Отклонения в развитии 3 месячного ребенка
Развитие новорожденного в три месяца проходит очень стремительно, в сравнении с прошлыми периодами грудного возраста. На протяжении 12-16 недель ребенок активно растет и быстро набирает в весе. Характерное отличие 3-месячных малышей — закрытие малого родничка, расположенного на теменной части головы. В этой статье мы поговорим о том, как ведет себя ребенок в этом возрасте, что умеет и какие достижения совершил.
Новорожденный в 3 месяца: что должен уметь? Нормы и патология
Доношенный ребенок в этом возрасте имеет бархатистую розовую кожу. Ножки и ручки – в симметричных складочках. Если складочки находятся на разном уровне, необходимо записаться на консультацию к педиатру и ортопеду. Возможно, у крохи развивается дисплазия.
Трехмесячный малыш уже различает запахи и реагирует на них мимикой и жестами. Ребенок способен удерживать в ручке игрушку и рассматривать ее на расстоянии. Впервые родители могут заметить на лице крохи улыбку. Малыш также начинает осваивать различные вкусы.
В этом возрасте новорожденный прислушивается к всевозможным звукам и разговорам, узнает маму с папой. Услышав знакомый голос, ребенок поворачивает головку в его сторону. Увеличивается и режим бодрствования — малыш может играть с мамой на протяжении 1,5-2 часов.
Внимание! Если новорожденный в 3 месяца не держит голову, не играет, не улыбается и плохо реагирует на звуки, обязательно сообщите об этом врачу. Подобные симптомы могут свидетельствовать о врожденной патологии: рахите, нарушении слуха и дисфункции центральной нервной системы.
Здоровый ребенок хорошо держит голову и способен переворачиваться со спинки и животика на любой бочок. Также в этом возрасте родители замечают «гуление» и «агуканье» малыша. Новорожденный осознанно реагирует на обращения мамы.
Говорят дети! Внук Кирилл (4 года) пристраивает мне на голову бантик. Я не хочу, прошу снять. Удивляется:
— Почему? Ты же девчонка!
— А прабабушка Клава?
— Тоже девчонка!
С ласковым снисхождением:
— Я — мальчик! А вы — девчонки!
Участие мамы в развитии грудничка
В этом возрасте малышу следует больше уделять внимания и заботы. Доктор Евгений Комаровский рекомендует не только разговаривать с крохой, но и читать ему веселые стихи и комментировать их. Трехмесячному ребенку обязательно нужен массаж. Видеоролик подробно расскажет, как правильно его сделать. Необходимо также организовать подходящий малышу режим дня. Более подробно узнать об этом вы можете из наших ранних статей.
Следует выделить несколько основ развития 3-месячного малыша:
- применение гимнастики и физических упражнений для ручек и ножек. Это не только стимулирует хорошее кровообращение, но и является профилактикой развития дисплазии у грудничков.
- Здорового ребенка можно закалять воздушными и солнечными ваннами, обтиранием полотенцем. С недоношенными малышами от такой процедуры следует воздержаться.
- Крохе уже можно включать мультфильмы, благодаря которым он познакомиться с окружающим миром.
- В этом возрасте ребенку делают повторные прививки, которые были выполнены на протяжении первых четырех недель жизни: АКДС, ККП, полиомиелит.
Физиологические особенности новорожденного в 3 месяца: сон, питание, вес
Нормально развивающийся грудничок в 12 недель требует еды не так часто, как в первые дни. Примерный режим питания крохи — каждые 4 часа. При грудном вскармливании возможно и чаще, так как материнское молоко быстро усваивается организмом малыша.
В это время ребенок может непрерывно спать до 4 часов. Общая продолжительность сна в сутки составляет 10-12 часов, соответственно, увеличивается период бодрствования.
Говорят дети! Сын (4 года) сидит за столом, ест и рассуждает:
— Я буду хорошо есть, и у меня будет большая попа!
— А зачем она тебе такая?
— Чтобы в унитаз не проваливаться!
Ознакомьтесь с таблицей развития ребенка в 3 месяца. Из нее вы узнаете, сколько должен весить малыш и его нормальный рост для этого периода.
