Отношение родителей к ребенку с нарушениями в развитии
ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ
К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Ларионова Татьяна Егоровна,
г. Череповец, МБОУ «ОШО с ОВЗ №35», учитель индивидуального обучения
Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а так же с воспитанием и обучением детей, в том числе и с нарушениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина – отец больного ребенка – обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения ребенка с нарушениями в развитии и таким образом не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т.д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно как психика матери. Приведенные характеристики, являются наиболее распространенными, но, безусловно, есть и исключения из правил.
Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую ребенка с нарушением в развитии, усиленно. Сам факт того, что именно она произвела на свет вместо «чуда» больное существо, заставляет ее невыносимо страдать.
В результате этого у нее бессознательно могут сформироваться негативные чувства, деструктивные стратегии поведения, осложняющие отношения и с ребенком, и с другими членами семьи, и в первую очередь, с самой собой. По мнению И. В. Карпенковой, главными из них являются:
1. Чувство вины. «Я виновата в том, что мой ребенок больной». Как следствие этого – резкое понижение самооценки, потеря уверенности в себе, в своих силах;
2. Чувство «обиды на жизнь». Это другая крайность, которая может быть выражена во фразе: «Другие (акушерки, муж, наследственность, безденежье и т.п.) виноваты в том, что со мной это случилось». Следствием этой позиции могут стать неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), соматические заболевания;
3. Отказ от ребёнка или отстранение от него, когда родители делают вид, что ребёнок вовсе и не болен и т.п.
Эти позиции выражены в той или иной степени практически у всех родителей, и особенно у мам, имеющих ребенка с отклонениями в развитии. Важно отметить, что мы имеем в виду бессознательные процессы, и поэтому бессмысленно обвинять маму с больным ребенком, что она себя как-то не так ведет. Это ее беда. Многие мамы, осознавая свои проблемы, справляются, приспосабливаются к «новой жизни», т. е. жизни с больным ребенком. Многие из женщин, по сути, посвящают свою жизнь такому ребенку, постоянно пренебрегая своими интересами. Но природа человека так устроена, что, если человек систематически не удовлетворяет свои личностные потребности, то у него формируется чувство неудовлетворенности (собой, жизнью). Это чувство также влечет за собой множество негативных последствий. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие матерей по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущения «конца жизни».
Позиция матерей, имеющих ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, и их реакции на ребёнка описаны в исследовании О. Б. Чаровой и Е. А. Савиной. Результаты показывают, что аномальный ребёнок эмоционально отвергается матерью, он воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый, обиженный, страдающий, агрессивный. Качественный анализ ответов показал, что матерям аномальных детей часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребёнку. Наиболее типичными реакциями матерей на поведение умственно отсталого ребёнка является стремление опекать его (18%), жалея, следить за ним (15%), но вместе с тем проявляется и раздражение (12%), желание наказать (11%), проигнорировать (16%). Нередко родители испытывают горе и страдание (15%) и тому подобное. Преобладающими чувствами у матерей детей с психическим дизонтогенезом являются горе, страдание, депрессия, вина и стыд.
Исследование показывают, что матери детей с умственной недостаточностью больше подавлены, больше занимаются с детьми и в то же время испытывают трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормальных детей.
По мнению И. В. Левченко и В. В. Ткачевой особенности ребенка трудно принять неподготовленному человеку, на этом фоне отношения могут изменяться между родителями ребенка, матерью ребенка с нарушениями в развитии и ее родителями или родителями мужа. Иногда со стороны бабушек и дедушек звучат горькие упреки в сторону ребенка с нарушением в развитии и его матери («Ты виновата в том, что у меня нет здоровых внуков» или «Ты виноват, что бабушка болеет»).
Матери находятся с детьми постоянно, так как ребенок своими биологическими особенностями предъявляет специфические требования к матери. Она, в свою очередь, осуществляя его связь с внешним миром, и должна стать своеобразным «буфером» между ребенком и средой.
Вследствие этих причин матери детей с нарушением в развитии оставляют работу по избранной специальности, чтобы ухаживать за своим ребенком, или же переходят на низкооплачиваемую неквалифицированную работу чаще всего надомную.
Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился ребенок с нарушением, находится в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые да матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности. По данным Р. Ф.Майрамяна, сообщение об интеллектуальной недостаточности ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению у 54% обследованных матерей различных психосоматических расстройств. Матери жалуются на колебание артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушение терморегуляции. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться, что связано с необходимостью заботы о ребенке и родительским пессимизмом относительно его будущего. Однако родительский стресс меньше в тех семьях, в которых существуют взаимоподдерживающие отношения.
