Отклонения в психическом развитии ребенка коррекционная педагогика
«Виды и причины отклонений в развитии ребёнка»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ………………………………………………………………….…4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Факторы риска — это понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на развитие ребёнка. Факторы риска — это опасное действие которых носит вероятный характер, означает более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Различают факторы высокого, умеренного и низкого риска в зависимости от степени её выраженности.[1]
В результате анатомо — патологических исследований авторы указывали на поражения головного мозга у детей, которые возникали часто во время беременности, родов и первые месяцы жизни, нарушая развитие ребёнка. Нарушения и отклонения созревания функций и систем детского организма зависят от времени воздействия патологических факторов — от того, на каком этапе онтогенеза они воздействовали и сколько по времени. Компенсаторные возможности зависят от возраста влияния вредных факторов на ребёнка и длительности их воздействия.[2]
Также анализируя исследования в данной области свидетельствуют о том, что биологические и социальные факторы по — разному сочетаются и в различной мере воздействуют на нарушения в развитии у детей. Это требует рассмотрения данных факторов в комплексе.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ
Биологические факторы
В основе интеллектуальной недостаточности в большинстве случаев лежит воздействие ряда патогенных факторов (инфекции, интоксикации, травмы и т.д.) на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребенка.
Патогенные факторы:
- физические и психические травмы матери;
- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
- различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);
- токсикозы беременности;
- резус-несовместимости крови матери и плода, вследствие чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения (в этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);
- интоксикации – отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не только систематическое, но и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);
- дистрофия, голодание, неправильное питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов.
влияющие на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребёнка. Такая дефицитарность ЦНС приводит к нарушению познавательной деятельности ребёнка, незрелости эмоционально — волевой сферы, ослаблении у него внимания, восприятия, памяти, отставании в развитии речи и тонкой моторики, ослаблении произвольной регуляции поведения.
Наследственные генетические поражения организма.
Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах– нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.
Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений(например, синдром Дауна) или психозов,обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом.Наследуются также определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов.
Приобретенные нарушения
К нарушениям во время родов, как правило, относятся:
- Родовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, затяжных или быстрых, стремительных).
Распространенным осложнением этого может явиться кровоизлияние в вещество мозга: при затяжных родах сдавливание, деформация головы ребенка может быть причиной разрыва сосудов, а в результате стремительных родов кровоизлияние может произойти из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.
При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.
- Асфиксия – остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов – приводит также к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.
Послеродовые приобретенные нарушения в развитии в основном являются последствиями перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. Сюда относятся:
- инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);
- различные травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);
- интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);
- различные заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, которые могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.
Семейные факторы
В семье огромную роль играет — эмоциональный фактор воспитания:
- бескорыстная любовь родителей к детям;
- эмоциональное благополучие ребёнка, которое базируется на уверенности в том, что его любят близкие родные люди.
Также важно состояние психосоциобиологической системы: диады «мать — дитя». От психического состояния матери (здоровья), от её взаимоотношений с ребёнком, зависят его развитие и состояние психического здоровья. Огромное значение имеют адекватность эмоциональных реакций матери, связанных с выраженностью материнского чувства. Недостаточность материнского чувства лежит в основе материнской деривации.
Психопатологические проявления у матери во время беременности и после родов являются причинами, когда впоследствии формируются неправильные типы общения с ребёнком. При нежелательной или не планируемой беременности первые три месяца могут протекать на фоне тревожного и депрессивного состояния. Наблюдаются и послеродовые психозы, которые возникли после ранее перенесенных психических расстройств или стрессов.
В развитии ребёнка большую роль играет и психологическая подготовка отца к отцовству, стимуляция его родительских чувств. Эксперты Оксфордского университета изучили, что мальчики страдают больше, чем девочки, если отцы страдают депрессией, или они алкоголики, или их общение с ребёнком носит формальный характер.