Возможные проблемы трехмесячного грудничка
Ребенок в 3 месяца легко находит причину для плача. Его могут беспокоить:
- длительное отсутствие мамы;
- кишечные колики;
- перевозбуждение;
- нарушения нервной системы (врожденная патология);
- повышение температуры и прорезывание зубов (действительно, в этот период у некоторых деток начинается активное появление зубов).
Многие мамы жалуются на возникновение сыпи из-за смены размера подгузников. Так проявляется потничка, устранить которую можно теплой успокаивающей ванной, детским кремом и минимальным использованием памперсов.
Некоторые малыши до третьего месяца не могут нормально разгибать ножки и ручки — это говорит о повышенном мышечном тонусе. Помогают избавиться от него специальные разогревающие и расслабляющие массажи. Рекомендуется также увеличить время приема водных процедур.
Часто ребенок в этом возрасте страдает от угрей. Педиатры считают это нормой до четырех месяцев. Если высыпания не прошли спустя 1-1,5 месяца, необходимо срочно сообщить об этом лечащему врачу. Возможно, в организме малыша в скрытой форме протекает инфекция. Не забывайте вовремя проводить медосмотр грудничка, чтобы на ранней стадии выявить возникшие нарушения.
Предлагаем вам ознакомиться с рекомендациями Евгения Комаровского для 3-месячного ребенка.
Источник
У каждого навыка и умения есть свое оптимальное время развития. Именно в это время навык развивается быстро и хорошо сам или с минимальной помощью. Но если это время упущено, все становится намного сложнее. Советы от Мария Мельник — гештальт терапевта, практикующего детского психолога, что же делать в случае, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка?
Почему так важно попасть на диагностику вовремя? Во-первых запаздывающий навык всегда развивается труднее. Во-вторых, потому что развивая запаздывающий навык (и тем более ожидая пока он это сделает сам), мы уже отбираем время и тормозим развитие следующего. Проще говоря, в 2-3 намного проще запустить или развить ребенку отстающую речь, чем в 4-5. В 4-5 ребенок может уже полностью овладеть родной речью и тогда это даст возможность развиваться социальным навыкам (полноценное общение с ровесниками), мышлению (вербальный, то есть речевой, интеллект и возможность узнавать все больше информации, которая в окружающем мире много где закодирована в речь), фантазии, ролевой игре, а так же вниманию и памяти. Но что если в 4 речь только начинает развиваться?
Поэтому на самом деле важно заметить, когда что-то не так и вовремя обратиться за помощью. К сожалению, невозможно перечислить все тревожные признаки и сходу научить их замечать. Но вот, пожалуй, самые критичные:
Общие тревожные признаки:
- Отсутствие зрительного контакта. Это когда ребенок вообще не смотрим вам в глаза. Или смотрит, но мельком только маме и больше никому.
- Стереотипные движения. Это когда ребенок постоянно делает одинаковые короткие движения. Например, махает руками или раскачивается торсом. Особенно если он это делает часто и продолжительно. Если может больше пяти минут бегать по кругу, не меняя траектории и не отзываясь на ваши замечания, сюда же.
- Агрессия. Если она постоянная и беспричинная. Например, дома и в саду точно все хорошо, но ребенок дерется, кусается и вообще выражает свои эмоции исключительно через ор и побои. Особенно, если не останавливается после ваших попыток его угомонить и может орать несколько часов. Иногда, кстати, так бывает у здоровых детей, при запущенном манипулятивном поведении и отсутствии нормальной коммуникации с родителями, но это тоже повод обратиться за помощью.
- Особенно важно заметить появление садизма – когда ребенок начинает ловить и мучить кошечек/хомячков/жучков, неоднократно и явно с интересом и удовольствием, равнодушно кивая на ваше «нельзя» и «ему же больно».
- Ааутоагрессия. Практически любая и особенно продолжительная: от биться головой об стену, до обкусывания ногтей, выдирания волос и обсасывания костяшек пальцев до кровавых синяков.
- Савантизм. Это условное название ситуаций, когда в развитии способностей и навыков есть сильный перевес – одни развиты слишком хорошо, а другие слишком плохо. Например, ребенок в четыре умеет прибавлять трехзначные числа, но плохо говорит и почти не общается с ровесниками.
- Полное нежелание контактировать с людьми. Как нарастающее, так и внезапное.
