Отклонения от нормального развития в характере и поведении ребенка
Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.
Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.
Причины отклонений в развитии детей
Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:
- наследственность;
- факторы внешней среды.
Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:
- пренатальные (внутриутробные);
- натальные (в период родов);
- постнатальные (после рождения).
Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:
- эмоциональная депривация;
- педагогическая запущенность;
- социальная запущенность.
Виды отклонений в развитии детей
Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:
- Физические.
- Психические.
- Педагогические.
- Социальные.
К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.
Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.
Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.
Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.
Определение нормы в развитии ребенка
Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:
- Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
- Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
- Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.
Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.
Ребенок развивается соответственно норме при:
- правильной работе головного мозга и его коры;
- нормальном психическом развитии;
- сохранности органов чувств;
- последовательном обучении.
Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь!), медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.
Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.
Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?
Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:
- дошкольный;
- младший школьный;
- подростковый.
Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?
В дошкольном возрасте:
- В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
- Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
- Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
- Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
- Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
- Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.
В младшем школьном возрасте:
- Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
- Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
- Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
- Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
- На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
- Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.
В подростковом возрасте:
- Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
- Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
- Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
- Полное отрицательное отношение к учебе.
- Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.
Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.
Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?
Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.
Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.
Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.
Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.
Виды диагностики отклонений в развитии ребенка
Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:
- медицинская;
- психологическая.
Медицинское обследование
Во время медицинской диагностики проводится:
- общий осмотр ребенка;
- анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
- оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.
Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.
Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.
Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:
- микро- и макроцефалию;
- синдром Дауна;
- нистагм;
- косоглазие и т. д.
Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:
- узкое готическое небо;
- расщелины твердого и мягкого неба;
- расщелина губы;
- укороченная подъязычная связка.
При этом анализируется прикус и размещение зубов.
Психическое обследование
Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:
- внимание;
- память;
- мышление;
- восприятие;
- интеллект;
- эмоциональная сфера и т.д.
Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.
При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.
Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.
Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.
Источник
Отклонения в характере и поведении детей | Анализ отклонений в характере и поведении детей |
Расторможенность, гиперактивность | Двигательная расторможенность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто расторможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют инфантилизмом. |
Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективность) | Аффективное поведение — склонность детей к частым, острым и разрушительным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчивости, необузданности эмоции, смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков и побуждений ребенка. |
Застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов | Они могут быть выражены в разной степени и в разных формах. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизненных задач. |
Аутичное поведение | Погружение в себя, отчужденность от окружения. Такие дети относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспитательные воздействия не всегда ими принимаются. |
Чрезмерная импульсивность | Проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у ребенка, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требующим длительного усилия. |
Повышенная внушаемость | Некритическая податливость действию внушения, готовность подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр. |
продолжение таблицы 63
Негативизм | Проявляется в немотивированном сопротивлении любому влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. Существует две формы негативизма — пассивный, выражающийся в отказе выполнять требования, и активный, при котором совершаются противоположные действия. Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качествами личности. |
Жестокость, деспотизм, агрессивность | Выражаются в драках, разрушительном отношении к вещам, оскорблениях, стремлении мучить слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная. |
Бесцельная ложь | Ребенок не знает причины своей неправдивости и не связывает ее с каким-то умыслом. Это непреднамеренная ложь, от которой ребенок не может воздержаться. |
Бесцельное воровство | Зачаточная форма явления, которое специалисты называют клептоманией. |
Страсть к бродяжничеству | Может быть патологическим влечением психопатических или истерических детей, но может быть и привычкой при отсутствии болезненного предрасположения. Страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начинается с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. Постепенно бродяжничество становится привычкой. |
Лень | Состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической. Основными признаками проявления патологии являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает соматогенная астения, т. е. физическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием. |
Признаки, по которым можно определить степень тяжести отклонения в развитии ребенка:
-стабильность проявления во времени;
-тотальность проявлений нарушений (дома, в школе, в гостях);
-социальная дезадаптация (постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо сам ребенок, либо окружающие его люди).
Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения.
В российской Федерации права детей с проблемами развития признаются рядом документов:
-Конституцией Российской Федерации;
-Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
-Законом Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»;
-Семейным кодексом Российской Федерации;
-целевой программой «Дети — инвалиды».
3. Виды классов для детей с трудностями в обучении.
