Отнесение картины развития ребенка к определенной категории это скрининг

Необходимо особое внимание обратить на два значимых фактора: общий вид детской работы и специфику выполнения рисовальных тестов «дом-дерево-человек». Опрятна ли работа, выдержано ли направление движения строк, насколько совершенен мышечный акт, необходимый при выполнении того или иного движения, компактен ли рисунок штриха или он слишком размашист, неровен.
Сбои на старте работы с графическим рядом, возможно, говорят о том, что и в повседневной учебной деятельности такой ребенок будет испытывать трудности на этапе вхождения в деятельность, особенно при знакомстве с новым материалом. В коррекционной работе с ним необходимо давать четкие установки разного уровня сложности до начала работы, включать полимодальные модели объяснения задания (сочетание показа — визуальная модальность, с последующим объяснением — слуховая модальность), удлинять временной интервал ориентировки ребенка в задании.
Не доведенные до границы листочка ряды указывают на боязливого, робкого ребенка со сниженной самооценкой. Об этом же скажут и детские отказы от деятельности. О неуверенности и тревожности говорят дисгармонично (т.е. во всех рядах толщина линий разная) неровные, короткие линии, линии со слабым нажимом. Скорее всего ребенок воспитывается в семье с доминантной мамой или в социально дисгармоничной семье.
Линии с очень сильным нажимом характерны для достаточно агрессивных детей с неустойчивыми эмоциональными реакциями. Этот признак может быть усилен акцентуацией линий на резкие угловатые завершения на концах стыков. Еще более будет подчеркнут этот признак при наличии и в изображениях дома и человека жестких штриховок, с резкими выходами за пределы контура, что указывает также и на импульсивность детских эмоциональных реакций.
В графических рядах ровный, умеренный по силе нажим отражает уравновешенность, уверенность в себе, способность к волевым усилиям, умение проконтролировать свои действия.
Неровный импульсивный нажим свидетельствует о порывистости, импульсивности волевых актов, излишней впечатлительности ребенка, иногда его трактуют как неспособность к систематическому труду.
Жирный нажим указывает на преобладание чувственных, зачастую эмоционально вычурных переживаний.
Очень слабый нажим говорит о тенденции к постоянным колебаниям при принятии решений, неуверенности, приступах страха и опасений, иногда могут отмечаться неврастенические уклоны психики.
Графические ряды с ошибками и сбоями на концах нескольких строк достаточно часто указывают на астеничного ребенка, у которого высока истощаемость нервной системы, слабо сформированы произвольные процессы, в частности, внимание, память, целенаправленная регуляция речевой деятельности. В коррекционной работе с таким ребенком особое внимание целесообразно уделить педагогическому охранительному режиму, при котором четко соблюдается последовательность труда и отдыха, учебной и игровой деятельности, материал предъявляется дробно и с большим количеством заданий игрового характера.
При выполнении рисовального задания особое внимание следует обратить на наличие (или отсутствие) независимых признаков. Этими признаками могут быть замкнутость контуров, относительная ровность линий, прямоугольность соединений в изображении стен дома, гармоничность, округлость линий в рисунке человека, отнесение изображений к нижнему краю листа или к изображению земли на нем. Отсутствие в детских работах указанных признаков всегда должно насторожить педагога, подтолкнуть его к углубленному изучению интеллектуальных особенностей ребенка.
Имеющиеся в рисунках неожиданные разрывы линий, пропуски существенных деталей, акцентирование, выраженная штриховка, резкое смещение, если они не связаны с интеллектуальной недостаточностью, указывают на конфликтные личностные зоны или свидетельствуют об эмоциональных напряжениях.
На ограничивающие внешние обстоятельства могут указывать наличие шляпы на голове в рисунке человека, слишком мелкое изображение дерева, наличие на стволе и на ветвях дерева судорожной штриховки, повторяющейся и ограниченной замкнутыми контурами.