- Компульсивное поведение. Это когда ребенку постоянно нужно выполнять какие-то одинаковые действия в определенной последовательности. Например, сначала надеваем футболку, потом шорты, наоборот нельзя. Или сначала расставляем карманных кукол, а потом садимся рисовать. Если нарушается закономерность – бурная протестная реакция. Ключевое слово – постоянно.
- Страсть к упорядочиванию и однообразию. Это когда ребенок, попадая в любое пространство, начинает все игрушки или предметы раскладывать по цветам или по размеру (или вообще по любой придуманной закономерности, но главное – пока не упорядочит, не успокоится).
- Неравномерность или задержка интеллектуального развития. Это когда ваш ребенок сильно отличается уровнем развития и поведением от ровесников на детской площадке или в детском саду/центре/кружке/школе. И когда резкие скачки в приобретениях навыков и успеваемости. Например, раньше хорошо учился, а тут друг перестал понимать, забыл, стал интересоваться более инфантильными играми, чем раньше.
- Постоянное нервное возбуждение и гипер/гипо тонус конечностей. Это когда ребенок вечно нервный, возбужденный, требует внимания и у него напряженные «деревянные» руки и/или ноги. Или наоборот апатия и постоянно вялые мышцы конечностей.
- Нарушение сна. Просыпания, крики, постоянные кошмары. У совсем маленьких детей это могут быть крик без причины и засыпания не более чем на 20-40 минут. То есть вы уверены, что это он сыт, памперс сухой, животик мягкий, но ребенок ни разу в сутки не засыпает больше чем на 40 минут и постоянно орет.
- У детей постарше хорошо видно, когда нервная система не может успокоиться – ребенок уже давно не спал, все время зевает, но угомониться и уснуть не может. Такое может быть в норме, если ребенок легковозбудимый и вас был бурный день, но если многочасовое укладывание спать происходит каждый день — это уже серьезно.
- Любые двигательные недостачи и аномалии. Есть какие-то подозрительные или постоянно повторяющиеся движения, неодинаково двигаются парные конечности, тики, судороги подергивания.
Развитие речи:
В полтора года отсутствует или слабо развито понимание речи. Ребенок не понимает, что вы ему говорите, даже в плане самых простых бытовых вещей. Не отзывается на свое имя и просьбы типа «иди сюда», «нельзя», «принеси мяч». Отсутствует речь в виде первых слов на детском языке. Обычно в полтора должна быть хоть пара слов вроде «мама», «папа», «нет», «дай», «вжж», «кися» и т.д. Да, важно чтобы это было слова, а не слоги или отдельные звуки.
В два — два с половиной года, отсутствует или очень слабо развито понимание речи, не появились сознательные слова (например, есть только эховые повторения за взрослыми). Словарный запас не превышает 10 слов – обычно в это время в норме ребенок активно набирает словарный запас. Отсутствует понимание коммуникативной функции речи – то есть ребенок не понимает, что речь нужна для просьб и вообще общения с родителями и не использует ее для этого.
В три уже должны появиться первые предложения минимум из трех слов и осмысленные выражения своих просьб и потребностей – пить, есть, писять, мультики. Не страшно, если это все есть, но не со взрослыми формами слов или с неидеальным произношением. Главное речевые центры заработали, остальное потом можно разговорить или поправить с логопедом.
После 3 лет:
- Слияние с матерью. Именно невозможность от нее оторваться, отпустить ее из виду или вообще находиться где-либо без нее.
- Быстрая истощаемость, нарушения объема и концентрации внимания. Это когда ребенок вообще не удерживается, над каким либо процессов больше минуты – тут же вскакивает и куда-то бежит. Очень часто вместе с этим идет социальная дезадаптация, то есть невозможность играть и общаться с ровесниками. Интерес вроде есть, но внимания не хватает удержаться в контакте. Сюда же неспособность сосредоточиться на предмете или деятельности. Не способность выполнить какое либо дело до конца. Постоянная хаотичная смена деятельности.
- Нарушения развития моторики — неловкость, расторможенность, медлительность, тики, возбудимость.
- Паническое избегание неудач, когда ребенок, например, в каждой игре подменяет фишки или ругается с другими игроками чтобы выиграть любой ценой, сильная эмоциональная реакция в случае критики. Систематическое избегание неинтересной, но нужной деятельности. То есть, к слову «надо» не привыкает вообще, ни в каких ситуациях, не смотря на ваши длительные усилия.
