Отклонения в развитии ребенка литература
1. Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет: / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич // Дефектология. — 2009. — №5.
2. Борисенко, М.Г., Камышникова, О.Е., Кирьянова, Т.Ф., Рачковская, Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие / М. Г. Борисенко, О.Е. Камышникова, Т.Ф. Кирьянова, Н.Н. Рачковская. — СПб.: Паритет, 2008. — 64 с.
3. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. — М.: «Гном-Пресс», 2010. — 64с.
4. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. — М.: Просвещение. — 2006. — 158 с.
5. Галанов, А.С. Дневник развития ребенка от года до двух лет / А.С. Галанов. — М.: Издательство Института психотерапии, 2004. — 64 с.
6. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А.С. Галанов. — М.: АРКТИ, 2001. — 112с.
7. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет / А.С. Галанов. — М.: АРКТИ, 2000. — 64с.
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет», 2009.
9. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития /Т.А. Деташидзе. — СПб.: Речь, 2007. — 128 с.
10. Джонсон-Мартин, Н.М. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. — 336 с.
11. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с.
12. Дунайкин, М.Л., Брин, И.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни (обзор литературы) / М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин // Дефектология. — 2002. — № 3.
13. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. — М.: Медицина, 1981. -272с.
14. Казьмин, А.М., Казьмина, Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет / А.М. Казьмин, Казьмина. — М.: «Когито-Центр», 2001. — 74 с.
15. Камышанова, К.И. Ребенок от рождения до двух лет / К.И. Камышанова. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 240 с.
16. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Экзамен, 2007. — 128с.
17. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 112 с.
18. Мастюкова, Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова // Дефектология. — 1996. — № 5.
19. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Мастюкова Е.М. — М.: Просвещение, 2002. — 95 с
20. Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
21. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст / Мастюкова Е.М. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
22. Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный — СПб: Питер, 2001. — 256 с.
23. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2007. — 480 с.
24. Павлова, Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей / Л.Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. — 224с.
25. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л.Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. — 168 с.
26. Панфилова, М.Л. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.Л. Памфилова. — М., 2005.
27. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М., 2008.
28. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 176 с.
29. Питерси, М., Трилор, Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. / Питерси М., Трилор Р. / Пер. с англ. Н. Грозной. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
30. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М.Семаго. — М., 2009.
31. Приходько, О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. — М.: Полиграф сервис, 2003. — 160 с.
32. Развивающие игры с малышами до трех лет. / Сост. Т.В. Галанова. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 240с.
33. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. — М.: «Академия», 2002.- 192 с.
34. Разенкова, Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста / Ю.А. Разенкова. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 160 с.
35. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. — М.: «Академия», 2012. — 192 с.
36. Разенкова, Ю.А. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития: Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: «Академия», 2011. — 400с.
37. Стребелева, Е.А. Ранняя коррекционно — педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Стребелева // Дефектология. — 2003. — №3.
Источник
Контрольные работы по курсу коррекционной педагогики
и специальной психологии
Вариант 1. Тема: «Ребёнок с отклонением в развитии»
План
Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
Психологический аспект проблемы «норма — аномалия».
Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.
Психологические «портреты» детей с проблемами в развитии.
Литература
Зайцева И.А., Кукушин В.С.и др. Коррекционная педагогика. – Р/Д, 2002.
Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.:Школа-пресс, 2001.
Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М, 2002.
Вариант 2. Тема: «Коррекционная работа с детьми, имеющим нарушение зрения»
План
Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения.
Этиология нарушения зрительных функций.
Причины и классификация нарушения зрения.
Основы деятельности дошкольных учреждений и школ.
Литература
Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие (Автор-составитель Н.Д. Шматко). – М.: Аквариум ЛТД, 2001.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии // Дефектология. — 1992.- №5.
Солнцева Л.И. Новые формы работы школ для детей с нарушением зрения в современных условиях// Дефектология. – 1994. — №5.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
Вариант 3. Тема: «Возможности коррекционной работы при нарушении слуха»
План
Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
Особенности деятельности детей с нарушенным слухом.
Диагностика и коррекционная работа с детьми при нарушениях у них слуховой функции.
Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха.
Литература
Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребёнок со сниженным слухом учится в массовой школе…// Дефектология. – 1995. — №3.
Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие (Автор-составитель Н.Д. Шматко). – М.: Аквариум ЛТД, 2001.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа //Дефектология. – 1995. — №4.
Вариант 4. Тема: «Дети с нарушениями речи»
План
Классификация нарушений речи.
Виды речевых нарушений и их коррекция.
Принципы и методы логопедического воздействия.
Практические и наглядные методы в логопедии.
Литература
Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. – СПб, 2005.
Логопедия: Учебник для вузов: В 2 кн. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1995.
Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1994.
Филичёва Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
Вариант 5. Тема: «Особенности детей с задержкой психического развития»
План
Особенности коммуникации детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Причины возникновения ЗПР.
Особенности диагностики детей с ЗПР.
Прогноз и эффективность педагогического воздействия в работе с детьми, страдающих ЗПР.
Литература
Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.:Школа-пресс, 2001.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
Специальная зошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
Вариант 6. Тема: «Олигофрения и основные методы воздействия»
План
Классификация олигофрений.
Психические процессы при олигофрении.
Коррекционно-развивающие направления обучения и воспитания ребёнка с диагнозом олигофрения.
Методические разработки обучения аномальных детей основным школьным предметам
Литература
Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб, 2003.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия,2001.
Вариант 7. Тема: «Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
План
Исторический обзор изучения детей с детским церебральным параличом (ДЦП)
Психофизиологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)
Особенности развития и обучения детей с нарушениями ОДА
Рекомендации педагогу в работе с детьми, страдающих ДЦП
Литература
1. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие (Автор-составитель Н.Д. Шматко). – М.: Аквариум ЛТД, 2001.
2. Дефектология: Словарь – справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа,1996.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
4. Пасечник Л. Адаптивная физическая культура в ДОУ // Здоровье дошкольника. – 2008. — №1 и № 2.
5. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб, 2003.
Вариант 8. Тема: «Концепция реформирования специального образования»
План
Психолого-медико-педагогическая комиссия: структура, задачи, содержание деятельности.
Принципы и основные направления реформирования специального образования.
Содержание основных этапов реформирования специальногообразования.
Политика государства в области специальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии
Литература
Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1999
Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.
Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.
Вариант 9. Тема: «Коррекционная педагогика в системе наук»
План
Методологическая основа науки.
Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности.
Причины возникновения нарушений в развитии детей.
Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей.
Литература
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2004.
Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.:Школа-пресс, 2001.
Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. – М., 1998.
Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Вариант 10. Тема: «Коррекционное направление в отклонении поведения»
План
Общая характеристика детей с нарушениями поведения.
Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема.
Социально- педагогические причины отклоняющегося поведения.
Организация коррекционно-психологической и профилактической работы с детьми, страдающими отклонениями в поведении.
Литература
Воспитание трудного ребёнка – дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001.
Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.
Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001.
Референтные группы в классе / Сост. О.А. Хаткевич. – Минск, 2003.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 2001.
Источник
Генератор титульных листовТаблица истинности ONLINE |
|
Источник