Обычно, смещение изображений в левую сторону связывается с акцентом на специфике переживаний в эмоциональную сторону, а в правую сторону — интеллектуальные переживания. Кроме того, акцент на правой стороне часто трактуется как тенденция устремленности в будущее, а на левой — в прошлое.
Интересную информацию можно почерпнуть из анализа пропорциональных соотношений внутри каждого из рисунков. Так, наличие выраженной массивной крыши у дома укажет на развитую у ребенка сферу фантазии.
Изображение трубы обычно указывает на недостаток эмоционального тепла и психологического комфорта у ребенка в семье.
Акцент на изображении головы свидетельствует о признании роли интеллекта в жизни человека. При наличии в рисунке человека маленькой головки на массивном угловатом теле можно быть уверенным в том, что для субъекта значимо подчеркивание внешних силовых преимуществ над интеллектуальными усилиями, в том числе и собственными.
Преобладание кроны дерева над стволом укажет на широкие возможности ребенка к контактам с акцентом на эмоционально значимой стороне общения.
Четкая, детальная прорисовка улыбающегося человеческого лица покажет нам открытого, общительного ребенка. А если этот признак будет усилен прорисовкой развернутых к зрителю рук, с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами, то наши представления о конкретном ребенке как о душе компании можно считать высокодостоверными.
Наличие большого количества веток первого и второго порядка свидетельствует о хороших приспособительных реакциях ребенка, а если таких веток мало, то, скорее всего, такой ребенок недостаточно гибок в общении и испытывает трудности в удовлетворении базовых потребностей в своем окружении.
Чрезмерная детализация в рисунке дома укажет на несколько инфантильного ребенка, стремящегося поудобнее устроить свое окружение, чтобы преодолеть имеющуюся личностную незащищенность.
Легко определимы в изображениях признаки явной и скрытой агрессии. В рисунке дома в этом случае могут присутствовать «заколоченные» двери, акцентированные замки, разнонаправленная интенсивная штриховка с выходом за пределы контура, дерево может иметь изломанный характер расположения веток, а в рисунке человека будут присутствовать массивные кулаки, замахивающиеся руки и акцентуация на изображении рта и зубов.
О депрессии и излишней боязливости свидетельствует способ рисования, начинающийся снизу, со ступней и ног.
Рисование человека противоположного по отношению к себе пола может рассказать педагогу о значимом для ребенка взрослом и о сильных привязанностях и зависимостях.
О творческих способностях можно судить по наличию в изображении пластического способа рисования, когда ребенок создает выразительные образы, применяя при этом гибкую поисковую линию, разнообразные по своей манере виды графических штрихов, нестандартные способы изображения. В данном случае и сами изображения получаются личностно окрашенными. Например, ребенок может подробно изобразить фигуру человека в динамике, с отображением присущих ему черт характера, деталей одежды, а дом и дерево нарисовать более условно. При этом в работах пластического типа дети, как правило, связывают все три изображения между собой и могут предложить занимательную историю об их взаимоотношениях и о своих переживаниях по данному поводу.
Безусловно, в оценивании детских графических работ присутствует выраженный субъективный фактор, но постепенное накопление педагогом опыта наблюдений позволит ему полнее использовать собираемую информацию на благо развития ребенка и его семьи.
Источник
Диагностики готовности ребенка к обучению в школе
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Выполнила:
студентка группы Ш-22
Кучина Ирина
Оглавление:.
Исследование речевой сферы……………………………………1
Наблюдение за ребенком.………………………………………..2
Беседа о школе…………………………………………………….2
Тест-опросник…………………………………………………….3
………………………….3
…………………………………………………3
………………………………………….4
……………………………………………………4
……………………………………….5
…………………………………………………5
……………………………………………….5
Список литературы…………………………………………6
Брошюра рекомендуется для родителей, педагогов, психологов.
