Отечественные педагоги о роли природы в развитии ребенка
Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Я.А. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек — это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Педагог выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он отмечал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет вперед постепенно». В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как «всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным» (Коменский, 1989:56).
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации на «лоне природы». Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Г.Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» считал главной целью воспитания — развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861, 1864 гг.).К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: «странно, что воспитательное влияние природы … так мало оценено в педагогике» (Ушинский, 1988: 56). В книгах Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике «Родное слово» дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Итак, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII — XVIII веках.
Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе … » (Сухомлинский, 1972: 12). Природа — это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. «Меня поражало, — говорит Сухомлинский — что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой — это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности» (Сухомлинский, 1972: 49). Кроме того, он предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать «птичьи» и «звериную» лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира». (Сухомлинский, 1972: 61)
Академик И.Д. Зверев пишет: «Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить «просвещением» школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании». (Зверев, 1980: 19)
А.А. Плешаковым создана система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом». В ней он не только разработал теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: «Усиление экологической направленности курса природоведения — это, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы». (Плешаков, 1991: 8). Данная система включает в себя как основные, так и факультативные курсы. Система «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром. В основе курса лежит принцип экологизации.
Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям (Лихачев, 1993:19-21). Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.
Лихачев Б.Т. отмечает, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. «Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности» (Лихачев, 1993:19-21). Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки.
Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного — это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
— культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей,
культуру труда
— культуру духовного общения с природой.
Date: 2016-07-05; view: 2965; Нарушение авторских прав
Источник
Константин.Дмитриевич.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания, в методических работах Выдающийся педагог теоретик 19 века. Считал природу важным средством обучения воспитания детей. Свои взгляды он отразил в работах «Детский мир и хрестоматия», «Родное слово». Использование природы У. связывал с идеей народности, воспитание, построенное на народности, позволит ребенку знать хорошо Родину, ее язык, историю, литературу, природу. Наглядное пособие должно преобладать в детском возрасте. Нужно ребенка научить сначала видеть, а потом думать. Наглядное обучение должно развивать у детей наблюдательность за определенными предметами и явлениями, а наибольшее количество объектов для наблюдения дает природа.
Его книга «Родное слово» состоит из:
1) художественного материала по воспитанию и образованию детей. Весь худ. материал (сказки, загадки, стихи) разделил на пять разделов: -знакомство с растениями (деревья, кустарники, цветы); -домашние и дикие животные; -человек и его части тела (рассказы, загадки, договаривание фраз); -знакомство с неживой природой (металл, почва, камни).
2) для учителей. Рекомендовал когда нужно обучать, какие предметы изучать, один учитель, предметы в классе и на улице. Также У. ввел методические карточки. На одной стороне фрагмент сказки, на другой вопросы и задания.
А.А.Быстрова, А.М.Степанов, Е.И.Волкова и др. Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Впервые в русской педагогике Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам. Знакомство с животным миром, по мнению педагога, должно проводиться наглядным путем, сопровождаться оживленным разговором, беседой или кратким рассказом о том, что ребенок видит. Е.Н. Водовозова предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Она считала огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать младшему дошкольнику на детали предмета или рассказывать о том из жизни животных или птиц, чего в данную минуту нет перед глазами. Е.Н. Водовозова указывала, что ребенку надо дать живой конкретный видимый образ или ему останется чуждой та жизнь природы, при наблюдении которой мало-помалу развивались бы в нем ум, находчивость, сочувствие к окружающему его миру. Елизавета Ивановна Тихеева. Рассматривала природу, как важнейшее условие гармонического развития личности ребенка: -природа формирует эстетику, -формирует нравственные качества, -развивает их умственно, уметь видеть взаимосвязи в природе и взаимозависимости, -развивать физически, -развивает приобщение к труду. Создала программу, которая называется «План пед. работы по ознакомлению детей с природой» (1920). Внесла знакомство с растениями, животными, неживой природой. Трудом человека.
Вопрос №30. Белорусские просветлители и педагоги об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека.