Пытаясь понять происшедшее матери констатируют причинные объяснения, эмоции, реакции. Эти объяснения могут быть расклассифицированы на три категории: неличностная причинность, личностная причинность, смешанная причинность.Более 70% матерей объясняют расстройство неличностными причинами, такими, как случай, наследственность, загрязнение атмосфере и др. На первом месте стоит, случайность или неудачливость. Далее – воля господняя, а затем – факторы, связанные с особенностями беременности, труда, загрязнение, наследственности, медицинского обслуживания, а также происшествия, физические травмы. Матери с более высоким самоконтролем считают причиной нарушений у ребенка себя и испытывают чувство вины. Матери, которые верят в способность ребенка к реабилитации, более склонны обвинять других.
Матери также различаются по степени веры в возможность позитивных изменений в ребенке. Часто родители не информированы о том, что случилось с их ребенком и почему. Открытая информация меняет отношение матери на причину детского расстройства, способствует эффективному управлению жизненной ситуацией, формирует адаптивные способности семьи.
B. B. Ткачевой было также выявлено несколько преобладающих личностных тенденций, у родителей детей с нарушением интеллекта.
Первая группа родителей – это те, которые подвержены сверхконтролю. Они объясняют свою личную пассивность, некоторую отстраненность от активной жизни тем, что борьба за здоровье ребенка источила их силы.
Вторая группа объединяет пессимистичных родителей, которые любую ситуацию интерпретируют как безвыходную. Повышенное чувство вины перед своим ребенком парализует активность таких матерей. Характерной чертой родителей эмоционально-лабильной группы является выраженная демонстративность в поведении и суждениях, артистичность и желание обратить внимание, склонность к истеройдным реакциям в стрессовых ситуациях. В поведении родителей импульсивной группы чаще всего проявляется нетерпеливость и импульсивность. Они отказываются понимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую. Часто такие родители направляют свои силы на поиски лучших педагогов, учителей логопедов. Импульсивные поведенческие реакции могут проявляться в отношении к ребенку с нарушением интеллекта в виде неадекватных форм наказания или реакций на органический дефект ребенка. Ригидных родителей отличает трезвая оценка жизненных обстоятельств, выраженное чувство соперничества, лидерства, выносливость в стрессовых ситуациях. Им присуща максимальная потребность в избавлении их больных детей от недуга. Группе тревожных матерей свойственна высокая чувствительность и подвластность воздействиям среды, повышенная чуткость к опасности. Матери из этой подгруппы отличаются особенно тесными эмоционально наполненными отношениями со своими больными детьми. Эта эмоциональная привязанность проявляется часто как форма чрезмерной родительской опеки, что может лишить ребенка самостоятельности и вредить ему. Характерной особенностью индивидуалистичной категории родителей является некоммуникабельность, эмоциональная холодность в межличностных контактах. Лица, входящие в оптимистическую группу характеризуются высоким уровнем жизнелюбия и уверенности в себе, однако в поведении таких матерей проявляются беспечность и эмоциональная незрелость. Несмотря на оптимистичность позиции, заметна тенденция к закреплению негативного опыта, их поведение трудно прогнозируемо и часто непредсказуемо.
Таким образом, мы видим: детская патология выступает существенным фактором формирования материнского отношения к ребенку, рождение ребенка с отклонениями в развитии приводит к стрессу, который проявляется в таких эмоциональных и поведенческих реакциях матерей, как горе, шок, страдание, страх, чувство вины.
Поэтому работая в МБОУ «ОШО с ОВЗ №35», учителем индивидуального обучения передо мной остро встал вопрос о психологической и педагогической помощи не только ребенку, но и матери. Первоочередной задачей для учителя является обучение матери. Учитель должен объяснять маме, как обучать ребенка учитывая его индивидуальные способности, используя при этом наглядность, раздаточный материал, алгоритмы, опорные схемы, дидактические игры которые способствуют активизации мыслительной деятельности. Привлечь внимание мамы к эмоциональным потребностям ребенка, предоставлению самостоятельности и независимости в элементарных действиях, к успехам достигнутым на каждом уроке. Так же важным этапом в оказании помощи матерям детей с нарушениями в развитии является индивидуальная психологическая помощь. Специалист проводит их в виде бесед с мамой концентрируя свое внимание не только на проблемах связанных с обучением и воспитанием ребенка, но и на трудностях которые испытывает семья в данный момент.
Обучение и психологическая поддержка матери помогает находить способы взаимодействия с ребенком с нарушениями в развитии, приводит к смягчению негативного эмоционального опыта, уменьшению доминантности и излишней концентрации на ребенке, изменению восприятия ребенка в более позитивную и оптимистичную сторону.
