Отклонения в развитии ребенка диплом

Отклонения в развитии ребенка диплом thumbnail

Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии. Методологические подходы к профилактике. Роль речи в психическом развитии ребенка. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов детей с учетом их нарушенного развития.

  • Семья как среда, обеспечивающая гармоничное развитие ребенка. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии, роль семьи в ее реализации. Организация помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. Проблема детской инвалидности в РФ.

    реферат, добавлен 21.05.2009

  • Значимость раннего дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей. История изучения памяти, ее физиологические основы. Выявление отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    курсовая работа, добавлен 26.12.2010

  • Роль моторных функций в развитии речевой функциональной системы. Методологические подходы и средовые ресурсы коррекции нарушений моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи. Средовые ресурсы по коррекции нарушений.

    курсовая работа, добавлен 23.09.2013

  • Особенности формирования отношений сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии. Психолого-педагогические рекомендации по формированию навыков общения у детей с отклонениями в развитии посредством игры.

    дипломная работа, добавлен 14.07.2011

  • Развитие ребенка дошкольного возраста в традициях игровой культуры. Исследование роли игры в когнитивном развитии детей. Формирование мотивационной сферы возникновения личностных механизмов поведения. Способы адаптации ребенка к социальному миру.

    контрольная работа, добавлен 31.03.2018

  • Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения. Возможные варианты организации совместного обучения детей с отклонениями в развитии с нормально развивающимися сверстниками. Проблемы интегрированного обучения, их решение.

    контрольная работа, добавлен 04.11.2015

  • Методологические основы формирования понятия и обобщения у детей. Понятие как важный элемент восприятия и внимания. Роль иностранного языка в развитии детей старшего дошкольного возраста. Роль понятия в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

    дипломная работа, добавлен 16.11.2010

  • Теоретические аспекты психического развития в дошкольном возрасте. Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника. Симптоматика кризиса семи лет и его психологическая природа. Проблемы диагностики готовности детей к школьному обучению.

    курсовая работа, добавлен 30.07.2012

  • Виды психологических травм детей, их причины. Выявление группы детей с риском психологического травмирования в семье. Методические рекомендации воспитателям по работе с детьми с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму.

    дипломная работа, добавлен 06.01.2011

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 27.11.2012

  • Источник

    назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

    Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

    Выпускная квалификационная работа

    На тему: Ранняя коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии

    СодержаниеВведение

    Глава 1. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии

    .1 Общие вопросы психолого-педагогической диагностики

    .2 Первичное выявление детей с отклонениями в развитии

    .3 Методологические подходы к профилактике и коррекции нарушений в развитии

    Глава 2. Особенности отклонений развития детей раннего возраста

    .1 Основные закономерности возрастного развития

    .2 Особенности отклонений в развитии. Роль речи в психическом развитии ребенка

    .3 Роль семьи в развитии детей раннего возраста

    .4 Роль игры в развитии детей раннего возраста

    Глава 3. Экспериментальное исследование по выявлению и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

    .1 Организация констатирующего эксперимента

    .2 Коррекционно-развивающая работа с детьми с отклонениями в развитии

    .3 Анализ результатов формирующего эксперимента

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность [16, 20].

    В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

    Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения. Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии [20].

    Многое в этом направлении уже сделано. Еще в 20 — 30-е годы в клинике профессора Н. М. Щелованова были разработаны показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (включая и отклонения от нормы). В дальнейшем они многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н. М. Аксариной (1-й год жизни — Э. Л. Фрукт, 2-й год жизни — К. П. Печора, 3-й год жизни — Г. В. Паятюхина). В 70-е годы эти исследователи впервые в нашей стране разработали процедуру диагностики и тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. В 1975 г. эта методология была рекомендована к внедрению в детские поликлиники и дошкольные учреждения.

    В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего возраста освящены многими авторами: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной,

    Источник

    Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии. Методологические подходы к профилактике. Роль речи в психическом развитии ребенка. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов детей с учетом их нарушенного развития.

  • Виды нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников. Критерии оценки возможности отклонения в любом поведении. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень нарушений в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 28.05.2013

  • Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления. Психологические характеристики и современное состояние проблемы мышления. Роль старшего дошкольного возраста в психическом развитии ребенка, формирование новых психологических механизмов.

    курсовая работа, добавлен 01.08.2010

  • Виды психологических травм детей, их основные причины. Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования. Методические рекомендации воспитателям.

    дипломная работа, добавлен 24.12.2010

  • Теоретические аспекты психического развития детей раннего возраста. Роль предметной деятельности в психическом развитии детей. Организация развивающей среды, направленной на развитие детей. Обеспечение самостоятельности ребенка при выполнении заданий.

