Отклонения в речевом развитии ребенка

Мария Волкова
Отклонения в развитии речи детей дошкольного возраста

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

Они не соответствуют возрасту говорящего;

Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Причины нарушений речи:

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д., формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности, токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.

Основные причины речевых нарушений –это:

Соматическая ослабленность;

замедленное психофизическое развитие;

отягощенная наследственность, травмы;

неправильное строение органов речевого аппарата;

невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;

двуязычие в семье и др.

В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы.Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи

Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.

2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточнаясформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

Замена звука на более простой по артикуляции

Нестабильное использование звука в речи

Искаженное произношение звука

У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.

4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР, т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

5. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

Как вести себя с заикающимся ребенком:

не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым

дефектом;

объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;

поощряйте его общение с другими детьми;

не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

Источник

Алла Петрухина
Причины отклонений в речевом развитии

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. С 4х лет ведущая роль при накоплении словаря будет принадлежать словообразованию.

Грамматика распадается на два раздела. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составить предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

С сожалением приходится отмечать, что количество детей с различными нарушениями речи с каждым годом увеличивается, что было подтверждено проведенным перед началом учебного года обследованием детей средних, старших и подготовительных групп. В каждой из обследованных групп 60% составляют дети с различными нарушениями речи, из них 30%- это дети с серьезными нарушениями.

Речевыенарушения характеризуются следующими особенностями:

1. Они не соответствуют возрасту говорящего;

2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

5. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют перина-тальную (внутриутробную, натальную (повреждение при родах, постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию.

Причины нарушений речи: Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д., формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть

— различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности)

— токсикоз

— несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору,

вирусные и эндокринные заболевания

— травмы до 3 лет

— наследственные факторы

— поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов

— различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.)

— перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист

— снижение слуха;

— анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

— сосание пальца.

— не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, при которой ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом.

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Почему ребенок плохо говорит?

Причинможет быть несколько:

1. Подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей.

Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную. Так же важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог.

2. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т. е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.

Если ваши опасения о слабости мышц подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте погрызть сухарики, мясо кусочками, выполняйте речевую зарядку. Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией.

3. Плохо развитый фонематический слух.

Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Фонематический слух можно развивать специальными упражнениями.

4. Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.

Часто встречается короткая подъязычная уздечка. Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо также может являться причиной неправильного произношения звуков.

Все эти проблемы необходимо решать совместно с логопедом.

Виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Ребенку с речевойпатологией могут быть поставлено одно следующих заключений:

-общее недоразвитие речи (ОНР)

-фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

-дизартрия

-дислексия

-алалия

-ринолалия

-заикание

-задержка речевого развития (ЗРР)

Дислалия — это нарушение звукопроизношения у детей, которое проявляется в дефектах воспроизведения звуков речи. Дислалияможет быть функциональной и механической (органической).

Ринолалия — нарушение звукопроизношения и голосообразования вследствие анатомо-физиологических аномалий речевого аппарата. По своим проявлениям ринолалия отличается от дислалии наличием носового тембра голоса, возникающего из-за нарушения нёбно-глоточного смыкания.

Алалия — недоразвитие или полное отсутствие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон в коре головного мозга в период внутриутробного или раннего развития ребенка.

Афазия — полная или частичная утрата сформированной речи, возникшая у детей после трех лет или у взрослых из-за поражения определенных отделов головного мозга (травм, опухолей, инфекционных заболеваний мозга, нарушения мозгового кровообращения).

Дизартрия — расстройство произношения, обусловленное недостаточным развитием речевого аппарата в результате органического поражения центральной и периферической нервных систем.

О б щ е е н е д о р а з в и т и е р е ч и

Общее недоразвитие речи включает в себя при нормальном слухе и интеллекте различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается развитие всех компонентов речевой системы: ее звуковой и смысловой сторон.

Заикание — нарушение темпа и ритма речевой деятельности, вызванное судорожным состоянием речевых мышц, которое возникает в ходе речевого развития как расстройство функции общения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным заключением:

• дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

• дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;

• дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15-20 звуков.

Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица»«пувица», «сковорода»«кода») извуконаполняемости слов («книга»«нига», «мост»«мот»).

В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит такого дошкольника узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Речеваянедостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Дислексия-наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно «научить» мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.

Алалия — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития ребенка. Многие ученые отмечали ведущую роль в возникновении алалии родовых черепномозговых травм и асфиксии новорожденных. Причем в большинстве случаев и травмы, и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Среди этиологических факторов выделяют также внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг.

Некоторые западные исследователи подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии.

Ринолалия (гнусавость) — это нарушения тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, рубцовыми изменениями, парезами и параличами мягкого нёба).

В возникновении ринолалии играют роль как генетические, так и внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребенка, а также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз) и химические (действие ядохимикатов, кислот) факторы, эндокринные заболевания, психические травмы, употребление алкоголя и наркотиков, курение матери.

Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом.Иногда ему необходима помощь и других специалистов: стоматолога, оториноларинтолога, невропатолога. При необходимости операции на нёбе (хейлопластика) осуществляются до 6 лет, работа по устранению остаточных дефектов — до 14 лет.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания.

Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате сшибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение заикания вследствие дисгармоничного развития личности. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод,включающий в себя целый ряд медико-педагогических мероприятий:

• терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное, направленное на оздоровление нервной системы и организма в целом;

• психотерапевтическое воздействие;

• коррекционные занятия с логопедом;

• обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.

Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов языка.

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания.

Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребенка значительно задерживается, а в течение беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения,не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь, начать занятия с психологом и логопедом.

При этом остается немаловажной роль домашних занятий с малышом. Необходимо стимулировать любые проявления активности крохи, радоваться каждому произнесенному им звуку. Следует использовать различные дидактические игры (составление целого из частей — разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши, продуктивную деятельность, общение в быту. Играя, рассказывайте крохе,что вы делаете: «Возьмем кубики, Машенька. Вот кубики. Будем строить дом».Оречевляйте весь процесс ухода за ребенком.Говорите с малышом постоянно: «Сейчас мы будем мыть ручки. Что мы будем делать? Правильно. Мыть ручки. Катя хочет спать. Сейчас мы пойдем спать» и т. п. Используйте повторы языкового материала, пусть Ваш ребенок постоянно слышит знакомые словосочетания. Пойте крохе колыбельные, рассказывайте небольшие потешки-честушки и самые простые народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», рассматривайте картинки в книжках. Следует помнить, что общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря.

Следуйте советам врачей после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

Источник