- Постоянная забывчивость, регулярная потеря личных вещей, постоянные неискореняемые ошибки всегда и везде.
- Постоянная разрушительная и социально неприемлемая деятельность — кричит, разбрасывает вещи, снимает одежду в общественных местах.
- Непрерывное конкурирование со всем и вся, постоянное игнорирование границ других людей и правил поведения (при условии, что вы их ему неоднократно озвучили, а не решили, что он сам догадается).
- Неспособность ждать своей очереди и вообще ждать.
- Повышенная тревожность и не самостоятельность. Навязчивые мысли и действия.
- Постоянные страхи насчет всего вокруг – людей, животных, мест.
- Полное или частичное отсутствие речи во взрослом (от 5 лет) возрасте не связанное с логопедическими проблемами и задержкой развития. Пропадание речи происходит несознательно в стрессовых местах и ситуациях.
- Несуществующие друзья, особенно до 5-7 лет. В пять семь такое часто бывает и у здоровых, но очень одиноких детей.
- Да, из песни слов не выкинешь, частая или постоянная мастурбация в виде ерзания на стуле, трения об углы и рук в неположенных местах. Причем если ребенок уже перестал прятаться и стесняться вас и других взрослых, это серьезный повод для беспокойства.
Что делать, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка?
Идти на диагностику к хорошему, проверено профессиональному психологу и/или невропатологу. Можно в хороший диагностический центр, там есть еще много других нужных специалистов, которые могут понадобиться. Чего не надо делать – пугаться, думать как-то переживем и откладывать поход на диагностику в долгий ящик. Чего нельзя делать категорически – кричать на ребенка, обвинять его в его проблемах и оставлять его с ними наедине.
Потому что из любой, даже самой тяжелой ситуации, всегда есть множество выходов. Этот город очень большой, а этот мир еще больше, и в нем всегда найдутся люди, ситуации и ресурсы, способные помочь вам и вашему ребенку. В конце концов, проверка — это еще не диагноз. Поэтому сначала разбираемся, что происходит, а потом пугаемся и думаем, что делать.
Источник
После исполнения малышу трёх месяцев начинается важный для него этап адаптации к окружающему миру. То, что уже умеет ребенок, является непосредственным результатом его усилий, а также стараний его папы и мамы. В 3 месяца развитие происходит по всем направлениям — физическому, психологическому, эмоциональному. В этот период малыш требует большого внимания со стороны родителей. Нужно заниматься с ним развивающими играми, делать массаж, ходить на прогулки.
Физическое развитие
Физическому развитию ребёнка (его весу, росту, силе и другим параметрам) всегда уделяется особенное внимание, так как это является основным показателем здоровья малыша. Кроме этого, врачи при осмотре 3-месячного малыша делают такие процедуры, как:
- прослушивание сердцебиения и дыхательных путей — аускультация;
- общий осмотр;
- измерение окружности головы и груди.
«Важно! При нормальном развитии ребёнка в 3 месяца вес и рост должны находиться в пределах нормы. Как правило, вес девочек в 3 месяца должен быть около 4.8 кг, а рост — 58 см. Для мальчиков показатели немного выше — 5.2 кг и 59 см.»
Стоит учитывать, что если имеется небольшое отклонение параметров ребёнка от установленных нормами показателей, это не патология. Существует множество факторов, которые нужно учитывать, например, генетическую предрасположенность. У некоторых детей небольшое отклонение показателей от нормы может быть определено на генетическом уровне, а у других — свидетельствовать о каком-либо заболевании.
Кроме генетических особенностей родителей, влияние оказывают и плодность беременности, её течение, сопутствующие проблемы во время вынашивания малыша, условия, в которых развивается плод, грудное или искусственное кормление, время введения прикорма и многое другое.
«Как правило, в этом возрасте малыш должен набирать в месяц около 400−800 граммов. Реже он может набрать до 1 кг, но это исключение. В последующем эти показатели будут уменьшаться.»
