Отклонения в развитии ребенка литература

1. Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет: / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич // Дефектология. — 2009. — №5.

2. Борисенко, М.Г., Камышникова, О.Е., Кирьянова, Т.Ф., Рачковская, Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие / М. Г. Борисенко, О.Е. Камышникова, Т.Ф. Кирьянова, Н.Н. Рачковская. — СПб.: Паритет, 2008. — 64 с.

3. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. — М.: «Гном-Пресс», 2010. — 64с.

4. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. — М.: Просвещение. — 2006. — 158 с.

5. Галанов, А.С. Дневник развития ребенка от года до двух лет / А.С. Галанов. — М.: Издательство Института психотерапии, 2004. — 64 с.

6. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А.С. Галанов. — М.: АРКТИ, 2001. — 112с.

7. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет / А.С. Галанов. — М.: АРКТИ, 2000. — 64с.

8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет», 2009.

9. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития /Т.А. Деташидзе. — СПб.: Речь, 2007. — 128 с.

10. Джонсон-Мартин, Н.М. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. — 336 с.

11. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с.

12. Дунайкин, М.Л., Брин, И.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни (обзор литературы) / М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин // Дефектология. — 2002. — № 3.

13. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. — М.: Медицина, 1981. -272с.

14. Казьмин, А.М., Казьмина, Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет / А.М. Казьмин, Казьмина. — М.: «Когито-Центр», 2001. — 74 с.

15. Камышанова, К.И. Ребенок от рождения до двух лет / К.И. Камышанова. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 240 с.

16. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Экзамен, 2007. — 128с.

17. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 112 с.

18. Мастюкова, Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова // Дефектология. — 1996. — № 5.

19. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Мастюкова Е.М. — М.: Просвещение, 2002. — 95 с

20. Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

21. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст / Мастюкова Е.М. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

22. Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный — СПб: Питер, 2001. — 256 с.

23. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2007. — 480 с.

24. Павлова, Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей / Л.Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. — 224с.

25. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л.Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. — 168 с.

26. Панфилова, М.Л. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.Л. Памфилова. — М., 2005.

27. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М., 2008.

28. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 176 с.

29. Питерси, М., Трилор, Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. / Питерси М., Трилор Р. / Пер. с англ. Н. Грозной. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

30. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М.Семаго. — М., 2009.

31. Приходько, О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. — М.: Полиграф сервис, 2003. — 160 с.

32. Развивающие игры с малышами до трех лет. / Сост. Т.В. Галанова. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 240с.

33. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. — М.: «Академия», 2002.- 192 с.

34. Разенкова, Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста / Ю.А. Разенкова. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 160 с.

35. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. — М.: «Академия», 2012. — 192 с.

36. Разенкова, Ю.А. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития: Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: «Академия», 2011. — 400с.

37. Стребелева, Е.А. Ранняя коррекционно — педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Стребелева // Дефектология. — 2003. — №3.

Источник

Контрольные работы по курсу коррекционной педагогики

и специальной психологии

Вариант 1. Тема: «Ребёнок с отклонением в развитии»

План

  1. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.

  2. Психологический аспект проблемы «норма — аномалия».

  3. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.

  4. Психологические «портреты» детей с проблемами в развитии.

Литература

  1. Зайцева И.А., Кукушин В.С.и др. Коррекционная педагогика. – Р/Д, 2002.

  2. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.:Школа-пресс, 2001.

  3. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

  4. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М, 2002.

Вариант 2. Тема: «Коррекционная работа с детьми, имеющим нарушение зрения»

План

  1. Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения.

  2. Этиология нарушения зрительных функций.

  3. Причины и классификация нарушения зрения.

  4. Основы деятельности дошкольных учреждений и школ.

Литература

  1. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие (Автор-составитель Н.Д. Шматко). – М.: Аквариум ЛТД, 2001.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

  3. Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии // Дефектология. — 1992.- №5.