    курсовая работа, добавлен 16.05.2019

  • Критерии оценки возможного отклонения в поведении ребенка. Характеристика агрессивности, вспыльчивости, гиперактивности, тревожности детей, мероприятия по их профилактике. Реализация программы игровой терапии как средства коррекции поведения дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 24.06.2011

  • Функции речи в психическом развитии ребенка. Понятие и основные предпосылки речевых нарушений, их сравнительное описание. Характеристика и отличительные черты детей с данной патологией, а также основные этапы и направления их психологического развития.

    реферат, добавлен 17.01.2017

  • Психолого-педагогическая характеристика качеств игры и определение её значения в преодолении эмоциональных трудностей ребенка. Анализ особенностей развития игровой деятельности детей с отклонениями в развитии и оценка влияния игры на развитие их эмоций.

    курсовая работа, добавлен 20.06.2011

  • Ранняя комплексная помощь детям с отставанием в развитии, роль семьи в ее реализации. Система организации помощи семьям: проектирование индивидуальных программ раннего образования, психологическая и правовая поддержка, экстренная медицинская коррекция.

    реферат, добавлен 21.05.2009

  • Изучение эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста, возможные пути коррекции, а также возможности арт-терапии в коррекции негативных эмоциональных состояний. Наиболее часто встречающиеся эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте.

    дипломная работа, добавлен 10.08.2009

  • Психолого-педагогическая характеристика современной семьи. Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Участие бабушек и дедушек в воспитании детей. Специфика детско-родительских отношений ребенка с мамой и бабушкой.

    курсовая работа, добавлен 05.05.2014

  • Источник

    Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии. Методологические подходы к профилактике. Роль речи в психическом развитии ребенка. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов детей с учетом их нарушенного развития.

  • Особенности восприятия и переживания сказки как специфических видов деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития ребенка в ходе восприятия и переживания сказки. Возможности сказки в развитии детей-дошкольников, методы работы над сказкой.

    курсовая работа, добавлен 11.10.2013

  • Основные особенности разработки системы упражнений, способствующих коррекции нарушений словаря у детей с умственной отсталостью. Характеристика признаков лексического развития ребенка. Рассмотрение и анализ результатов педагогического исследования.

    дипломная работа, добавлен 09.11.2012

  • Психологические особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов. Программа психокорреционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Реакция матери на детское поведение. Процесс эмоционального контакта родителей с ребенком.

    дипломная работа, добавлен 16.06.2012

  • Изучение случаев отставания детей в психическом развитии, определение типов психологических нарушений. Понятие психического инфантилизма, что такое первичный дефект и вторичные личностные реакции. Психологические консультации умственно отсталым детям.

    контрольная работа, добавлен 29.09.2010

  • Психомоторное развитие как сложный диалектический процесс, содержащий в основе генетическую программу. Неблагоприятные условия окружающей среды, вызывающие психическую недоразвитость ребенка. Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии.

    контрольная работа, добавлен 13.07.2009

  • Проблема детских страхов в психологии. Причины и последствия возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста. Направление работы по коррекции детских боязней и фобий. Игротерапия как способ психологической коррекции страхов у дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 03.03.2016

  • Определение способностей в русле теории Л.С. Выготского. Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов. Особенности развития творческих способностей и многогранность одаренности.

    курсовая работа, добавлен 26.11.2010

  • Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей. Проявление эмоционального неблагополучия детей. Методы диагностики и коррекции, как средство преодоления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.

    дипломная работа, добавлен 06.05.2010

  • Проблемы в развитии речи ребенка — специфика активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста. Индивидуальные особенности словаря ребенка при проведении коррекционной работы. Методика определения объема словаря младшего школьника.

    курсовая работа, добавлен 30.05.2008

  • Специфика принципов единства диагностики, нормативности развития, коррекции «сверху вниз» и «снизу вверх». Определение задач коррекционно-развивающей деятельности. Формирование возрастно-психологических новообразований. Исправление отклонений в развитии.

    презентация, добавлен 03.04.2016

  • Источник

    Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии. Методологические подходы к профилактике. Роль речи в психическом развитии ребенка. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов детей с учетом их нарушенного развития.

  • Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.

    дипломная работа, добавлен 06.11.2005

  • Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей. Экспериментальная работа по развитию творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшей группы.

    курсовая работа, добавлен 09.01.2009

  • Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.

    контрольная работа, добавлен 22.06.2011

  • Современные представления о механизмах формирования гиперреактивности у детей. Коррекция гиперреактивности старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Разработка комплекса занятий по психогимнастике для коррекции психики дошкольников.

    дипломная работа, добавлен 21.02.2014

  • Рассмотрение особенностей внимания детей с нарушениями речи, развития личности ребенка. Описание основных методов обучения, коррекции, воспитания данных детей. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями устной речи.