Набор веса также зависит от многих показателей. К примеру, дети, которые питаются грудным молоком, практически не переедают и набирают вес в пределах нормы. Родителям, применяющим искусственное вскармливание или же комбинированное питание, нужно быть осторожнее. Дети часто могут набирать лишний вес или быть излишне худыми. В этом случае нужно обращаться за помощью к педиатру.
Детскому врачу ребёнка нужно показывать не только, когда на это есть видимая причина. Не стоит пренебрегать периодическими осмотрами, так как при этом можно определить наличие какой-либо болезни ещё на ранних стадиях.
Рефлексы ребёнка
Развитие малыша в 3 месяца включает и его рефлексы. В этом возрасте груднички изучают новые цвета, оттенки, развивается понимание общих вещей.
В 3 месяца некоторые рефлексы должны исчезнуть, так как малыш уже находится в довольно развитом состоянии, и они ему не нужны, за исключением сосательного и рефлекса ползания. Если развитие ребёнка в третий месяц жизни характеризуется наличием следующих рефлексов, то это свидетельствует о неврологических отклонениях:
- Поисковый. Открывание рта и поворот головы в сторону при прикосновении к уголку его рта.
- Хоботковый. Вытягивание губ хоботком во время прикосновения к верхней губе.
- Рефлекс Бабкина. При надавливании на ладонь ребенка голова движется вперёд, а рот при этом открывается.
- Рефлекс Моро в сильно выраженной форме.
Последний рефлекс в выраженной форме может свидетельствовать о том, что нервная система малыша находится в возбуждённом состоянии. Проявляется он как резкое вскидывание ручек в сторону. Ладони при этом раскрываются. Такую реакцию могут спровоцировать внешние факторы, к примеру, испуг от громкого звука или резкого движения — например, если ударить по столу в непосредственной близости от ребёнка. На первых неделях жизни рефлекс Моро может проявляться и при укладывании малыша на спину.
Сосательный рефлекс, так же, как и рефлекс ползания, нужны ребёнку в возрасте 3−4 месяцев для нормального развития. Родителям необходимо следить за таким фактором, как опасность рахита. Для его предотвращения требуется ежедневно давать ребёнку витамин D. Первым признаком рахита являются постоянно влажные ладони и стопы ребёнка без причины, то есть когда ему не жарко. Также капли пота могут появляться на личике и голове во время ночного кормления. Малыша это сильно беспокоит, он трётся головой о подушку или матрац. Из-за этого могут начать выпадать волосы.
«Также ребёнок в это время боится многих внешних раздражителей, из-за чего у него учащается мочеиспускание. При первых признаках появления такой болезни необходимо обратиться за помощью к специалисту.»
Двигательные навыки
При нормальном развитии малыша в три месяца, он уже должен уметь переворачиваться со спины на живот, а также приподнимать голову, опираясь на руки, в положении на животе. Но если он не делает чего-то из вышеуказанного, это ещё не является причиной отклонений.
Не нужно забывать о генетической предрасположенности, а также о желаниях и характере малыша. К примеру, есть дети, которые сначала начинают ходить, а потом уже ползать. То есть малышу попросту неинтересно ползать, и он самостоятельно активно развивает навык ходьбы. Разумеется, в возрасте 3−4 месяца о таких навыках говорить ещё рано. Не стоит забывать, что нужно проводить соответствующие занятия с трёхмесячным малышом для того, чтобы он быстрее научился делать определённые действия.
Психологические особенности
Развитие малыша в 3 месяца характеризуется определенными психологическими особенностями. Ребёнок лучше начинает понимать окружающий мир.
К новым психологическим приобретениям малыша в 3 месяца можно отнести:
- Комплекс оживления. Ребёнок постоянно улыбается, активно двигается, агукает и гулит.
- Развитие зрения. В этом возрасте глаза новорождённого могут видеть ещё лучше, наблюдать движущиеся предметы, различать основные цвета. Также наблюдается способность распознавать лица своих родителей.
- Формируется восприятие определённых свойств предметов, к примеру, понимание, что та или иная игрушка издаёт звук, пищит и т. п. Также ребенок может определить источник таких звуков, колебаний. Очень хорошо воспринимается малышом звук маминого голоса.
- Эмоциональная сфера также постоянно развивается. Ребёнок уже способен проявлять свой характер, обижаться, радоваться игрушке. Он чувствует настроение взрослых.