В данной брошюре предложены диагностики, с помощью которых можно определить готовность ребенка к школьному обучению.
Диагностики разбиты на компоненты психологической готовности к школе:
Личностная готовность к школьному обучению;
Развитие произвольной сферы;
Интеллектуальная готовность;
Социально-психологическая готовность к школе;
Физиологическая готовность.
Диагностики личностной готовность к школьному обучению:
Исследование речевой сферы
в слове.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» — шуба.
Предлагается по 4 слова на каждый звук:
«о» – кошка, море, точка, баня;
«а» – мама, парта, стол, каша;
«ш» – шайба, ручка, школа, суша;
«с» – суп, киска, лужа, свет.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.
Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.
Диагностика личностной готовности к школе.
Используется метод наблюдения за поведением ребенка, если нужно задаются дополнительные вопросы, отмечаются индивидуальные особенности.
1. Интерес к испытаниям:
а. живой, с широким кругозором, любознателен.
б. вялый, пассивный, нетерпеливый, быстро теряет интерес к заданиям
2 . Общение со взрослым:
а. смелый, разговорчивый, активный.
б. робкий, немногословный, плохо контактирует.
3 Работоспособность:
а- быстр в принятии решений, не устает, к выполнению приступает сразу же.
б. медлительный, быстро устает, нуждается в неоднократном объяснении.
Речь:
а. произношение четкое, предложения формулирует правильно.
б. дефекты в произношении звуков, неспособность правильно построить предложения
Итог: высокий уровень — 50%; средний — 40%; низкий — 10%.
Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой) для определения
Варианты ответов и их оценка
А — ориентация на содержание учебной деятельности — 2 балла
Б — ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни — 1 балл
В — ориентация на внешкольные виды деятельности и условия — 0 баллов
1. Хочешь ли ты идти в школу?
А — очень хочу Б — так себе, не знаю В — не хочу
2 1 0
2. Почему ты хочешь идти в школу?
А — интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.
Б — интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.
В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала
2 1 0
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?
А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.
Б — приобретение формы, школьных принадлежностей В — занятия, не относящиеся к школе
2 1 0
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)
А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В — уроки художественно — физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе
2 1 0
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?
А — занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.
Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными
2 1 0
Интерпретация результатов
Высокий уровень — 10-9 баллов — говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
Средний уровень — 8-5 баллов — свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
Низкий уровень — 4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе
Диагностики социально-психологической готовности к школе
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
Мне интересно, какие у меня будут уроки.
Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу
Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.
Оценка результатов: Высокий уровень — если ребенок поставил не менее 8 плюсов Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во вопросов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное. Низкий уровень — от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)
Особенности проведения методики.
В качестве материала детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так, чтобы получилась картинка.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Интерпретация методики.
0 – 2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.
3 – 4 балла — нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
5 – 7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8 – 9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенным сюжетом.
10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.
Низкий уровень – от 0 до 2 баллов.
Средний уровень – от 3 до 7 баллов.
Высокий уровень – от 8 до 10 баллов.
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе.
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень — если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень — от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими вне учебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 — представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень — от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Диагностика интеллектуальной готовности к школе
Тест на выявление интеллектуальной готовности к школе «Кругозор».
Назови свое имя, фамилию, отчество.
Назови фамилию, отчество родителей.
Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
У тебя есть брат, сестра, кто старше?
Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
Сейчас утро, вечер (день или утро?)
Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
Кем работают твои родители?
Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Что делает почтальон (врач, учитель?)
Зачем в школе нужен звонок, парта?
Ты сам хочешь пойти в школу?
Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
Каких животных ты знаешь?
Каких птиц ты знаешь?
Кто больше, корова или коза?
Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ — 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ — 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ — 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ — 15,16.