К нарушению нервнопсихического развития детей могут привести факторы:
- длительная разлука с родителями;
- аффективные конфликты супругов;
- депрессивное или тревожное состояние родителей;
- непонимание причин возникновения нарушений развития у ребёнка;
- недостаточная организация развивающих занятий и игр;
- неспособность заметить отклонения в развитии ребёнка;
- жесткое, формальное, поверхностное общение с ребёнком в семье;
- неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности и неудачи ребёнка, на изменение эмоционально — поведенческие и коммуникативные реакции;
- отсутствие учета личностных особенностей ребёнка (экстравертность, интровертность, амбивертность), его возрастных, конституциональных, физиологических возможностей;
- необоснованный рост требований, предъявляемых личности ребёнка;
- неумение сформировать для ребёнка коррекционно — развивающую среду.
В результате личность ребёнка может развиваться дисгармонично, что может привести к трудностям социально – психологической адаптации и проблемам, связанным с формированием позитивного образа себя и взаимоотношений с окружающим миром.
Также учитывается:
- стиль воспитания – тон эмоционального и практического отношения к ребёнку;
- особенности воспитания в семье;
- наличие в семье лиц с психическими нарушениями, личностными отклонениями, инвалидов.
Психологические факторы
- Неблагоприятные семейные обстоятельства:
— неопределённые или напряженные отношения с отцом будущего ребёнка;
— нежелание иметь дитя;
— негативное отношение близких родственников к рождению ребёнка;
— страх или боязнь предстоящей ответственности за своего ребёнка;
— неуверенность в своих силах и в умении выполнять новые обязанности;
— отсутствие внешней помощи и поддержки;
— наличие депрессии у матери;
— бытовая неустроенность;
— патология беременности, родов.
- Ситуации эмоционального неприятия специалистами и родителями ребёнка, отказ в признании его творческих и интеллектуальных возможностях приводит к развитию у него патологических форм реагирования на окружающих, безразличия к любой интеллектуальной деятельности. В результате чего возникает дезадаптация в микро – и макросоциуме.
- Состояния психологического внутреннего дискомфорта:
— необоснованное беспокойство о будущем;
— постоянные размышления о своём поведении;
— ощущения себя плохим и никому ненужным;
— страх всего нового;
— страх ошибиться;
— страх быть неуспешным;
— неуверенность в одобрительном отношении окружающими;
— наличие у ребёнка дефицита внимания, понимания, признания, одобрения, любви со стороны окружающих.
Социальные факторы
Л.С. Выготский указывал, что в каждом возрастном периоде у ребёнка имеется своя социальная ситуация «система отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью, «как исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода» развития, которая представляет конкретную форму отношений с взрослым в тот или иной период своей жизни. [3]
Результаты исследований [4] продемонстрировали, что благоприятные социальные факторы смягчают воздействие биологических факторов риска.
Д.Н. Исаев выделяет следующие социальные факторы:
— глобальные (неблагоприятные: страх перед войной, стихийные бедствия, ожиданием экологической катастрофы и т.д.);
— общественные (неблагоприятные: добровольный или вынужденный выезд из привычного места жительства, ситуации вне дома «риск к нападению, насилию, издевательствам», неблагоприятные материально – бытовые условия жизни);
— связанные с детскими, медицинскими и образовательными учреждениями;
— семейные.
Эмоциональные факторы
- Когда ребёнку в силу тех или иных причин невозможно достичь его возрастного вариативного биологического и социального уровня развития, формируются разные эмоциональные нарушения, которые вторично неблагоприятно воздействуют на дальнейшее психическое и умственное развитие ребёнка.
- При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста, нарушениях детско – родительских отношений, психологическом дискомфорте, испытываемом ребёнком в детском учреждении, могут возникнуть выраженные нарушения эмоционально – поведенческой сферы, которые приводят к ограничению функций.
- Эмоционально – поведенческие расстройства являются вторичными образованиями связанными с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов.
Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям.
Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
По данным ООН в мире насчитывается примерно 450миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет1/10 часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13%. 3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% детей — с другими психическими и физическими недостатками.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Бенилова С.Ю, Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). М.: ПАРАДИГМА — 2012.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
- Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
- Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
- Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
- Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[1] Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
[2] Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В.
Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[3] Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
[4] Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
Источник
Ïðè÷èíû çàäåðæêè ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêîãî. Äåôåêòû êîíñòèòóöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Îðãàíè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ïñèõîìîòîðíàÿ ðàñòîðìîæåííîñòü è àôôåêòèâíàÿ âîçáóäèìîñòü. Íåàäåêâàòíîå ôîðìèðîâàíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî îïûòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè
Îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè âûçâàíû ñåíñîðíûìè íàðóøåíèÿìè (ãëóõîòà, òóãîóõîñòü, ñëåïîòà, ñëàáîâèäåíèå), ïîðàæåíèÿìè ö. í. ñ. (óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü, çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, äâèãàòåëüíûå íàðóøåíèÿ, òÿæåëûå íàðóøåíèÿ ðå÷è).
Óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü (àíãë. mental retardation) — ñòîéêîå, íåîáðàòèìîå íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, â ïåðâóþ î÷åðåäü èíòåëëåêòóàëüíîãî, îáóñëîâëåííîãî íåäîñòàòî÷íîñòüþ ÖÍÑ. Óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü. èìååò ðàçíóþ ýòèîëîãèþ (ïðè÷èíû).
Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ — ïàðöèàëüíîå (÷àñòíîå) íåäîðàçâèòèå ôóíêöèé ïñèõè÷åñêèõ âûñøèõ, ìîãóùåå, â îòëè÷èå îò îëèãîôðåíèè, áûòü âðåìåííûì è êîìïåíñèðîâàòüñÿ ïðè êîððåêöèîííûõ âîçäåéñòâèÿõ â âîçðàñòå äåòñêîì èëè ïîäðîñòêîâîì.
Ïðè÷èíàìè çàäåðæêè ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêîãî ìîãóò âûñòóïàòü:
1). äåôåêòû êîíñòèòóöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà — èç-çà íèõ îí íà÷èíàåò îòñòàâàòü îò ñâåðñòíèêîâ â ðàçâèòèè ôèçè÷åñêîì è ïñèõè÷åñêîì (èíôàíòèëèçì ãàðìîíè÷åñêèé);
2). ðàçëè÷íûå çàáîëåâàíèÿ ñîìàòè÷åñêèå (ôèçè÷åñêè îñëàáëåííûå äåòè);
3). îðãàíè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ ñèñòåìû íåðâíîé öåíòðàëüíîé (äåòè ñ äèñôóíêöèåé ìîçãîâîé ìèíèìàëüíîé).
Ó òàêèõ äåòåé â ñèëó öåðåáðîàñòåíèè, ïñèõîìîòîðíîé ðàñòîðìîæåííîñòè è àôôåêòèâíîé âîçáóäèìîñòè çíà÷èòåëüíî ñíèæàþòñÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü, ïàìÿòü è âíèìàíèå; çàòðóäíÿåòñÿ óñâîåíèå íàâûêîâ ÷òåíèÿ, ïèñüìà, ñ÷åòà, ðå÷è. Òàêæå ïîÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ýìîöèîíàëüíûå è ëè÷íîñòíûå.
Îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè âûñòóïàþò â ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèÿõ.
Îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà — ýòî íåàäåêâàòíîå ôîðìèðîâàíèå åãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî îïûòà, âûçâàííîãî ðàçëè÷íûìè ñåíñîðíûìè íàðóøåíèÿìè, òàêèìè êàê ñëåïîòà, ãëóõîòà, òóãîóõîñòü, èëè ïîðàæåíèåì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, òàêèì êàê äâèãàòåëüíîå íàðóøåíèå, çàäåðæêà ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü.
