Откат назад в развитии ребенка что это
Встал на ножки – и снова опустился на четвереньки, начал пить из кружки – опять потребовал бутылочку, бойко лопотал – вдруг замолчал и перешел на язык жестов… Возврат малыша к «старым привычкам» тревожит родителей. Почему прогресс сменяется регрессом и что делать, если после двух уверенных шагов вперед кроха отступает назад?
9 июля 2015·Текст:
Евгения Карповская·Фото:
GettyImages
Первые 3–4 года жизни малыш активно развивается и приобретает необходимые человеку знания и умения. Самое большое их количество кроха осваивает в первый год: в 2–3 месяца учится держать головку и улыбаться, в 3–6 – переворачиваться и удерживать игрушки, в 6–9 – сидеть и играть в «ку-ку», в 9–18 – ходить, говорить и подражать взрослым. Если сроки формирования навыка не укладываются в эти интервалы, их расценивают как остановки развития. Такие задержки можно связать с индивидуальными особенностями развития ребенка или с воздействием на детский организм внешних факторов или болезней.
Задержка по плану
Часто бывает, что остановка не экстренная, а плановая, связанная с «личной программой» роста малыша. Это – вариант нормы. Развитие крохи может иметь скачкообразный характер, который будет проявляться в том числе и в скорости приобретения новых навыков. Родители уже заметили, что ребенок может делать больше (ходить, а не ползать, засыпать без пустышки и т. п.), но почему-то не делает, и это вызывает у них тревогу. Между тем причина проста: психологически малыш еще «не дозрел», не свыкся с новым умением настолько, чтобы активно его использовать, и потому предпочитает оставаться в своей зоне комфорта. К примеру, чтобы научиться уверенно ходить, требуется не только много физических сил, но и большое терпение, а его у годовасика совсем немного! К тому же порой до желаемой цели – упавшей игрушки или папиного мобильника – легче, быстрее и безопаснее добраться привычным способом, на четвереньках. Как таковой задержки развития здесь нет, в положенный срок кроха встанет на ножки и пойдет. Успокойтесь и не гонитесь за очередными достижениями своего чада – иногда чрезмерная родительская внимательность и завышенные ожидания могут оказать ему медвежью услугу.
Уважительные причины регреса
Другое дело, когда ребенок уже преодолел новую ступеньку в своем развитии и вдруг резко сдал назад. Допустим, малыш активно начинал самостоятельно садиться, но после инфекционной диареи с госпитализацией как будто все забыл. Почему так происходит?
Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.
Замедлить развитие малыша могут:
1) Различные заболевания
- инфекционные болезни (ОРВИ, кишечные инфекции, ветряная оспа, скарлатина и проч.);
- тяжелые инфекции мочевых путей;
- выраженные анемии;
- дистрофия или ожирение;
- острые травмы.
Механизм «остановки»: маленький (и еще очень слабый) организм ребенка бросает все силы на борьбу с недугом и, как следствие, временно притормаживает естественное физическое, а позже и психомоторное развитие.
2) Неправильное питание
- недоедание (например, из-за нехватки материнского молока или грубых ошибок в расчете суточного количества смеси и/или прикорма);
- длительная несбалансированная диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (непереносимость лактазы, глютена) или при пищевой аллергии;
- дефицит или нарушение соотношения в рационе белков, жиров, углеводов, витаминов.
Механизм «остановки»: организму не хватает количества (или качества) еды для полноценного развития, и он «замирает» на определенной стадии, чтобы пережить этот негативный момент и дождаться более благополучного периода. К примеру, у малыша сильная пищевая аллергия и многие продукты приходится исключать. Если родители продумывают его питание сами, есть риск, что диета получится однобокой и ребенок недополучит многих питательных веществ. Что в итоге? Будет плохо набираться вес, затормозится рост, а позже и психомоторное развитие.
3) Сильные эмоциональные переживания
Как правило, они провоцируют «пробуксовку» в развитии в более позднем возрасте (это могут быть расстройства речи, моторные или эмоционально-волевые нарушения) и обычно связаны:
- с недостатком внимания, общения и любви, получаемых в первую очередь от мамы (слишком ранний выход на работу, отсутствие теплых отношений и особенно телесного контакта с ребенком, обеспечение лишь материальных потребностей малыша и т. п.);
- с сильными стрессами (сопряженными, например, с появлением в семье второго ребенка и сопутствующими переживаниями старшего, появлением новой няни, адаптацией в детском саду, разводом родителей, утратой одного из них и проч.);
- с умственными перегрузками, которые часто являются побочным эффектом слишком интенсивного раннего детского развития (так называемый «информационный невроз»);
- с неблагоприятным микроклиматом в семье (ссоры между родственниками/родителями, скрытые или явные конфликты).