  4. Солнцева Л.И. Новые формы работы школ для детей с нарушением зрения в современных условиях// Дефектология. – 1994. — №5.

  5. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

Вариант 3. Тема: «Возможности коррекционной работы при нарушении слуха»

План

  1. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.

  2. Особенности деятельности детей с нарушенным слухом.

  3. Диагностика и коррекционная работа с детьми при нарушениях у них слуховой функции.

  4. Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха.

Литература

  1. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребёнок со сниженным слухом учится в массовой школе…// Дефектология. – 1995. — №3.

  2. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие (Автор-составитель Н.Д. Шматко). – М.: Аквариум ЛТД, 2001.

  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

  4. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа //Дефектология. – 1995. — №4.

Вариант 4. Тема: «Дети с нарушениями речи»

План

  1. Классификация нарушений речи.

  2. Виды речевых нарушений и их коррекция.

  3. Принципы и методы логопедического воздействия.

  4. Практические и наглядные методы в логопедии.

Литература

  1. Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. – СПб, 2005.

  2. Логопедия: Учебник для вузов: В 2 кн. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1995.

  3. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1994.

  4. Филичёва Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.

Вариант 5. Тема: «Особенности детей с задержкой психического развития»

План

  1. Особенности коммуникации детей с задержкой психического развития (ЗПР).

  2. Причины возникновения ЗПР.

  3. Особенности диагностики детей с ЗПР.

  4. Прогноз и эффективность педагогического воздействия в работе с детьми, страдающих ЗПР.

Литература

  1. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.:Школа-пресс, 2001.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

  3. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

  4. Специальная зошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

Вариант 6. Тема: «Олигофрения и основные методы воздействия»

План

  1. Классификация олигофрений.

  2. Психические процессы при олигофрении.

  3. Коррекционно-развивающие направления обучения и воспитания ребёнка с диагнозом олигофрения.

  4. Методические разработки обучения аномальных детей основным школьным предметам

Литература

  1. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000

  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб, 2003.

  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998

  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

  5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия,2001.

Вариант 7. Тема: «Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

План

  1. Исторический обзор изучения детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

  2. Психофизиологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)

  3. Особенности развития и обучения детей с нарушениями ОДА

  4. Рекомендации педагогу в работе с детьми, страдающих ДЦП

Литература

1. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие (Автор-составитель Н.Д. Шматко). – М.: Аквариум ЛТД, 2001.

2. Дефектология: Словарь – справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа,1996.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

4. Пасечник Л. Адаптивная физическая культура в ДОУ // Здоровье дошкольника. – 2008. — №1 и № 2.

5. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб, 2003.

Вариант 8. Тема: «Концепция реформирования специального образования»

План

  1. Психолого-медико-педагогическая комиссия: структура, задачи, содержание деятельности.

  2. Принципы и основные направления реформирования специального образования.

  3. Содержание основных этапов реформирования специальногообразования.

  4. Политика государства в области специальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии

Литература

  1. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1999

  2. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.

  3. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.

  4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

Вариант 9. Тема: «Коррекционная педагогика в системе наук»

План

  1. Методологическая основа науки.

  2. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности.

  3. Причины возникновения нарушений в развитии детей.

  4. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей.

Литература

  1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2004.

  2. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.:Школа-пресс, 2001.

  3. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. – М., 1998.

  4. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

Вариант 10. Тема: «Коррекционное направление в отклонении поведения»

План

  1. Общая характеристика детей с нарушениями поведения.

  2. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема.

  3. Социально- педагогические причины отклоняющегося поведения.

  4. Организация коррекционно-психологической и профилактической работы с детьми, страдающими отклонениями в поведении.

Литература

  1. Воспитание трудного ребёнка – дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001.

  2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.

  3. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001.

  4. Референтные группы в классе / Сост. О.А. Хаткевич. – Минск, 2003.

  5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 2001.