Система коррекционно-развивающего обучения — это форма дифференциации обучения, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации педагогического процесса, но более эффективна при создании классов коррекционно-развивающего обучения, которые позволяют обеспечивать оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами физического и нервно-психического развития. В таких классах возможно взаимодействие: диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направления работы с детьми.
Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов — классы выравнивания и классы компенсирующего обучения. В школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения: классы педагогической поддержки, классы адаптации, классы здоровья и др.
Коррекционно-развивающее обучение строится на основных положениях «Концепции коррекционно-развивающего обучения», разработанной Институтом коррекционной педагогики.
Классы выравнивания создаются на начальной ступени обучения для обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, эмоциональная неустойчивость.
Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель — создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях образовательного учреждения. В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска.
Создание специальных классов коррекционно-развивающего обучения позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в психическом развитии. Укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль. Необходимыми являются динамические наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка. Результаты наблюдений обсуждаются один раз в четверть на малых педсоветах или консилиумах.
При изучении обучающихся учитываются:
1. Физическое состояние и развитие ребенка: особенности слуха, зрения, координация движений, работоспособность.
2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности внимания, памяти, мышления, речи, воображения, познавательные интересы.
3. Особенности усвоения знаний, умений и опыта (компетенций), предусмотренных программой, сформированности навыков чтения, письма, счета.
4. Отношение к учебной деятельности: мотивация, интерес к изучаемым дисциплинам.
5. Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально-волевая зрелость, волевые качества, настроение, самооценка.
6. Особенности поведения: в школе и дома, вредные привычки, отношения со сверстниками и взрослыми.
По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переходят в обычные классы, или продолжают посещать коррекционные. Перевод в массовую школу осуществляется органами образования на основании решения подсвета школы, в которой работает класс выравнивания.
4.Задачи коррекционно-развивающего обучения:
1.Введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала.
2.Определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.
3.Создание условий для реализации потенциальных возможностей обучающихся.
3.Обеспечение решения задач общего развития, коррекции познавательной деятельности, речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития.
Главная цель коррекционно-развивающего обучения — создание в общеобразовательной школе среды, которая исключала бы возможность негативного влияния на ребенка, а учебная деятельность детей становилась бы деятельностью лечебной. Утверждается новое понятие терапия педагогической среды.
5.Принципы коррекционно-развивающего обучения.
Выделяются следующие принципы коррекционно-развивающего обучения:
-принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей группы риска: обеспечение для детей группы риска в образовательном процессе позиции «на равных» со сверстниками;
-принцип педагогической организации среды жизнедеятельности ребенка: учет особенностей детей группы риска, создание санитарно-гигиенических, психологических, дидактических условий, влияющих на развитие, здоровье, коррекцию имеющихся неблагополучий;
-принцип равноправного партнерства с семьей предполагает активное включение родителей как полномочных субъектов этой деятельности в коррекционную работу;
-принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании детей группы риска утверждает признание уникальности, неповторимости каждого ребенка, необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития ребенка с опорой на его сильные стороны, склонности и способности;
-принцип успешности учения и преодоления посильных трудностей диктует необходимость индивидуального подхода и дифференциации педагогических методов, приемов и средств, исходя из особенностей развития ребенка, уверенности его в своих силах и радости достигаемых результатов;
-принцип педагогического оптимизма акцентирует внимание на решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности ребенка;
-принцип интегративного характера общеобразовательного процесса утверждает необходимость соединения в образовательном процессе учебных, воспитательных, диагностических, оздоровительных, коррекционно-развивающих технологий.
Современный подход к коррекции и компенсации отклонений в развитии детей, может быть, охарактеризован как комплексный и личностно-ориентированный:
-оценка состояния ребенка должна учитывать данные специалистов, характеризующие разные стороны его психического и физического состояния;
-оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого, т. е. коррекционно-воспитательное воздействие не должно быть стандартизированным;
-использование внеурочной деятельности в системе коррекционно-развивающей работы с детьми;
-использование коррекционного потенциала физкультурно-оздоровительной, трудовой, художественной, эстетической, познавательной внеурочной деятельности.
Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:
1.Что понимается под коррекционной педагогикой?
2.В чем специфика понимания предмета коррекционной педагогики как процессов обучения, воспитания и развития?
3. Какие задачи решает коррекционная педагогика?
4.Охарактеризуйте причины, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.
5.Какие вы знаете отклонения в характере и поведении детей? Дайте им характеристику.