Система образования и прогрессивная педагогическая мысль Беларуси развивалась благодаря усилиям передовых ученых и педагогов. Истоки природоведческого и экологического воспитания уходят в далекое прошлое, его традициями богата наша республика. Николай Гусовский (1470-1533 гг.) – белорусский поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Творческое наследие его составляют поэмы «Песня пра зубра», “Новая і славутая перамога над туркамі ў ліпені месяцы”, “Жыццё і подзвіг св. Гіяцынта” и одиннадцать стихов, размещенных в Краковском издании сборника «Песня пра зубра». Франциск Скорина (до 1490 – ок. 1541 гг.) – белорусский первопечатник и просветитель. Им было издано 19 отдельных книг под общим названием «Библия русская». Франциск Скорина стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой. Его занятия в области ботаники и медицины следует рассматривать как стремление постичь истину, обращаясь непосредственно к естественным наукам, к эксперименту, к самой природе. В своей «Малой подорожной книжице» разместил различные календарные и астрономические сведения: белорусские названия месяцев, знаков зодиака, описал прогноз затмений и других астрономических явлений, что оказало значительное влияние на характер общественного сознания. Продолжателем идей Франциска Скорины и Николая Гусовского можно считать Симона Будного (ок. 1530-1593 гг.). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик, педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. Симон Будный был проповедником передовых идей, отстаивал права на обучение для всех слоев общества. Основой воспитания он считал труд. Он придает огромное значение природе в развитии личности человека. Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) — выдающийся белорусский мыслитель, который оставил яркий след как в истории Беларуси, так и в истории всей европейской культуры. Свои идеи он изложил в трактате «О несуществовании бога».
Открыл школу, в которой сам преподавал языки и основы наук. Вместо традиционного урока Закон Божий он ввел уроки, на которых давались знания о естественных законах развития и природы и различных природных явлениях, отвергающие богов, создание ими окружающего мира и управление им. Однако он полагал, что знания о природе нужны человеку для того чтобы потом уметь управлять ею. Илья Федорович Копиевский (1651 – 1714 гг.) — издатель и просветитель. Педагогические воззрения И. Ф. Копиевского были прогрессивными для того времени. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию. В основе морально-нравственной концепции И. Ф. Копиевского лежит любовь к родному краю. Казимир Нарбут (1738-1807 гг.) – педагог-просветитель и общественный деятель Беларуси, Украины, Литвы. Уделял большое внимание естествознанию, пропаганде законов природы, в частности закона о всемирном тяготении. Он делал правильные выводы о единстве и строении планет, комет и других светил Вселенной, тем самым защищал основы научной космогонии, и говорил о связи земного и небесного, о воздействии Солнца и Луны на процессы, происходящие на Земле.
Алоиза Степановна Пашкевич (Тетка) (1876-1916 гг.) – белорусская поэтесса, просветительница, инициатор открытия белорусских школ и издатель книг на родном языке. Она издала для детей такие книги как “Гастінец для дзяцей”, Беларускі лемантар, або Першая навука чытання”, Першае чытанне для дзетак беларусаў”. В состав книг входят рассказы, стихи, былины, поговорки, загадки, в которых отражается быт крестьянской семьи, настроения, чувства, а также объясняются окружающие предметы и природные явления.
Главная цель книг развить представления об окружающей жизни и окружающей природе. Об этом свидетельствуют названия произведений; «Лес», «Мая вясна», «Мой сад» и др.
Якуб Колас (1882 – 1956 гг.) – талантливый педагог, мастер слова, знаменитый писатель, основоположник дидактики начальной школы. Для детей Якуб Колас написал огромное количество художественных произведений. Книга Я. Коласа “Другое чытанне для дзетак беларусаў” была настоящим событием времени. Как писатель и педагог, который хорошо знает психологию детей, он составил учебную книгу таким образом, что она прекрасно формировала культурные и природоведческие представления воспитанников.
