишь на совести людей, управляющих этим бизнесом. Чтобы понять, что именно впитывают наши дети, глядя на экран, мы, взрослые, должны в этом искусстве уметь разбираться.
С какого возраста и сколько времени можно ребенку смотреть мультфильмы, как отличить хороший мультик от плохого, нужно ли смотреть его вместе с малышом и как определять влияние увиденного на психологическое состояние малыша,- обо всем этом подробно читайте здесь.
Мультфильм и возраст ребенка
Не все родители знают, что просмотр мультипликационных фильмов допустим для детей старше 3-х лет, не раньше! Почему именно так, ведь на коробке с диском написано 0+? Ответ поищем у специалистов в области психологии и медицины — окулистов, психологов и педиатров.
«Просмотр мультфильмов детьми до 3-х лет может вызывать необратимые последствия психики», — считает педагог — психолог Наталья Матушкина, начальник координационно — аналитического отдела Московского городского Центра психолого — педагогической экспертизы игр и игрушек.
Кроме того, медики считают, что:
- до 2-3х лет содержание мультфильма не воспринимается ребенком;
- до 3-х лет зрительная система еще формируется, и просмотр анимаций нарушает процесс формирования и становления зрительной функции ребенка;
- просмотр мультфильмов до 3-х лет ведет к перенагрузке центральной нервной системы, что приводит к гиперактивности или заторможенности;
- ранний просмотр анимационных фильмов ведет к задержке в речевом развитии;
- повышается риск развития синдрома дефицита внимания, когда кроха вместо живого общения с родителями получает недостающие эмоции с экрана телевизора.
Как долго можно смотреть мультипликационные фильмы детям? Удивительно, но сегодня не все мамы и папы знают о нормах, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения. Так, например,
- Детям от 0 до 3-х лет просмотр телепередач запрещен полностью;
- От 3 до 7 лет— до 30 минут в день;
- От 7 до 10 лет — 30—50 минут в день;
- От 11 до 18 лет — 1—3 часа в день.
Смотреть ли мультфильм вместе с ребенком?
Если мультфильм незнаком, посмотрите его сами, удостоверьтесь в его безопасности, а уж потом предлагайте крохе. Когда ваш малыш впервые смотрит анимацию, присутствие взрослого необходимо!
Кто, как не родитель разъяснит сюжет, даст оценку персонажам, выскажет свое мнение по поводу увиденного!
Помимо разъяснений о мультфильме, дитя получит бесценное время общения с родителями. Он узнает мнение папы и мамы о главном герое мультфильма, что поможет ему составить свое мнение о нем и решить, нужно ли ему подражать. Родители помогут разобраться на примере мультика, как поступать хорошо, а как плохо. То есть малыш активно вовлекается в воспитательный процесс.
А после просмотра обсудите просмотренный фильм вместе. Пусть сын или дочурка перескажет сюжет, даст оценку персонажам, повторит слова веселой песенки! Это разовьет его речь, память, он будет учиться анализировать, обобщать, высказывать свое мнение.
Мультфильм — источник информации для детей
Не все взрослые, ставшие родителями, отдают себе отчет в том, какое влияние оказывает на ребенка информация, поступающая с экрана телевизора или монитора. Они считают мультфильмы для детей развлечением, да и только. На самом деле влияние мультяшных героев на воспитание малыша настолько велико и огромно, что сбрасывать его со счетов нельзя.
В современных высокотехнологичных условиях мы имеем возможность выбирать, когда и что смотреть нашим детям. Используя эту возможность, родители должны понимать, что несут ответственность за своего ребенка. Любая информация, которую несет мультфильм, окажет влияние на малыша, отразится на его речи, поведении, настроении, а в конечном итоге, понимании и восприятии окружающего мира.
Также необходимо уточнить, что не все родители понимают особенность усвоения информации их детьми. Дело в том, что в силу своего возраста и особенностей мышления, малыши любую информацию воспринимают буквально, не способны проанализировать и осмыслить ее. Поэтому любой анимационный фильм должен быть максимально полезным и максимально безопасным для них.
Если любимый мультяшный персонаж бьет другого сковородой по голове, то не удивляйтесь, если ваше чадо попытается сделать то же самое. Если вы против такого «развлечения», то необходимо научиться разбираться в огромной массе современных российских и зарубежных мультфильмов.
Хороший мультик: как отличить?
Хороший мультфильм всегда учит добру. Сюжет мультфильма логически выстроен и «запутан» в соответствии с возрастом малыша, т.е. ваш трехлетка с удовольствием перескажет вам его.
Персонажи мультипликационного фильма нарисованы красиво и максимально приближены к реальности. Малышу не составит труда узнать в них знакомых животных, людей, предметы, они не выглядят непропорциональными монстрами.
Отрицательный персонаж всегда наказывается. С его помощью в мультфильме легко показать поведение, которое не принято в обществе (например, проявление неуважения к старшим, жадность, трусость, лень), объяснить, почему такое поведение не приветствуется и в завершении обязательно перевоспитать отрицательного персонажа. В таком случае ребенок получает наглядный воспитательный урок.
В хорошем мультфильме всегда присутствуют две противоположности: добро и зло. Эти два понятия четко разделены и легко узнаваемы ребенком. Они оказывают определенное влияние на главного героя. Эти противоположные понятия показаны на примерах: как помогает дружба, взаимовыручка, любовь (в мультфильмах «Самый большой друг», «Кот Леопольд») и как вредит злость, жадность, зависть (в мультфильмах «Остров сокровищ», «Сказка о жадности» и т.д.)