Интерпретация:
Каждый правильный ответ — 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы:
* 5 вопрос — ребенок вычислил, сколько ему будет лет — 1 балл, называет год с учетом месяцев — 3 балла * 8 вопрос — полный домашний адрес — 3 балла
* 15 вопрос — правильное применение школьной атрибутики — 1 балл
* 16 вопрос — положительный ответ — 1 балл
* 17 вопрос — правильный ответ — 3 балла
* 22 вопрос — правильный, адекватный ответ — 2 балла
Оценка результатов:
Оценка результатов:
Высокий уровень — 24-29 баллов
Средний уровень — 20-23,5 балла
Низкий уровень — от 19,5 и ниже
Тест готовности к школе — «Чего не хватает?» ( Р. С. Немов).
Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно. Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.
Оценка результатов 10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд. 8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26- 30 секунд. 4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд. 2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд. 0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд
Диагностика интеллектуальной готовности ребенка к школе
1. Тест для исследования произвольного внимания «Да и нет» Н.И. Гуткиной
Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.
Ход выполнения задания.
Преподаватель обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». (Ребенок их повторяет.) «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?». (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)
Вопросы:
Ты хочешь идти в школу?
Ты любишь, когда тебе читают сказки?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?
Ты любишь гулять?
Ты хочешь учиться?
Ты любишь болеть?
Ты любишь играть?
Ты сейчас спишь?
Ночью солнышко светит?
Ты любишь ходить к врачу?
Доктор стрижет детей?
Коровы умеют летать?
Тебя зовут… (неверное имя)?
Зимой бывает жарко?
Ты ходишь на работу?
Конфеты бывают горькими?
Трава белого цвета?
Парикмахер лечит детей?
Твой папа играет в куклы?
Обработка результатов.
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен 0. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматривается в качестве ошибки.
Диагностики физиологической готовности к школе
Тест на выявление уровня развития школьно-значимых психических и физиологических функций.
Краткое исследование развития речевого слуха.
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
Высокий уровень— ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень— ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.
Тест на проверку фонематического слуха. «Найди звук» Н.И. Гуткиной
Методика служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. В качестве примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ему предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть разыскиваемый звук в слове или нет (см. табл.).
Таблица 1
Слова произносятся очень четко, гласные звуки растягиваются. Искомый гласный звук должен стоять под ударением. Испытуемому предлагают повторить слово и послушать его. В протоколе фиксируются ошибочные и правильные ответы. За каждую ошибку начисляется 1 балл. Чем меньше суммарный балл, тем лучше развит фонематический слух.
Крупные движения.
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты.
Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).
Итоговый уровень: Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно. Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.
Диагностики развития произвольной сферы
Дайте ребенку тетрадный лист с точками. «Мы будем рисовать разные узоры. Внимательно слушай меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводишь только ту линию, которую я скажу».
Обязательно вспомните вместе с малышом: где у него правая рука – там право, где левая – там лево. «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание!
Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».
Высокий уровень — 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
Средний уровень — 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии; 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок
Низкий уровень — 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором; 0 баллов – отсутствие сходства.
Диагностика произвольной сферы. Методика «вежливость» Н.И. Гуткиной
Методика предназначена для диагностики уровня произвольной сферы и может применяться при определении готовности детей к школе и представляет собой известную игру, а которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физическими упражнениями: 1) «руки вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 4) «руки в стороны»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; б) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8) «перестань прыгать, пожалуйста».
Успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу»
Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимается выполнение команды без слова «пожалуйста». Каждая ошибка оценивается в один балл. Чем хуже справился ребенок с игрой, тем выше его суммарный балл.
Методика «Последовательные картинки» (предлагается с 5 лет)
Процедура проведения: Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек. Инструкция: «Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой»; «А что потом?». После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.
Анализ результатов.
Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.
Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7—8 годам). В 5—6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок («Мальчик», «Еще еще мальчик», «Кушает») с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развернутого рассказа.
Список литературы:
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00315126_0.html
Е.А.Екжанова ДИАГНОСТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ
Источник