ïñèõè÷åñêèé ðàçâèòèå äåôåêò âîçáóäèìîñòü
Ïðè÷èíû îòêëîíåíèé
Ñïåöèàëèñòû äåëÿò ïðè÷èíû, ïîâèííûå â ðàçâèòèå îòêëîíåíèé ó äåòåé, íà äâå ãðóïïû: íåáëàãîïðèÿòíûå ôàêòîðû âíåøíåé ñðåäû è íàñëåäñòâåííîå âëèÿíèå.
Ìåäèöèíà ïîñòîÿííî ðàáîòàåò íàä âûÿâëåíèÿìè ðàçëè÷íûõ íàñëåäñòâåííûõ ôîðì óìñòâåííîé îòñòàëîñòè, ãëóõîòû, ñëåïîòû, ñëîæíûõ äåôåêòîâ, ïàòîëîãèé ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû è ïîâåäåíèÿ, â òîì ÷èñëå è ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà.
Íàðÿäó ñ íàñëåäñòâåííîé ïàòîëîãèåé øèðîêî ðàñïðîñòðàíåíû íàðóøåíèÿ, âûçâàííûå ðàçëè÷íûìè íåáëàãîïðèÿòíûìè ôàêòîðàìè îêðóæàþùåé ñðåäû (èíôåêöèè, èíòîêñèêàöèè, òðàâìû è äð.).
 çàâèñèìîñòè îò âðåìåíè âîçäåéñòâèÿ ýòèõ ôàêòîðîâ âûäåëÿþò:
— âíóòðèóòðîáíóþ (ïðåíàòàëüíóþ) ïàòîëîãèþ, ïðè êîòîðîé íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå ïðîèñõîäèò â ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ;
— ïîñòíàòàëüíóþ ïàòîëîãèþ, êîòîðàÿ âîçíèêàåò ïðè ïîâðåæäåíèÿõ âî âðåìÿ ðîäîâ;
— ïîñòíàòàëüíóþ ïàòîëîãèþ, ïðè êîòîðîé íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå ïðîèñõîäèò ïîñëå ðîæäåíèÿ.
Ñðåäè ïðè÷èí, êîòîðûå âåäóò ê îòêëîíåíèÿì â ïñèõîìîòîðíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà, ìîæåò áûòü èììóíîëîãè÷åñêàÿ íåñîâìåñòèìîñòü ìåæäó ìàòåðüþ è ïëîäîì ïî ðåçóñ-ôàêòîðó è àíòèãåíàì êðîâè. Ñëåäñòâèåì òàêîé íåñîâìåñòèìîñòè ÷àñòî ñòàíîâèòñÿ áèëèðóáèíîâàÿ ýíöåôàëîïàòèÿ, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â íàðóøåíèè ñëóõà èëè ðå÷è, à òàêæå â ðàññòðîéñòâàõ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû è ïîâåäåíèÿ.
Ê íåáëàãîïðèÿòíîìó âëèÿíèþ íà ðàçâèòèå ìîçãà áóäóùåãî ðåáåíêà ìîãóò ïðèâåñòè òàêæå:
-âíóòðèóòðîáíûå èíòîêñèêàöèè (íàïðèìåð, ïðè ïðèìåíåíèè áåðåìåííîé ëåêàðñòâ);
-íàðóøåíèå îáìåíà âåùåñòâ (÷àùå âñåãî âîçíèêàþò ïðè ïîçäíèõ òîêñèêîçàõ);
-óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ, íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ, êóðåíèå.
Îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè âîçíèêàþò ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ ðåáåíêà, åñëè ïîðàæåíèå âíóòðèóòðîáíîå, èëè ñ ìîìåíòà âîçíèêíîâåíèÿ äåôåêòà, åñëè ïîðàæåíèå ïîñòíàòàëüíîå. Ïåðâè÷íîå íàðóøåíèå-ñíèæåíèå ñëóõà, çðåíèÿ, èíòåëëåêòà è äð. — âëå÷åò çà ñîáîé âòîðè÷íûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè è îòêëîíåíèÿ òðåòüåãî ïîðÿäêà (Ë.Ñ. Âûãîòñêèé). Ïðè ðàçíîé ïåðâè÷íîé ïðè÷èíå ìíîãèå âòîðè÷íûå îòêëîíåíèÿ â ìëàäåí÷åñêîì, ðàííåì è äîøêîëüíîì âîçðàñòå èìåþò ñõîäíûå ïðîÿâëåíèÿ. Âòîðè÷íûå îòêëîíåíèÿ íîñÿò, êàê ïðàâèëî, ñèñòåìíûé õàðàêòåð, ìåíÿþò âñþ ñòðóêòóðó ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Ïðè ëþáîì õàðàêòåðå ïåðâè÷íîãî íàðóøåíèÿ íàáëþäàþòñÿ îòñòàâàíèå â ñðîêàõ ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé (ïðîöåññîâ) è çàìåäëåííûé òåìï èõ ðàçâèòèÿ, à òàêæå êà÷åñòâåííûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè. Íå ôîðìèðóåòñÿ ñâîåâðåìåííî íè îäèí âèä äåòñêîé äåÿòåëüíîñòè — ïðåäìåòíî- ìàíèïóëÿòèâíàÿ, èãðîâàÿ, ïðîäóêòèâíàÿ íàïð., ïðåäìåòíî-ìàíèïóëÿòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü ó ãëóõèõ è ñëàáîñëûøàùèõ äåòåé ñòàíîâèòñÿ âåäóùåé ê 5 ã., ó óìñòâåííî îòñòàëûõ — ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ñóùåñòâåííûå îòêëîíåíèÿ íàáëþäàþòñÿ â ðàçâèòèè âñåõ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ — âîñïðèÿòèÿ, íàãëÿäíîãî è ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ. Íàðóøàåòñÿ ðàçâèòèå ïðîöåññà îáùåíèÿ; äåòè ïëîõî îâëàäåâàþò ñðåäñòâàìè óñâîåíèÿ îáùåñòâåííîãî îïûòà — ïîíèìàíèåì ðå÷è, ñîäåðæàòåëüíûì ïîäðàæàíèåì, äåéñòâèÿìè ïî îáðàçöó è ïî ñëîâåñíîé èíñòðóêöèè.
Ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè âûçâàíû è âåñüìà íåçíà÷èòåëüíûìè, íå áðîñàþùèìèñÿ â ãëàçà íàðóøåíèÿìè.
Òàê, ñíèæåíèå ñëóõà íà øåïîò ïðè ñîõðàííîñòè âîñïðèÿòèÿ ãîëîñà íîðìàëüíîé ðàçãîâîðíîé ãðîìêîñòè ìîæåò ïðèâåñòè ê ðå÷åâîìó íåäîðàçâèòèþ.  ðåçóëüòàòå ïåðåíåñåííûõ ðåáåíêîì âðåäíûõ âîçäåéñòâèé (ðîäîâîé òðàâìû, òÿæåëîé èíôåêöèè è äð.) ìîæåò âîçíèêíóòü çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïðåïÿòñòâóþùàÿ íîðìàëüíîìó îáó÷åíèþ ðåáåíêà â øêîëå, è ò. ï.
Ïåäàãîãè÷åñêîå âîçäåéñòâèå íàïðàâëåíî â ïåðâóþ î÷åðåäü íà ïðåîäîëåíèå è ïðåäóïðåæäåíèå âòîðè÷íûõ äåôåêòîâ. Ïîñëåäíèå, â îòëè÷èå îò ïåðâè÷íûõ íàðóøåíèé, èìåþùèõ îðãàíè÷åñêèé õàðàêòåð è òðåáóþùèõ ìåä. êîððåêöèè, ïîääàþòñÿ ïåäàãîãè÷åñêîé êîððåêöèè. Ñ ïîìîùüþ ïåäàãîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ ì. á. òàêæå äîñòèãíóòà çíà÷èòåëüíàÿ êîìïåíñàöèÿ ôóíêöèé — âîññòàíîâëåíèå èëè çàìåùåíèå íàðóøåííîé ôóíêöèè.  òî æå âðåìÿ, êàê ïîêàçàëà îòå÷åñòâåííàÿ êîððåêöèîííàÿ ïñèõîëîãèÿ, ñïîíòàííàÿ êîìïåíñàöèÿ äåôåêòà íå èìååò ìåñòà: íàðóøåíèå ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ íå êîìïåíñèðóåòñÿ çà ñ÷åò áîëåå èíòåíñèâíîãî ðàçâèòèÿ çðèòåëüíîé ôóíêöèè, à, íàïðîòèâ, âëå÷åò çà ñîáîé íåäîðàçâèòèå çðèòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ; íàðóøåíèå çðèòåëüíîé ôóíêöèè íå âåäåò ê óñèëåííîìó ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìàëüíûì ðàçâèòèþ òàêòèëüíî-äâèãàòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ è ò. ï.