Янка Купала (1882 – 1942 гг.)— белорусский поэт, просветитель. В своих произведениях затрагивал такие важные темы, как судьба ребенка , патриотизм и национальная гордость, богатство и красота природы и радость жизни. Тема природы затронута во многих произведениях автора: ”Мароз”, “Дуб”, “Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі” и др. В стихотворении “Моя наука” он прямо говорит о роли природы в развитии личности человека. Любовь автора к природе родного края ощущается в стихах поэта. Она передается читателю и помогает понять красоту, изменчивость и богатство природы Беларуси. Итак, изучение педагогического наследия белорусских педагогов и просветителей показало, что к началу ХХ века превалировали следующие идеи ознакомления детей с природой: ознакомление с природой важно начинать уже на ранних этапах развития ребенка; ознакомление с природой способствует умственному, нравственному, физическому и трудовому развитию детей; работу по ознакомлению с природой необходимо строить с учетом следующих принципов: принцип наглядности, краеведческий принцип, принцип научности, принцип доступности, принцип сезонности; наилучшими методами ознакомления с природой являются наблюдение, труд в природе, беседы о природе, чтение произведений природоведческого содержания, народные праздники, пример родителей.
Источник
Главная
Контакты
Большой вклад в становление совр. методики ознакомления детей с природой внесли революционеры-демократы и представители русской прогрессивной педагогики XIX в., стоявшие на позициях воспитывающего обучения. Образование и воспитание рассматривалось ими не только как процесс передачи знаний подрастающему поколению, но и как формирование направленности личности ребенка, его отношения к действительности. Повышенный интерес к естествознанию является характерным для передовых людей того времени. Так, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов считали, что познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, но и оказывает большое влияние на нравств. и эстет. развитие. Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, необходимости приучать их рассматривать природные явления в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
К.Д. Ушинский считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма, эстет. чувств. Русский педагог высоко ценил роль естествознания в первоначальном обучении детей, считая, что логика явлений природы наиболее доступна познанию, способствует развитию образного и логического мышления, формирует такие качества ума, как любознательность и наблюдательность. Основоположник русской педагогики подчеркивал необходимость формирования у ребенка системы природоведческих знаний, построенной на знакомом детям материале, с учетом сезонных изменений.
Большое место в книге «Родное слово» отведено сказкам и рассказам – миниатюрам о природеПрактически он считал, что всякое восприятие предмета включает сравнение и, только благодаря способности сравнивать и отличать, мы воспринимаем бесконечное разнообразие предметов окружающего мира. Дошкольников необходимо учить сравнению.
Пед. взгляды Е.Н. Водовозовой формировались под влиянием К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого. В своем труде, посвященном вопросам воспитания и обучения детей до школы, она подчеркивала особую роль природы в воспитании малышей, ее значение для всестороннего развития личности ребенка и, прежде всего, для умственного воспитания. В результате общения с природой у ребенка совершенствуются сенсорные процессы, развивается интерес к окружающему, любознательность, формируется система знаний. Природа, по мнению Е.Н. Водовозовой, является основой умственного воспитания дошкольников.
Впервые в русской педагогике Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам.
«При развитии ребенка в первом возрасте мы больше всего останавливаем его внимание на животных, так в это время ребенка особенно занимает все живое и движущееся». По мере развития ребенка, его внимание нужно привлекать к более широкому кругу природных явлений: деревья, растения, цветы, бабочки, птицы; бывать в саду, в поле, в лесу. Круг представлений о растениях и животных должен определяться местными природными условиями. Необходимо знакомить детей только с самыми известными породами деревьев и растений, наиболее известными животными, «находящимися на русской почве».
Очень высоко Е.Н. Водовозова ценила в воспитательном отношении труд детей в природе. «Это д. б., — писала она, — чуть ли не главной задачей воспитания». Она рекомендовала обращать внимание ребенка во время прогулок на яркие, живописные картины природы: красивый пейзаж, блеск солнца, его закат, вид безбрежного моря и т. д.
Просмотров: 972
Вернуться в категорию: Растения
Источник