Список литературы
1.Карпенкова И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? // Социальный конфликт. – 2001. — № 1. – С. 82-86.
2. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1985.
3. Левченко И. Ю.Психологическая помошь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.
4. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика: учеб. Пособие / И. Ю. Левченко. – М.:Академия, 2000. – 232 с.
5. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками в развития: Книга для родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
6. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. – М.: Владос, 1997. – 304 с.
7. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2003. – 408 с.
8. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Савина Е. А. и др.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 232 с.
9. Чарова О. Б. Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием //Дефектология. – 1999. – № 5- С.34-39.
Источник
Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Как подчеркивают психологи и специальные педагоги, родители должны иметь правильное понимание сущности проблемы, особенностей развития их ребенка для успешной организации общения с ним, его воспитания. В частности, Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезина (1967) отмечают, что отчетливое представление родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.
Авторы приводят виды неправильных моделей воспитания в семьях, имеющих ребенка с проблемами в развитии.
1. Родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, развитию неадекватных реакций у ребенка.
2. Чрезмерная опека родителей. Ребенка жалеют, балуют, оберегают от трудностей, стремятся все выполнить за него. Это делает ребенка беспомощным и также приводит к еще большему отставанию в развитии.
А. Н. Смирнова в своей работе (1967), посвященной воспитанию проблемных детей, выделяет следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии.
1. Родители глубоко, даже трагически, переживают неполноценность ребенка, жалеют его, окружают чрезмерным вниманием; опекают, освобождая от посильных обязанностей. Чрезмерная опека лишает ребенка самостоятельности, возможности должным образом приспособиться к сложным жизненным условиям.
2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
3. Родители стесняются неполноценности своего ребенка, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, растет забитым, робким.
4. Ребенок с проблемами занимает в семье положение «пасынка», его обижают, смеются над ним, подчеркивая его неполноценность. У ребенка часто подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрям.
5. Родители не обращают внимания на ребенка, стараясь все воспитание переложить на школу.
Акцентируя внимание на спокойствии, терпеливости, справедливости и последовательности родителей в общении с проблемными детьми, А. Н. Смир-
нова (1967) также подчеркивает необходимость особого, индивидуального подхода к ребенку, учета его особенностей.
Известный американский педиатр Б. Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку (1990).
1. Родители стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.
2. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.
3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.
4. Родители не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентно, лишают его уверенности в себе.
5. Родители воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.
Б. Спок (1990) подчеркивает, что ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, а с ним.
Итак, все перечисленные виды отношений родителей кдетям с проблемами в развитии, в общем, представляют собой своеобразное проявление нарушенных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители — нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Как показал анализ литературы, эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей может усугубить имеющуюся проблему развития детей.
Таким образом, родители — часто из-за большой любви кдетям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития — допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 729 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
Истомина Ольга Владимировна
студент 5 курс ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск
E-mail: kicolechka@list.ru
Скоробогатова Наталья Владимировна
канд. психол. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
E-mail: Skor_nv@mail.ru
Скробогатова Н.В.
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
На речевое развитие ребенка влияет очень много факторов, одним из них является позиция родителей. Для успешного овладения всеми компонентами речевой структуры ребенку с самого раннего возраста необходимо прививать потребность в общении. Эта задача ложиться на образовательные учреждения, которые посещает ребенок, а так же на семью. В семье первоначально дается образец речи, и непрерывное общение с ребенком дает основу для успешного речевого развития.
Ребенок с нарушениями речи нуждается в большей помощи со стороны взрослых, чтобы в полном объеме освоить всю речевую систему. При тяжелых нарушениях речи становиться необходимым помощь специалистов. Но логопедическая помощь не будет столь эффективна, если к работе не будут подключены родители ребенка и его ближайшее окружение.
В психологии, логопедии рассматриваются вопросы об отношении родителей к речевому дефекту своих детей. Многими авторами, которые занимались вопросами речевого развития у детей с нарушениями речи, указывается на то, что заинтересованность и участие в коррекционной помощи работе благотворно влияет на речевое развитие ребенка (Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Г.А. Каше, С.А. Миронова, М.С. Хватцев, и др.) [3, c. 24].
Отношение родителей к речевому дефекту ребенка зависит от многих факторов:
1.Тяжесть дефекта;
2.Степень осведомленности родителей в области логопедии т. е. знание о специфике того или иного нарушения речи, и о дефекте собственного ребенка;
3.Уровень развития умственных способностей родителей;
4.Особенности характера;
5.Внутрисемейные отношения;
6.Стиль воспитания.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания:
· безнадзорность, бесконтрольность (ребенок находиться без присмотра взрослых);
· гиперопека (ребенок находиться под постоянным контролем родителей);
· воспитание по типу «кумира семьи» (ребенок в центре внимания);
· воспитание по типу «золушки» (ребенок находиться в ситуации эмоциональной отверженности);
· жесткое воспитание (наказание ребенка);
· воспитание в условиях повышенной моральной ответственности [4, с. 236].