Óñïåøíîñòü ïðåäóïðåæäåíèÿ, êîððåêöèè è êîìïåíñàöèè îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè íåïîñðåäñòâåííî çàâèñèò îò ñðîêîâ íà÷àëà, ñîäåðæàíèÿ è ìåòîäîâ êîððåêöèîííîé ðàáîòû. Îòñþäà ÷ðåçâû÷àéíî âàæíîå çíà÷åíèå èìåþò ðàííåå îáíàðóæåíèå îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè è ïðàâèëüíàÿ äèàãíîñòèêà ïåðâè÷íîãî äåôåêòà.
Èñõîäÿ èç «íîðìàòèâíîãî» ïîäõîäà ê ðàçâèòèþ ïñèõèêè â êàæäîé êîíöåïöèè ðàçâèòèÿ ôîðìóëèðóåòñÿ ïîíÿòèå «îòêëîíåíèå». Ñëåäîâàòåëüíî, è «íîðìà» çàäàåòñÿ ïîíèìàíèåì ðàçâèòèÿ â äàííîé òåîðèè èëè êîíöåïöèè. Ýòî îäèí àñïåêò «óñëîâíîñòè» íîðìû. Âòîðîé ðàçìûòîñòü ãðàíèö íîðìû, åå âàðèàòèâíîñòü.
Îòêëîíåíèÿ îò íîðìû ñëåäóåò ïîíèìàòü êàê â ïîçèòèâíîì, òàê è â íåãàòèâíîì ïëàíàõ: ìîæåò áûòü âàðèàíò îïåðåæåíèÿ íîðìû ðàçâèòèÿ è âàðèàíò îòñòàâàíèÿ.  ïåðâîì ñëó÷àå ïñèõîëîãèÿ ðàçâèòèÿ ðåøàåò ïðîáëåìó îäàðåííîñòè è îäàðåííûõ äåòåé, âî âòîðîì ñëó÷àå ïðîáëåìó çàäåðæåê ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, åãî äåôåêòîâ.
Äëÿ ñîâðåìåííîé ðàçðàáîòêè öåëîñòíîãî ïîäõîäà ê àíàëèçó îäàðåííîñòè áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò èäåÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î åäèíñòâå «àôôåêòà è èíòåëëåêòà».  ðàìêàõ äàííîãî ïîäõîäà óòâåðæäàåòñÿ, ÷òî îäàðåííîñòü õàðàêòåðèçóåò ëè÷íîñòü â öåëîì, óêàçûâàåòñÿ íà íåäîïóñòèìîñòü ðàçðûâà êîãíèòèâíîé è àôôåêòèâíîé ñôåðû. Îäíàêî â íàèáîëåå èçâåñòíûõ ìîäåëÿõ îäàðåííîñòè, ïî ìíåíèþ Þ.Ä. Áàáàåâîé, îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîýëåìåíòíûé àíàëèç ñòàòèñòè÷åñêèõ ñâÿçåé (Äæ. Ðåíçóëëè, Ê. Õåëëåð).