    курсовая работа, добавлен 15.04.2015

  • Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности и обоснование современных подходов к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста. Содержательные аспекты и разработка программы по профилактике агрессивности у детей 5 — 6 лет.

    дипломная работа, добавлен 26.06.2011

  • Понятие и структура творческих способностей. Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль сказки в развитии творческих способностей детей 5-6 лет. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей, разработка и апробация игровых занятий.

    дипломная работа, добавлен 29.03.2014

  • Сущность теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками. Опыт эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с недостатками психомоторного развития. Психологическая коррекция нарушений.

    дипломная работа, добавлен 01.10.2006

  • Анализ процесса психического развития в различных неблагоприятных условиях. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Депривация и ее виды, проблемы родительской жестокости. Нарушение поведения у детей и подростков.

    шпаргалка, добавлен 03.02.2010

  • Проблема проявления импульсивного поведения у детей дошкольного возраста в онтогенезе, его психологическое обоснование. Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, пути коррекции у них проявлений импульсивного поведения.

    курсовая работа, добавлен 25.04.2011

  • Источник

    «Подождем, сам заговорит». Так рассуждают спокойные родители, списывая молчание ребенка на юные годы. Многие готовы терпеливо ждать до 3-4 лет, когда драгоценное время будет упущено для раннего вмешательства.

    По статистике на 2019 год, почти 40% детей 6-7 лет имеют речевые нарушения разного характера, более чем у 3% малышей диагностируется умственная отсталость. Это очень много по сравнению с прошлым десятилетием.

    Особенно трудно понять, что ребенок отстает в развитии, молодым родителям, не имеющим опыта в воспитании. По мнению медиков, чтобы не запустить ситуацию, отклонения важно выявить именно на раннем этапе развития.

    Памятка для молодых мам и пап

    Первый год жизни — это важнейший этап, в течение которого родителям необходимо очень пристально наблюдать за развитием малыша. Причем это касается не только физического роста, но также развития речи и эмоциональных реакций.

    Азы, описанные во многих книгах, посвященных воспитанию детей, знают практически все. Например, когда малыш начинает держать головку, в каком месяце зубки лезут, когда начнет гулить, переворачиваться, сидеть или ползать. В этом трудностей нет.

    Однако проявление эмоций часто считается второстепенной функцией. Поэтому молодые родители в большинстве случаев мало обращают внимание на состояние и реакции ребенка.

    Ценными рекомендациями с родителями делится Ольга Азова, кандидат педагогических наук и руководитель медицинского центра.

    Признаки отклонений в развитии малыша

    На что нужно обращать внимание:

    1. Улыбка — после 21 дня жизни ребенок должен понимать обращенную к нему улыбку и улыбнуться в ответ.

    2. Радость — с трех месяцев ребенок должен проявлять оживление при виде мамы, папы или другого близкого человека.

    Когда следует насторожиться на первом году жизни:

    1. Ребенок отвергает тактильные прикосновения.

    2. Вместо речи малыш использует жесты или невнятные звуки.

    3. Вместо четкого «мама» говорит слоговое «ма-ма-ма-ма».

    4. Малыш называет «мамой» всех подряд.

    5. В лексике появились слова, которые малыш произносит, но не применяет в общении.

    6. Ребенок не понимает свое имя, обращенную к нему речь, просьбы или подсказки.

    Когда следует насторожиться на втором году жизни:

    1. На прогулке с детьми ребенок отказывается присоединиться к общей игре, однообразно выполняя какие-то другие повторяющиеся действия (качается на качелях, крутит колесо и т. д.).

    2. Малыш не может освоить горшок или держание ложки.

    3. Боязнь расчески или других предметов (действий), что часто воспринимается как чрезмерная независимость.

    4. Частое закатывание истерик, излишняя возбудимость или плаксивость, расстройство сна, энурез.

    5. Малыш не прожевывает твердую пищу, испытывает страхи.

    Явные физические отклонения и описанные выше реакции сигнализируют, что малышу нужен специалист.

    К какому врачу обратиться?

    По мнению Ольги Азовой, эксперта в области детского развития, обеспокоенным родителям, прежде всего, необходимо посетить невролога. Но в этом и есть первая, а по сути, главная проблема.

    Вот пример из ее практики:

    «На консультации выясняется, что ребенка показывали нескольким врачам-неврологам. Однако ни один специалист не выявил реальной проблемы, прописав малышу массаж и ноотропы.

    Случилось так, что именно массажистка верно заподозрила неладное. Она посоветовала пройти МРТ.

    Наконец, родителям повезло, они попали в руки толкового специалиста, который действительно направил ребенка на обследование мозга.