6.Какие вы можете выделить признаки, по которым можно определить степень тяжести отклонения в развитии ребенка?
7.В каких документах признаются права детей с проблемами в развитии?
8.Для чего педагогу образовательного учреждения надо знать основы коррекционной педагогики?
9.Охарактеризуйте виды классов для детей с трудностями в обучении.
10.Каковы особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения?
11.Выделите задачи коррекционно-развивающего обучения.
12.Покажите взаимосвязь всех принципов коррекционно-развивающего обучения.
13.Расскажите о комплексном и личностно-ориентированном подходе как современном подходе к коррекции и компенсации отклонений в развитии детей.
14.Дайте характеристику различных видов физкультурно-спортивной деятельности с точки зрения коррекции эмоционального состояния детей и подростков.
Практическая работа:
Практическая работа № 80. «Становление и развитие коррекционной педагогики по эпохам и направлениям». Составление таблицы.
Практическая работа № 81. «Составление логико-смысловой модели: «Виды нарушений развития, их классификация».
Практическая работа № 82. «Реализация на практике положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» утверждается: «Государственная политика в образовательной сфере основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствует охране жизни и здоровья ребенка, свободному развитию личности, воспитанию обучающихся в духе любви к Родине».
Как и насколько, по-вашему, реализуется на практике это положение закона в современной России?
Практическая работа № 83. «Политика государства в области социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России».
Анализ статьи 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов и статьи 19. Образование инвалидов Федеральной программы «Дети России».
Практическая работа № 84. «Принципы коррекционно-развивающего обучения и содержание педагогических требований к ним».
Раскройте содержание педагогических требований к таким принципам коррекционно-развивающего обучения как:
-принцип ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии;
-принцип деятельностного подхода;
-принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Покажите значение этих принципов в коррекционной педагогике.
Практическая работа № 85. «Особенности использования средств физической культуры и спорта в коррекционно-педагогической деятельности».
Практическая работа № 86. «Составление программы проведения «Дня здоровья» в коррекционной образовательной школе».
На основе программы проведения «Дня здоровья» Л.М. Негреева, учителя физической культуры Коррекционного образовательного учреждения школы-интерната I, II вида г. Тихорецка Краснодарского края, составьте программу проведения физкультурного мероприятия для детей коррекционной школы.
Цели:
-формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;
-развитие двигательных и творческих способностей обучающихся;
-приобщение обучающихся к занятиям физической культурой и спортом;
-воспитание коллективизма.
В программу Дня здоровья входит:
1.Выставка плакатов и рисунков на тему: «Мы за здоровый образ жизни».
2.Уроки здоровья.
3.Утренняя зарядка.
4.Линейка, посвященная Всемирному Дню здоровья.
5.Спортивные мероприятия.
6.Выпуск листков здоровья.
7.Экскурсии по экологическим тропам.
8.Участие в городских акциях: «Пешком на работу!»; «Стоп, гипертония!»; «Сбрось лишнее!»; «Внимание! Дети!».
Оформление: В рекреации вывешены работы учащихся 5–10 классов, принявших участие в конкурсе рисунков и плакатов на тему: «Мы за здоровый образ жизни».
Ход мероприятия:
В этот день во всех классах на первом уроке проводятся Уроки здоровья. Затем — линейка, посвященная Всемирному Дню здоровья. Спортивный праздник проходит на школьном стадионе и начинается с проведения для всех классов утренней зарядки.
Потом классные руководители с учителем физической культуры, судьями проходят полосу препятствий. После этого начинается спортивный праздник для обучающихся. Преодолев полосу препятствий, классы участвуют в городских акциях.
Заканчивается день выпуском листков здоровья и экскурсиями по экологическим тропам.
Определение победителей: Победители определяются на основании протоколов, подписанных судьями, представителем оргкомитета.
Награждение: Команды классов, занявшие первые 3 места в каждой группе, награждаются исходя из возможностей школьного наградного фонда. Администрация школы и оргкомитет могут по итогам дня здоровья отметить индивидуально отличившихся участников.
Достигнутые результаты:
-рост мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся с ограниченными возможностями;
-позитивная динамика «качества знаний» по дисциплине «Физическая культура»;
-возросшая активность детей-инвалидов в участии в различных спортивных соревнованиях, спартакиадах на равных со здоровыми детьми.
Date: 2015-06-11; view: 1312; Нарушение авторских прав
Источник