 îòå÷åñòâåííûõ èññëåäîâàíèÿõ îòìå÷àåòñÿ íåîáõîäèìîñòü ðàçðàáîòêè åäèíèöû àíàëèçà îäàðåííîñòè. Òàê, Ä.Á. Áîãîÿâëåíñêàÿ, èçó÷àþùàÿ ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïðèðîäó òâîð÷åñòâà, âûäåëÿåò ôåíîìåí «ñèòóàòèâíî íåñòèìóëèðîâàííîé ïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè» êàê åäèíèöó àíàëèçà òâîð÷åñòâà, îòðàæàþùóþ åäèíñòâî àôôåêòà è èíòåëëåêòà.  èññëåäîâàíèÿõ îäàðåííîñòè Þ.À. Áàáàåâîé â êà÷åñòâå îñíîâíîãî èñïîëüçóåòñÿ ïîíÿòèå «äèíàìè÷åñêàÿ ñìûñëîâàÿ ñèñòåìà», ââåäåííîå Ë.Ñ. Âûãîòñêèì, îíî ðàñêðûâàåò ñâÿçü ìåæäó èíòåëëåêòîì è àôôåêòîì.
Îäíîé èç ãëàâíûõ ïðîáëåì îäàðåííîñòè ÿâëÿåòñÿ åå èäåíòèôèêàöèÿ. Òðàäèöèîííî äëÿ äèàãíîñòèêè îäàðåííîñòè èñïîëüçóþòñÿ ïñèõîìåòðè÷åñêèå òåñòû, èíòåëëåêòóàëüíûå ñîðåâíîâàíèÿ è ò.ï. Îäíàêî óñïåøíîñòü äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà, â òîì ÷èñëå è â ñèòóàöèè òåñòèðîâàíèÿ, çàâèñèò îò ìíîãèõ óñëîâèé (íàëè÷èå ìîòèâàöèè, òðåâîæíîñòü è ò.ï.) è ïîä âëèÿíèåì ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ ìîæåò ñóùåñòâåííî ìåíÿòüñÿ.  öåëÿõ óñòðàíåíèÿ ñëó÷àåâ íåäîîöåíêè ïîòåíöèàëüíûõ è ñêðûòûõ âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà â ïñèõîëîãèè ðàçâèòèÿ ââîäÿòñÿ íîâûå ìåòîäû èäåíòèôèêàöèè îäàðåííîñòè. Òàê, âñå ÷àùå èñïîëüçóåòñÿ ìîäèôèöèðîâàííûé ìåòîä íàáëþäåíèÿ (Ðåíçóëëè).  ðàìêàõ ïðåäëîæåííîãî Ë.Ñ. Âûãîòñêèì äèíàìè÷åñêîãî ïîäõîäà ïðîèñõîäèò ñìåíà ïàðàäèãìû è â ìåòîäàõ èäåíòèôèêàöèè îäàðåííîñòè. Âåäåòñÿ íå äèàãíîñòèêà îòáîðà, à äèàãíîñòèêà ðàçâèòèÿ, ò.å. àêöåíò, ñìåùàåòñÿ íà âûÿâëåíèå ïðåãðàä, òîðìîçÿùèõ ðàçâèòèå ðåáåíêà, ïîèñêè ñðåäñòâ èõ ïðåîäîëåíèÿ, íà àíàëèç êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíûõ ïóòåé ðàçâèòèÿ. Ïîïûòêè ñîçäàíèÿ ìåòîäîâ «äèíàìè÷åñêîãî òåñòèðîâàíèÿ» ïðåäïðèíÿòû êàê çà ðóáåæîì (Þ. Ãóòêå), òàê è â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè (Þ.Ä. Áàáàåâà).  ÷àñòíîñòè, Þ.Ä. Áàáàåâà, ðàçðàáîòàëà è ïðîâåëà àïðîáèðîâàíèå ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêèõ òðåíèíãîâ, â êîòîðûõ ïðèìåíÿåìûå ìåòîäè÷åñêèå ïðèåìû è òåõíèêè íàïðàâëåíû íå òîëüêî íà ðàñêðûòèå ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà, íî è íà ñòèìóëÿöèþ åãî òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé, ðàçâèòèå ñàìîïîçíàíèÿ, ïîçíàâàòåëüíîé ìîòèâàöèè è ò.ï.