Источник

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Список литературы

1. Абрашина, Н. А. Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушением развития / Н.А. Абрашина. — М.: Флинта, 2012. — 200 c.
2. Абрашина, Н. А. Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития / Н.А. Абрашина. — М.: Флинта, Наука, 2009. — 200 c.
3. Архипов, Б. А. Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей / Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. — М.: Диалог-Мифи, 2012. — 688 c.
4. Басилова, Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. — Л.: Просвещение, 2008. — 112 c.
5. Бгажноков, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажноков. — М.: Книга по Требованию, 2007. — 240 c.
6. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.А. Давидович, Н.В. Микляева. — М.: Парадигма, 2012. — 240 c.
7. Верещагина, Н. В. «Особый ребенок» в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии / Н.В. Верещагина. — М.: Детство-Пресс, 2009. — 160 c.
8. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. — М.: Владос, 2013. — 240 c.
9. Гришвина, А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития / А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. — М.: СПб. [и др.] : Питер, 2002. — 651 c.
10. Гуровец, Г. В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г.В. Гуровец. — М.: Владос, 2013. — 432 c.
11. Давидович, Л. Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии / Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, Ж.В. Антипова. — М.: Машиностроение, 2014. — 216 c.
12. Дети с нарушениями развития. — М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. — 382 c.
13. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь / М.В. Жигорева. — М.: Академия, 2008. — 240 c.
14. Журба, Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 272 c.
15. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 112 c.
16. Калинченко, А. В. Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии. Методика преподавания, планирование, конспекты уроков / А.В. Калинченко. — М.: Владос, 2013. — 240 c.
17. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. — М.: Владос, 2010. — 200 c.
18. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация / И.Г. Корнилова. — М.: Мир, 2004. — 160 c.
19. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. — М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 140 c.
20. Макушкин, Е. В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием / Е.В. Макушкин. — М.: Медицинское информационное агентство, 2009. — 240 c.
21. Микрополяризации у детей с нарушением психического развития, или Как поднять планку ограниченных возможностей. — М.: Каро, 2011. — 340 c.
22. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. — М.: Книга по Требованию, 2001. — 288 c.
23. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: моногр.
/ Л.П. Носкова. — М.: Книга по Требованию, 2004. — 344 c.
24. Полякова, М. А. Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Постановка речи у неговорящих детей / М.А. Полякова. — М.: Дмитриева Т., 2014. — 192 c.
25. Сорокина, Н. А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями / Н.А. Сорокина. — М.: Владос, 2013. — 116 c.

Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Микрополяризации у детей с нарушением психического развития, или Как поднять планку ограниченных возможностей

Дети с нарушениями развития

Абрашина Н. А.Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушением развития

Абрашина Н. А.Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития

Архипов Б. А., Максимова Е. В., Семенова Н. Е.Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей

Басилова Т. А., Александрова Н. А.Как помочь малышу со сложным нарушением развития

Бгажноков И.М.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Бенилова С. Ю., Давидович Л. А., Микляева Н. В.Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы)

Верещагина Н. В.»Особый ребенок» в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии

Гришвина, А.В.; Пузыревская, Е.Я.; Сочеванова, Е.В.Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития

Гуровец Г. В.Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей

Давидович Л. Р., Резниченко Т. С., Антипова Ж. В.Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии

Жигорева М. В.Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь

Журба Л.Т.Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни

Иванова Т. Б., Илюхина В. А., Кошулько М. А.Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР

Калинченко А. В.Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии. Методика преподавания, планирование, конспекты уроков

Коняева Н. П., Никандрова Т. С.Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития

Корнилова, И.Г.Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация

Литош Н. Л.Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии

Остальные источники:

  • Макушкин Е. В., Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием
  • Назарова Л.П., Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха
  • Носкова Л.П., Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха
  • Полякова М. А., Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Постановка речи у неговорящих детей
  • Сорокина Н. А., Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями

Источник