Позиция родителей по отношению к речевому дефекту, влияет на отношение ребенка к собственной речи.
От того как родители воспринимают речевой дефект ребенка, их можно разделить на 2 группы:
1.Родители с адекватной позицией по отношению к дефекту речи ребенка.
2.Родители с неадекватной позицией.
Адекватная позиция родителей характеризуется осознанностью наличия речевого дефекта у ребенка; пониманием необходимости специализированной помощи; заинтересованностью в устранении нарушения речи. Родители этой группы понимают необходимость своего участия в коррекционной работе по исправлению речевого дефекта ребенка. Они быстро включаются в работу, выполняют все требования специалиста.
Неадекватное отношение к дефекту может быть различным:
·Часть родителей не воспринимают речевой дефект. С их точки зрения ребенок говорит нормально т. е произношение не страдает.
·Другие родители слышат ошибки, но не придают им значения. Родители считают, что все пройдет само, или говорят «в школу пойдет там научат».
В некоторых случаях родители считают, что и с дефектом можно жить без проблем. Ребенку в пример приводят знаменитых людей, которые тоже имеют какие либо отклонения в речи.
Есть часть родителей, у которых тоже сформирована неадекватная позиция по отношению к дефекту ребенка. Она проявляется в сильной зацикленности на дефекте. Этой категории родителей свойственно преувеличивать серьезность нарушения. Они постоянно привлекают внимание ребенка к его ошибкам, постоянно поправляют его, пытаются заставить ребенка произнести правильно, хотя ребенок этого сделать не может.
Неадекватная позиция родителей может сформировать у ребенка ряд личностных расстройств. В результате у ребенка может возникнуть комплекс не полноценности. А в дальнейшем это может привести к речевому негативизму, нарушению поведения и логофобии.
Дети с легкими нарушениями речи в личностном плане не отличаются от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношения к своему речевому дефекту.
По отношению к своему речевому дефекту дети делятся:
1. Дети, болезненно относящиеся к своему дефекту;
2. Дети, которые безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту.
Причиной такого отношения ребенка к собственному речевому нарушению может являться:
· Неосознанность ребенком своего дефекта;
· Не внимание со стороны родителей к речи ребенка:
· Попустительское отношение родителей к речевому недостатку ребенка [2, c. 155].
Для того чтобы сформировать адекватную позицию родителей по отношению к дефекту ребенка необходимо тесное сотрудничество специалистов и родителей.
С родителями должны работать все специалисты принимающие участие в коррекционном процессе.
Работа с родителями должна носит систематический характер, быть спланированной и проводиться, начиная с самых первых этапов коррекционной работы.
Практикующие педагоги предлагают множество вариантов работы, с родителями детей имеющих нарушения речи.
Первоначально необходимо донести информацию о некоторых аспектах развития речи, о ее нарушениях и способах их преодоления. Для этого можно использовать:
1.Беседы.
2.Информацию можно предлагать в виде сообщений на стендах, в папках — передвижках, памятках и др.
3.Индивидуальные беседы с родителями.
Логопед и другие специалисты должны давать простые рекомендации по самым актуальным вопросам.
Важной для логопеда формой работы с родителями является анкетирование. В результате анкетирования логопед может получить интересующую его информацию, необходимую для работы. Информация, полученная, из анкет дополняется сведениями из бесед с родителями. Из бесед со специалистами родители получают знания для дальнейшей работы с ребенком в домашних условиях.
В процессе работы с родителями очень важно обращать их внимание на то, что для нормализации речи ребенка большое значение имеет правильность речи окружающих. Тон речи должен быть спокойным, задавая вопрос, не следует торопить ребенка дать ответ [1, c. 339].
В заключение хотелось бы сказать, что микроклимат семьи имеет огромное значение в воспитание ребенка с речевой патологией. Отношение родителей к ребенку, к его дефекту формирует у ребенка отношение к себе. Речевая неполноценность сама по себе обычно вызывает у детей особенности поведения. Если позиция родителей не будет адекватной, то ребенку будет очень сложно пережить некоторые моменты жизни, а также коррекционная работа по устранению речевого недостатка не будет столь эффективна.
Список литературы:
- Мастюкова Е.М., МосковкинаА.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. ― М.: Издательский центр «Академия», 2002. ― 200 с.
- Рыскина В.Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работы с семьей // Логопед в детском саду. ― 2008. ― № 2.
- Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с.
Источник