Дети до определенного возраста не могут анализировать и подходить философски к понятиям добра и зла. Следовательно, четкость и ясность в изображении хорошего и плохого необходима. Из мультфильма с четким их разделением, ребенок получит понятие об основных ценностях принятых в обществе.
Победа добра над злом очень важна для маленьких зрителей, ведь тогда они убеждаются на примерах, что следование добрым, справедливым принципам помогает добиться желаемого, а если будешь злым, плохим, то будешь осужден и непринят в обществе.
В хорошем мультике роль отрицательного персонажа должна быть однозначной: он должен вызывать неприязнь, осуждение. По его внешнему виду малыш должен четко определить: этот герой – отрицательный. Во время развития сюжета он обязательно должен быть побежден добрым героем или перевоспитан под влиянием добра.
Такой пример четко покажет ребенку, что хорошо, а что плохо и научит делать выводы. Если ваши дети смогут отличить добро от зла в фильме, то они смогут это сделать и в реальной жизни.
Хороший мультфильм не содержит пошлостей, не готовит воспринимать безвкусицу и грубость за норму, а воспитывает эстетический вкус и учит прекрасному.
Если мультипликационный фильм содержит в себе историю любви, то она должна быть показана возвышенно, одухотворенно, целомудренно. Сюжет не должен вызывать у ребенка раннего интереса к сексу. Все, что касается физического межполового влечения, должно быть скрыто до определенного возраста.
В хорошем мультфильме речь героев правильная, не содержит бранных слов и жаргонов.
Важное значение для восприятия имеет яркость цветов и мерцание экрана. Чем младше ребенок — тем «спокойнее» должен быть экран. Те же требования предъявляются и к звуковому оформлению: музыка к фильму должна быть красивой, легкой, без резких возбуждающих звуков.
Плохой мультик: на что обращать внимание
Далеко не все современные анимационные фильмы для детей ориентированы на воспитание в ребенке положительных черт характера. Некоторые из них оказывают негативное влияние: демонстрируют агрессию, жестокость, негативное отношение к слабым, неуважение к старшим и т.д. После просмотра таких «шедевров» ребенок начинает проявлять агрессию, жестокость. Незамысловатые сюжеты таких мультфильмов тормозят развитие воображения, логической памяти, способности концентрировать воображение. Отсутствие грамотной речи навредит малышу в становлении речевых навыков.
У таких мультфильмов нет логичной сюжетной линии. Ваши сын или дочь не смогут рассказать, о чем мультфильм (например, «Винкс»), герои имеют внешность, далекую от реальной, они изображены уродливо, непропорционально (например, «Футурама»).
В таких мультфильмах отрицательные и положительные герои не определены четко. На всем протяжении просмотра малышу трудно разобраться кто из персонажей положительный, а кто отрицательный. Не понимая этого, крохе трудно дать оценку герою и выбрать объект для подражания.
Поступки отрицательных героев не наказываются, а их дурное поведение приводит к достижению целей (например, в мультфильме «Маша и медведь» капризы героини Маши достигают целей — она получает желаемое).
В плохом для воспитания детей мультфильме могут быть показаны родители с негативной стороны. Например, их изображают жалкими, недалекими. А главный герой приходит к заветной цели через отрицание их воли. Такой момент воспитывает в подрастающем поколении неуважение к старшим, желание идти против добрых советов старших членов семьи.
Часто в таких анимациях можно услышать грубую речь, жаргонную. Пропагандируется неуважение к общественным общепринятым идеалам и нормам поведения. Мужские персонажи показаны изнеженными и слабыми; женские — мужественными, напористыми. После просмотра такого мультфильма фраза «девочек нужно защищать» звучит непонятно для малыша.
Если говорить об оформлении, то краски в таком мультфильме ядовито — яркие, а частые вспышки и мерцание экрана гипнотизируют взгляд, музыкальное сопровождение выбрано резкое, громкое.
После просмотра: наблюдаем за ребенком
Чтобы окончательно понять, какое воздействие оказывает мультик на кроху, не нужно быть дипломированным психологом. Достаточно понаблюдать, какие эмоции вызывает очередной мультфильм на лице вашего малыша. Если он сопереживает и жалеет слабых, радуется, когда добро побеждает зло, хмурится при кознях отрицательных героев, подпевает веселую песенку вместе с персонажами — значит все в порядке, мультфильм оказал положительное влияние. После просмотра такого мультфильма малыш воодушевлен, испытывает только положительные эмоции, с удовольствием пересказывает сюжет, передает чувства героя, радуется, что добро победило зло.
Если же вы замечаете негативное поведение, ребенок возбужден, его смех сходен с истерическим, проявляется агрессия — это повод насторожиться.
Современным родителям, стремящимся воспитать своих детей честными, отзывчивыми, справедливыми, необходимо знать и понимать, что такое современный мультфильм, какое воздействие он имеет и как оградить своего ребенка от негативного потока ненужной информации. Удачи вам на этом пути!
Автор: 79044467649
Влияние мультфильмов на психику и поведение детей
4.3 (86%) 20 votes
Похожие статьи:
2 комментария
- Татьяна 13.12.2018
Интересная статья, я всегда стараюсь смотреть мультфильмы вместе с сыном, такие вечерние просмотры очень сближают.
Ответить
Источник