Механизм «остановки»: малышу может не хватать внимания – одобрения, поощрения и ласк. Нарушение контакта с самым близким человеком – мамой, слишком занятой или погруженной в свои внутренние переживания – опасно потерей теплой эмоциональной связи, которая является опорой для гармоничного взросления. Как правило, в таких случаях в первую очередь дает сбой психомоторное развитие, но позже к нему могут присоединиться и физические проявления (нарушение аппетита, снижение иммунитета).
Иногда новая способность («Оказывается, я так умею!») может испугать малыша. Это также бывает причиной того, почему он вдруг «притормаживает» и отказывается выполнять некоторые действия.
Что делать, если у вашего ребенка произошла такая «пробуксовка»?
* Не паниковать, а убедиться, что регрессивные проявления устойчивы и регулярны (например, после устоявшегося режима «сухого» ночного сна малыш не просто единожды напустил в штанишки в детском саду, а раз за разом продолжает писаться в кровати дома).
* Навестить педиатра и проверить здоровье. После перенесенных инфекций стараться обеспечивать ему облегченный режим дня, активные прогулки и комфортные условия дома. Устраивайте профилактику заболеваний (в первую очередь ОРВИ и кишечных инфекций): ограничьте посещения общественных мест, а также соблюдайте правила гигиены в быту и при приготовлении пищи.
* Отправиться на консультацию к диетологу и исправить недочеты детского рациона.
* Проанализировать ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком: обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?
Как только будут устранены причины, которые привели к «остановке», малыш станет наверстывать упущенное. При этом ему обязательно надо помогать: больше контактируйте с ребенком, почаще хвалите и говорите, как вы его любите, оберегайте от физических и нервных перегрузок, стрессов, независимо от возраста обеспечивайте тесный телесный контакт и совместное времяпрепровождение. В любой ситуации поддерживайте малыша и обеспечивайте ему чувство безопасности. Чутко и внимательно относитесь не только к детским переживаниям, но и к своим собственным. Дело в том, что, когда у мамы появляются страх, тревога или чувство вины, это может оказывать прямое влияние на состояние ребенка и даже замедлять процесс его развития.
ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАДЕРЖЕК РАЗВИТИЯ
- Своевременно посещайте педиатра и чутко наблюдайте за ростом и развитием малыша.
- При затягивании сроков восстановления после «остановки» обращайтесь за консультацией к неврологу и/или психологу.
- Терпеливо и спокойно обучайте ребенка подзабытому навыку (при этом старайтесь не раздражаться и не злиться, напротив, поощряйте и хвалите за любые успехи).
- Позаботьтесь о комфортных условиях для крохи – как материальных (например, полноценное питание, удобный горшок, книжки с яркими картинками и т. п.), так и психологических (внимание, одобрение, любовь и поддержка).
Неожиданный регресс: назад, к старым привычкам
Во время стремительного развития некоторые из ранних детских причуд, которые, как вы полагали, уже в прошлом, неожиданно возвращаются. Например, он снова начинает просыпаться среди ночи, хотя уже давно привык спать спокойно, или опять требует бутылочку для питья, хотя в течение последнего месяца прекрасно обходился без нее. Не стоит паниковать, в жизни маленьких детей регресс − вполне нормальное явление. Читать далее
Проблема мокрых штанишек
Время от времени с каждым ребенком происходят маленькие «аварии». Бывает, в саду или в гостях малыш заиграется, итогом чему – мокрые штанишки. Утешив его, вы дружно забываете о досадном эпизоде. Но когда это повторяется, вы начинаете беспокоиться. Он «на ты» с горшком, вы позаботились об этом, подготавливая его к детскому саду. Что же с ним происходит? Читать далее
Почему детей с дефектами речи становится все больше
Все мы помним незадачливого логопеда из известного кинофильма «По семейным обстоятельствам» в исполнении Ролана Быкова. Сегодня вовремя обратиться к специалисту данного профиля (разумеется, более профессиональному) очень важно. Почему, мы и решили выяснить у врачей. Читать далее
Источник
У кого были откаты в развитии у детей? После перенесения высокой температуры 39,5-40…Ребенок замкнулся в себе, стал более пасивным в игре, нарушился сон, вчд. Невролог произнес фразу небольшой откат, нарушение ликвородические…
Как быстро все пошло на поправку и стоит ли принимать лекарства? расскажите свои истории пожалуйста…
Переживаю за ребенка
Комментарии
Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, как сейчас состояние у вашего ребенка? лучше?
У нас аналогичная ситуация. Тоже переживаю . Сыну 14 месяцев, 2 недели была температура, за ней последовал отит. На прошлой неделе закончили принимать антибиотик от отита. Прошли обследование в больнице, все показания и анализы идеальные. Врачи разводят руки. А ребенка как-будто подменили — не играет, не улыбается, не ползает, не ходит. Лежит, ножки подожмет. Постоянно хочет на руки. Сколько ждать, чтобы ребенок вернулся в прежнее состояние.
????
РоÑÑиÑ, Ðижний ÐовгоÑод
У Ð½Ð°Ñ Ð¾ÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ñле наÑкоза. Уже 1,5 года воÑÑÑанавливаеÑÑÑ. Ðока до конÑа не Ñмогли догнаÑÑ.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
а в Ñем вÑÑажаеÑÑÑ Ð¾Ð½?