- Также можно отметить обучение малыша по методу «делаю, как ты». Это значит, что он будет постоянно пытаться повторить действия родителей.
Питание и распорядок дня
Развитие и питание ребёнка в 3 месяца также имеют некоторые особенности. В этом возрасте нужно начинать заниматься с ребёнком для приучения его к режиму, определённому распорядку дня. По сравнению с первыми двумя месяцами жизни малыш начинает спать намного меньше, но всё равно ещё достаточно часто и долго.
Несколько десятилетий назад нормой можно было считать около 18 часов сна в сутки. Но сегодня дети спят намного меньше — в среднем 12−15 часов. При этом 60% сна приходится на ночь, а остальные 40% — на день.
В возрасте 3 месяцев малыш начинает приспосабливаться к ночному сну, спать большую часть времени ночью. Начинают появляться ассоциации ночи со сном. Не следует поощрять ребёнка к засыпанию у груди или с бутылочкой. Нужно приучать его засыпать самостоятельно в кровати. При этом место приёма пищи должно отличаться от места сна — не нужно кормить кроху в кровати.
Что касается объёмов съедаемого, то в сутки здоровый малыш должен есть около 800−900 мл молока. На один приём пищи приходится от 120 до 150 мл. На натуральном вскармливании грудничок способен самостоятельно регулировать количество нужного ему молока. Искусственникам нужно давать столько пищи, сколько рекомендует производитель детского питания. При этом более крупные дети могут съедать и больше установленных норм.
На 3 месяце от рождения ребёнка начинается один из лактационных кризисов, то есть молока у мамы становится меньше. Но при этом не нужно сокращать количество съедаемого малышом. Иногда ребенок ест не так активно, как раньше — многие мамы думают, что молоко начинает пропадать, и дополнительно дают смесь для искусственного вскармливания. Но делать этого не нужно. Это происходит в некоторой степени из-за того, что дети в этом возрасте очень любознательны и часто отвлекаются во время кормления от процесса.
Иногда родители начинают вводить прикорм уже в 3 месяца. Но делать этого не следует. Для детей, растущих на грудном молоке, прикорм можно вводить начиная с 6 месяцев, а для искусственников — с 5 месяцев.
Развивающие занятия для грудничка
На четвёртом месяце жизни грудничок нуждается в помощи родителей, соответствующем уходе. С ребёнком нужно активно заниматься во время его бодрствования. Все занятия должны вести к улучшению его физического и психологического состояния. Они должны быть направлены на:
- Улучшение слуха. Малышу нужно петь песенки, читать сказки и т. п.
- Развитие речевых навыков. С 3-месячным грудничком нужно вести диалог. К примеру, сказать определённую фразу и остановиться с призывом продолжить её самому малышу. Со временем ему будет это нравиться, и он с удовольствием будет участвовать в таком представлении.
- Развитие тактильных ощущений. Нужно давать грудничку разные предметы, чтобы он потрогал их, понял, из какого материала они сделаны. Это могут быть различные игрушки, крупы или другие предметы.
- Улучшение работы мозга с помощью точечного массажа ладоней и стоп.
Что касается выбора игрушек для малыша, то они должны выглядеть интересно, быть разноцветными, удобными для хватания и кусания. Для этих целей идеально подойдут погремушки с кольцами. Их очень удобно хватать. Можно послушать мнения известных педиатров по этому поводу. К примеру, доктор Комаровский очень доступно объясняет родителям, каким образом нужно заниматься с малышом.
Таким образом, развитие грудничка в 3 месяца непосредственно зависит от внимания со стороны родителей. С ребёнком нужно заниматься, учить его новым действиям, контактировать с ним, уделять ему достаточно внимания. Важно следить и за физическими показателями в развитии. Вес и рост малыша нужно обязательно отслеживать по таблице с установленными нормами, и если имеются какие-либо отклонения, то обязательно проконсультироваться с лечащим врачом, у которого малыш стоит на учёте.
При правильном подходе со стороны родителей грудничок будет расти здоровым и весёлым. Также в случае отклонения от нормы не нужно расстраиваться и думать, что с ребёнком что-то не так. Все дети развиваются по-разному, но к педиатру для осмотра в любом случае нужно обратиться.
Источник