    Оказалось что у малыша опухоль, которая стремительно растет из-за ноотропных препаратов, назначенных другими врачами. Ребенку срочно провели операцию, которая закончилась успешно.

    Но на этом все, никаких рекомендаций родителям на дальнейшее никто не дал, как и реабилитационного курса после вмешательства никто не назначил».

    В итоге у ребенка развились явные проблемы. На прием привели уже 6-летнего мальчика, который практически не разговаривает, речь, обращенную к нему, ребенок не понимает, а вдобавок у малыша налицо запущенная апраксия (двигательные нарушения).

    Соответственно, в случае обеспокоенности поведением малыша, визит к неврологу обязателен. Но главное, найти специалиста, имеющего специализацию и опыт именно в области нарушений развития. Желательно, чтобы это был невролог, работающий в паре с логопедом.

    Опасно откладывать визит к врачу

    Вторая наиболее распространенная проблема, связанная с отклонениями в развитии, это патологическое нежелание родителей провести обследование малыша как можно раньше.

    Взрослые настойчиво откладывают визит к неврологу до тех пор, когда вмешательство не становится необходимым и очевидным.

    Невероятно живучие аргументы — «он маленький, еще заговорит», «сейчас все детки начинают говорить позже», «мальчики развиваются медленнее, поэтому…».

    Это непростительная безответственность мама и пап, а тем более специалистов, успокаивающих таким образом родителей.

    Посещение невролога — это первый шаг на этапе обследования. Ребенку необходимо назначить аудиограмму (проверка слуха), а также проконсультироваться с врачом-сурдолгом и логопедом на выявление проблем.

    Определение маршрута реабилитации

    Ольга Азова считает, что независимо от диагноза каждому малышу с речевыми нарушениями требуется помощь врача-логопеда. Но для определения маршрута реабилитации необходимо правильно выявить проблему, поэтому начинать нужно с диагностики.

    Важно понимать, с чем вы столкнулись. Это действительно нарушение речи или у малыша тугоухость. Возможно невербальное общение ребенка — это следствие умственной отсталости или иного расстройства (двигательного или ментального).

    Реабилитационный курс должен назначаться, исходя из базового диагноза.

    К примеру, на что делается упор пи следующих проблемах у детей:

    1. ДЦП — физическое развитие.

    2. Эпилепия — купирование припадков с назначением терапии.

    3. Проблемы со слухом — занятия с врачом-сурдологом.

    4. Аутизм — чаще назначается АВА- терапия.

    5. Речевые нарушения (или алалия) — занятия с логопедом.

    Сначала нужно сконцентрироваться на ключевой проблеме, только после этого работать с речевыми нарушениями.

    Пример из практики:

    На занятия к логопеду ходят два малыша, у одного аутизм, у другого — тугоухость. Ребенок с РАС не дает никакой реакции из-за погруженности в себя, а малыш с проблемами слуха не понимает специалиста (он недавно с аппаратом).

    Нужна ли помощь логопеда этим детям? Разумеется, нет! Слабослышащему малышу нужен сурдолог, а маленькому аутисту нужен специалист, имеющий опыт с проблемами РАС.

    Детский сад или домашнее воспитание

    Большинство родителей предпочитают отдать ребенка в детский сад, где он сможет научиться общению в группе. При выборе эксперт предлагает исходить из возможностей взрослых.

    По мнению специалистов, предпочтительнее домашнее воспитание, особенно для семей, где не один малыш. В этом случае в детей можно заложить именно те правила и ценности, которые соответствуют мировоззрению своей семьи.

    Даже если в семье один ребенок, эксперты в области детского развития советуют посвятить себя дошкольному воспитанию своего чада.

    Прогулки на свежем воздухе с другими детьми, посещение центров досуга и развития или других занятий может полностью компенсировать дефицит общения. Об этом подробнее можно прочитать в нашей предыдущей статье.

    При этом коммуникативные навыки ребенок получит в соответствии с правилами семьи, а не будут навязанными. Если такой возможности нет, то стоит ответственно подойти к выбору воспитателя.

    Самое печальное — это неосведомленность пап и мам в отношении отклонений, возникающих на первом этапе развития детей. Слаженного взаимодействия тандема «специалист — родители» пока не наблюдается в медицинской практике.

    Поэтому родители должны быть бдительными и взять ответственность за развитие малыша в свои руки!

    Эта статья — ответ на злободневный вопрос многочисленных читателей, почему сегодня столько детей рождается с отклонениями. Это не так! В большинстве случаев проблема развивается позже и по причине запущенности.

    Ждем ваших мнений по этому поводу, присоединяйтесь к обсуждению! Будем рады каждому новому подписчику и лайку.

    Информацию из цикла «доступная среда для инвалидов» можно найти здесь.

    Источник