????
РоÑÑиÑ, Ðижний ÐовгоÑод
ÐоÑвилÑÑ ÑÑÐµÐ¼Ð¾Ñ ÑÑк,подбоÑодка,бÑли Ñики. ÐаÑал пиÑаÑÑÑÑ Ð¸ днÑм и ноÑÑÑ,ÑÑÑдноÑÑи Ñ Ð¾Ð±ÑÑением. У Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´ÐµÑжка пÑÐ¸Ñ Ð¾ÑеÑевого ÑазвиÑиÑ.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐÑе воÑÑÑановиÑÑÑ!!! веÑÑÑе! ÐÑо поÑвилоÑÑ Ð¿Ð¾Ñле наÑкоза? до ÑÑого Ñебенок бÑл здоÑов?
????
РоÑÑиÑ, Ðижний ÐовгоÑод
наÑкоз бÑл длиÑелÑнÑй -опеÑаÑÐ¸Ñ 5ÑаÑов.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
конеÑно Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа ÑÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾…
????
РоÑÑиÑ, Ðижний ÐовгоÑод
не,ÑебÑнок не здоÑов Ñ ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñ Ð½ÐµÐ²Ñологией вÑегда бÑли пÑоблемÑ,но поÑле наÑкоза ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð½Ð°ÑалоÑÑ Ð²Ð¾Ñ Ñакое. СÑало замеÑно Ñ Ñже. ÐовоÑили ждиÑе,воÑÑÑановиÑÑÑ. ÐдиÑе неделÑ,меÑÑÑ…Ðили ÑазнÑе пÑепаÑаÑÑ… Ðо 1,5года вÑе по-пÑежнемÑ.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
какой диагноз ÑÑавÑÑ ÑейÑаÑ? он говоÑиÑ?
????
РоÑÑиÑ, Ðижний ÐовгоÑод
ÐовоÑиÑ,но плоÑ
о. Ðам ÑеÑез меÑÑÑ 4года. Ðо ÑазвиÑÐ¸Ñ -1,5-2года.
СÑавÑÑ ÐÐÑ,ÐÐ Ñ, ÑпилепÑÐ¸Ñ ÐµÑÑ Ñ Ð½Ð°Ñ.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
здоÑовÑÑ Ð²Ð°Ð¼!!!
????
РоÑÑиÑ, Ðижний ÐовгоÑод
ÑпаÑибо! ÐÐ°Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ðµ ÑеÑÑем.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
поÑле Ñакой Ñем-ÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñ Ð±Ñла Ð±Ñ Ð¿Ð°ÑÑивна в игÑе и Ð½Ð¾Ð»Ñ ÑнеÑгии) попÑавлÑйÑÑÑ
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
Ðолели меÑÑÑ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´, Ñебенок изменилÑÑ Ñ Ñого моменÑа
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
Ð ÑколÑко Ñ Ð²Ð°Ñ Ñже ÑÑо длиÑÑÑ? У Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе поÑле вÑÑокой ÑемпеÑаÑÑÑÑ ÑÑановиÑÑÑ Ð½Ð° недели две вÑловаÑой, ÑÑÑаеÑ, обÑаÑÑÑÑ Ð½Ðµ Ñ Ð¾ÑеÑ. СейÑÐ°Ñ Ð²Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ´ÐºÐ»Ñ Ð¿ÑимеÑно Ñже гÑлÑем один Ñаз в Ð´ÐµÐ½Ñ Ð² ÑÑоÑонке Ð¾Ñ Ð²ÑÐµÑ . РвеÑеÑом она лежиÑ, говоÑÐ¸Ñ ÑÑо ÑÑÑала. Уже недели две ÑоÑно здоÑова. ÐоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð½ÑÐºÑ Ð¿Ð¾Ñом Ð²Ð¾Ð¹Ð´ÐµÑ Ð² ноÑмÑ. Я пеÑеживаÑ, но без лекаÑÑÑв. ÐÑÐ¼Ð°Ñ ÑÑо ноÑмалÑно, оÑганизм ÑÑÑеÑÑ Ñакой пеÑенеÑ.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐеÑÑÑ, еÑе зÑÐ±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ за дÑÑгим лезÑÑ… Ребенка не ÑзнаÑÑ… СейÑÐ°Ñ Ð¿Ñем лекаÑÑÑва Ð¾Ñ Ð²Ñд
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐÑе и зÑбÑ. ÐоÑиÑайÑе еÑе Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð°ÑовÑкого пÑо вÑд, Ñ Ñогда оÑÐµÐ½Ñ ÑÑпокоилаÑÑ)) а вообÑе, мне кажеÑÑÑ, даже взÑоÑлÑй поÑле болезни должен в ÑÐµÐ±Ñ Ð¿ÑийÑи.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
СпаÑибо, поÑиÑаÑ
Источник