Âàæíóþ ñôåðó èññëåäîâàíèé ñîñòàâëÿþò ïðîáëåìû, ñâÿçàííûå ñ àíàëèçîì àñîöèàëüíûõ ôîðì ïðîÿâëåíèÿ îäàðåííîñòè. Ìîæíî ëè çàãóáèòü òàëàíò? ×òî ïðîèñõîäèò ñ îäàðåííûìè äåòüìè, íå ïîëó÷èâøèìè íåîáõîäèìîé ïîìîùè è ñîöèàëüíîé ïîääåðæêè? Ïî ìíåíèþ ðÿäà àâòîðîâ (Ð. Ïàæåñ), ñïîñîáíîñòè â ýòèõ ñëó÷àÿõ íå «èñ÷åçàþò», à íà÷èíàþò èñêàòü «îáõîäíûå ïóòè» äëÿ ñâîåãî ïðèìåíåíèÿ, èñïîëüçóþòñÿ ÷àñòî íà ðàçðóøèòåëüíûå öåëè.
Âìåñòå ñ òåì ñîâðåìåííûå ó÷åíûå ñ÷èòàþò, ÷òî êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêèé ïîäõîä ìîæåò ñòàòü ôóíäàìåíòàëüíîé òåîðåòè÷åñêîé áàçîé äëÿ ñòàíîâëåíèÿ ñîöèîêóëüòóðíîé ïàðàäèãìû îäàðåííîñòè.
Çàäåðæêà â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè (ÇÏÐ). ÇÏÐ — ñèíäðîì âðåìåííîãî îòñòàâàíèÿ ðàçâèòèÿ ïñèõèêè â öåëîì èëè îòäåëüíûõ åå ôóíêöèé (ðå÷åâûõ, ìîòîðíûõ, ñåíñîðíûõ, ýìîöèîíàëüíûõ, âîëåâûõ).
Ïñèõîëîãèÿ äåòåé ñî ñëàáîâûðàæåííûìè îòêëîíåíèÿìè â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè (çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ) — îäíî èç íàïðàâëåíèé ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè, çàíèìàþùååñÿ èçó÷åíèåì ñâîåîáðàçèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ëåãêèìè íàðóøåíèÿìè ðàçâèòèÿ, èìåþùèìè õàðàêòåð äèñôóíêöèé è ëåãêèõ ïîâðåæäåíèé.  öåíòðå âíèìàíèÿ äàííîãî íàïðàâëåíèÿ âûÿâëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ ÷åðò, ïðèñóùèõ îíòîãåíåçó äåòåé äàííîé êàòåãîðèè, îïðåäåëåíèå êàê õàðàêòåðíûõ äëÿ íèõ íåäîñòàòêîâ, òàê è ðåñóðñîâ ðàçâèòèÿ, îáóñëîâëèâàþùèõ êîìïåíñàòîðíûå âîçìîæíîñòè ðåáåíêà.
Ñîâðåìåííûé ìèð ñòàëêèâàåòñÿ âñå ÷àùå ñ íåãàòèâíûì ïîâåäåíèåì ëþäåé, âûðîñøèõ â äåïðèâàöèîííûõ óñëîâèÿõ.
Óñïåøíîñòü ïðåäóïðåæäåíèÿ, êîððåêöèè è êîìïåíñàöèè îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè íåïîñðåäñòâåííî çàâèñèò îò ñðîêîâ íà÷àëà, ñîäåðæàíèÿ è ìåòîäîâ êîððåêöèîííîé ðàáîòû. Îòñþäà ÷ðåçâû÷àéíî âàæíîå çíà÷åíèå èìåþò ðàííåå îáíàðóæåíèå îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè è ïðàâèëüíàÿ äèàãíîñòèêà ïåðâè÷íîãî äåôåêòà.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник